Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Партийная система в Японии в период 1955-1993: становление ЛДПЯ, как парламентской партии-лидера



Ненашев Арсен

Проверил(а):

Преподаватель кафедры

Социологии и политологии

Щеглова Д.В.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава 1.Конституционные основы и эволюция партийной системы Японии (1955-1993)………………………………………………………………………

1.1 Конституционные основы деятельности Парламента и партийной системы Японии………………………………………………………………….

1.2 Партийная система в Японии в период 1955-1993 Становление ЛДПЯ, как парламентской партии-лидера……………………………………

Глава 2. Особенности современной партийной системы Японии……

2.1 Партийная конкуренция и кризис ЛДПЯ: эволюция партийной системы в 1993-2000 гг………………………………………………………..

2.2 Современная партийная система Японии: 2000-2013……………

Заключение……………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы………………………….

Введение

В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить «загадки» весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и, в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?

Особенно сильный всплеск интереса к Японии был вызван феноменом ее почти фантастического возрождения после сокрушительного поражения во второй мировой войне, в результате которого страна к началу XXI века превратилась в одного из мировых лидеров, в один из локомотивов мировой экономики. Сейчас Япония является еще и важным фактором развития непростых отношений таких стран, ка к Южная и Северная Кореи, Китай.

Политическая история Японии представляет собой процесс далеко не прямолинейный, с участием торможения и даже отката, развития демократических институтов, принципов и норм, накапливания демократической практики. Эволюция политической системы в Японии протекала как аналог такого же процесса в других странах, не только воспринимая оттуда опосредованным образом ведущие варианты и тенденции развития, но и испытывая порой добровольно или вынужденно – и прямое воздействие, конечно национальная специфика сохранялась в любом случае.

Объект исследования является политическая система Японии с 1955 по 2013 год.

Предмет –парламентские политические партии Японии.

Целью настоящей работы является исследование эволюции партийной системы Японии в условиях существующих нормативно-правовых рамок и современное состояние партийной системы Японии.

Достижение поставленной цели осуществляется с помощью решения следующих основных задач:

- изучение историко-правовых этапов формирования партийной системы Японии;

- исследование эволюции парламентских партий, выявление «переломных» моментов в их развитии;

- анализ особенностей современной партийной системы Японии.

 

 

Глава 1 Конституционные основы и эволюция партийной системы Японии (1955-1993).


1.1 Конституционные основы Парламента и партийной системы Японии.

Итак, Парламент Японии (коккай) (действует с 1889 г.) состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей состоит из 480 депутатов, избираемых на 4 года. Возрастной ценз - 25 лет. 180 депутатов избираются по партийным спискам; 300 – по одномандатным округам. Палата советников состоит из 242 депутатов, избираемых на 6 лет. Возрастной ценз - 30 лет. Перевыборы происходят через 3 гола (переизбирается половина сенаторов). 73 избирается по одномандатным округам; 48 – по партийным спискам.

Деятельность парламента Японии регулируется Конституцией страны (4 глава ст. 41-64). Согласно ей[1],Парламент Японии является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Обе палаты состоят из выборных членов, представляющих весь народ

Что касается квалификации членов обеих палат, а также квалификации их избирателей, она регулируется законом и главным принципом здесь является то, что не должна проводиться дискриминация по мотивам расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов[2].

