Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание основных психоэмоциональных состояний 3 страница



Каждое состояние имеет широкий диапазон «звучания», объем, глубину.

I В – состояние богатырей и лекарей. В этом состоянии вы ощущаете свое тело «говорящим»: оно подсказывает вам, что вредно, что полезно, какая пища ему нужна, режим сна и движения. Человек может совершить максимальное для него мышечное усилие, не требующее скорости, например, по поднятию тяжестей. Прекрасное состояние для целительства, работы массажистов, работы на участке, с растениями и животными.

II В – состояние незаменимо во всех сферах коммуникативной деятельности. Находясь в этом состоянии, вы своим присутствием создаете психологически комфортную атмосферу, рядом с вами хочется быть искренним, откровенным, душевно щедрым, окружающие отдыхают и успокаиваются.

III В – оптимальное состояние для работы с информацией и аналитической работы. Входя в такое состояние, вы сможете легко провести анализ развития человеческих отношений, жизненных ситуаций, производственных и семейных конфликтов. Окружающие ждут от вас пояснений и рекомендаций. Применяется во всех сферах научной деятельности.

IV В – состояние глубокого внутреннего равновесия и покоя. В этом состоянии не бывает мелочей. Все процессы наполнены глубоким смыслом и взаимосвязаны. Повышается устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды, снижается уровень тревожности, возрастает стрессоустойчивость, активизируется и раскрывается интеллектуальный потенциал человека, структурируется мыслительный процесс, повышается уровень коммуникабельности, взаимопонимания, увеличивается чувствительность. Оно способствует эффективному целеполаганию и смыслополаганию, облегчает осознавание доминирующей внутренней мотивации. Гармонизирует активность правого и левого полушарий головного мозга.

I С – в этом состоянии любой человек может совершить максимальное для себя мышечное усилие в импульсном режиме, требующем скорости, типа толкания ядра и метания молота, оптимальное для спринтерского бега. Дает ощущение физического тонуса. Это состояние, в котором удобно быстро и четко организовывать некоторые производственные процессы, например, инвентаризацию.

II С – состояние эмоционального тонуса, эмоциональной яркости, привлечение внимания к себе. Если вам необходимо разрядить обстановку, заразить окружающих собой и держать их в сфере своего внимания, это состояние незаменимо. Создает атмосферу легкости, кокетливости, игривости, азарта.

III С – в этом состоянии любой человек достигает наилучшего результата в решении умственной задачи дискретного характера. Для него характерны: четкость мыслительных процессов, точность обработки информации, ясность мысли, точность передачи информации.

IV С – это состояние дает возможность оперировать большими объемами информации, сохраняя при этом физический тонус и эмоциональную активность и стабильность. Человек в таком состоянии способен пройти через непреодолимое, добиться невозможного, достичь цели, сохранив при этом внутреннюю гармонию и целостность.

I Д – состояние телесного дискомфорта, хронических соматических недугов. Человек, звучащий таким образом, требует срочного медицинского вмешательства и энергетической балансировки.

II Д – переживание эмоциональной горечи, раздражения, тяжести. Часто возникает как результат конфликта в отношениях, ссор, негативных оценок окружающих. Длительное пребывание в этом состоянии действует разрушительно на эмоционально-чувственную сферу человека и на состояние окружающих.

III Д – часто встречается у людей в процессе затянувшихся жизненных проблем, интеллектуальная зацикленность, бесплодный поиск выхода из кризисных ситуаций, интеллектуальное упрямство.

IV Д – переживание праведного гнева, вселенского хаоса, разрушения старого во имя созидания нового. Торжественное, печальное, величественное состояние. В практике жизни применяется как способ психологического очищения внутреннего и внешнего пространства.

I А – переживание соразмерности процессов в своем теле с процессами в объеме планеты Земля. Восприятие Земли, как живого целостного организма. Предельная телесная свобода, раскрепощенность, объемность.

II А – состояние влюбленности, эмоционального восторга, полета. Человек переживает экстаз от предельной эмоциональной свободы. Нет никаких преград для полета вашей души. Состояние огромного эмоционального подъема, воодушевления, раскрывающее душевный потенциал человека. Состояние молитвы – эмоциональной обращенности к себе и миру.

III А – состояние мыслителей, философов, мудрецов. В этом состоянии происходит расширение объемов сознательного восприятия мира, полет мысли, все процессы, происходящие в жизни, рассматриваются на фоне объемов вселенной, человечества.

