3.3. Расчет годовой производственной программы обслуживания СТОА
3.3.1. Расчет числа обслуживаемых автомобилей на СТОА и годового объема работ
Годовой фонд рабочего времени поста
Фп = Дрг×tсм×С×hп,
где Дрг – количество дней работы СТОА в год; tсм – продолжительность смены, ч; С – число смен; hп – коэффициент использования рабочего времени поста.
Значения hп выбирают из табл. 8 приложения 1.
Годовой объем постовых работ:
где Хп – заданное (общее) число постов СТОА, ед.; Фп – годовой фонд рабочего времени поста, ч; РСР – средняя численность рабочих, одновременно работающих на посту, ч; j – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону обслуживания или ремонта.
Значения Рср и j выбирают соответственно из табл. 9 и 10 приложения 1.
Общий годовой объем работ СТОА по обслуживанию и ремонту автомобилей:
Тто-тр =
где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч; Кп – доля постовых работ в общем объеме работ СТО.
Годовой объем работ на участках текущего ремонта на СТОА:
Ту = Тто-тр – Тп,
где Тто-тр – общий годовой объем работ СТОА, чел.-ч; Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.
Число обслуживаемых автомобилей на СТОА в год:
где Тто-тр – общий годовой объем работ СТОА, чел.-ч; Lг – среднестатистический годовой пробег обслуживаемых автомобилей, км; tто-тр – нормативная удельная трудоемкость обслуживания и ремонта для данной модели (марки) автомобиля, чел.-ч/1000 км пробега.
Среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей, принимаемый для расчета СТО, в Российской Федерации составляет около 10 тыс. км. Среднегодовые пробеги для районов, в которых число дней с плюсовой температурой в году доходит до 230, составляют 8…10 тыс. км, с числом дней более 230 – 10…12 тыс. км.
Значения удельной нормативной трудоемкости обслуживания на 1000 км пробега tто-тр по категориям приведен в табл. 6 приложения 1.
Годовое количество заездов обслуживаемых автомобилей на СТО составляет:
dг = Nг×dа,
где dа – количество заездов одного автомобиля на СТО в год, ед.; Nг – годовое количество обслуживаемых на СТО автомобилей.
Величину dа студент принимает совместно с руководителем проекта в ходе проектирования в зависимости от заданной модели (марки) обслуживаемых автомобилей и их среднестатического годового пробега.
Таблица 3
Распределение заездов по виду и месту обслуживания и объема работ по техническому обслуживанию (пример заполнения)
Виды работ
Количество заездов на данный вид работ
Объем данного вида работ Тi в % от общего объема работ Тто-тр, чел.-ч
Выполнение объема работ, чел.-ч
на постах, чел.-ч, % от данного вида работ
на участках, чел.-ч
Диагностические
7 %×dг
7 %×Тто-тр
100 %Тi
–
Техническое обслуживание
16 %×dг
18 %×Тто-тр
100 %Тi
–
Смазочные
10 %×dг
6 %×Тто-тр
100 %Тi
–
Регулировка тормозов
7 %×dг
8 %×Тто-тр
100 %Тi
–
Регулировка углов колес
7 %×dг
8 %×Тто-тр
100%Тi
–
РПСП и электрооборудования
9 %×dг
6 %×Тто-тр
75 % Тi
25 % Тi
Шиномонтажные
10 %×dг
2 %×Тто-тр
70 % Тi
30 % Тi
Ремонт агрегатов
14 %×dг
8 %×Тто-тр
60 % Тi
40 % Тi
Кузовные
8 %×dг
16 %×Тто-тр
60 % Тi
40 % Тi
Окрасочные
3 %×dг
11 %×Тто-тр
Тi
–
Арматурные
3 %×dг
2 %×Тто-тр
85 % Тi
15 % Тi
Слесарно-механические
6 %×dг
8 %×Тто-тр
–
100 % Тi
Итого:
dг
Тто-тр
Тп
Ту
Проверка правильности расчетов и заполнения табл. 3 заключается в следующем: сумма точных значений Тп и Ту в таблице должна быть равна точному значению Тто-тр.