Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Основные этапы реформирования налоговой системы, основы построения, принципы налогообложения



СОДЕРЖАНИЕ

Теоретическая часть

Введение ……………………………………………………………………... 3

1. Налоговая система Российской федерации ………………………….... 5

1.1 Основные этапы реформирования налоговой системы, основы построения, принципы налогообложения ……………………….. 5

1.2 Методологические основы налога на имущество предприятий ..14

1. 3 Налоговая декларация на имущество организаций ……………. 22

Заключение ………………………………………………………………….. 27

Список использованных источников ……………………………………… 30

Список использованной литературы ……………………………………… 30

Практическая часть

Задача 1 ……………………………………………………………………... 31

Задача 2 ……………………………………………………………………... 31

Задача 3 ……………………………………………………………………... 32

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

 

Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы, выявление ее недостатков. Теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

· изучить исторический опыт реформирования систем налогообложения в нашей стране.

· описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения, выявить ее недостатки.

· Рассмотреть сущность, понятие, элементы налога на имущество организаций ;

· определить вопросы правового регулирования налога на имущество организаций.

· Рассмотреть более подробно налоговые льготы налога на имущество организаций и ставки налога на имущество организаций в субъектах РФ. Налог на имущество организаций установлен на тер­ритории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.

В 2003 г. была принята соответствующая глава На­логового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.

В частности, в целях стимулирования развития про­изводства и подготовки к введению налога на недвижи­мость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения из налогообло­жения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.

В целях сохранения поступлений по данному нало­гу на уровне сложившихся поступлений за последние годы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действовавшим до введения данной гла­вы Кодекса. Во избежание неоднозначного толкования норм за­кона при передаче имущества в совместную деятель­ность или доверительное управление установлен отдель­ный порядок определения налоговой базы.

Особый порядок определения налоговой базы уста­новлен также для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории РФ, но не осу­ществляющих деятельности на этой территории.

Существенно сокращен перечень исключений из объекта налогообложения, а также перечень налоговых льгот, установленных непосредственно в Налоговом кодексе. Он распространен лишь на узкий круг имуще­ства организаций. Вместе с тем предусмотрено право законодательных (представительных) органов субъек­тов РФ на установление дополнительных налоговых льгот. Одновременно с этим данный налог сохранен в качестве регионального налога. Исходя из статуса данного налога он вводится на соответствующей территории законодательными (пред­ставительными) органами власти субъектов РФ. Они же устанавливают конкретные ставки этого налога, до­полнительные, сверх предусмотренных федеральным за­коном, льготы для отдельных категорий налогоплатель­щиков. Указанные региональные органы определяют также порядок и сроки уплаты данного налога, форму отчетности по нему.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Основные этапы реформирования налоговой системы, основы построения, принципы налогообложения

 

В Российской Федерации, как в начале 90-х годов проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости усиления регулирующей роли налогов, соответственно изменившимся в новых экономических и политических условиях задачам государства. При этом широко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в результате чего налоговая система России получила ряд общих с налоговыми системами этих стран черт, что имеет значение для активизации и повышения роли России в мировом сообществе, расширения и углубления ее экономических связей со странами мира.

Это не первая налоговая реформа в стране. Значительные преобразования в области налогообложения производилось и прежде. Так важное значение для развития плановой экономики имела налоговая реформа, проведенная в 1930 году. К моменту ее проведения в систему государственных доходов СССР входило множество платежей. Эта система сложилась в период НЭПа и на первом его этапе отвечала особенностям многоукладной экономики и оправдывала себя, однако в последствии она пришла в противоречие с ростом и укреплением обобществленного сектора и формировавшейся плановой экономикой. [5,с.10]

Налоговая реформа 1930 года сыграла решающую роль в концентрации и направлении финансовых ресурсов государства на развитие отраслей народного хозяйства, особенно промышленности.

Новый этап в развитии обязательных платежей государственных предприятий в бюджет и приближении их к налоговой форме связан с принятием Закона СССР '' О государственном предприятии '' от 30 июня 1987 года, направленного на углубление централизованных начал в развитии народного хозяйства как единого целого, на усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях.

В 1988 году на государственные, кооперативные и другие общественные предприятия и организации был распространен взимавшийся прежде только с граждан налог с владельцев транспортных средств. В 1991 году был введен косвенный налог с продаж, Вносимый юридическими лицами и взимавшийся в конечном итоге с потребителей через соответствующую надбавку к цене товара. В этот период был закреплен принцип самостоятельности республиканских и местных бюджетов.

Таким образом, реформирование налогообложения проходило одновременно с решением проблем федерализма и местного самоуправления и в связи с ним. Оно было увязано также с изменениями финансовой системы и системы финансово-кредитных органов, их функций.

Постепенно был составлен целый пакет законов о налогах в России. Обобщающим в отношении всех них явился Закон ''Об основах налоговой системы в Российской Федерации '' от 27 декабря 1991 года, который оформил проведение налоговой реформы в России как самостоятельном государстве и установил в целом новую систему налогообложения, исходящую из задач перехода к рыночной экономике.