IV А – переживание глубины и безграничности мира, любой жизненной ситуации, человека. Гимн жизни во всем ее многообразии от радости до боли. Предельное переживание свободы, творческого экстаза, неразрывного единства со всем сущим в этом мире.

 

Специальная подготовка по данной методике позволяет определять доминирующее звучание партнера по общению, входить в резонанс практически с любым человеком. Это возможно за счет осознанной внутренней подстройки своего состояния («ритм-уровень») под состояние человека прямо в процессе взаимодействия. Помимо общего развития эмоционально-чувственной сферы в рамках методики ДФС, возможна тренировка произвольного перехода от одного состояния к другому.

Вначале я подходил к тренировкам такой тонкой сферы как психоэнергетика очень скептически, руководствуясь правилом «чего не видно, того нет». Сегодня для меня естественна и очевидна эта объективность эмоционального воздействия. На своих занятиях я иногда предлагаю простое упражнение «Угадай эмоцию», в которой наглядно проявляется этот феномен.

В этом упражнении один из участников удаляется от группы на некоторое расстояние. Остальные участники загадывают две полярные эмоции, которые они будут испытывать. Например. «Радость от встречи» и «Страх». Участника приглашают встать в центр круга, и группа начинает молча (не включая мимику, жесты и слова) «излучать» первое и второе состояния (по 2―3 мин. на каждое). Затем стоящему в центре человеку предлагается поделиться своими ощущениями и определить, была ли разница в этих двух групповых состояниях. Интересно, что участники далеко не всегда точно определяют загаданное состояние. Тот факт, что можно физически почувствовать, как эти состояния меняются, отмечают практически все, даже закоренелые скептики.

Мое — не мое

Самый любимый и часто встречающийся вопрос у психологов при обучении Р-консультированию - «Где гарантия того, что мои ощущения и эмоции во время консультации относятся именно к клиенту. Может это только мое?». Поначалу у них вызывает сомнение, насколько полностью можно доверять себе как инструменту. Мы в жизни очень привыкли к тому, чтобы делить наши чувства в процессе общения на «мои», и «не мои». Причину возникающих чувств можно считать либо результатом воздействия на меня («ты меня обидел»), либо идущих из глубины себя.

Я исхожу из того, что состояния, которые возникают в процессе общения людей, имеют двойную природу. Конечно, на самом деле в ощущениях психолога есть часть его самого. Но в них есть и часть клиента! До прихода клиента у психолога было одно состояние. В результате разговора стали появляться совсем другие чувства. Значит, это связано и с ним тоже.

При консультации я не анализирую свою часть, этим я займусь потом на личной терапии. Здесь же для меня важна часть клиента. В инструментальной роли себя как психолога (об этом будет сказано ниже), я буду рассматривать все, происходящее со мной, как материал о проблеме клиента.

Например, возьмем стандартную ситуацию, которая может быть во время консультирования. Перед вами сидит клиент и рассказывает, рассказывает, рассказывает. Его слова идут в хаотическом порядке, смысл речи ускользает от вас. Совершенно непонятно, в чем его проблема. Это вас раздражает, и иногда возникает желание просто прогнать такого клиента. Но такого делать не полагается, и вы продолжаете его слушать. Через некоторое время ваше раздражение сменяется подавленностью и усталостью. Вся энергия ушла куда-то, и вам остается только механически кивать головой в знак согласия с отдельными фразами клиента. Вы чувствуете беспомощность, усталость и потерю уважения к себе как к профессионалу. Что делать? Итог: клиент свел вас с ума.

Как говорится, не надо паники. Все эти состояния надо принимать не как неудачу, а как следствие вашей умелой работы. Надо лишь правильно интерпретировать причину этого подавленного самочувствия. Она заключается в следующем: клиент с психологом делает то, что он делает с собой внутри себя самого. То, что вы испытываете от общения с клиентом, относится не к вам, а к нему. Это он внутри переживает беспомощность, усталость и потерю самоуважения. Вы же, как инструмент регистрируете его состояния — самим собой.

Удержание инструментальной позиции позволяет не отождествляться с чужими состояниями, а относиться к ним как к важному источнику информации. Ваша реакция говорит всего лишь о том, что стоит за словами клиента. С этой точки зрения клиент использует психолога как инструмент для решения своих проблем. Квалификация психолога определяется степенью чувствительности его как инструмента. Один может быть увеличительной лупой, второй — электронным микроскопом, а третий — просто обычным стеклом с замутненной поверхностью. При таком подходе часто возникает удивление и интерес не только к клиенту, но и к себе, к тому, что в тебе звучит. Музыка звучит для всех. На консультации мы через уникальную проблему конкретного человека изучаем общечеловеческое друг в друге.

