Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Международная практика регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства



Международная практика социального партнерства во многом основывается на документах Международной организации труда. Важнейшей уставной задачей МОТ является нормотворческая деятельность по выработке международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций.

МОТ и ее органы оказывают большую техническую помощь правительствам, организациям работодателей трудящихся (профсоюзам) стран-членов, ведут большую исследовательскую работу по социально-трудовым проблемам, вопросам профсоюзных прав, издают книги, брошюры на различных языках.

Важнейшими документами затрагивающими принципы трехстороннего сотрудничества, являются Конвенция № 144 « О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» и соответствующая ей Рекомендация № 152, Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам», а также Рекомендация « 113 «О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и национальном масштабе».

В ряде конвенций и рекомендаций МОТ содержатся нормы относительно прав профсоюзов. Документами, к которым чаще всего прибегают профсоюзы, являются Конвенции № 87 «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы» и № 98 «О применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров».

Помимо нормативных актов МОТ в практике регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства используются документы других международных организаций.

В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашены основополагающие гражданские, политические и социально-экономические права личности (равенство всех перед законом, право на свободу и неприкосновенность, на труд, отдых, социальное обеспечение и т.д.).

Созданный после Второй мировой войны Совет Европы, в который с 1996 года входит и Россия, занимается вопросами обеспечения прав человека. В 1961 году Совет Европы принял Социальную хартию, развивающую идеи Всеобщей декларации прав человека, а также Протоколы, способствующие охране социальных прав и гарантий трудящихся.

В 1973 году ООН приняла так называемый Кодекс поведения для мультинациональных компаний. В 1977 году Административный совет МОТ одобрил Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной практики, а в 2000 году МОТ опубликовала Толкование этой декларации, в которой содержится обязанность ТНК проводить с трудящимися консультации по ряду вопросов, затрагивающих их интересы.

В 1994 году Комиссия Европейского союза (КЕС), являющаяся распорядительным органом ЕС, приняла Директиву о создании так называемых советов европейских предприятий. В соответствии с ней, под «европейским» подразумевается предприятие или фирма, на которых занято более одной тысячи человек в странах ЕС, или которые имеют филиалы не менее чем в двух странах ЕС с числом работающих не менее 150 человек. Членами советов являются работники предприятий. Такие советы наделены правом получения информации по социально-экономическим и трудовыми вопросам, могут обсуждать с работодателем вопросы организации труда и производства, структуры предприятия, его финансово-экономического положения, производства и сбыта продукции, ситуацию с занятостью и т.д.

В 1999 году Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выдвинул проект Глобального пакта ООН из 10 пунктов, касающихся прав человека, обеспечение свободы объединений и признания права на заключения коллективных договоров, отказа от всех форм принудительного труда и т.д.

В мировой практике известны несколько моделей социального партнерства. Они в известной мере условны, т.к. в «чистом виде» практически не встречаются и, как правило, вбирают в себя различные элементы друг друга. Принято группировать их в зависимости от некоторых характерных признаков.

Модели социального партнерства различаются, во-первых, в зависимости от характера взаимоотношений государственной власти с объединениями трудящихся (профсоюзами); во-вторых, в зависимости от отношений профсоюзов с работодателями и их объединениями; в-третьих, в зависимости от количества сторон процесса социального взаимодействия (трехстороннее или двухстороннее); в-четвертых, в зависимости от степени представительства работников.

К числу ведущих мировых тенденций последнего времени можно отнести ужесточение позиций правительства ряда развитых стран в отношении социальных гарантий трудящимся, постепенное смещение колдоговорного процесса с общенационального уровня на уровень предприятий, расширение социального диалога за рамки сугубо трудовых отношений и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.