Срок полномочий членов Палаты представителей - четыре года. Их полномочия, однако, прекращаются до истечения полного срока в случае роспуска Палаты представителей. Срок полномочий членов Палаты советников - шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина членов палаты. Избирательные округа, способ голосования и иные вопросы, относящиеся к выборам членов обеих палат, определяются законом. Никто не может быть одновременно членом обеих палат. Члены обеих палат ежегодно получают в соответствии с законом определенное вознаграждение из государственной казны. Члены обеих палат, за исключением случаев, предусмотренных законом, не могут быть арестованы в период сессии Парламента; члены Парламента, арестованные до открытия сессии, по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на период сессии. Члены обеих палат не несут ответственности за стенами палаты в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палате. Очередные сессии Парламента созываются один раз в год. . Кабинет может принимать решения о созыве чрезвычайных сессий Парламента, он должен принимать решение о созыве чрезвычайных сессий Парламента, если этого потребовали более одной четвертой части общего числа членов одной из палат. Если Палата представителей распущена, то в течение сорока дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в Палату представителей, а в течение тридцати дней со дня выборов должен быть созван Парламент. При роспуске Палаты представителей одновременно прекращает заседания Палата советников. Однако Кабинет может созвать чрезвычайную сессию Палаты советников, если это крайне необходимо в интересах страны[3].

Каждая палата разрешает споры, связанные с квалификацией ее членов. Однако для того чтобы лишить кого-либо депутатских полномочий, необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

Также, каждая палата может проводить работу только при наличии на заседании не менее одной трети общего числа ее членов. За исключением случаев, особо предусмотренных Конституцией, в каждой из палат все вопросы решаются большинством голосов присутствующих членов; при равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Заседания каждой палаты являются открытыми. Однако могут проводиться и закрытые заседания в случае, если резолюция об этом принята большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.
Каждая палата ведет протоколы своих заседаний. Эти протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления, за исключением тех протоколов закрытых заседаний, которые признаются секретными.
По требованию не менее одной пятой присутствующих членов голосование каждого члена по любому вопросу должно отмечаться в протоколе. Каждая палата избирает председателя и других должностных лиц.
Каждая палата устанавливает свои правила ведения заседаний, процедуры, внутренней дисциплины и может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов.

Законопроект, за исключением случаев, особо предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия его обеими палатами.
Принятый Палатой представителей законопроект, по которому Палата советников вынесла решение, отличное от решения Палаты представителей, становится законом после его вторичного одобрения большинством не менее двух третей голосов присутствующих членов Палаты представителей.
Эти положения, однако, не запрещают Палате представителей требовать, в соответствии с законом, созыва совместного заседания обеих палат.
Если Палата советников не одобрит окончательного решения по законопроекту, принятому Палатой представителей, в течение шестидесяти дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента, после его получения, то Палата представителей может рассматривать это как отклонение данного законопроекта Палатой советников.

Также, Парламент выполняет и функцию принятия бюджета. Бюджет сначала представляется на рассмотрение Палаты представителей. Если Палата советников приняла по бюджету решение, отличное от решения Палаты представителей, и если соглашение не достигнуто даже с помощью предусмотренного законом объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла окончательного решения в течение тридцати дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента, после получения бюджета, принятого Палатой представителей, решение Палаты представителей становится решением Парламента.

Каждая палата может производить расследование по вопросам государственного управления и вправе при этом требовать явки и показаний свидетелей, а также представления протоколов.

Премьер-министр и другие государственные министры независимо от того, являются они или не являются членами одной из палат, могут в любое время присутствовать на заседаниях любой из палат для выступления по законопроектам. Они также должны присутствовать на заседаниях, если это необходимо для дачи ответов и разъяснений.

Парламент образует из числа членов обеих палат суд для рассмотрения в порядке импичмента нарушений тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении от должности.

Итак, в Японии утверждена и реально существует многопартийная система. Парламентская монархия – так можно обозначить эту систему. Нормы Конституции создают правовое поле функционирования Парламента и политических партий Японии.

 

Партийная система в Японии в период 1955-1993: становление ЛДПЯ, как парламентской партии-лидера.

Современная политико-правовая система Японии сформировалась в своих основных чертах более шестидесяти лет назад после окончания Второй мировой войны. Конституция Японии, принятая в 1946 году и вступившая в силу в 1947 году, отражала институты и нормы гражданского демократического общества – закрепила широкий спектр прав и свобод, представительный характер государственной власти, принцип разделения властей и их взаимный контроль друг за другом, верховенство Конституции и закона, народный суверенитет и принцип пацифизма[4].

