Налогоплательщиками по налогу являются практически все российские организации, включая финансируемые из бюджетов всех уровней.
К числу плательщиков налога относятся также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Иностранные организации, не осуществляющие деятельности в России через постоянные представительства, но имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, тоже являются плательщиками налога.
Таким образом, платить налог на имущество обязаны компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие недвижимое имущество на российской территории.
Не являются плательщиками налога на имущество организаций юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог.
С 1 января 2006 г. Федеральным законом «О экономических зонах техниковнедренческого типа» в течение первых пяти лет освобождается от налога на имущество организации – резиденты особых экономических зон, которые создаются на следующих территориях: г. Москва, Санкт-Петербург, Дубны, Томск, Елабуга и др.
Объектом налогообложения для российских организаций определено учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность.
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. При этом иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.[1.].
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций регулируется ст. 376 Налогового кодекса.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса. Данное положение закреплено в п. 3 ст. 376 Налогового кодекса и вытекает из обязанностей налогоплательщика согласно ст. 23 Налогового кодекса.
Налоговая база определяется отдельно:
1) в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);
2) в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
3) в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
4) в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам
Налоговой базой по налогу на имущество признается среднегодовая стоимость имущества подлежащего налогообложению.
Для определения Налоговой базы имущество берется по остаточной стоимости – Счет 01 – Счет 02. С 1 января в Налоговую базу включается счет 03.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, в случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организации, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Так же для иностранных организаций НБ определяется исходя из инвентарной стоимости Основных средств, которые указывают органы технической инвентаризации.
Где - среднегодовая стоимость;
n – количество месяцев в отчетном налоговом периоде.[4.]
Особенностью налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, а также имущества, приобретенного в рамках договора доверительного управления, является то, что оно подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. Налоговым периодом признается календарный год, т.е. в течение года производятся авансовые платежи (ст. 379 Налогового кодекса).
Отчетный период – квартал, полугодие, девять месяцев.
Авансовые платежи – ¼ суммы налога на имущество за соответствующий отчетный период.
В учетной политике организации необходимо предусмотреть, как рассчитываются, и начисляется налог на имущество:
- за счет финансовых результатов;
- за счет затрат.
; .
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций установлен календарный год.
Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ при установлении налога могут не устанавливать отчетные периоды.
Как уже отмечалось, налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ. При этом она не может превышать 2,2%.
Одновременно с этим федеральное законодательство допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признанного объектом налогообложения.
Поскольку налог на имущество является региональным, федеральное законодательство установило достаточно узкий перечень организаций, имущество которых не должно облагаться налогом, обязательный на всей территории страны перечень льгот по налогу, а также объектов, не подлежащих налогообложению.
С 1 января 2006 года некоторые льготы по налогу на имущество организаций отменены. Так с 2006 г. от налога не освобождаются:
1. основные средства, использующиеся для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
2. объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, которые полностью или частично финансируются за счет регионального или местного бюджета;
3. имущество, которое используется научными организациями для научной и научно-исследовательской деятельности.
В частности, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в части имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Не подлежат налогообложению также религиозные организации в части имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Освобождены от налогообложения и общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Эта льгота распространяется исключительно на имущество, используемое для осуществления уставной деятельности данных организаций[2.].
Освобождены от налогообложения организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, в части имущества, используемого для производства ветеринарных
иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.
Не должен платиться налог в части объектов, признанных в установленном порядке памятниками истории и культуры федерального значения.
Льготный порядок в виде полного освобождения от уплаты налога установлен в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных или не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения и других объектов, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения.
Указанная льгота распространяется также на ядерные установки, используемые для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.
Освобождены от уплаты налога ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атом-но-технологического обслуживания.
Не облагаются налогом также железнодорожные пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В полном размере освобождено от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, а также имущество государственных научных центров.
По истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего местонахождения, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
В отношении имущества, находящегося или в территориальном море РФ, или на континентальном шельфе РФ, или в исключительной экономической зоне РФ, или за пределами территории РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации, а в части иностранных организаций— по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства.
Налогоплательщики должны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего от четного периода.
По итогам налогового периода налоговые декларации представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из ст.376 НК РФ следует, что налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%.. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. В 47 субъектах Российской Федерации, включая города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области, ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,2 % В Республике Дагестан ставка налога установлена в размере 2,0 В остальных 36 субъектах Российской Федерации определены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения[3.].
1.3. Налоговая декларация на имущество организаций
Декларация по налогу на имущество и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224. В соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ эту декларацию должны представлять:
—российские организации;
—иностранные организации, которые ведут деятельность в нашей стране через постоянные представительства и (или) имеют в собственности недвижимое имущество на территории России, на ее континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне.
