Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологические основы налога на имущество предприятий



Налогоплательщиками по налогу являются практи­чески все российские организации, включая финанси­руемые из бюджетов всех уровней.

К числу плательщиков налога относятся также ино­странные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представи­тельства. Иностранные организации, не осуществляю­щие деятельности в России через постоянные предста­вительства, но имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зо­не РФ, тоже являются плательщиками налога.

Таким образом, платить налог на имущество обяза­ны компании, фирмы, любые другие организации (вклю­чая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, между­народные организации и объединения, а также их обо­собленные подразделения, имеющие недвижимое иму­щество на российской территории.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы: упрощенную систему на­логообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйствен­ный налог.

С 1 января 2006 г. Федеральным законом «О экономических зонах техниковнедренческого типа» в течение первых пяти лет освобождается от налога на имущество организации – резиденты особых экономических зон, которые создаются на следующих территориях: г. Москва, Санкт-Петербург, Дубны, Томск, Елабуга и др.

Объектом налогообложения для российских орга­низаций определено учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во времен­ное владение, пользование, распоряжение или довери­тельное управление, внесенное в совместную деятель­ность.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства, объектом налогообложения яв­ляется движимое и недвижимое имущество, относящее­ся к объектам основных средств. При этом иностран­ные организации обязаны вести учет объектов налого­обложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.[1.].

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций регулируется ст. 376 Налогового кодекса.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соот­ветствии с гл. 30 Налогового кодекса. Данное положение закреплено в п. 3 ст. 376 Налогового кодекса и вытекает из обязанностей налогоплательщика согласно ст. 23 Налогового кодекса.

Налоговая база определяется отдельно:

1) в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахожде­нию организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянно­го представительства иностранной организации);

2) в отношении имущества каждого обособленного подразделения организа­ции, имеющего отдельный баланс;

3) в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностран­ной организации;

4) в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам

Налоговой базой по налогу на имущество признается среднегодовая стоимость имущества подлежащего налогообложению.

Для определения Налоговой базы имущество берется по остаточной стоимости – Счет 01 – Счет 02. С 1 января в Налоговую базу включается счет 03.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностран­ных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижи­мого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности дан­ных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, в случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Рос­сийской Федерации, признается инвентаризационная стоимость указанных объек­тов по данным органов технической инвентаризации на территории соответствую­щего субъекта Российской Федерации. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организации, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а так­же в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимо­сти данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Так же для иностранных организаций НБ определяется исходя из инвентарной стоимости Основных средств, которые указывают органы технической инвентаризации.

Где - среднегодовая стоимость;

n – количество месяцев в отчетном налоговом периоде.[4.]

Особенностью налогообложения имущества, пере­данного в доверительное управление, а также имуще­ства, приобретенного в рамках договора доверительно­го управления, является то, что оно подлежит налого­обложению у учредителя доверительного управления. Налоговым периодом признается календарный год, т.е. в течение года производятся авансовые платежи (ст. 379 Налогового кодекса).

Отчетный период – квартал, полугодие, девять месяцев.

Авансовые платежи – ¼ суммы налога на имущество за соответствующий отчетный период.

В учетной политике организации необходимо предусмотреть, как рассчитываются, и начисляется налог на имущество:

- за счет финансовых результатов;

- за счет затрат.

; .

Налоговым периодом по налогу на имущество орга­низаций установлен календарный год.

Отчетными периодами являются I квартал, полуго­дие и 9 месяцев календарного года.

При этом законодательные (представительные) орга­ны субъектов РФ при установлении налога могут не устанавливать отчетные периоды.

Как уже отмечалось, налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ. При этом она не может превышать 2,2%.

Одновременно с этим федеральное законодательство допускает установление дифференцированных налого­вых ставок в зависимости от категорий налогоплатель­щиков или имущества, признанного объектом налого­обложения.

Поскольку налог на имущество является региональ­ным, федеральное законодательство установило доста­точно узкий перечень организаций, имущество кото­рых не должно облагаться налогом, обязательный на всей территории страны перечень льгот по налогу, а также объектов, не подлежащих налогообложению.

С 1 января 2006 года некоторые льготы по налогу на имущество организаций отменены. Так с 2006 г. от налога не освобождаются:

1. основные средства, использующиеся для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

2. объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, которые полностью или частично финансируются за счет регионального или местного бюджета;

3. имущество, которое используется научными организациями для научной и научно-исследовательской деятельности.