Здесь возникают две сложности: первая — научиться наблюдать за собой как за частью клиента и тонко дифференцировать свою (его) психоэмоциональную сферу, интерпретировать свои ощущения и улавливать их изменения, и вторая — уметь соединять их с проблемой клиента.

Здесь можно привести другую метафору: во время консультации клиент играет на психологе, как на музыкальном инструменте, при этом психолог издает разные звуки. Требование к психологу одно — чтобы он как инструмент был хорошо настроен. Сделать из себя инструмент — это направление к профессиональному росту. Улавливать в своем теле тончайшие вибрации, распознавать едва зарождающиеся эмоции, позволять проявляться первым ассоциациям, следить за телесными ощущениями — все это я называю внутренней настройкой.

Такая установка требует безграничного доверия к себе, к своим мыслям и чувствам. В Р-консультировании к ним надо относиться по-рабочему, то есть рассматривать происходящее с вами не как случайные, а как связанные с проблемой клиента. Поэтому на начальном этапе обучения резонансному методу, чтобы психолог не запутался, я предлагаю такой постулат: «Все, что происходит со мной во время консультации, будет относиться к проблеме клиента». Я не знаю, так ли это на самом деле, но практика моей работы до сих пор пока потверждала этот постулат.

Слияние, эмпатия и резонанс

При использовании резонансного подхода есть одна опасность. Иногда резонанс может быть истолкован ошибочно самим психологом или клиентом, вместо него можно впасть в слияние (другие названия — сочувствие, симпатия) с клиентом. Либо происходит упрощенное понимание резонанса как разновидности эмпатии.

Между слиянием и резонансом есть большая разница. При слиянии я начинаю чувствовать то, что чувствует сам клиент, то есть со-чувствовать (рис.11-12). Такой способ познания является первичным для человека. Он возникает еще в детстве и основан на механизме идентификации. В результате слияния я «выпадаю» из своей роли психолога, и у нас формируется общее «мы» с клиентом. В результате происходит психологическое заражение эмоциями клиента. Я «захвачен» его душевным состоянием.

 

Рис.11. Схема слияния-1.

 

 

Рис.12.Схема слияния-2.

 

Например, он плачет, мне становится жалко его, и я тоже начинаю плакать. По завершении консультации он от меня уходит, а я еще долго не могу прийти в себя, переживаю его ситуацию. Потом, волнуясь, всем рассказываю, как плохо моему клиенту. Что, если таких клиентов несколько за один день?

Именно здесь лежит одна из причин так называемого «синдрома психического выгорания», который является причиной потери квалификации. Чтобы избежать «выгорания», некоторые психологи начинают изобретать различные способы защиты от клиента. Например, одни ставят воображаемое зеркало, которое отражает весь негатив на самого клиента. Другие окружают себя защитным полем в виде энергетического конуса. Может быть, у консультанта от этого и повышается настроение, но любая защита всегда имеет недостаток. Она дает снижение чувствительности, а как следствие - сужает поток важной информации.

Теперь по поводу эмпатии. Прежде всего, необходимо отличать эмпатию от симпатии, в которой присутствует элемент согласия с тем, что чувствует другой человек, а следовательно, большая мера эмоциональной вовлеченности. Также эмпатия отличается от интуиции, поскольку первая связана с чувствами, а последняя - с интеллектом.

Для образного представления о сути эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого.

Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно - разделение внутреннего опыта другого человека (рис.13).

 

Рис.13. Схема эмпатии.

 

Однако эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида. При эмпатии, в отличие от слияния, психолог уже может различать чувства клиента в себе, но не отождествляться с ними. У психолога сохраняется ощущение внутреннего мира клиента, как будто это его собственный внутренний мир, но при этом сохраняется качество «как будто». Например, плачущему клиенту он может сказать: «Вы чувствуете, что в основе этого лежат слезы жалости к вам самой. Мне кажется, что-то, о чем вы сейчас говорите, касается боли, которую вы хотели скрыть». При эмпатии происходит отзеркаливание эмоционального состояния клиента, которое демонстрирует принятие психологом его переживаний.

