Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные элементы управления камерой



День первый.

1 час 30 минут - Общая информация(поделимся с вами основами, без которых работа виде оператора невозможна);

1 час - Специфика профессии(расскажем вам о том, что значит быть видео оператором, и как работать одному и на съемочной площадке, а также о специфику работы в МИИГАиК);

День второй.

30 минут - Проблемы зоны риска(расскажем о подводных камнях подстерегающих вас на пути освоения профессии);

30 минут - Личный опыт(поделимся с вами личным опытом, удачным и не очень);

1 час 30 минут - Практика(дадим подержать камеру).

 

День первый.

Композиция в кино.

Замечали ли вы, что в основном если сделать стоп кадр у любого хорошего фильма, то этот кадр будет красивым, как картина. Над этим обычно работает много людей и очень грамотные операторы. Расположение объектов в кадре называется композицией, и правила ее одинаковы как в изобразительном искусстве, в фотографии, так и в видео. Я сказал «правила», но видео – это не точная наука, всякие правила можно нарушать, хотя прежде чем нарушать, нужно их обязательно знать.
Даже если вы просто будете им следовать, у вас получится достойная картина. Каким планом снимать? Как и где расположить объекты в кадре? Ответы на эти вопросы как раз и дает композиция. Давайте поговорим о ней по подробнее.

Планы в кадре.

Как можно показать человека в поле? Можно провести обширную панораму поля с маленьким человечком в нем. Можно снять героя более крупно, а можно вообще снять кисть руки, которая касается колосков. Как в видео, так и в фото существует множество способов снять один и тот же объект. От того как мы это сделаем, зависит то, какое влияние окажет кадр на зрителя. Наверно все слышали выражение, что-то типа: «возьми того-то крупным планом, а теперь сними их общим планом». Итак, поговорим о планах в композиции. Какого-то определенного эталона в терминологии планов нет, но есть общепринятые: дальний план, общий, средний, половинный, крупный и детальный план. Все названия планов исходят относительно размера главного героя или героев в кадре.

Теперь подробнее и с примерами. Примеры взяты из фильмов «Хроники Нарнии».

Дальний план.

Это панорамы, пейзажи. Главный персонаж занимает около 1/3 кадра и меньше. Дальним планом можно показать общее место событий, большую толпу людей.

Общий план.

В общем плане объект съемки уже лучше виден в кадре, чем в дальнем плане. Он занимает примерно чуть больше половины кадра. Человек (или группа людей) виден в полный рост. Этот план позволяет создать впечатление о самом герое.

 

Средний план.

Раз уж мы снимаем человека, то средний план - это чуть выше колена, где-то на середине бедра и над головой есть еще небольшое пространство. Этот план хорошо показывает действия между несколькими людьми. Почему не ровно по калено? Когда в кадре человек, обрезанный ровно по суставу, выглядит это как будто в этом месте ампутированная конечность, словно там нет продолжения… Хотя в каждом правиле есть исключения.

Половинный план.

Тут из названия понятно, что в кадре половина объекта. При съемке человека – где-то по пояс. Уже хорошо видны мимика и жесты, а фон уже не так определен.

Крупный план.

Обычно при таком плане в кадре уже редко помещаются несколько персонажей, так как в кадре практически одно лицо (от груди до макушки). Такой план не сильно подходит для съемки динамичных сцен.

Детальный план.

Детальный план

Судя по названию – это детали. В таких кадрах раскрываются детали объекта: крупно лицо, глаз, кисть руки, часы, пуговица на одежде, кольцо и всякие подобные мелочи, которые могут что-то рассказать зрителю. Обратите внимание, что чем ближе герой к зрителю тем теснее связь между ними, тем больше зритель будет сопереживать герою, и ассоциировать себя с ним.

После того как разобрались с тем, каким планом будем снимать, нам нужно добиться правильного расположения объектов в кадре, для того, чтобы это сделать нужно запомнить несколько основных правил.

Правило третей.

Есть такое правило – «правило третей», упрощенный вариант золотого сечения – прием, который использовали еще художники эпохи возрождения.
Представьте кадр. Разделите его на три равные части по горизонтали и вертикали. Кстати, в видео камере или фотоаппарате есть функция, которая включает такую сетку, что бы было легче ориентироваться, выглядит она на видоискателе примерно так:

Сетка в видоискателе фотоаппарата.

Теперь о горизонте, его можно располагать либо ближе к 1/3 по горизонтали, либо к 2/3, смотря на что делается ударение, на небо или на землю.

Горизонт смещён на две трети вниз.

