Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 5 страница



В этом месте я остановился и изменил свое состояние на спокойное: «Теперь вы увидели, что делаете? Я просто повторил ваше обычное поведение». В дальнейшем разговоре она вспомнила, что эту манипуляцию регулярно проделывала ее мать. В данном случае обида являлась нерациональной реакцией, и любые доводы были обречены на отрицание. Мать продолжала обижаться до тех пор, пока клиентка не впадала в виноватое состояние, такое же иррациональное. Лишь после этого гнев сменялся на милость и начиналось материнское утешение.

Третий пример. Он взят из занятий учебно-тренировочной группы. Один из участников согласился быть психологом, а другая решила побыть в роли клиента. Женщина как проблему стала рассказывать о своем страхе выступления в официальной аудитории. При этом она полностью завладела инициативой в разговоре, даже стала поучать психолога по поводу ведения процесса консультирования. Я сделал остановку и предложил психологу рассказать о своих ощущениях. Он признался, что у него возникло напряжение и скованность. В дальнейшем разговоре выяснилось, что это было связано со страхом оценки его как «плохого» психолога со стороны клиента и остальной аудитории. Из-за этого поменялись роли в консультативном процессе, ведущей стала клиент. Психолог сделал ошибку. На самом деле, клиент не может оценить деятельность психолога, это может сделать только другой психолог. Этот анализ четко отзеркалил основную причину проблемы клиентки. Выступая перед аудиторией, она хочет быть «хорошей», и поэтому попадает в зависимость от аудитории. Решение проблемы сформулировала она сама – «Мое дело рассказать, что я думаю. Уж как они будут оценивать мое выступление, это их дело!»

В резонансном подходе психолог берет на себя именно ту часть внутреннего конфликта, которая находится в тени. Он выводит ее на свет и через нее вступает в открытую конфронтацию с другой частью. После того как человек увидел себя в этом психотерапевтическом зеркале, он больше не спрашивает совета. Он сам решает, как ему поступать.

Области применения резонансного подхода в консультировании

В завершение этой части я хочу остановиться на таком важном вопросе как границы применения резонансного подхода. Конечно, мне. как любому автору нового метода, хочется экспансии, то есть объявить, что наконец-то найдена панацея от всех бед! Нечто похожее произошло с НЛП, некоторые тенденции этого проявляются с семейными расстановками Б. Хеллингера [44]. Чего только сейчас не расставляют! Но я постараюсь быть объективным в своей оценке. Пусть, если я не прав, другие меня поправят и расширят круг возможностей моего любимого резонансного консультирования.

Конечно, этот метод связан с таким понятием какличностный рост. Понятие личностного роста в психологии и психотерапии сегодня имеет много значений. С одной стороны, под этим рассматривается способность человека к активной социальной деятельности, умению ставить и добиваться значительных целей, то есть как успешность в достижениях. С другой - личностный рост, особенно в гуманистической парадигме, связывают с понятием «психологическое взросление», «самоактуализация» и «смысловое постижение».

Действительно, принимая во внимание эти две точки зрения, в человеке можно выделить некоторую социальную, а следовательно, структурированную частьистихийную, природную часть. Социальная реальность конструируется и воспроизводится в результате взаимодействия людей и носит конвенциональный характер. Для ее возникновения необходимо как минимум присутствие другого человека. Может, не случайно, нижний уровень малой группы начинается с двух человек. В связи с этим социальная реальность имеет уже искусственную природу, то есть ее можно оценить, сделать, контролировать и т.д. Она легче поддается конструированию, изменению, функционированию, развитию, чем большая группа. Социальное (сделанное людьми) пространство отрицательно относится к стихийности, постоянно пытаясь структурировать ее (покорить природу).

Как следствие, жизнь современного человека становится все более структурированной. Он окутан со всех сторон социальными конвенциями, особенно в социально развитых странах. Чем выше уровень цивилизации в обществе, тем больше конвенций и строже наказание за их нарушение. Печальный пример Японии, где взлет цивилизации сопровождается ростом самоубийств. Невротические расстройства сегодня становятся все более распространенными заболеваниями современного общества.

