В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России.
Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и штрафных санкций. Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):
· виды налогов и сборов;
· основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
· права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
· формы и методы налогового контроля;
· ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
· порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.
Принципы налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):
· Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
· Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ). Справедливость по вертикали (люди с разными доходами платят различные налоги) и по горизонтали (ничто не влияет на налогообложение, только величина доходов).
· Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом.
· Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
· Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
· Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
· Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Функции налогов
Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
Различают основные функции налогов и сборов в рыночной экономике.
· Фискальная функция налогов непосредственным образом связана с формированием доходной части государственного бюджета и представляет собой изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства. (Государство мобилизует в бюджете денежные средства для осуществления своей деятельности)
· Распределительная функция налогов выполняет социальное предназначение, состоящее в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от высокооплачиваемых и состоятельных граждан — к малообеспеченным, что в конечном итоге гарантирует социальную стабильность в обществе. Например, прогрессивное налогообложение, возрастание налоговых ставок по мере роста размера доходов, установление высоких ставок акцизов на товары не первой необходимости
· Поощрительная функция налогов. Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям.
· Контрольная функция налогов обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования. (Государство отслеживает полноту и своевременность поступления налогов в бюджет и в необходимых случаях корректирует налоговую и бюджетную политику).
· Регулирующая функция налогов — функция, направленная на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма. Осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.
Виды налогов и сборов. Отличия налогов от сборов. Классификация налогов
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор- обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина – взнос юридических и физических лиц за совершение государственным или уполномоченным на то органом юридически значимых действий в интересах плательщиков.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогамии сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Элементы налогов.
Субъекты – юридические и физические лица, которые в силу действующего законодательства уплачивают налоги в бюджет
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Объекты – то, что подпадает под налогообложение:
· Имущество;
· Доходы;
· Прибыль;
· Заработная плата;
· Индивидуальный доход предпринимателя.
Объект (или предмет) налога - доход или имущество, с которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Источник обложения - чистый доход как разность между валовым доходом и издержками производства.
Налоговая база – стоимостная физическая или иная характеристика налога, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются к каждому налогу и сбору.
Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога. Налоговые ставки и порядок их применения также устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору
Бывают твердые, пропорциональные (адвалорные), прогрессивные или регрессивные.
Единицей обложения называется сама мера, с которой исчисляется налог или часть объекта в денежной или иной форме, на которую устанавливается ставка (с каждого станка - столько-то, с каждой лошадиной силы мощности двигателя - столько-то).
Налоговый период – отрезок времени, в течение которого формируется налоговая база и исчисляется налог.
Льготы – ослабление налоговой нагрузки вплоть до 0. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Сроки уплаты налогов и сборовопределяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.