Для конструкторской проработки может быть принято решение одного из следующих вопросов:
модернизация одного из видов специализированного (гаражного) оборудования для технического обслуживания (ТО) и ремонта автомобилей, используемых в СТО;
разработка и модернизация приспособлений и устройств для повышения производительности и условий труда ремонтных рабочих;
разработка и модернизация приборов и стендового оборудования, позволяющих улучшить организацию и эффективность то и ремонта автомобиля.
При решении этих задач разрабатываемое или модернизируемое оборудование должно органически входить в технологический процесс проектируемого производственного участка с включением в перечень необходимого для его оснащения технологического оборудования.
Конструкторская часть проекта должна состоять из одного чертежа формата А1 и текста объемом 3-4 страницы.
В конструкторской части необходимо:
обосновать целесообразность разработки данного оборудования, приспособления или устройства;
проанализировать достоинства и недостатки прототипа;
изложить принципы действия разрабатываемой конструкции;
выполнить расчет на прочность одного из элементов конструкции.
Подробные расчеты на прочность приведены в литературе. Несколько примеров расчетов приведены ниже:
9.1. Винт нагружен только внешней растягивающей силой (крюк для подъема груза)
Опасным является сечение, ослабленное резьбой. Площадь этого сечения оценивают по внутреннему диаметру резьбы d1. Условие прочности по напряжениям растяжения в стержне:
s = ≤ [s].
Допускаемые напряжения [s] выбирают по специальной литературе.
Прочность болта определяют по эквивалентному напряжению:
sэкв = ≤ [s].
Для стандартных метрических резьб:
sэкв » 1,3s.
Это позволяет рассчитывать прочность болтов по упрощенной формуле:
sэкв = ≤ [s].
9.3. Болтовое соединение нагружено силами, сдвигающими детали в стыке
9.3.1. Болт поставлен с зазорами
Fзат =
где k – коэффициент запаса (при статической нагрузке k = 1,3…1,5; при переменной нагрузке k = 1,8…2,0); F – внешняя нагрузка; i – число плоскостей стыка (для соединения трех деталей i = 2; для соединения двух деталей i = 1); f = 0,15…0,20 – коэффициент трения в стыке.
9.3.2. Болт поставлен без зазора
Болт рассчитывают по напряжениям среза и смятия:
tср = ≤ [tср];
sсм = ≤ [sсм],
где d – толщина соединяемых деталей (длина сминаемой части болта); [tср] = = (0,2…0,3)sт; [sсм] = 0,8sт – для соединения деталей из стали; [sсм] = = (0,4…0,5)sв – для соединения деталей из чугуна.