Поэтому сегодня у человека сильно задавлена потребность в проявлении стихийного. И человек находит разные конструктивные и деструктивные выходы этой стихийности вовне. Возможно, поэтому городской человек сегодня так тяготеет к различным массовым действиям (спортивные зрелища, карнавалы, парады, рок-концерты и т.д.). Также растет интерес к духовным психотехнологиям и учениям, которые строятся на попытках вывести человека за пределы конвенциональной реальности. Отчасти эта тоска по стихийности может быть связана даже с такими негативными явлениями как алкоголизм и наркомания. Они могут рассматриваться как примеры неудачной реализации потребности в стихийности.

Предположение о наличии природной «несоциализированой» части и необходимости ее саморазвития в том или ином контексте уже высказывалось в современной психологии. Так, в частности, А. Маслоу в своей знаменитой концепции самоактуализации отмечал, что присущая каждому из нас внутренняя биологическая природа в определенной мере является «естественной», врожденной, изначальной и, в узком смысле, неизменной, или, по крайней мере, не меняющейся. Он предлагает этой внутренней природе давать выход наружу, вместо того чтобы подавлять: «Позволив ей управлять нашей жизнью, мы обретем здоровье, успех и счастье»[18]. Но он предупреждает, что такая внутренняя природа слаба и уязвима, и поэтому легко становится жертвой давления цивилизации. С этой точки зрения самоактуализация является как раз выражением внутренней природы человека.

Эта внутренняя природа человека, в отличие от социальной, «искусственной» определяется по-разному. В аналитической психологии центральная психическая инстанция обозначается термином «Я» или «самость» (self). К. Юнг использовал для этого понятие «индивидуация» как процесс развития личности человека, но личности особого рода, возникающий не столько в результате воздействия социума, сколько под влиянием собственной самости [51]. В психосинтезе для обозначения данного центра психики, скрытого за скорлупой личности» и составляющего «сердце психики человека» (Р. Ассаджиоли), используется термин «Высшее Я» как бытие («Я ЕСМЬ»), выступающее на своем уровне неизменным Центром Жизни, источником излучаемых ею энергий [1]. В рамках гуманистической психологии данную инстанцию обозначают термином «внутреннее Я».

Такое рассмотрение двойной природы человека приводит к тому, что сейчас некоторые исследователи предлагают сузить понятие «личность». Для дифференцирования социальной и природной части человека в научной литературе все чаще начинают использоваться такие понятия как «личность» и «сущность» как разные психические инстанции (например, А.Б. Орлов) [23].

Личность рассматривается [13] как инструмент для целевых достижений и продвижения в социуме. При этом надо помнить, что само слово «личность» происходит от слова “личина”, то есть маска. Личность можно рассматривать как некую «оболочку», которая может как транслировать, так и трансформировать подлинные субъектные проявления человека. Личность во многом зависит от того социально-психологического мира, в котором она формировалась.

Сущность связана со смысловым постижением и внутренней целостностью. По Г.И. Гурджиеву сущность как самое глубокое «Я» человека возникает еще до процесса социализации [13]. Если личность может меняться в зависимости от изменения жизненной ситуации, то сущность как внутренняя природа человека может либо развиваться, либо приостанавливаться.

Во всех духовных традициях ключевыми моментами внутренней работы являлось осознание человеком принципиального различия между своей сущностью и своей личностью. Основным результатом такой работы является переход от самоопределения себя в качестве личности (совокупности социально определенных и изменчивых ролей) к самоопределению себя в качестве истинной сущности, «сердцевины своего существа, отдельной от Бога, но живущей в Боге».