Важным событием того времени стало возвращение Японии суверенитета, хотя в значительной степени ограниченного военными соглашениями с США. Все законы оккупационного времени автоматически аннулировались. Ликвидировался контроль оккупационных властей над политической и экономической деятельностью японского правительства. Тем не менее, на базе заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США стали еще теснее. После окончания оккупации состав кабинета, парламент и другие государственные органы власти никаким изменениям не подверглись. По-прежнему правительство возглавляла наиболее консервативная Либеральная партия, отражавшая интересы крупнейших монополий, стремившихся к развитию связей с США.

Были предприняты шаги с целью ослабления ограничений, установленных антимонополистическим законодательством, а также введение новых законов, которые содействовали бы укреплению монополий. С другой стороны широко осуществлялись мероприятия государственно-монополистического характера по укреплению экономики страны и по усилению мобилизации средств на реконструкцию и развитие японской промышленности. К 1952 г. наметился раскол в правящей Либеральной партии, образовались две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера, и Хатояма Итиро. Основной точкой разногласий между ними стал вопрос перевооружения. Фракция Ёсида выступала за отказ от ремилитаризации и постепенное укрепления сил самообороны. В то же время группа Хатояма требовала более быстрых темпов и более широкой ремилитаризации Японии, что с их точки зрения открывало большие перспективы для преодоления экономического спада, неизбежного после окончания войны в Корее, а также скорейшего достижения относительной самостоятельности Японии[5].

В ноябре 1954 г. в условиях острого соперничества фракция Хатояма и
Прогрессивная партия (Кайсинто) образовали новую Демократическую партию Японии (Нихон Минсюто). Председателем стал Хатояма Итиро. В программе Демократической партии Японии, состоявшей из пятнадцати пунктов, подчеркивалось, что во внешней политике она станет придерживаться курса на усиление независимости и самостоятельности японской политики и экономики. Демократическая партия объявила о намерении пересмотреть японо-американский договор безопасности, с тем, чтобы превратить его в двустороннее соглашение, возлагающее равные обязанности на обе стороны. В области внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии, было сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к нормальной экономической деятельности и ликвидации нездоровой зависимости от США.

Также высказывалось мнение о необходимости создания самостоятельных японских вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и в более широких масштабах и рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.

Сформированное в декабре 1954 г. под руководством председателя
Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном продолжало политику укрепления капиталистического строя в Японии, но его внешнеполитический курс, а также некоторые аспекты внутренней политики более отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.

В октябре 1955 г. произошло слияние Левой и Правой социалистических партий Японии в единую Социалистическую партию Японии, председателем был избран Судзуки Мосабуро. В общей программе на первое место были выдвинуты задачи расширения и усиления повседневной массовой борьбы трудящихся за экономические и политические требования. Отвергалось сотрудничество с КПЯ и подчеркивалось, что осуществление социалистической революции возможно лишь мирными средствами, путем завоевания большинства в парламенте.

В июле 1955 г. состоялась VI национальная конференция КПЯ, которая ликвидировала раскол, повергла критике допущенные ошибки, наметила политический курс партии дружбы с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Генеральным секретарем партии был избран Носака Сандзо.

Консервативный лагерь Японии был потеснен объединением обеих социалистических партий и сплочением КПЯ. В то же время разногласия и соперничество среди консервативных партий и их лидеров приобрели в 1954-
1955 годах столь острый характер, что стали рассматриваться монополиями как опасные помехи для их политического господства. Политические позиции японских демократических партий стали недостаточно прочными. Монополии решительнее и настойчивее вмешивались в политику[6].

В октябре 1955 г. состоялось внеочередное заседание Федерации предпринимательских организаций Японии, на котором было принято решение об объединении консервативных сил.