В частности, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в части имущества, исполь­зуемого для осуществления возложенных на них фун­кций.

Не подлежат налогообложению также религиозные организации в части имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Освобождены от налогообложения и общероссийс­кие общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инва­лидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Эта льгота распространяется исключительно на имущество, исполь­зуемое для осуществления уставной деятельности дан­ных организаций[2.].

Освобождены от налогообложения организации, основным видом деятельности которых является про­изводство фармацевтической продукции, в части иму­щества, используемого для производства ветеринарных

иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Не должен платиться налог в части объектов, при­знанных в установленном порядке памятниками исто­рии и культуры федерального значения.

Льготный порядок в виде полного освобождения от уплаты налога установлен в отношении объектов моби­лизационного назначения и мобилизационных мощнос­тей, законсервированных или не используемых в про­изводстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организа­ции воздушного движения и других объектов, отнесен­ных в соответствии с законодательством РФ к объек­там особого назначения.

Указанная льгота распространяется также на ядер­ные установки, используемые для научных целей, пун­ктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

Освобождены от уплаты налога ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атом-но-технологического обслуживания.

Не облагаются налогом также железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопро­воды, линии энергопередач, а также сооружения, яв­ляющиеся неотъемлемой технологической частью ука­занных объектов.

В полном размере освобождено от налогообложе­ния имущество специализированных протезно-ортопе­дических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатс­ких бюро и юридических консультаций, а также иму­щество государственных научных центров.

По истечении каждого отчетного и налогового пе­риода налогоплательщики обязаны представлять в на­логовые органы по месту своего местонахождения, по местонахождению каждого своего обособленного под­разделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого иму­щества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, находящегося или в тер­риториальном море РФ, или на континентальном шельфе РФ, или в исключительной экономической зо­не РФ, или за пределами территории РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налого­вая декларация по налогу представляются в налого­вый орган по местонахождению российской органи­зации, а в части иностранных организаций— по мес­ту постановки на учет в налоговых органах постоян­ного представительства.

Налогоплательщики должны представлять налого­вые расчеты по авансовым платежам по налогу не по­зднее 30 дней с даты окончания соответствующего от четного периода.

По итогам налогового периода налоговые деклара­ции представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым пе­риодом.

Из ст.376 НК РФ следует, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%.. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. В 47 субъектах Российской Федерации, включая города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области, ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2 % В Республике Дагестан ставка налога установлена в размере 2,0 В остальных 36 субъектах Российской Федерации определены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения[3.].

 

1.3. Налоговая декларация на имущество организаций

 

Декларация по налогу на имущество и инструк­ция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224. В соответствии с главой 30 «Налог на имущество ор­ганизаций» НК РФ эту декларацию должны пред­ставлять:

—российские организации;

—иностранные организации, которые ведут дея­тельность в нашей стране через постоянные пред­ставительства и (или) имеют в собственности недви­жимое имущество на территории России, на ее кон­тинентальном шельфе или в исключительной экономической зоне.

Декларации по налогу на имущество представляют­ся по следующим адресам (п. 1 ст. 386 НК РФ):

—по месту нахождения российской органи­зации;

—по месту осуществления деятельности ино­странной организации через постоянное представи­тельство;

—по месту нахождения обособленного подраз­деления российской организации, имеющего отдель­ный баланс;

—по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно общему правилу отдельную деклара­цию нужно подавать по каждому месту уплаты нало­га. Но при этом нужно учитывать следующее

В соответствии с Бюджетным кодексом суммы налога на имущество зачисляются в бюджеты субъ­ектов Российской Федерации в размере 100%. Одна­ко региональные власти могут полностью или час­тично передать суммы налога на имущество в соот­ветствующие местные бюджеты.

Главное требование при уплате налога — обеспе­чить поступление денежных средств строго по на­значению. Именно поэтому в инструкции есть пункт 1.4, который определяет особенности запол­нения и представления декларации в отношении сумм налога, подлежащих уплате в местные и регио­нальные бюджеты. Так, декларация заполняется в от­ношении сумм налога, которые должны быть упла­чены в бюджет по соответствующему коду (кодам) ОКАТО1 муниципального образования.