Все более и более принимая свою сущность, человек не отрицает свою внешнюю часть (личность) и не отказывается от нее. Происходит полное принятие себя таким, каким человек является, - внешних атрибутов личности, но в другой перспективе. Таким образом, через стихийное и надсоциальное проявления возможно развитие внутреннего потенциала человека, его сущности.

В рамках данного подхода у человека можно выделить три возраста: биологический (возраст тела), социальный (возраст личности) и сущностный. С этой точки зренияцелый ряд психологических проблем возникает тогда, когда у человекаобразуется значительный разрыв между возрастами личности и сущности. Если у человека зрелая сущность и неразвитая личность, то ему сложно в социальном плане (зарабатывать деньги, строить карьеру, добиваться престижа и т. п.). Но гораздо чаще бывает наоборот. Огромное количество сил человек тратит лишь на внешнюю оболочку, оставляя свою сущность неразвитой. Банкир может иметь сущность подростка, учительница – сущность маленькой девочки. Если говорить о неврозе, то в его основе лежит это несоответствие: личность уже взрослая, а сущность все еще детская. По мере взросления социальная нагрузка увеличивается, и слабая сущность не выдерживает.

Когда-то я смотрел фильм, который назывался «Малыш». По сюжету один мальчик очень хотел стать взрослым. В результате волшебства он превратился в мужчину. Взрослым он стал только внешне, а внутри остался таким же ребенком. В фильме хорошо показан сильнейший стресс, когда ребенок должен был изображать взрослого человека. Когда подобное происходит в реальной жизни, от этого начинается невроз, то есть уход в болезнь.

Другой ряд проблем возникает из-занесоответствия характеристик личности и сущности.Отсутствие контакта со своей сущностью может привести к тому, что человек будет занят деятельностью, которая не соответствует его природе. Например: в лесу есть деревья, но они все разные. Сосна подходит для того, чтобы делать яхту, липа - для того чтобы делать детские игрушки, из дуба получается хорошая мебель. Если делать корабль из дуба, то это будет тяжелый корабль, мебель из липы будет недолговечной.

Чем же может помочь практическая психология человеку, который заинтересован в развитии не только своей личности (социальной представленности), но и сущности (бытийной представленности)? Суть в том, чтобы помочь человеку найти свой внутренний потенциал, понять и раскрыть его. То естьэто помощь в становлении того, что уже заложено в человеке. Сущности нельзя навязывать путь ее развития, можно лишь вникать в нее и действовать сообразно, устраняя препятствия на пути к совершенству, что на Востоке называлось «Не-деянием», а в христианском мире – «Умным деланием»[35].

Данная точка зрения на развитие человека во многом перекликается с идеей клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса. Позиция психолога в его подходе заключалась в отказе от воздействия, даже с самыми благими целями. Создавались условия для становления его сущности. К. Роджерс полагал, что если подходящие условия созданы, то сущность будет развиваться самым оптимальным образом. Отсюда базовой техникой клиент-центрированной психотерапии являлось, прежде всего, эмпатическое слушанье – принимающее и поддерживающее. Техника самораскрытия психолога, особенно его эмоционального состояния, оказалась весьма эффективна для позитивных изменений и личностного роста, как клиента, так и его самого [30].

Если же в человеке все само по себе выбирает удобный путь реализации, то консультант может, как помочь, угадав направление развития сущности другого человека, так и помешать этому процессу. Сознание психолога может быть сориентировано не только в правильном для клиента направлении, но и на свои предрассудки или навязчивые идеи, что неизбежно приведет к тупику.

Какое же влияние может быть наиболее приемлемым, если мы имеем дело с природной частью человека? Я считаю, что наиболее точным и эффективным может быть только такое терапевтическое взаимодействие, которое строится с опорой на резонанс.Именно при резонансе мы не навязываем человеку ничего извне, а активизируем его потенциальное, уже имеющееся в нем.

Поэтому наиболее эффективно использование резонансного подхода в развитии такой части человека, которая связана с его целостностью, психологической зрелостью, энергетическими возможностями, возможностями общения с миром как таковым, способностью любить, то есть его сущности.