Экономическую сущность налогов можно представить следующим образом. Общество производит определенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и государством.

Этот механизм применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) государства, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Перераспределение части ВВП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников в форме налога с доходов физических лиц, от хозяйствующих субъектов в форме налога на прибыль, налога на имущество организаций и т. д.

К сущностным признакам налога относится его обязательность и всеобщность, это означает, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, кроме того, субъект налогообложения не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по уплате налогов. При невыполнении обязательств по уплате налога государством применяются соответствующие санкции.

Второй признак налогов — смена собственника. Доля частной собственности (в денежной форме) переходит государству, поступая в централизованные денежные фонды (бюджетные фонды), в которых налоговые поступления обезличиваются. Важными признаками налога является его безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, уплативший налог не получает ничего взамен.

Функция налога— это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, как реализуется общественное назначение налога в качестве основного инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. С помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства, и осуществляется влияние на экономику. Взаимодействуя, функции налогов образуют систему.

Выделяется несколько основных функций налогообложения:

Фискальная функция исторически возникла первой и представляла собой изъятие части доходов граждан для содержания государства. Налогам принадлежит главная роль в формировании доходной части государственного бюджета. Поступившие от налогоплательщиков средства государство использует для создания материальной основы самого государства.

Регулирующая функция. Налоги являются одним из важных способов регулирования экономики, эта функция налогов направлена на достижение задач финансово-экономической политики государства посредством налоговых механизмов. Регулирующая функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении или увеличении налогооблагаемой базы, понижении или повышении налоговой ставки. С помощью изменения порядка налогообложения отдельных секторов экономики государство может повлиять на ускорение или снижение темпов развития определенных отраслей, решая при этом актуальные социальные проблемы. Цель реализации данной функции — повышение экономической эффективности государства и достижение социальной справедливости. При этом выделяется несколько подфункций: стимулирующая (например налоговые льготы по налогу на прибыль предприятий), дестимулирующая (путем введения повышенных ставок налогов, введения дополнительных налогов и т. д., при этом ограничиваются в развитии те секторы экономики и виды деятельности, которые, с точки зрения общества, являются «вредными». ) и воспроизводственная (выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.).

Контрольная функция проявляется в возможности количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Налоги выступают индикатором экономических процессов, происходящих в стране. Сопоставляя и анализируя динамику налоговых поступлений, можно сделать выводы о развитии экономики государства и отдельных ее секторов и регионов. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления и своевременной уплатой налогов.

Поощрительная функция налогов.Государство, признавая за определенной категорией граждан особые заслуги перед государством и обществом, учитывает это при разработке системы налогообложения (реализуется через предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.)

Распределительная (социальная) функцияналогов состоит в перераспределении доходов государства, полученных от налоговых поступлений, между различными категориями населения. Через налогообложение поддерживается социальное равновесие, которое достигается путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп. Налоговая система, в которой реализуется распределительная функция, позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это становится возможным благодаря установлению прогрессивных ставок налогообложения и расходованию определенной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Разграничение функций налогов носит условный характер, так как все они переплетаются и реализуются одновременно. В условиях сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех основных функций налогов. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма действия контрольной функции налогов.

Принципы налогообложения— это ключевые положения, на основе которых строится система налогообложения. Принципы закреплены конституцией государства и налоговым кодексом страны (в Российской Федерации принципы налогообложения прописаны в ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика основан на праве частной собственности.

Принцип справедливости.Принцип справедливости является ключевым принципом, на основе которого должна строиться любая система налогообложения. Согласно этому принципу налогоплательщики с более высоким уровнем доходов и большей способностью уплачивать налоги должны вносить большую сумму в бюджет государства. Различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный (предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать налоги равной величины). и вертикальный (гласит, что лица, которые находятся в неравном положении, должны уплачивать разные суммы налога).

Для обеспечения справедливости системы налогообложения должен быть выполнен целый ряд правил:

• один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом только один раз в течение определенного периода;

• все субъекты налогообложения должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в налоговых органах;

• предоставляемые налогоплательщику льготы должны применяться исключительно в соответствии с законодательством, недопустимо предоставление льгот отдельным юридическим и физическим лицам;

• штрафы и пени должны взыскиваться с налогоплательщиков в бесспорном порядке.

Принцип определенности.Каждый налог должен быть четко определен, а не произволен. Налогоплательщику должен быть известен срок уплаты налога, способ платежа, сумма, подлежащая уплате, и т. д.

Принцип простоты и удобства.Согласно этому принципу налоговая система должна быть максимально проста, но в то же время способна обеспечить бюджет государства необходимыми средствами для поддержания его функционирования. Кроме того, методика расчета налогов и заполнения форм налоговой отчетности должна быть понятна широкому кругу налогоплательщиков. Система и процедура выплаты налогов должны быть удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Принцип экономичности.Принцип экономичности означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Принцип экономической эффективности.Суть принципа заключается в том, что должна быть соблюдена соразмерность между наполняемостью бюджета и неблагоприятными для налогоплательщика последствиями налогообложения.