На картинке слева – пейзаж фламандского художника Давида Тенирса Младшего. Справа – кадр из фильма «Гордость и Предубеждение» режиссера Джо Райта. Как видим художники прошлого и настоящего придерживались этого правила.
Еще немного иллюстраций. Здесь и далее я использую кадры из фильма «Гордость и предубеждение».

Линия горизонта по верхней трети.

 

Линия горизонта по верхней трети, 1/3 от верха.

Здесь линия горизонта приближена к верхней линии, что делает землю выразительной.

С дальним планом немного определились, теперь переходим к более крупному. Общие рекомендации, как снимать людей. Заметьте, что правило третей можно использовать в каждом плане, начиная от самого общего до самого крупного.

На кадре видно, что одна треть – потолок, две трети – толпа и главные герои.
При съемке средним планом лицо можно располагать на одном из верхних пересечений линий третей.

 

При съемке крупного плана верхняя линия третей проходит в области глаз.

Линия глаз актёра, по верхней трети.

Так же, располагая персонажа, не забывайте о направлении его взгляда и оставляйте немного больше места там, куда он смотрит, что бы не казалось, что он упирается в стенку.

Оставляйте пространство в сторону взгляда.

Каждый кадр, как отдельная картина.

Самое главное, и самое сложное это следить, что бы каждый кадр был как красивая картина. В видео это очень сложно, потому что герои двигаются. Вот вы взяли его средним планом, а он перешёл и оказался обрезанным по колено – не страшно, но лучше проследить лишний раз.
Используя правило третей вы сделаете свое видео еще более красивым и грамотным.

Правило 180 градусов.

 

 

Честно не сразу можно было въехать, что это такое и как его применять. Но на деле это оказалось очень полезная штука. По крайней мере, зная о нем можно легко обнаружить его в фильмах и поучится у больших операторов как они это используют. Суть правила такая, что следуя ему, оператор помогает зрителю правильно ориентироваться в пространстве. Этот прием часто используется в диалогах. При съемке один персонаж должен быть всегда слева, другой всегда справа, причем не важно, каким планом: крупным, средним или общим. На рисунке пунктирная линия проходит как раз сквозь говорящих, разбивая плоскость на две части. Так вот если камера, снимая диалог, будет перескакивать то на одну часть плоскости, то на другую, тот, кто был слева, будет уже справа (относительно зрителя), а тот, кто был справа, будет слева. Будет казаться, что говорящие поменялись местами. Хотя это правило не работает когда снимают вкруговую, т.е. зритель следит куда идет камера. Если внимательно посмотреть фильмы – то можно заметить, что это правило нарушают крайне редко.

Также и в съемке какого-нибудь движения, будь то автомобиль, человек, битва какая-нибудь… Особенно битва, там же не разберешь кто где! Поэтому противники обязаны держаться своих сторон в кадре, иначе собьют с толку зрителя. А когда едет велосипедист — видно же что едет справа на лево, и если в следующем кадре он будет ехать наоборот — слева на право, то кажется, что он что-то забыл и возвращается. Очень важно понять, что зритель видит картину только глазами оператора. Если нет специальной цели дезориентировать зрителя, то нужно что бы в кадре были какие-нибудь опорные точки или направление, которые бы связывали один кадр с другим. Должно быть видно, как камера переходит на другую сторону. Например, при съемке идущего человека, чтобы перейти на другую сторону стоит вставить кадр, где он или идет на камеру или от нее, а потом уже переходить.

В общем, чтобы понять это правило лучше, мало одной теории (впрочем, как и везде), нужна практика: побольше смотреть хороших фильмов и учиться у хороших операторов (я, кажется, повторяюсь).

Разумеется, красота кадра, который вы снимите, зависит не только от композиции, но и еще от многих других факторов: оборудования, настроек камеры и так далее.

Кадр

Кадр – изображение пространства, заключенное в рамках экрана и видимое в данный момент. В силу того, что телевизионное действие имеет не только пространственные, но и временные характеристики, понятие «кадр» подразумевает и протяженность во времени, то есть, длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть телевизионного произведения, снятую в отрезок времени непрерывной работы камеры.

В сочетании с временными характеристиками говорят о длинном кадре, коротком кадре, микрокадре.

В практике многих телестудий в последние годы получило распространение смешение понятий «план» и «кадр», говоря «план», подразумевают протяженность во времени («длинный план», «короткий план»), хотя в этих случаях следовало бы говорить о «кадре».

План – это масштаб изображения, характеристика кадра. Понятие «план» выражает степень величины объекта съемки, зависит от расстояния между объективом видеокамеры и объектом съемки и от фокусного расстояния объектива, регулируемого трансфокатором видеокамеры.