 

Глава 2. Подготовка р-консультанта

Программа подготовки Р-консультанта

В обучении мастерству Р-консультирования, как впрочем, и другим методам психологической работы, на мой взгляд, можно выделить четыре основных блока: личностный, общепрофессиональный, специальный, частнопрофессиональный. Однако такую подготовку не обязательно рассматривать как последовательное движение по названным уровням, она может идти с любого места (рис.23).

Рис.23. Схема подготовки психолога-консультанта.

Личностный блок. Психолог – это всего лишь роль, которую может выполнять человек. Для того чтобы быть эффективным в своей роли, у него, помимо профессиональных качеств, должна быть определенная личностная подготовка. Я в шутку обозначаю ее как «работа с носителем». Под «носителем» я понимаю ту часть человека, на что потом будет «надеваться» профессиональное снаряжение. То есть личностный блок касается развития и трансформации самого специалиста как человека.

Сюда входит, прежде всего, индивидуальная личная терапия. Цель ее заключается вовсе не в освобождении человека от его проблем. Я считаю, что чем больше у психолога личных проблем, тем легче ему резонировать с клиентом. Главное при этом, чтобы не было перегрузки. Индивидуальная терапия помогает сделать эти проблемы неактуальными, то есть, чтобы они не заглушали звучание клиента. Непроработанные личные проблемы, его «Тень», создают у психолога своего рода «мертвую зону». В таком случае проблемы клиента «прячутся» в этой зоне и становятся недосягаемы для рассмотрения психолога.

Другой момент связан с развитием того, что называется сущностью человека. Это близко к понятию психологической взрослости, мудрости, целостности человека, его душевной зрелости. Выше я уже отмечал, что если за помощью обратится клиент, психологически более зрелый, чем консультант, то произойдет смена ролей. Как писал Ф. Перлс: «Тот, кто взрослее, тот и является психотерапевтом» [25].

В основе общепрофессионального блока подготовки консультанта лежит освоение им собственно профессиональной позиции Р-консультанта, то есть формирование психологии профессионала. Эта психология заключается, прежде всего, в выработке у себя инструментального отношения к своей роли. Пока психолог не отделит себя от своей профессиональной роли и не будет ее придерживаться то, если не выходить за ее рамки, говорить о его эффективной работе не приходится. Подготовка на этом уровне заключается в развитии способности к разотождествлению, то есть отделению себя как человека от своей профессиональной роли. Я это иногда заостряю в выражении «Психолог – это не человек», то есть он общается не «по-человечески», а профессионально. Его общение не спонтанное, а искусственное (хотя может выглядеть как спонтанное). Для повышения эффективности психологу важно выстраивать и удерживать общение на рабочем уровне.

Профессия «психолог-консультант» входит в систему профессий типа «человек — человек», поэтому в этот блок также входит развитие коммуникативной компетентности. Это касается умения слушать, подстраиваться к собеседнику, диагностировать состояние другого человека, использовать эмпатию, владеть приемами посредничества и т. д.

Блок специальной подготовки. Такая подготовка необходима, так как именно психологические возможности консультанта определяют пределы в создании резонанса. Данный блок заключается в развитии специфических для консультанта «нечеловеческих» способностей, то есть расширение их свыше «нормального» уровня. Таких способностей, которые в обычной жизни у человека остаются неразвитыми и невостребованными. Данная спецподготовка делает качественным отличие специалиста-консультанта от «обычного» человека.

Специфика подготовки Р-консультанта в моем подходе заключается в том, что она строится с опорой на духовные практики. Они определяют качественное изменение и развитие возможностей Р-консультанта, способствуют появлению у него этих специальных способностей.