На учредительном съезде состоявшемся 19 ноября 1955 г.
Демократическая и Либеральная партия слились в единую Либерально- демократическую партию Японии (ЛДП). Новая партия представляла интересы японских монополий, защищала существование капиталистического строя в Японии. На первый план программы партии выносилась идея создания условий для обогащения всего народа, превращение его в средний класс, а страны в государство всеобщего благосостояния.

Объединенная Либерально-демократическая партия стала располагать 298 мандатами из 467 в палате представителей и 119 из 252 в палате советников японского парламента[7]. Власть консерваторов стала прочнее. Главной оппозиционной партией надолго стала Социалистическая партия Японии (СПЯ).

Таким образом, сложился так называемый феномен ЛДП, т.е. практически уникальный факт непрерывного пребывания одной партии у власти, в то время как в ведущих капиталистических странах преобладают двухпартийные системы, при которых на политической арене стабильно доминируют две крупные партии, попеременно сменяющие друг друга. Также некоторые другие особенности внутренней организации японских консерваторов привлекают в правящей партии Японии неослабевающий интерес.

В начале 60-х годов на политическую арену Японии помимо ЛДП, СПЯ и КПЯ выходят две новые партии – Партия Демократического Социализма (ПДС) и Партия Читой Политики ( Комэйто ).

В середине 70-х годов от правящей партии откололся и вскоре получил статус самостоятельной партии Новой либеральный клуб (НЛК), а группа вышедших из СПЯ, правореформистских деятелей основала Социал- демократический союз (СДС).

Трем партиям центра – ПДС, Комэйто с СДС – свойственна близость теоретических основ, политического курса, характера политической деятельности. Также этим трем партиям свойственна общность программ: представление себя защитниками интересов всего народа, идея сотрудничества труда и капитала, отрицание революционных методов преобразования общества, представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.

26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве со своей партией, мотивируя этот шаг тем, что невозможно остановить, по их выражению, упадок и одряхление ЛДП. Эти депутаты создали Новый либеральный клуб (НЛК), провозгласивший своей целью разработать новую консервативную политику, но не затрагивать основ существующего строя.

Таким образом, в Японии стало функционировать семь политических партий, которые можно схематически сгруппировать следующим образом:

ЛДП и НЛК – партии консервативного лагеря, ПДС, Комэйто и СДС – партии центра и СПЯ и КПЯ – партии левой ориентации.

Таким образом, в послевоенное время произошла значительная эволюция японской партийной системы. В 50-60 годах происходила острая политическая конфронтация между Социалистической и Коммунистической партиями Японии с одной стороны, и ЛДП – с другой, почти по всем значительным внутриполитическим и международным проблемам. Однако уже в 60-х годах начинает формироваться многопартийная система, отражающая интересы и взгляды различных слоев японского общества.

Несмотря на единоличное пребывание у власти ЛДП, оппозиция имеет значительные возможности для воздействия на политику правящей партии благодаря организации массовых действий, деятельности в парламенте, участию в различных совещательных органах, выступлениям через средства массовой информации. Большое влияние оказывает она на формирование политического климата, общественного мнения в стране.

Именно на рубеже 50-60 годов в результате завершения послевоенных реформ и реорганизации партийной системы, в Японии сформировался современный механизм политической власти, который с определенными модификациями функционирует вплоть до настоящего времени.

Следующий значимый этап эволюции партийной системы Японии начался с 1970 х гг. Усложнение социальной структуры общества и возникновение гражданских движений в начале 1970-х годов показали правящей элите необходимость задуматься о коррекции своих действий, сфокусироваться на гражданских проблемах, а не на внутриэлитной борьбе. Знаковым явлением стало получение коммунистической партией на парламентских выборах 1972 г. 39 мест в палате представителей, что позволило ей стать по представительству третьей парламентской партией, пропустив вперед либералов и социалистов. Прошло четверть века, и ситуация практически повторилась: КПЯ стала четвертой партией, но на этот раз впереди шли консерваторы, а социалисты практически сошли на нет.