Важнейшим элементом любого кадра является наличие активного, действия, пусть даже и минимального. Если вы снимаете крупным планом флаг на каком-то здании, дождитесь момента, когда он станет развеваться на ветру, еще лучше, если на флагшток сядет птичка и т.д. В кадре должна присутствовать жизнь.

В плоскости таких динамических характеристик обычно выделяется четыре самостоятельных вида съемок:

1. Статичный кадр. Наименее желателен к применению. В кадре нет движения. Этот вид съемки допустим только в особых случаях. Например, при съемке таблички у входа в здание, какого-либо текста и т.д. То есть, в тех случаях, когда кадр содержит информацию, необходимую зрителю, которую он должен прочитать. Иногда снимая статичным кадром человека можно попытаться таким образом передать его особое состояние, однако, ограниченность хронометража кадров в репортажных жанрах редко позволяет использовать статичный кадр в таких целях. Впрочем, такой кадр относился бы уже к разряду психологических, практически неприменяемых в репортажной практике. Изредка статичный план может служить для усиления текста: показать разруху, отсутствие жизни, безмолвие. Правда, и в этом случае имеет право присутствовать в кадре движущийся объект: например, качающееся на ветру дерево. Важно одно – кадр телевизионный это не фотография, несмотря на генетическую общность, это уже разные жанры визуальной информации.

2. Динамичный план. Жестко стоящая камера, неизменное фокусное расстояние объектива, в кадре присутствует естественное движение. Наиболее предпочтительный вид съемки в репортажных жанрах.

3. Искусственный динамичный план. Эффект движения создается в результате движения камеры (панорама) или изменения фокусного расстояния объектива (отъезд-наезд). В репортаже относительно чаще приемлема короткая панорама. Панорама должна быть законченной: начав движение от какого-то объекта, показ которого соответствует содержанию сюжета, камера должна остановиться на другом объекте аналогичного свойства. Например: от говорящего человека к слушающему. Другой пример: вам необходимо обозначить местность путем показа адресного плана и в то же время в тексте идет, скажем, речь о том, что в этой местности отсутствует движение (предположим, на границе закрыт контрольно-пропускной пункт), либо, напротив, жизнь вернулась в свое русло и движение есть. В этой ситуации очень показательно применение панорамы от таблички указателя населенного пункта (или направления на населенный пункт) на дорогу. Либо в обратном порядке. В зависимости от текста, дорога в момент нахождения ее кадре должна быть либо пустынной, либо по ней обязательно должны двигаться автомашины.

Пример использования трансфокатора объектива.

У крыльца административного здания проходит митинг. Митингующие обращаются к президенту.

Есть табличка: «Президент Киргизской Республики», либо «Администрация Президента». Правомочен отъезд от таблички к общему плану митингующих – правда, такой план необходимо снимать с высокой точки, в ином случае от митингующих останутся одни спины. И в любом случае следующим планом при монтаже необходимо, вероятно показать лица участников митинга.

Более простой пример: адрес столицы республики. Фиксированный общий план «Белого Дома», затем наезд на герб и флаг (либо что-то одно) на здании. Имеет право быть и отъезд в обратном порядке. Выбор для использования в сюжете отъезда или наезда зависит уже от общей композиции материала, от того, в какой его части вы этот план захотите использовать.

4. Комбинированный динамичный план. Комбинация реального и искусственного движения. Самое простое – сопровождение камерой движущегося объекта. Иногда используется и сочетание двух последних видов съемки, причем, объединяющее и панораму, и работу трансфокатора объектива. Едва ли не самый сложный в исполнении, но в то же время этим планом можно дать очень большое количество видеоинформации. Если оператору удалось снять его технически совершенно, если информационное наполнение кадра соответствует тексту, и все элементы этого кадра равноценны, таким кадром можно заменить сразу несколько обычных.

Пример.

В глубине улицы находится интересный вам объект. А на противоположной от точки съемки стороне улицы открывается нужный общий план. Вы выполняете отъезд с одновременным панорамированием и фиксированием общего плана на полном отъезде. При выборе для съемок панорамных планов, или планов с отъездом-наездом, необходимо выполнять безукоризненно следующее правило: перед началом движения камеры (или объектива) и по окончании этого движения обязательно снимается примерно секунда с жестко зафиксированной камерой и неизменным фокусным расстоянием.