В такой блок входят следующие изменения, о которых подробнее будет сказано ниже. К ним относятся - изменение Я-концепции консультанта, то есть его представлений о себе; формирование стабильного самосознания, которое заключается в устойчивом самонаблюдении; владение пространственным способом общения, формирование объемного восприятия, то есть способности удерживать в восприятии много объектов ситуации одномоментно, эмоциональная пластичность и эмоциональная устойчивость, способность диагностировать свое и чужое эмоциональное состояние, навыки распределенного внимания. Также в подготовке специалиста может ставиться особая задача - приобщение к «духу» профессии.

Подготовка частнопрофессиональных умений относится непосредственно к овладению психологом инструментария из различных психотерапевтических моделей. К основным моделям, которые необходимо освоить, я отношу психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапию, психосинтез, гуманистический подход, НЛП. Помимо владения этими методами, к частнопрофессиональным умениям относятся способность к ассоциированию и обработке сопротивления, точная интерпретация материала, психодраматические способности, умение ставить точные вопросы и др.

Далее в книге я даю более подробное рассмотрение по каждому блоку подготовки р-консультанта. Но это не подробное описание всего обучения, а лишь его отдельных элементов, которые считаю наиболее важными и оригинальными.

Общепрофессиональный блок

Каким не должен быть психолог-консультант

Психолог-консультант — это разновидностьролевого поведения. Что мы знаем о правилах выполнения этой роли? Скорее всего, очень мало. Мы можем сыграть, если потребуется, роль «продавца» (в магазинах все бывали), роль «милиционера» (тоже известна), даже роль «капитана дальнего плавания» (могли видеть в кино). Хорошо ли, плохо ли получится — это уже другой вопрос. Что касается «психолога», то у нас нет даже образца, от которого можно оттолкнуться. Проблема в том, что гораздо легче говорить о том, каким не должен быть психолог.

Отсюда повсеместно возникает распространенная ошибка — под видом этой роли человек начинает играть то, что ему хорошо знакомо. Он становится другом, педагогом, врачом, следователем, авторитетом. Соответственно другой выпадает из своей роли «клиента» и подыгрывает вам ролью товарища, ученика, больного, ребенка и т. п. В результате вместо решения психологической проблемы, с которой он изначально обратился, вы начинаете решать иные, в том числе и свои личные проблемы.

Для иллюстрации такого непродуктивного поведения можно показать способы общения, в которых психолог выпадает из своей роли и начинает играть:

Друга, то есть может выслушать, посочувствовать, помочь материально, предложить чаю, и решить проблему клиента за него. Внимает участливо, ободряюще, может похлопать по плечу и даже приобнять.

Педагога, то есть знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь как единственно правильный. Использует выражения типа «В обществе так не принято», «Как говорил известный писатель», «Это аморально», «Каждый порядочный человек должен знать…». Говорит назидательным тоном, учит жить, цитирует авторитетов.

Врача, то есть старается поставить диагноз — «У вас повышенная тревожность» и т. п. Задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает советы и рекомендации: «Надо меньше волноваться и чаще гулять на свежем воздухе». Делает записи в тетрадь. Реплики типа «На что жалуетесь?», «Как давно это у вас?», «А когда вы в последний раз так волновались?». «Посторонние» разговоры клиента пресекаются.

Следователя, то есть имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить. Считает, что истина одна и надо за нее ухватиться. Пытается уличить во лжи или поймать на противоречии. Задавая вопросы, свою версию не объясняет. Просит говорить только правду. Нередко обвиняет.

Авторитета, то есть использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии: «Вот у меня был похожий случай, и я сделал так-то», дает советы, проверенные на собственном опыте.

Психологу-консультанту часто сложно себя точно идентифицировать. Отсутствие образцов может привести к тому, что и клиент тоже часто не знает, как «играть» свою роль. До вашей встречи он был клиентом других специалистов, и ему тоже сложно увидеть разницу. Поэтому в общении с психологом клиент будет «переносить» на него образы других людей, к которым он когда-то сам обращался или видел, как это делается. «Как надо разговаривать с психологом?» — с таким вопросом нередко приходится сталкиваться в начале консультации. Как диагностировать, с кем сейчас вместо меня общается мой клиент?