Однако это не означало, что избирателей привлекала идеология коммунистов или других оппозиционных партий. Это протест не против консервативной идеологии, а против конкретной политики либерал-демократов, которые не учитывали интересы различных слоев населения. За представителей оппозиции голосовали преимущественно так называемые новые городские слои. Свои выбором они призывали ЛДП обратить внимание на их проблемы. В целом население было вполне довольно достаточно высоким уровнем жизни, разделяло консервативную идеологию, демократические принципы и доверяло правящей партии больше, чем другим, связывая только с ней все успехи в стране и стабильность в обществе. Избиратели голосовали за оппозиционные партии, твердо зная, что они не придут к власти и не составят серьезную конкуренцию ЛДП. Таким путем электорат побуждал либеральных демократов серьезно заняться решением внутриполитических и внутрипартийных проблем.

Кризисные явления внутри ЛДП, внешним проявлением чего служили ставшие перманентными с середины 70-х годов скандалы о коррупции в высших эшелонах власти, непосредственно связаны с особенностью структуры самой партии. Речь идет о фракциях – достаточно независимых от центрального руководства объединениях с жесткой дисциплиной и субординацией, подчиненностью лидеру, со своими, и это очень важно, финансовыми средствами. В них входило большинство депутатов ЛДП в обеих палатах парламента. Для депутатов палаты представителей принадлежность к какой-либо фракции практически обязательна, ибо без такой поддержки политику весьма затруднительно получить мандат депутата. Фракционность ЛДП была связана в первую очередь с многовариантностью финансовой поддержки, что привело к симбиозу политиков, бюрократии и бизнеса. Борьба между фракциями шла не на идеологическом или доктринальном уровне. Это борьба за право в данный момент возглавить партию и правительство. В определенной степени межфракционную борьбу можно уподобить межпартийной. Фракции сменяют друг друга в руководстве партии, и, казалось бы, власть демократическим путем переходит от одной группировке к другой. Но в соответствии с японской системой принятия решений движение к достижению согласия идет путем утрясок и компромиссов, скрытно и закулисно, а обществу преподносится уже готовое решение, поэтому внутрипартийная жизнь правящей партии практически недоступна для общественного контроля. Существование фракций во многом делало невозможным создание двухпартийной системы по американскому образцу, поскольку для формирования второй консервативной партии необходимо было заручиться поддержкой почти более сотни депутатов

Подобное положение внутри правящей партии неминуемо вело к окостенению ее структуры. Несменяемость лидеров препятствовала притоку в ее ряды молодого поколения политиков, т. е. лишало ее способности к саморазвитию. Этот дисфункциональный потенциал особенно возрос с созданием суперфракции Танака-Такэсита к концу 1970-х годов, когда борьба между лидерами фракций сменилась борьбой за поддержку руководителя этой фракции, который стал могущественным теневым лидером. Хотя в 1977 г. был осуществлен формальный роспуск фракций, что рекламировалась как существенная часть организационной реформы партии, они благополучно продолжают функционировать, по-прежнему контролируя поступающие денежные потоки и решая кадровые вопросы[8].

Несмотря на серьезные кризисные явления в ЛДП и некоторое ослабление в связи с этим ее позиций, ни одна из оппозиционных партий не могла соперничать с ней в борьбе за власть, ибо оппозиция никогда не предлагала позитивных конструктивных действий, а лишь подвергала все критике. Учитывая усиление неоконсервативных настроений в своих рядах, эти партии заговорили о разного рода реорганизациях и создании коалиций. Но коалиции оказывались нежизнеспособными из-за коренных расхождений ее участников. Кроме того, каждая партия имела непомерные амбиции, и все они были маргиналами. Долго оставались нереализованными и намерения самой ЛПЯ вступить с кем-либо в союз для создания коалиционного правительства. Такая перспектива стала реальной после проигрыша выборов 1993 г. Но в дальнейшем оказалось, что партийные лидеры неспособны вести конструктивный диалог о реорганизации политической системы. Кризис правящей элиты обозначился с 1989 г., когда началась несвойственная для Японии чехарда с премьер-министрами (за один только 1989 г. сменилось три премьера). Параллельно продолжались скандалы в связи с коррупцией высших партийных лиц. В результате раскололась самая влиятельная фракция ЛДП, одну часть которой возглавил К. Бути, а другую И. Одзава. Последняя покинула ряды либерал-демократов и создала Партию обновления (Одзава, Хата). Еще одна группа бывших либерал-демократов организовала новую партию под названием «Инициативная» или «Сакигате» по-японски.