Принцип стабильности и гибкости.Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране экономической стабильности.

В целях стабилизации налоговых отношений принято, что закон, предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей, обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он улучшает положение лица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственность за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.

Под гибкостью налогового законодательства понимается способность налоговой системы быстро перестраиваться для эффективного решения вопросов, стоящих перед налоговой и бюджетной политикой государства, без нарушения стабильности системы налогообложения. Гибкость налоговой системы в условиях рыночной экономики выступает необходимым условием для эффективного использования всех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов.

Принципы налогообложения учитывались при разработке системы налогообложения Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации в ст. 3 закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения-В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать установленные налоги. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и по-разному применяться.

Принцип законного установления налогов и сборов.Налогоплательщики должны уплачивать только законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Принцип понятности налогового законодательства.Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен уплачивать. При установлении налогов должны быть определены все его элементы. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принцип экономической обоснованности налогов.Налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование.

Принцип единства налоговой системы Российской Федерации.Запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.

Помимо общих принципов налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (подп. «и» ст. 72 Конституции России), Существуют частные принципы налогообложения, которые относятся только к некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы местного налогообложения и т. д.

Способы взимания налогов.Существует три способа уплаты налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

Кадастровый способ уплаты налогов.Кадастровый (от слова «кадастр» — таблица, справочник) способ подразумевает разбивку объектов налогообложения на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При этом методе считается, что признаки, по которым классифицируются объекты, могут являться показателями доходности объекта или служить показателем уровня доходов владельца. В кадастре устанавливаются признаки, по признакам назначаются разряды обложения, объекты разносятся по этим разрядам. Такой метод характеризуется тем, что величина уплачиваемого налога не зависит от реальной доходности объект, а момент уплаты налога не привязан к моменту получения дохода. Примером такого налога может служить транспортный налог и земельный налог.

Способ уплаты налога «у источника».Такой способ уплаты налога предполагает, что обязанность по исчислению налога, его удержанию из начисленного дохода и перечисление в соответствующий бюджет лежит на лице, выплачивающем доход. Поэтому уплата налога производится до получения дохода. Налогоплательщик сам не рассчитывает сумму налога, он получает доход за вычетом налога. Например, налог на доходы физических лиц.

Способ уплаты налогов по декларации. Налоговая декларация представляет собой документ в виде письменного заявления от налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах. В налоговой декларации указываются источники полученных доходов, налоговые льготы и исчисляется сумма налога, а также другие данные, связанные с уплатой налога. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль организаций.

В практике налогообложения иногда применяются смешанные способы уплаты налогов. Например, по месту работы доходы физического лица облагаются налогом у источника их получения, но в конце года гражданин должен подать декларацию по совокупному годовому доходу, полученному из всех источников.

Методы налогообложенияпредставляют собой установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существует четыре метода налогообложения:

1.Метод равного налогообложения.При методе равного налогообложения все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога, эта сумма не зависит от имеющегося в их собственности имущества или от величины полученного ими дохода. Налоговая ставка совпадает с налоговым окладом. Такой метод налогообложения используется достаточно редко, так как не учитывает платежеспособности налогоплательщика и считается несправедливым, примером применения метода равного налогообложения могут быть некоторые местные налоги и сборы, например сбор за уборку территорий и т. д.

2.Пропорциональный метод налогообложения.Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода, т. е. предусмотрена единая ставка для доходов любой величины. Налоговая ставка при этом может быть как в долевой, так и в твердой форме.

Величина ставки налога одинакова для всех налогоплательщиков, но уплачиваемый налоговый оклад будет различным. Сумма исчисленного и уплаченного налога будет зависеть от размера объекта налогообложения (имущества, дохода). Чем больше размер объекта налогообложения, тем большая сумма налога подлежит уплате. Примером использования пропорционального метода налогообложения в Российской Федерации может служить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), ставка НДФЛ — 13%. Метод пропорционального налогообложения считается более справедливым, чем метод равного налогообложения, но и в этом случае налоговое бремя по мере роста дохода плательщика ослабляется. Налоговое бремя применительно к конкретному налогоплательщику показывает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. В настоящее время большинство налогов построено по пропорциональному методу налогообложения.

3.Метод прогрессивного налогообложения.Прогрессивный налог — это такой налог, в котором с увеличением объекта налогообложения растет ставка налога. Налог возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Величина ставки зависит от размера объекта налогообложения (дохода или имущества). Например, чем больше доход, тем выше ставка налога и тем больше сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Метод регрессивного налогообложения.Суть метода регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Например, таким налогом в Российской Федерации является единый социальный налог (ЕСН).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.