1. Если клиент ожидает от вас радостной улыбки при встрече, расспрашивает о ваших успехах и здоровье, на некоторые темы отказывается говорить и продолжает с вами общаться, даже после окончания времени консультации, — то в вас он видит, скорее всего, Друга.

2. Если клиент отвечает только на все ваши вопросы, сообщает вам свои жалобы без их самостоятельного осмысления, ждет, когда вы ему «выпишите» ценный совет,— то вас путают с Врачом.

3. Если клиент спрашивает о том, правильно ли он поступает, приносит написанные дома списки своих вопросов, спрашивает про домашнее задание, дает вам хорошие оценки, ведет себя примерно, не ругается и не говорит на темы секса, — то в этом случае вы воспринимаетесь как Педагог.

4. Если клиент на все вопросы пытается дать правдоподобные ответы, часто делает паузы для обдумывания, все, что вы делаете, воспринимает как возможную провокацию, его очень трудно застать врасплох — то, вероятнее всего, вы для него Следователь.

5. Если клиент внимательно слушает и даже записывает все ваши «мудрые» мысли и пытается до них «дорасти», не спорит, благодарит за ценные советы, уважительно относится и называет по имени-отчеству, — поздравляю, вы в роли Авторитета.

На мой взгляд, роль психолога заключается не в обучении (это роль «Педагога»), не в совете (это роль «Авторитета»), не в поиске объективной истины о клиенте (это роль «Следователя») и даже не в эмоциональной поддержке (это роль «Друга»), а в том, чтобы помочь человеку расширить представление о себе.

Для того чтобы это произошло, психолог должен взять на себя функцию «зеркала», глядя в которое человек сможет увидеть себя. Важно отметить, что зеркалом психики человека может быть только психика другого человека. Именно в этом заключается уникальность и своеобразие роли психолога.

Для того чтобы действительно увидеть, в чем отличие отношений «психолог-клиент» от других, я иногда предлагаю в обучающей группе следующее упражнение: «У меня пять карточек с кратким описанием различных социальных ролей: «Друг», «Педагог», «Врач», «Следователь», «Авторитет». Вам надо разбиться на пять подгрупп и выбрать из предложенных карточек по одной. После ознакомления с содержанием карточки вы, сначала потренировавшись в своей подгруппе, разыграете этюд «На приеме у психолога». Внешне вы будете в роли психолога, а ваша внутренняя роль будет соответствовать содержанию предложенной в карточке роли. Клиентом может быть участник любой из остальных подгрупп. После того как сценка будет сыграна, все должны отгадать, какая была внутренняя роль, исполняемая под видом «психолога». Данное упражнение позволяет наглядно увидеть, что смешение ролей начинает искажать содержание консультации.

 

Как «правильно сыграть» роль психолога

Сложность выполнения роли психолога заключается, прежде всего, в том, что это самостоятельный и несводимый к другим вид деятельности. Такие отношения совершенно непохожи на то, с чем обычно сталкивается человек в своей жизни. Они не родственные, не дружеские, не учебные, не деловые, не любовные, а особые, суть их, на мой взгляд, — помочь человеку встретиться с самим собой. Это отправная точка психологической работы. Поэтому психологу нежелательно давать клиенту излишнюю информацию о самом себе, особенно на первых этапах консультирования.

Психологическая помощь возможна только в том случае, если психолог находится в своей профессиональной роли. Ввиду наличия скрытого сопротивления клиент неосознанно будет сам пытаться выйти из своей роли. Кроме этого, у него есть немало способов, чтобы «выбить» психолога из его амплуа. Если это клиенту удается, психологическая работа прекращается, так как возникают другие отношения. Для этого психологу важно «держать удар» и не выпадать из своей роли.

Вот некоторые «заходы» клиента, которые могут усложнить сеанс.