Если законодательством субъекта РФ предусмот­рено, что налог на имущество организаций уплачи­вается в региональный бюджет (без распределения по муниципальным образованиям), организация может подать на территории данного субъекта одну налоговую декларацию. В ней отражаются данные по всему имуществу, которое подлежит налогообложе­нию на территории данного субъекта. В какую именно инспекцию организация должна представлять такую декларацию, определяет региональное управление ФНС России. Для этого организа­ции нужно обратиться в это управление с запросом. Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора. Он может представлять декларации в об­щем порядке либо, руководствуясь законодательст­вом субъекта РФ (в части межбюджетного распреде­ления доходов от налога на финансовый год), в по­рядке, установленном пунктом 1.4 инструкции.

Организации должны подавать несколько декла­раций, если на территории субъекта Российской Фе­дерации принят нормативный правовой акт, соглас­но которому суммы налога на имущество организа­ций распределяются между бюджетом субъекта и бюджетами муниципальных образований. В этом случае организация может подать одну декларацию в каждом муниципальном образовании, в котором у нее есть обязанность по уплате налога. При этом де­кларация должна быть заполнена в отношении все­го имущества, суммы налога по которому подлежат зачислению в бюджет по коду ОКАТО данного муни­ципального образования.

Организации, имеющие налогооблагаемое иму­щество в разных муниципальных образованиях субъекта РФ, территорию которых курирует один налоговый орган, должны учитывать следующее.

Как уже было сказано, по общему правилу в каж­дой декларации указываются только суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют муници­пальным образованиям, курируемым соответствую­щим налоговым органом (п. 1.4 инструкции).

Это же правило распространяется и на случай, ко­гда один налоговый орган курирует территорию не­скольких муниципальных образований, а законода­тельством субъекта РФ установлено долевое межбюд­жетное распределение доходов от налога. Другими словами, если у налогоплательщика есть налогообла­гаемое имущество на территории разных муници­пальных образований одного субъекта РФ, но кури­руемых одной налоговой инспекцией, он может также подать единую налоговую декларацию. В ней надо от­разить данные по всему налогооблагаемому имуще­ству, которое находится на территории этих муници­пальных образований. В единой декларации заполня­ется несколько разделов 2 и (или) 4 и (или) 5 в отношении сумм налога, подлежащих зачислению по соответствующим кодам ОКАТО. А в разделе 1 запол­няется несколько блоков строк 010—040 — по каждо­му коду ОКАТО указывается отдельная сумма.

Рассмотрим ситуацию, когда на балансе организации числится только имущество, не облагаемое налогом. В этом случае декларация представляется в общем порядке. Однако здесь есть свои нюансы.

Напомним, что в главе 30 НК РФ предусмотрено два вида активов, которые не облагаются налогом на имущество.

Во-первых, не признается объектом налогооб­ложения имущество, указанное в пункте 4 ста­тьи 374 Кодекса, например земельные участки. Стои­мость такого имущества в декларации не отражает­ся. В этом случае сдается так называемая нулевая налоговая декларация. Она должна быть представле­на в необходимом объеме, то есть кроме титульного листа должны быть заполнены разделы 1 и 2 (или 3), в которых проставляются прочерки.

Во-вторых, налог не взимается со стоимости льготируемого имущества. Перечень организаций, которым предоставляются льготы, а также виды не­облагаемого имущества содержит статья 381 Кодек­са. Кроме того, налоговые льготы и основания для их применения могут быть предусмотрены в законе конкретного субъекта РФ о налоге на имущество ор­ганизаций (п. 2 ст. 372 НК РФ). Если же у органи­зации есть только льготируемое имущество, его сто­имость одновременно отражается в разделах 5 и 2 (3 или 4) налоговой декларации.

Напомним, что раздел 4 заполняют организации, ко­торые имеют недвижимое имущество, фактически находящееся на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта Федерации и в терри­ториальном море (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне) России. Этот раздел заполняется и в том случае, если у орга­низации есть недвижимость в составе Единой систе­мы газоснабжения (ЕСГС).

В отношении недвижимого имущества, которое находится в разных субъектах РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому субъекту. Чтобы исчислить налог, который подлежит уплате в бюд­жет каждого субъекта, на территории которого на­ходится объект недвижимости, надо определить до­лю балансовой стоимости, приходящуюся на этот субъект. Налог уплачивается пропорционально этой доле.

Долю балансовой стоимости недвижимости на территории соответствующего субъекта РФ орга­низация определяет самостоятельно. Алгоритм рас­чета такой доли закрепляется в учетной политике. Аналогичное правило действует и в отношении имущества, которое находится в субъекте Федера­ции и в территориальном море (на континенталь­ном шельфе или в исключительной экономической зоне) РФ.