Основатель клиент-центрированного подхода К. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента [30]. Он определял «эмпатическое понимание» как способность психотерапевта ощущать чувства и личностные смыслы клиента как бы изнутри, как их ощущает сам клиент, однако без потери условия "как если бы". Иначе говоря, с клиент-центрированной точки зрения эмпатия - это процесс контактирования с внутренним миром другого посредством воображения, настройка на вчувствование и постижение нюансов его переживания и личностного смысла. Присутствие проявляющего эмпатию выступает катализатором для использования другим человеком собственных ресурсов для роста, учения или развития.

К. Роджерс следующим образом описывает задачу терапевта: "Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что вы откладываете в сторону собственное Я" [30, с.58]. На его взгляд, эмпатия – это сложный способ бытия, требующий от человека силы и одновременно нежности и чувствительности.

Эмпатия может быть как односторонним вчувствованием во внутренний мир другого человека, так и взаимной. Идею о взаимной эмпатииразрабатывал основатель психодрамы Я. Морено. Для этого он ввел в свое время идею «теле», которое он определял как вчувствование индивидов друг в друга. Под этим он понимал способность одного человека встать на место другого, посмотреть на мир его глазами, вчувствоваться в другого. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть на мир чужими глазами, между ними возникают «теле-отношения»[57].

Результатом использования понятия «теле» является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются по отношению к нам. В психодраме, как и в социодраме это важнейший фактор работы с межличностными и межгрупповыми отношениями и коммуникацией, с изменением картины и мира и стереотипов, с глубоким пониманием происходящего вокруг как со своей позиции, так и с позиции другого.

Резонансный подход отличается как от слияния, так и от эмпатии. Прежде всего, он строится на диалоге наших душевных состояний. Эта идея уже присутствует в некоторых современных описаниях психотерапевтических технологий. Например, К.В. Ягнюк использует понятие эмпатический резонанс[52]. Это явление, на его взгляд, включает не только настройку на одну волну с пациентом, но и осмысление тех чувств, образов и идей, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует, находясь с пациентом.

В процессе использования резонансного подхода в общении я наблюдаю за тем, какие эмоции возникают у меня в ответ на эмоции клиента; что я делаю, когда сталкиваюсь с его эмоциями; нравятся они мне или нет; как я от них защищаюсь. Человек «звучит» так, какой он есть, а я умею как профессионал подстраиваться в резонанс с ним. Это не случайный автоматический резонанс, который иногда случается между людьми. Поэтому важное отличие резонансного подхода заключается в том, что это не пассивное слушанье, а активная душевная работа с целью удержания этого целостного состояния (рис.14).

 

Рис.14. Схема резонанса.

 

В результате этого возникает совместное пространство, которое нас объединяет. При грамотном слушании этого пространства можно найти ответы на все вопросы. Например, клиент плачет, а меня это раздражает, его подавленность начинает меня злить. Отсюда я могу сделать вывод, что его депрессия связана с раздражением и злостью. Получается, что агрессия является частью депрессии. Или клиент говорит о своей беде со смехом. Как психолог, я остаюсь равнодушен к его веселью. Но это может быть равнодушие и жестокость клиента к себе?

 

Резонансный контакт — это не сочувствие и не диагностика чувств другого, это совершенно другой способ познания человека. На сегодня пока нет даже термина, как это точно обозначить. В резонансе возможно, отражая скрытое, бессознательное клиента, создавать целое, объединяющее пространство для совместной психологической работы.

Голова и сердце: понимание и переживание

Существует такое распространенное представление, что для решения проблемы психолог должен сначала понять клиента. При этом возникает такая схема — клиент что-то сообщает психологу, который это анализирует и пытается понять. Затем, исходя из этого, у него выстраивается ряд гипотез, которые он начинает проверять путем задавания вопросов, предположений и интерпретаций. С этой точки зрения консультирование является, прежде всего, интеллектуальным процессом, где основным инструментом работы является «голова». Получается, что все общение происходит только на уровне «двух голов» (рис.15).

 

 

Рис.15.Схема интеллектуального

подхода в консультировании.

 

При таком подходе клиент рассматривается как объект моего познания, своего рода ребус, который я должен разгадать и потом ему же сообщить ответ. Основной успех в этой модели зависит от моей «головы», от моих «понимающих» способностей. Основными акцентами такой беседы будут: — «понимание», «схема», «текст», «правда», «дискуссия», «гипотеза», «защита».