В 1990-е годы ситуация на политической арене в корне изменилось. Если после 1955 г. ни разу не было реально конкурировавшей с ЛДП политической оппозиционной партии, то теперь возникла Партия новых рубежей – ПНР. К этому времени была принята новая избирательная система, в соответствии с которой малые партии, не имевшие веса у избирателей, практически лишались возможности получать места в парламенте. Введение системы одномандатных округов и сокращение возможности пропорциональной системы позволило в одномандатных побеждать только влиятельным силам, на что малые и не очень популярные партии рассчитывать не могли.

В Японии до начала 90-х весьма успешно действовала система выборов, строившаяся по региональному принципу. Существует еще один нюанс с точки зрения лояльности партии — при пропорциональной системе у кандидатов начинается серьезная борьба за места в партийном списке. И это приводит к очень низкой лояльности партий, к их кандидатам, к их выдвиженцам. Когда партии представлены пропорционально числу поданных за них голосов, сильные кандидаты могут использовать возможности для создания собственной партии. Но если нет сильного кандидата, харизматического лидера, то у партии падает эффективность.

Итак, к 1993 году в Японии благодаря изменениям в избирательном заонодательстве и процессов внутри правящей партии, нарастания влияния оппозиции произошел кризис партийной системы, разрешению уоторого будет «посвящено» следующее десятилетие.

В качестве итогов описанного периода можно выделить следующие обобщения:

1. Зарождение и эволюция партийной системы Японии начались в 50 гг. 20 века, на что сильно влияла связь с США и факт того, что политическая система развивалась эволюционно, без сильного вмешательства извне. Поэтому не было проблем с «насаждением» политических институтов и адаптацией населения ним. В целом разделяемая консервативная идеология ориентировалась на демократические ценности.

2. К 1970 году обозначился серьезный кризис доверия правящей партии, который сопровождался скандалами, обвинениями в актах коррупции и т.д., что вызвало широкие гражданские выступления. Учитывая наложившийся экономический кризис, связанный с быстрыми темпами экономического развития и отсутствия собственных ресурсов, рубеж 70-х и 80-х годов предопределил изменение распада партийных сил в пользу оппозиционных партий (в частности «левого крыла»).

3. Длительное пребывание ЛДП у власти создало возможности для тесной координации деятельности между государством и национальными предпринимательскими кругами и на этой основе выработки долгосрочной стратегии в экономической и других областях. Государственные пятилетние планы, программы развития тех или иных приоритетных отраслей промышленности играли важную роль в развитии экономики. Таким образом, были задействованы ряд политических и финансовых рычагов для конструктивного диалога с предпринимателями. Что помогло в свое время «сгладить» последствия экономического кризиса 70-х гг..

4. Сложившаяся в 1955 г. после возникновения ЛДП политическая система не превратилась в конструкцию, в которой две примерно равные по силе партии попеременно оказываются у власти. Возникшая система получила название «полуторапартийной», чем подчеркивалось ее отличие от двух партийной. Если партийная система Японии 50-х годов интерпретировалась как «полуторапартийная», аналогичная система 70-х и первой половины 80-х годов могла быть названа системой однопартийного правительства и многопартийной оппозиции.