1. Клиент начинает расспрашивать психолога о его личной жизни, мировоззрении, проблемах. Здесь надо руководствоваться правилом юристов: Все, что вы скажете, может быть использовано против вас. Рекомендуется: «А что вы сами думаете обо мне? Почему?». Крайний вариант: «Если клиент анализирует психолога, то психолог становится клиентом. Давайте решим, кто из нас психолог, а кто клиент».

2. Клиент хочет выяснить степень вашей квалификации. Особенную сложность это может создать у начинающих психологов. Рекомендуется: «У вас возникло сомнение в моей квалификации? Почему?» Крайний вариант: «Если вы мне не доверяете — обратитесь к другому психологу».

3. Клиент хочет узнать о вашем жизненном опыте, семейном положении, количестве детей. Рекомендуется: «Почему для вас это важно?». Крайний вариант: «Вам нужен психолог или хороший семьянин?».

4. Клиент просит совета. Объяснить, что советы всегда безответственны. «Я могу посоветовать, а делать придется вам. Если результат вас не устроит, кто за это будет отвечать?» Просьба о совете — это попытка перенести ответственность за результат на психолога.

5. Клиент рассказывает о других, а не о себе. Слушая клиента, следует понимать, что это информация не о других людях, а о том, как клиент воспринимает других людей. Отталкиваясь от этого, надо постепенно переводить его внимание на себя, то есть на самого клиента как источника проблемы.

6. Клиент обвиняет или оскорбляет психолога. Например: «Плохой вы психолог». Рекомендации: не защищаться, не оправдываться, а использовать этот текст в психологическом анализе: «"Плохой" с чем у вас ассоциируется?»

7. Клиент опаздывает (приходит раньше) и просит извинения. Рекомендации: если опоздание в рамках оговоренного заранее времени, то психолог не извиняет, а рассматривает случившееся как материал для анализа.

Общее правило удержания роли в том, чтобы относиться ко всему, что скажет клиент, как к материалу для анализа его самого. Консультация является не свободным общением двух людей, в ней есть элемент искусственности. Главное заключается не в том, чтобы наладить приятное общение с клиентом, а в том, чтобыпомочь клиенту построить общение с самим собой. В этом консультация отличается от дружеского равноправного контакта. Любой вопрос клиента по поводу личности психолога желательно встречать не саморакрытием, а переносом внимания на самого человека. В конце концов, он приходит не для того чтобы познакомиться с психологом, а узнать что-то о себе.

Психолог — это не человек, а профессия

Одна моя знакомая однажды заявила: «Зачем учиться на психолога? Он же просто хороший человек. Что от него требуется? Главное, чтобы он выслушал, посочувствовал и дал ценный совет. Вот я, например, настоящий психолог! Многим своим подругам я так помогаю». В ее словах проявилось распространенное заблуждение, связанное с неясностью сути роли психолога. На самом деле, психолог не дает советов, не сочувствует, да и слушает больше себя, чем клиента.

Как я уже отмечал, психолог — это профессиональная роль. В таком случае получается, что психолог — это «не человек». Соответственно он вступает с клиентом в «нечеловеческие», то есть «рабочие» отношения. Успешность работы напрямую связана с умением психолога осознавать и исполнять свою профессиональную роль, строить свое поведение в ее рамках.

Смешение рабочих отношений с другими видами взаимоотношений не только усложняет, но и делает невозможным решение психологической проблемы. С другой стороны, смешение рабочих и дружеских отношений может привести к тому, что дружеские отношения исчезнут и станут рабочими. Поэтому есть такой закон: с клиентами не дружат, друзей не консультируют. Рабочие отношения можно рассматривать как отношения чистого зеркала. «Человеческие» отношения искривляют восприятие. Например, влюбленность можно рассматривать как зеркало идеализации, дружбу — как зеркало взаимозависимости, приятельские отношения — как зеркало тактичности. «Человеческие» отношения возникают тогда, когда поведение начинает выходить за рамки профессиональной роли.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.