При монтаже доля секунды записи с фиксированной камерой (объективом) обязательно оставляется в используемом материале и в начале, и в конце плана. Незавершенная панорама, незаконченные отъезд или наезд являются грубейшей ошибкой, потому что склейка планов в таком случае очень «бьет по глазам», мешает нормальному восприятию изображения зрителем. Практически имеет смысл план, зафиксированный на начальной и на конечной точках панорамы (начало и конец отъезда или наезда), снять не менее 3–4 секунд. В итоге вы получаете два запасных плана, которые вполне могут пригодиться.

Панорама может быть только строго горизонтальной или строго вертикальной (очень редкий случай). Панорама «по диагонали», под углом, категорически запрещена. При съемках панорамы или с использованием трансфокатора необходимо сделать несколько дублей с различной скоростью движения камеры или трансфокатора. Неизвестно, какой длительности план понадобится при монтаже. Вообще же, использовать эффекты движения камеры или изменения фокусного расстояния объектива следует только в случае явной необходимости.

Если такие планы (с работающим трансфокатором или движением самой камеры) занимают более 50% телевизионного материала (не считая массовых съемок) или более 10% новостного сюжета, это является творческим браком.

Использование этих приемов отвлекает зрителя от восприятия основного содержания сюжета. Такие приемы лучше всего применять не чаще 1–2 раз в новостном сюжете и исключительно для того, чтобы подчеркнуть какие-то детали видеоряда. В любом случае, это не хуже можно сделать путем последовательного использования крупного, среднего и общего планов.

Снятые планы обязательно должны быть длиннее, чем они будут использованы в реальности. Причин этому несколько: необходим запас длины ленты для наложения управляющего (служебного) сигнала (см. далее); запас дает возможность выбора при монтажном редактировании по содержанию; в случае необходимости можно использовать в разных местах различные по содержанию и по масштабу фрагменты плана; это страхует на случай обнаружения брака на пленке.

Из тех же соображений съемка одного и того же объекта по возможности должна проводиться в двух-трех ракурсах.

Как нельзя снимать

«Нельзя научить снимать. Можно научить, как нельзя снимать» – эта фраза одного из опытных операторов программы «Вести» стала среди сотрудников программы почти крылатой. Итак, чего делать нельзя.

Нельзя снимать без штатива. Аргументы просты: как бы хорошо не владел оператор искусством работы «с плеча», возможности человеческого организма небеспредельные. В практике автора был случай, когда оператор снимал синхрон «с плеча» настолько статично, что его коллеги, просматривая потом отснятый материал, не верили тому, что штатив отсутствовал. Но через какое-то время оператор не выдержал и камера начала сильно дергаться – произошло это по несчастливой случайности как раз в тот момент, когда интервьюируемый произносил самые важные и необходимые для сюжета слова.

Дергание камеры во время съемки мешает зрительскому восприятию и потому является браком в работе оператора.

Утрируя, можно сказать: если есть где стоять оператору, значит, есть и где поставить штатив. Стопроцентно это относится к записи синхронов и «стэндапов».

Нельзя снимать незамотивированные содержанием сюжета отъезда, наезды, панорамы. Во время съемки забудьте, что на камере имеется трансфокатор. Он существует лишь тогда, когда запись не включена – для того, чтобы скадрировать картинку.

Из любого правила есть, конечно, исключения. На некоторых официальных мероприятиях охрана официальных лиц запрещает устанавливать штативы. Оперативность съемки некоторых событий, когда счет идет на доли секунды, может не быть времени для установки штатива.

Однако правило потому и является правилом, что должно выполняться. Количество исключений всегда должно стремиться к нулю.

Ракурс

Позиция камеры относительно объекта съемки довольно сильно влияет на то, каким этот объект увидят зрители, и какое впечатление он на них произведет. Чем меньше выглядит объект в кадре, тем незначительнее он кажется и тем труднее разглядеть его отдельные детали. При этом более заметным становится окружающий фон. В результате, внимание зрителя может полностью переключиться с самого объекта на его «окружение».

Кадры, снятые крупным планом, позволяют дополнительно выделить объект. Однако при этом необходимо позаботиться о том, чтобы этот объект на экране не оказался слишком крупным, иначе он будет производить подавляющее впечатление. Кадры, снятые крупным планом, часто утрачивают реальный масштаб и заставляют зрителей забывать о настоящих размерах и пропорциях увеличенного пространства.

Если смотреть на какой-нибудь объект сверху вниз, то он кажется не таким внушительным, как при взгляде на него снизу вверх. Даже небольшое смещение камеры вверх или вниз от уровня глаз способно изменить впечатление от объекта съемки, хотя в большинстве случаев при съемке под очень острым вертикальным углом эффект получается излишне драматичным, происходит переизбыток экспрессии.