Глава 2. Особенности современной партийной системы Японии.
2.1 Партийная конкуренция и кризис ЛДПЯ: эволюция партийной системы в 1993-2000 гг.

После всеобщих выборов 1993 г., на которых ЛДП впервые утратила большинство и ушла в оппозицию, на политической арене Японии произошли серьезные перемены, свидетельствовавшие о поиске путей формирования новой по составу политической элиты, но в пределах правящего консервативного лагеря[9]. К ней теперь присоседились и социалисты, окончательно сдавшие свои идеологические и политические позиции. Особняком, но тоже в рамках истеблишмента стояла Коммунистическая партия, прочно сохраняя занятую ею нишу. Более того, на выборах 1996 г. они добились определенного успеха, увеличив свою фракцию в парламенте с 15 до 26 депутатов, но 22 из них попали по партийную списку, а только двое победили в одномандатных округах. На тот момент КПЯ была четвертой в парламенте партией. Только она и ЛДПЯ сохранили неизменным свое название со дня основания. Лидеры КПЯ очень умеренно и аккуратно адаптировали партийные документы с их типичными клише к современным условиям. Обращая на текущие социальные проблемы, коммунисты были на «пике актуальности».

Таким образом, поражение Либерально-демократической партии в 1993 г. и приход к власти коалиции восьми партий можно смело назвать началом новой эпохи в японской политике.

Создание в 1994 г. второй по величине после ЛДП общенациональной консервативной оппозиционной Партии новых рубежей явилось важнейшим событием реорганизации партийной системы. Впервые после появления в 1955 г. ЛДП новая партия образовалась в результате объединения, а не размежевания[10]. Здесь слились совершенно разные партии и группы: ряд выходцев из ЛДП, недовольных прежним партийным руководством и явным кризисом в партии, Комэйто, ПДС и некоторые небольшие объединения, выступавшие за политические реформы. Всего в ПНР вошли четыре партии и девять парламентских групп. Ведущие силы в ней – Партия обновления И. Одзава и Комэйто, что с самого начала создавало напряженность в руководстве и в итоге привело к самороспуску в канун 1998 г. Неоконсерватизм новой партии базировался на характерном высказывании И. Одзава: «Япония должна стать «нормальной» страной», – что подразумевало прежде всего отмену 9 статьи конституции. Но партия не сумела добиться обновления политического курса в стране, о чем провозглашала в период создания. Внутри ПНР оказалась «перегружена» тремя бывшими премьер-министрами, она раздирается противоречиями, тайно или явно поощряемыми либерал-демократами.

Но процесс создания новых партий на этом не остановился. Накануне выборов 1996 г. было объявлено о создании Демократической партии Японии – ДПЯ. Новая партия стала третьей в парламенте после ЛДП и ПНР. Поначалу у нее была необычная структура: ее возглавляли два сопредседателя – Ю. Хатояма и Н. Кан. Обоим лидерам близки идеи либерализма, но Кан хотел, чтобы их партия походила на демократическую партию США и на социал-демокракратические партии Европы. Костяк новой партии составили выходцы из «Сакигатэ» и ПДС.

Создание партий накануне выборов рождало вопрос, не станет ли постоянной практикой объединение на короткий срок только ради того, чтобы завоевать места в парламенте и решить определенные проблемы, а потом забыть о громких декларациях и просто перегруппировать силы. Долговечность и стабильность, в данном случае ДПЯ, будет зависеть от политической воли ее руководителей, от их способности сохранить партийную структуру в условиях беспрецедентного «перетекания» политиков из партии в партию, от реальных стремлений реализовать провозглашенную программу действий, которая, правда, не отличается большой оригинальностью. Главное в ней – административная реформа, тезисом о необходимости которой уже никого не удивишь.