Декларации по налогу на имущество представляются по следующим адресам (п. 1 ст. 386 НК РФ):
—по месту нахождения российской организации;
—по месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство;
—по месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;
—по месту нахождения недвижимого имущества.
Согласно общему правилу отдельную декларацию нужно подавать по каждому месту уплаты налога. Но при этом нужно учитывать следующее
В соответствии с Бюджетным кодексом суммы налога на имущество зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100%. Однако региональные власти могут полностью или частично передать суммы налога на имущество в соответствующие местные бюджеты.
Главное требование при уплате налога — обеспечить поступление денежных средств строго по назначению. Именно поэтому в инструкции есть пункт 1.4, который определяет особенности заполнения и представления декларации в отношении сумм налога, подлежащих уплате в местные и региональные бюджеты. Так, декларация заполняется в отношении сумм налога, которые должны быть уплачены в бюджет по соответствующему коду (кодам) ОКАТО1 муниципального образования.
Если законодательством субъекта РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций уплачивается в региональный бюджет (без распределения по муниципальным образованиям), организация может подать на территории данного субъекта одну налоговую декларацию. В ней отражаются данные по всему имуществу, которое подлежит налогообложению на территории данного субъекта. В какую именно инспекцию организация должна представлять такую декларацию, определяет региональное управление ФНС России. Для этого организации нужно обратиться в это управление с запросом. Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора. Он может представлять декларации в общем порядке либо, руководствуясь законодательством субъекта РФ (в части межбюджетного распределения доходов от налога на финансовый год), в порядке, установленном пунктом 1.4 инструкции.
Организации должны подавать несколько деклараций, если на территории субъекта Российской Федерации принят нормативный правовой акт, согласно которому суммы налога на имущество организаций распределяются между бюджетом субъекта и бюджетами муниципальных образований. В этом случае организация может подать одну декларацию в каждом муниципальном образовании, в котором у нее есть обязанность по уплате налога. При этом декларация должна быть заполнена в отношении всего имущества, суммы налога по которому подлежат зачислению в бюджет по коду ОКАТО данного муниципального образования.
Организации, имеющие налогооблагаемое имущество в разных муниципальных образованиях субъекта РФ, территорию которых курирует один налоговый орган, должны учитывать следующее.
Как уже было сказано, по общему правилу в каждой декларации указываются только суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют муниципальным образованиям, курируемым соответствующим налоговым органом (п. 1.4 инструкции).
Это же правило распространяется и на случай, когда один налоговый орган курирует территорию нескольких муниципальных образований, а законодательством субъекта РФ установлено долевое межбюджетное распределение доходов от налога. Другими словами, если у налогоплательщика есть налогооблагаемое имущество на территории разных муниципальных образований одного субъекта РФ, но курируемых одной налоговой инспекцией, он может также подать единую налоговую декларацию. В ней надо отразить данные по всему налогооблагаемому имуществу, которое находится на территории этих муниципальных образований. В единой декларации заполняется несколько разделов 2 и (или) 4 и (или) 5 в отношении сумм налога, подлежащих зачислению по соответствующим кодам ОКАТО. А в разделе 1 заполняется несколько блоков строк 010—040 — по каждому коду ОКАТО указывается отдельная сумма.
Рассмотрим ситуацию, когда на балансе организации числится только имущество, не облагаемое налогом. В этом случае декларация представляется в общем порядке. Однако здесь есть свои нюансы.
Напомним, что в главе 30 НК РФ предусмотрено два вида активов, которые не облагаются налогом на имущество.
Во-первых, не признается объектом налогообложения имущество, указанное в пункте 4 статьи 374 Кодекса, например земельные участки. Стоимость такого имущества в декларации не отражается. В этом случае сдается так называемая нулевая налоговая декларация. Она должна быть представлена в необходимом объеме, то есть кроме титульного листа должны быть заполнены разделы 1 и 2 (или 3), в которых проставляются прочерки.
Во-вторых, налог не взимается со стоимости льготируемого имущества. Перечень организаций, которым предоставляются льготы, а также виды необлагаемого имущества содержит статья 381 Кодекса. Кроме того, налоговые льготы и основания для их применения могут быть предусмотрены в законе конкретного субъекта РФ о налоге на имущество организаций (п. 2 ст. 372 НК РФ). Если же у организации есть только льготируемое имущество, его стоимость одновременно отражается в разделах 5 и 2 (3 или 4) налоговой декларации.
Напомним, что раздел 4 заполняют организации, которые имеют недвижимое имущество, фактически находящееся на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта Федерации и в территориальном море (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне) России. Этот раздел заполняется и в том случае, если у организации есть недвижимость в составе Единой системы газоснабжения (ЕСГС).