Одним из простых способов почувствовать, что такое ракурс, является съемка «с нижней точки». Вы снимаете колонну демонстрантов камерой расположенной на стандартной высоте человеческого роста – это одна картинка. Поставьте камеру на асфальт и почувствуйте разницу: какое значение приобретает простирающееся на добрую треть кадра по вертикали полотно асфальта, в кадре начинают работать ноги, которые становятся большими, еще немного и они могут затоптать все и вся…

Ну, и для пущего эффекта, снимите то же самое с верхней точки (например, с балкона, крана и т.д., но не меняя для чистоты эксперимента угол в горизонтальной плоскости). Колонна демонстрантов может показаться вам просто очередью за билетами в кино…

Основные элементы управления камерой.

Для тех, кто недавно взял видеокамеру в руки, и кроме автоматического режима пока ничего не пробовал, в этой статье я помогу разобраться с основными элементами управления видеокамерой, которые помогут снимать ваше видео красивее и интересней. Вот некоторые из них:

Zoom (трансфокатор) – служит для увеличения или уменьшения снимаемого изображения, т.е. изменение его масштаба. Бывает двух типов, оптический и цифровой, оптический делает увеличения почти без искажений а цифровой зум очень большая потеря качества (цифровой зум считаю вообще ненужным).

Focus (фокус) – это элемент управления, предназначен для получения резкости на объекте и размытия дальнего или ближнего плана. Фокус настраивается автоматически AF (automatic focus) или вручную MF (manual focus)

IRIS (диафрагма, апертура) – устройство объектива видеокамеры, которое позволяет регулировать относительное отверстие, этим самым изменять светосилу объектива. Также позволяет настраивать необходимую глубину резкости.

Shutter Speed (выдержка) – интервал времени открытия затвора видеокамеры, большее время (1/50с., 1/60с.) делает картинку ярче, но при этом быстро движущиеся объекты получаются смазанными (1/500, 1/1000) затемняет кадр, но при такой выдержке динамичные объекты остаются резкими

WB. (White balance, баланс белого) – коррекция цвета изображения объекта, примерно так как видит объект человеческий глаз. Из-за различной температуры цвета цифровая видеокамера может снимать с искажёнными цветовыми оттенками, для их устранения регулируют баланс белого.

OIS (Оптический стабилизатор изображения) – Используют его при съёмке с рук. Он служит для устранения дрожания изображения «шевелении». Существует так же и цифровой стабилизатор изображения, но он уступает по качеству оптическому, так что при выборе видеокамеры обратите внимание, есть ли там OIS.

Свет и видео.

То, что свет в видео – это очень важно, наверное не стоит и говорить. Не зря ведь есть отдельная специальность – светооператор. У света очень много характеристик, мы рассмотрим только две: свет бывает жесткий и мягкий.

Наверняка вы замечали, что при ясном солнечном дне тени резкие практически от начала и до конца. При облачной погоде иногда даже трудно определить направление тени, настолько она размыта. Так вот, в первом случае мы имеем дело с жестким солнечным светом, во втором случае – свет очень мягкий. Почему так получается? Относительно нас Солнце маленькое (потому что очень далеко), его можно рассматривать как точечный источник света. Свет прямым потоком идет на модель и тени получаются резкими, представим, что у нас два источника света: слева и справа. Получается две тени, все еще такие резкие, но уже не такие контрастные, потому что каждая подсвечивается другим источником света. При облачном небе у нас как будто миллиарды таких источников света с разных углов, каждый из которых отбрасывает тень, но этих теней так много и они такие слабые, что сливаются в одну большую размытую бледную тень.

 

Как это влияет на видео? При съемке в солнечный полдень, очень видны тени под глазами, под носом иногда превращаясь просто в черные дыры, что естественно выглядит непривлекательно. При съемке в облачную погоду или в тени лицо модели освещено равномерно и картинка выглядит лучше. Это не значит, что жесткий свет плохой, просто его сложнее использовать.

На картинке, фото слева сделано при прямом солнечном свете, получается жесткий свет и жёсткие тени. Фото справа сделано в облачную погоду, очень мягкие тени, почти незаметные, источником света является всё небо.

Жёсткий и мягкий свет

Естественно мягкий свет смотрится гораздо приятней, и чтобы его получить необязательно снимать в облачную погоду, можно к примеру, стать в тени здания, которая оградит от прямых солнечных лучей.

Далее хотелось бы поговорить о таких важных вещах в работе оператора как Shutter Speed и Motion blur.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.