Интересно, а насколько один человек может понять другого человека на уровне «головы»? Иногда я в обучающей группе провожу эксперимент на эту тему. Суть его в следующем. В непрозрачный пакет я помещаю три игрушки. Затем предлагаю любому желающему описать эти предметы, опустив руки в этот пакет. Остальные участники должны нарисовать так, как они это поняли. Потом тот, кто описывал, должен посмотреть на их рисунки и определить, на сколько процентов его поняли правильно. Как вы думаете, сколько процентов получается в среднем — 90, 70, 50? Нет, в среднем выходит не более 15―30 процентов.

Даже на таком простом материале получается, что полного понимания добиться совершенно невозможно. Такой низкий процент понимания, хотя это всего лишь игрушки! Что говорить об описании жизненных ситуаций или людей? Поэтому одиночество неизбежно, так как в нас всегда останется невысказанное. Есть такая часть нашего внутреннего мира, о котором никто никогда не узнает. Мне кажется, что я наконец-то понял другого человека, но оказывается, что это всего лишь иллюзия понимания. Может, по этому поводу Ф. Перлс как-то сказал: «Понимание — это приз для дураков» [24, с.17].

Получается, что возможности психологической работы при интеллектуальном понимания клиента чрезвычайно ограничены. Когда мы работаем в модели понимания «от головы», то возможны следующие осложнения:

― Перебирание гипотез может идти бесконечно (уходит время).

― Возникает желание подогнать клиента под свою гипотезу (и это возможно, ибо клиент часто внушаем).

― Может возникать раздражение, когда он какой-то частью не вписывается (в мою такую красивую гипотезу).

― Самое ужасное при этом — это когда психолог все про клиента понял, а тот все никак «не догоняет» (уже и не знаешь, как ему это проще объяснить). Скучно становится.

Задача психолога не в том, чтобы понять человека. Ваше понимание его проблемы будет только осложнять вашу работу. После такого «понимания» останется только убедить клиента в его правильности. А вдруг вы ошибаетесь? Это все лишняя работа. Главное, к чему надо стремиться – чтобы человек сам понял себя. Что же делать?

К счастью, кроме понимания, есть еще один способ познания человека человеком — через переживание. С его помощью можно познать даже то, что для понимания совсем не предназначено. Например, как понять запах свежескошенного сена? Или восход солнца в горах? Или глубину звездного ночного неба над морем? В словах (а это основной язык понимания) полностью это выразить невозможно. Познать это можно только через сопереживание с тем, кто это видел. На мой взгляд, понимание возможно только для познания неживого или абстрактного.

Для познания живого более информативным является язык переживаний. У человека для этого есть специальный орган, который имеет много названий: сердце, душа, психоэмоциональная сфера. В древнерусском языке он назывался «чувствилище».

Язык понимания разделяет людей (я не всегда полностью понимаю человека другой национальности, его манеру поведения, его терминологию) и создает барьер в общении. Язык переживаний универсален для всех людей и во все времена. Горе для всех воспринимается одинаково, так же как радость и страсть. В конце концов, человек приходит за помощью не потому, что он чего-то не понимает. У него болит душа, у него неприятные чувства, негативные переживания. В общении на уровне переживаний акцентируются такие понятия как «сердечность», «молчание», «момент истины», «очевидность», «уникальность».

Отсюда совсем другая модель консультирования может быть совсем иной — двухслойной: есть принимающая часть (на уровне души) и обрабатывающая часть (голова). Понимание приходит вслед за переживанием. Первичный прием информации у психолога идет не «головой», а душой, психоэмоциональной сферой. Дальше ему остается только связать эти ощущения с проблемой клиента. В этой модели, когда ощущения «уловлены», то информация от нее передается в «голову». Тут уже нужна логика, здесь можно подключить анализ(рис.16).

 

 

Рис.16. Схема понимания через

переживание в консультировании.

 

Чем хороша в консультировании опора на психоэмоциональную сферу — так это тем, что ощущения всегда однозначны и бесспорны. Если работать пониманием, то сразу возникает веер версий. Ощущения гораздо конкретнее. Если я хочу спать или чувствую злость, то у меня нет сомнений в этом. Эмоциональная сфера — это как компас, который всегда показывает направление движения, каким курсом идти к цели, целостности. «Голову» можно обмануть и запутать, а на уровне чувств провести другого человека невозможно, истину не утаить. Не случайно, духовные мистики такой взгляд с эмоционального уровня называли «око сердца».

Реальный и виртуальный уровНИ общения

В ситуации консультирования можно выделить два уровня общения.