Декларации по налогу на имущество, находящее­ся в разных субъектах РФ, представляются в налого­вые органы каждого из субъектов. По имуществу, которое находится в территориальном море (на континентальном шельфе или в исключительной эко­номической зоне) РФ, надо отчитываться в инспек­ции по местонахождению организации.

Нужно обратить внимание: разделы 2 и 4 налоговой де­кларации не должны содержать дублирующие друг друга данные о стоимости объектов, подлежащих налогообложению. Иначе говоря, в разделе 4 отража­ется только информация об объектах недвижимо­сти, входящей в состав ЕСГС, или о недвижимости, имеющей «сложное» географическое положение. А раздел 2 заполняется в отношении прочего облага­емого налогом имущества организации.

Все разделы декларации налога на имущество организаций заполнены и представлены далее. [1]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В этой связи знание высшим уровнем управления предприятия налоговой системы страны может дать существенное преимущество для любой компании.

Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело.

Приведем таблицу поступлений налога в бюджет РБ.

Таблица 1. Поступление налога на имущество организации в бюджет РБ 2004-2006 г., тыс. руб.

Доходы бюджета РБ Года 2006 к 2004 в тыс. руб. 2006 к 2004 в %
Налог на имущество 1213377,0 1576000,0 3345000,0 2131623,0 36,3
За исключением имущественных организаций входящих в Единую систему газоснабжения 1063377,0 1544480,0 3296000,0 2232623,0 32,3
Налог на имущество включая имущественные организации входящие в Единую систему газоснабжения 150000,0 31520,0 49000,0 -101000,0 306,1

 

Из таблицы видно, что налог на имущество организаций имеет тенденцию к увеличению, так сравнивая 2006 г. с 2004 г, можно увидеть, что поступления увеличились на 2131623,0 тыс. руб. или на 36,3% . Это связано с повышением внимания правительства к данному налогу и вносимым изменениям в Налоговый Кодекс РФ.

Определим долю поступлений налога на имущество организаций в общей доле доходов. Полученные данные приведем в таблице 2.

Таблица 2. Доля налога на имущество организаций в общих доходах, тыс. руб.

Доходы бюджета РБ Года
Налог на имущество 1213377,0 1576000,0 3345000,0
Доходы всего 30373761,0 32233373,3 48947699,0
% налог на имущество к доходам всего 3,995 4,889 6,834

 

Сравнивая 2006 с 2004 годом можно увидеть, что величина поступлений налога на имущество организаций увеличилась в 1,7 раза или на 2131623 тыс. руб. Отметим, что роль налога на имущество организаций играет все большую роль в формировании доходной части бюджета РБ.

Однако Россия имеет собственную специфику. Сегодня налог
реально ниже рыночной стоимости. Согласно определению, рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, за которую объект может быть продан на открытом рынке при соблюдении определенных условий. Подразумевается, что есть некое множество сделок, по которому вычисляют эту среднюю цену. Министерство финансов утверждает, что оценку имущества станут производить не по рыночной стоимости и не по стоимости БТИ, а по некоей массовой оценке, которая приближена к рыночной. После корректировки стоимость объекта недвижимости будет примерно на 30 % ниже рыночной. И при расчетах рыночную оценку начнут просто умножать на коэффициент 0,7. Однако даже такая поправка не сделает налогообложение по рыночной стоимости экономически эффективным и справедливым в глазах населения.

Можно выделить две основные проблемы обложения налогом на имущество:

1) Невозможность всех организаций воспользоваться большинством льгот по налогу на имущество предприятий;

2) Двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета, примером являются организации, уплачивающие и транспортный налог.

В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.

Также существуют другие проблемы по налогообложению имущества организаций:

- несовершенство налогового законодательства;

- жесткость фискального контроля и налогового бремени;

- непродуманность налогового администрирования, неумение правительства эффективно использовать собранные налоги.

Все это вынуждает предпринимателей принимать меры по сохранению своего имущества.

Уклонение от уплаты налогов в последние годы приобрело массовый характер. Но это не просто стремление предпринимателя получить сверхприбыль. Это реакция налогоплательщика на недостатки налоговой политики государства. Именно это является главной причиной налоговой оптимизации.

В ходе проводимой налоговой реформы отменены некоторые виды налогов и сборов и существенно трансформированы сохраняющиеся налоги. Определенные изменения произошли и в системе имущественного налогообложения организаций.

Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с ГК РФ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.