2. Смысл заглавия романа. Диалогическая перекличка заглавия и эпиграфа.
3. Система образов. Действительность как «сверхгерой» произведения.
4. Особенности сюжетосложения. Композиция романа (внешняя и внутренняя).
5. Художественная структура романа (диалогический конфликт, конфликт обстоятельств, биографический детерминизм, «цикличность», формы выражения авторской позиции).
ЛИТЕРАТУРА
Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе. М., 1982.
Манн Ю. Философия и поэтика натуральной школы. В кн: Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.
Прокофьев В. А.И.Герцен. Жизнь и творчество. М., 1979.
Пруцков Н.И. Мыслитель и художник. Роман А.И.Герцена «Кто виноват?». М., 1962.
План практического занятия № 2
Поэтика повести И.С.Тургенева «Фауст», как диалогическая поэтика
1. Жанр повести, значение эпистолярной формы рассказа.
2. Фабульная и сюжетная последовательность событий.
3. Функции внефабульных элементов в повести.
4. Как сюжет Гете отражается в сюжете И.С.Тургенева? Какую роль герой играет в судьбе Веры? (Ср.: первый диалог в IX главе и слова Веры в последней дневниковой записи – кому они адресованы у Гете? Что означают слова из V главы «Мефистофель не черт …»? Определите форму существования гетевского текста в тексте И.С.Тургенева.
5. Функции эпиграфа к повести. Его соотнесенность с финальным рассуждением героя.
6. Автор и герой в повести.
7. Основная идея повести. Тургенев и Гете. Притяжения и отталкивания.
ЛИТЕРАТУРА
Егоров Б.Ф. Средство и отличие Гёте и Тургенева. //Свободный взглядж на литературу. – М., 2002, с.160-167.
Маркович В.М. «О трагическом значении любви в повестях И.С.Тургенева 1850-х годов. // Поэтика русской литературы. М., 2001, с. 375-390.
Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979, гл. 3, 6.
Потапова Г.Е. «гётевское» и «пушкинское» в повести И.С.Тургенева «Фауст» //Русская литература 1999, № 3, с.32-41.
План практического задания № 3
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Проблематика и поэтика.
1. Жанровая структура романа. Смысл заглавия.
2. Характерология Тургенева («тайный психологизм», психологический параллелизм). Принципы создания характера (Базаров, Кирсановы, Одинцова).
3. Композиция романа (вставные новеллы, ретардация, функция пейзажа, время и пространство). Мифологический подтекст романа.
4. Формы выражения авторского сознания (особенности повествования: лиризм, ирония, сарказм; значение деталей, портретные характеристики, эпилог и его функция). «Календарный круг» романа.
5. Основной конфликт романа и формы его реализации ( по книге Аюпова С.М.).
6. Значение имен и фамилий (по книге Аюпова С.М.).
ЛИТЕРАТУРА
Батюто А.Н. Тургенев-романист. Л., 1972 (гл. об «Отцах и детях»)
Манн Ю. Базаров и другие. В кн. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987.
Курляндская Т.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972.
Лебедев Ю. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.
Аюпов С.М. Тургенев-романист и русская литературная традиция. Сыктывкар, 1996.
Полтавец Е.Ю. – Сфинкс. Рыцарь. Талисман. Мифологический и метафорический контекст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Литература в школе, № 1, 1999.
Недзевецкий В.А. Типы Гамлета и Дон Кихота в романе "Отцы и дети". Известие РАН, серия Литературы и языка, № 1, 1995.
Язык и мимики и жестов в романе "Отцы и дети" // Штильман С. Учимся читать классику. М., 2002.
Лекманов О.А. О жизни "ничтожной перед вечностью" и "жизни бесконечной" в романе "Отцы и дети". // Лекманов О.А. Книга об акмеизме. Томск. 2002.
Буслакова Т.Н.(Тургенев "Отцы и дети". // Русская литература XIX века., М., 2001.
Айзерман Л.С. Беспокойный и тоскующий Базаров. // Литература в школе. № 2, 2002.
Грачева И.В. Роль художественной детали в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" // Русская словесность, № 1, 2002.
План практического задания № 4-5
Рецепция романа И.А.Гончарова «Обломов»
В русской критике и современном литературоведении.
Проблематика и поэтика.
1. Обломов и «обломовщина» в трактовке Н.А.Добролюбова.
2. Русская «обломовщина» и личность И.И.Обломова в концепции А.А.Дружинина.
3. Роман «Обломов» в почвенической критике (Н.Н.Страхов).
4. Споры о романе в современном литературоведении (Е.Краснощекова, Ю.Лощиц, В.Недзевецкий, В.Холкин (жанр, стиль, система образов).
5. Христианские мотивы в романе (В.Котельников, В.Мельник).
6. Мифологические мотивы и образы в романе (Ю.Лощиц).
7. Диалогический конфликт романа (В.Пруцков, Н.Николина).
8. Композиция романа (внутренняя и внешняя) и годовой календарный цикл (В.Котельников).
9. Образы-символы и словообразы в романе (В.Мельник, Е.Краснощекова).
10. «Вещный мир» и гастрономическая деталь в романе. (Ю.Лощиц),
ЛИТЕРАТУРА
Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991.
Лощиц Ю. И.А.Гончаров. Серия ЖЗЛ. М.,1985.
Краснощекова Е. Роман И.А.Гончарова «Обломов». М.,1979.
Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. М., 1993.
Холкин В.И. Русский человек Обломов. / Русская литература, № 2, 2000.
Мельник В.И. Гончаров и Православие. Духовный мир писателя. М., 2009, с. 234-239.