Первый уровень. Это непосредственное взаимодействие двух людей, один из которых психолог, а второй — клиент. В процессе такого взаимодействия у них возникают различные чувства и переживания по поводу друг друга. Данный уровень я условно обозначаю как «реальный». Он отражает то, что происходит в это время, в этом месте, с этими людьми.

Второй уровень.В этот же момент два человека сообщают друг другу различную информацию, благодаря которой у каждого из них возникают в голове всевозможные образы. Разговорный уровень можно обозначить как «виртуальный». На этом уровне происходит разговор о том, кого нет вместе с ними — злого начальника, ревнивой жены, неблагодарных детей. Уход в виртуальный уровень общения приводит к эффекту «совместного галлюцинирования». Клиент галлюцинирует по поводу своей ситуации, плача или ругаясь. Психолог, слушая клиента, заполняет его слова-формы своим содержанием и в свою очередь галлюцинирует другую картинку. Почему-то такой процесс совместного галлюцинирования иногда называют «пониманием» (рис.17).

 

 

Рис.17. Схема двух уровней общения.

 

На каком же уровне находится проблема клиента? Конечно, на реальном, который связан с чувствами. Человеку больно совсем не от того, что он думает, а от того, что он чувствует по поводу своих мыслей или образов. Проблема находится не в голове, а в душе.

Чаще всего, клиент рассказывает свое представление о существующей сложности. У него может быть много фантазий на этот счет. Например, ему грустно из-за того, что у него мало денег, его мало любят и т. д. Аксиома психологической работы гласит, что, если человек обращается к психологу, значит, он не знает своей реальной проблемы. Клиент обращается всегда с мнимой причиной. Если бы он ее знал, то сам бы давно ее разрешил. У него есть только мнение о ней. Реальная проблема будет проявляться в характере взаимодействия с психологом, его внутренний мир будет выноситься наружу и воспроизводиться во внешнем с психологом конфликте.

Реальность ситуации консультирования такова: два человека общаются друг с другом и между ними начинают возникать особые - отношения. Клиент - под видом рассказа о своей трудности и психолог - под прикрытием своих методов, таким образом, на таком языке, в такой форме общаются друг с другом. Поэтому, слушая слова, гораздо важнее обращать внимание на сопровождение текста: паузы, смену интонации, язык тела, эмоциональные реакции и т. д. Аранжировка слов имеет гораздо больше значения для раскрытия проблемы, чем сам текст.

Здесь можно привести аналогию с кукольным театром. Виртуальный уровень — это кукольное представление, кукольные трудности и кукольные взаимоотношения. Кроме этого, есть еще и сами кукловоды, и у них реальные отношения друг с другом и реальные проблемы. Если психолог избегает реальных отношений, прячась за методики, то это кукольный психолог. Он лишь надевает маску психолога, но сам является «обычным» человеком, то есть неспециалистом. Аксиома психологической работы — личность психолога является частью его метода.

Поэтому для успешной работы психологу надо одновременно удерживать и работать сразу на двух уровнях общения — виртуальном и реальном. На что здесь следует обратить внимание? Слушая текст, нужно его одновременно соотносить с контекстом: в какой ситуации, в какое время и кому говорится этот текст. Производится анализ того, что клиент хочет сообщить психологу через свое описание жизненного события, которое лежит за пределами консультирования.

Например, клиент говорит: «Иногда жизнь мне кажется невыносимой, и я тогда не хочу никого видеть». Хотя клиент сообщает о жизни «вообще», он говорит это психологу на консультации. Данный факт нельзя игнорировать. Спроецировав его слова на реальный уровень, можно услышать: «Мне тяжело с вами общаться, и я бы хотел уйти от вас». Отсюда может быть две реакции психолога — уход в виртуальный уровень, то есть ориентация на текст («Кого вы не хотите видеть?», «В каких ситуациях вам тяжело?») или включение реального, то есть реакция на подтекст («Что в данный момент вам особенно невыносимо?», «Я у вас какие вызываю ощущения?»). Второй способ реагирования позволяет акцентировать внимание клиента на реальных жизненных проблемах, которые неминуемо воспроизводятся во взаимоотношениях с психологом.

Другой пример: клиент просит совета у психолога, а тот переводит внимание на поиск ресурса самим клиентом. Клиент настаивает на совете, психолог уклоняется. Перевести разговор на реальный уровень можно через конфронтацию с клиентом: «Вы обратились за помощью, но вместо этого у вас со мной происходит борьба. За что боретесь?».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.