В отношении недвижимого имущества, которое находится в разных субъектах РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому субъекту. Чтобы исчислить налог, который подлежит уплате в бюджет каждого субъекта, на территории которого находится объект недвижимости, надо определить долю балансовой стоимости, приходящуюся на этот субъект. Налог уплачивается пропорционально этой доле.
Долю балансовой стоимости недвижимости на территории соответствующего субъекта РФ организация определяет самостоятельно. Алгоритм расчета такой доли закрепляется в учетной политике. Аналогичное правило действует и в отношении имущества, которое находится в субъекте Федерации и в территориальном море (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне) РФ.
Декларации по налогу на имущество, находящееся в разных субъектах РФ, представляются в налоговые органы каждого из субъектов. По имуществу, которое находится в территориальном море (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне) РФ, надо отчитываться в инспекции по местонахождению организации.
Нужно обратить внимание: разделы 2 и 4 налоговой декларации не должны содержать дублирующие друг друга данные о стоимости объектов, подлежащих налогообложению. Иначе говоря, в разделе 4 отражается только информация об объектах недвижимости, входящей в состав ЕСГС, или о недвижимости, имеющей «сложное» географическое положение. А раздел 2 заполняется в отношении прочего облагаемого налогом имущества организации.
Все разделы декларации налога на имущество организаций заполнены и представлены далее. [1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В этой связи знание высшим уровнем управления предприятия налоговой системы страны может дать существенное преимущество для любой компании.
Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело.
Приведем таблицу поступлений налога в бюджет РБ.
Таблица 1. Поступление налога на имущество организации в бюджет РБ 2004-2006 г., тыс. руб.
Доходы бюджета РБ
Года
2006 к 2004 в тыс. руб.
2006 к 2004 в %
Налог на имущество
1213377,0
1576000,0
3345000,0
2131623,0
36,3
За исключением имущественных организаций входящих в Единую систему газоснабжения
1063377,0
1544480,0
3296000,0
2232623,0
32,3
Налог на имущество включая имущественные организации входящие в Единую систему газоснабжения
150000,0
31520,0
49000,0
-101000,0
306,1
Из таблицы видно, что налог на имущество организаций имеет тенденцию к увеличению, так сравнивая 2006 г. с 2004 г, можно увидеть, что поступления увеличились на 2131623,0 тыс. руб. или на 36,3% . Это связано с повышением внимания правительства к данному налогу и вносимым изменениям в Налоговый Кодекс РФ.
Определим долю поступлений налога на имущество организаций в общей доле доходов. Полученные данные приведем в таблице 2.
Таблица 2. Доля налога на имущество организаций в общих доходах, тыс. руб.
Доходы бюджета РБ
Года
Налог на имущество
1213377,0
1576000,0
3345000,0
Доходы всего
30373761,0
32233373,3
48947699,0
% налог на имущество к доходам всего
3,995
4,889
6,834
Сравнивая 2006 с 2004 годом можно увидеть, что величина поступлений налога на имущество организаций увеличилась в 1,7 раза или на 2131623 тыс. руб. Отметим, что роль налога на имущество организаций играет все большую роль в формировании доходной части бюджета РБ.
Однако Россия имеет собственную специфику. Сегодня налог реально ниже рыночной стоимости. Согласно определению, рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, за которую объект может быть продан на открытом рынке при соблюдении определенных условий. Подразумевается, что есть некое множество сделок, по которому вычисляют эту среднюю цену. Министерство финансов утверждает, что оценку имущества станут производить не по рыночной стоимости и не по стоимости БТИ, а по некоей массовой оценке, которая приближена к рыночной. После корректировки стоимость объекта недвижимости будет примерно на 30 % ниже рыночной. И при расчетах рыночную оценку начнут просто умножать на коэффициент 0,7. Однако даже такая поправка не сделает налогообложение по рыночной стоимости экономически эффективным и справедливым в глазах населения.
Можно выделить две основные проблемы обложения налогом на имущество:
1) Невозможность всех организаций воспользоваться большинством льгот по налогу на имущество предприятий;
2) Двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета, примером являются организации, уплачивающие и транспортный налог.
В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.
Также существуют другие проблемы по налогообложению имущества организаций:
- несовершенство налогового законодательства;
- жесткость фискального контроля и налогового бремени;
- непродуманность налогового администрирования, неумение правительства эффективно использовать собранные налоги.
Все это вынуждает предпринимателей принимать меры по сохранению своего имущества.
Уклонение от уплаты налогов в последние годы приобрело массовый характер. Но это не просто стремление предпринимателя получить сверхприбыль. Это реакция налогоплательщика на недостатки налоговой политики государства. Именно это является главной причиной налоговой оптимизации.
В ходе проводимой налоговой реформы отменены некоторые виды налогов и сборов и существенно трансформированы сохраняющиеся налоги. Определенные изменения произошли и в системе имущественного налогообложения организаций.
Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с ГК РФ.