Выход ведущих деятелей ЛДП из ее рядов, создание ими недолговечных партий связаны не только со стремлением к обновлению партийной структуры, но и со сменой поколений в основном эшелоне истеблишмента и новым балансом реальных сил. На политической арене Японии действует три поколения – небывалый для этой страны случай. Первое – могущественные «старики» из ЛДП – (Накасонэ, Такэсита). Они уже не занимают официальных постов, но пользуются огромным влиянием в партии как руководители фракций. Многие из них до сих пор популярны у избирателей и благополучно вновь и вновь переизбираются в парламент. Например, Р. Накасонэ в нем с 1947 г. Он претендент на бронзовый бюст в здании парламента, отмечающий полвека непрерывной работы народного избранника.

Второе поколение связано с именами Р. Хасимото, его главного противника И. Одзава, бывшего премьера Ц. Хата и К. Обути. Одна треть этого поколения – дети и зятья первого.

В самое последнее время громко заявило о себе третье поколение – те, кому около пятидесяти или чуть больше. По традициям японской политической жизни, остающихся неизменными много десятилетий, политики этого возраста имеют «право на существование» только в качестве помощников или соратников своих старших коллег, но на самостоятельное значение претендовать не могут. Третье поколение – это нередко тоже дети и внуки государственных деятелей. Премьер – сын премьера, такого Япония еще не знала, но премьер – брат, зять или внук премьера – дело довольно обычное.

Согласно исследованию 1996 г., в список десяти наиболее перспективных политиков, которым предстоит работать в ХХ1 веке, вошли братья Хатояма, представители ЛДП (3) и ПНР (5). Среди них особо выделяют 50-летнего (в 1998 г.) С. Танигаки – сын бывшего министра образования, пять раз избирался в палату представителей, исполнял обязанности председателя различных комитетов. Именно ему было поручено заниматься делами ЛДП, когда она ушла в оппозицию. Его характеризуют как харизматическую личность.

Наиболее яркой фигурой в ПНР считается Х. Фунада – внук бывшего спикера палаты представителей, сын губернатора префектуры Тогити, от которой он шесть раз избирался в нижнюю палату.

Итак, если подвести итог партийной эволюции Японии в течение 1990-х гг., то можно отметить, что произошло, прежде всего, размывание базы идеологического противостояния различных политических партий. Причин этому было несколько – Социал-демократическая партия фактически дискредитировала себя, пойдя в 1994 г. на союз с Либерально-демократической партией и отказавшись от ключевых положений своего традиционного курса; кроме того, завершение «холодной войны» вместе с распадом мировой социалистической системы повлекло за собой снижение привлекательности левых идей. Вместо былого противостояния правого и левого лагерей в Японии к началу XXI в. основными соперниками становятся Либерально-демократическая и Демократическая партии – две консервативные силы, исповедующие одну идеологию. Стремление любой ценой отстранить ЛДП от власти, которое когда-то помогло оппозиции объединиться, после неудачной попытки 1993-94 гг. уже не может служить актуальным лозунгом для борьбы за власть. В силу своей разнородности и кардинального различия подходов по основным вопросам широкие партийные коалиции 1993-94 гг. в Японии оказались недолговечными. Оппозиции – «вечным аутсайдерам» - не удалось выработать новый курс, который стал бы полноценной альтернативой политике Либерально-демократической партии. Реформа избирательной системы, которая в 1993 г. задумывалась участниками коалиции как одна из мер по ослаблению позиций ЛДП[11], в силу своего компромиссного характера не оказала серьезного влияния на доминирующие позиции Либерально-демократической партии.

Наличие фракций поддерживалось также наличием до 1996 г. старой избирательной системы средних округов, где борьба консерваторов шла не только с кандидатами оппозиции, но и между собой. Немаловажную роль играют также социопсихологические особенности японцев, проявляющиеся в патернализме и групповом сознании.

В целом же, сложившаяся расстановка политических сил в Японии к концу ХХ века свидетельствовала о неизбежности перегруппировки сил и возможности весьма непредвиденных поворотов в действиях различных политических сил.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.