Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рисовать формой, писать колоритом



Именно новое понимание света, цвета и колори-
та помогло П. П. Чистякову выработать свою ху-
дожественно-педагогическую систему и методику
обучения живописи. От утверждал, что в Академии
художеств в натурном классе ученики изучают ри-
сунок и лепку, а не колорит, что русская школа
живописи не существует, что русские пишут грязно
и черно. А в письме Третьякову в 1875 г. он зая-
вил, что искусства живописи в России нет, но бу-
дет. О какой живописи мечтал П. П. Чистяков?
Ответ на этот вопрос дает его педагогическая
практика. Он подготовил известных всему миру
художников-колористов: В. И. Сурикова, В. А. Се-
рова, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и
многих др. П. П. Чистяков учил: «...Изображай
совершающееся, как оно существует в натуре и как
действует на наш глаз, на душу в момент,—это


и есть полное, изящное, высокое искусство»'.
В. А. Суриков писал, что он в живописи изучал
только колоритную сторону, а П. П. Чистяков раз-
вивал его и указал путь истинного колорита. Чи-
стяковское «чувствовать, знать и уметь — полное
искусство» сродни сезанновскому «передавать в со-
вершенстве то, что чувствуешь — в этом вся суть».
Сезанн стремился теоретически обосновать резуль-
таты своих опытов.

Известен рассказ о том, как работал В. А. Се-
ров. Он всматривался в модель, выискивал в нату-
ре самое характерное, а затем в течение 10—15 ми-
нут работал на холсте. К натуре он обращался
только тогда, когда нужно было что-то уточнить.
К этому следует добавить, что во время учебы у
П. П. Чистякова практиковалось писание натурных
постановок, когда натура находилась в одной ком-
нате, а работали в другой. К натуре обращались
за справками. Это отучало от пассивного, прото-
кольного списывания натуры, приучало к выработке
суждения
о ней на основе зрительного восприятия.

Думается, что при разговоре о системе П. П. Чи-
стякова нельзя забывать и такое обстоятельство,
что если бы он открыто, да еще и письменно, зая-
вил, что предмет цвета не имеет и что это — осно-
ва обучения живописи, ему пришлось бы уйти из
академии, ибо это противоречило академическому
методу обучения и всему духу академии того
времени.

1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспомина-
ния—М., 1953.—С. 307.


Глава пятая

Объяснимое и чувственное в живописи


О колорите

Когда речь идет о живописи, то нет более обще-
известного, понятного и часто употребляемого тер-
мина чем колорит. Но понятным он кажется только
на первый взгляд. Достаточно познакомиться с
несколькими критическими статьями, где речь идет
о живописи, с выступлениями художников, как
сразу становится ясным, что каждый автор толкует
его по-своему. Размышляя о колорите, народный
художник СССР С. А. Чуйков сетует, что не одни
теоретики толкуют колорит элементарно и непра-
вильно, что это имеет отношение и к художникам.

Характерны в этом отношении слова народного
художника СССР Е. А. Кибрика (1906—1978), где
он говорит о годах учебы: «Как построить коло-
рит?— Я вообще не понимал, что означает этот
термин, и только долгое время спустя наткнулся
у Джеймса Уистлера на идеальное определение
того, что такое колорит: «композиция цвета». Даже
такой большой мастер, как Кузьма Сергеевич Пет-
ров-Водкин, в Ленинградской Академии художеств,
туманно толковал о «цветосиле» и «светосиле», не
сумев объяснить, что это означает»1. И тут же
вспоминается И. Н. Крамской, который говорил:
«Чем дальше, тем больше я вижу, что собственно
о колорите я не имел ни малейшего понятия»2.

Устно и печатно ратовал за настоящую реали-
стическую живопись Н. П. Крымов. Но в своих
статьях он ни разу не употреблял слово «колорит»,
по-видимому, считая его неясным и трудно подда-
ющимся определению.

Нельзя сказать, что вопросам колорита у нас
не уделяется внимания. Достаточно перечислить
такие издания, как «Колорит в живописи» Г. Ше-

1 Кибрик Е. А. Всегда открытие//Новый мир.— 1980.—
№ 1.—С. 199.

2 Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка.— М.; Л.,
1949.—С. 13.


Художник видит природу иначе, чем простые
смертные, потому что его возбужденное
чувство под внешним покровом воспринимает
внутреннюю правду.
Огюст Роден (1840—1917)

галя (1957), исследование теории колорита в кни-
ге Н. Волкова «Цвет в живописи» (1965), «Замет-
ки художника» С. Чуйкова (1967), «О колорите»
С. Алексеева (1974). Следует отдать должное изда-
тельству «Просвещение», которое за последние
годы выпустило в свет ряд учебных пособий по жи-
вописи. Среди них, на наш взгляд, наиболее пол-
ным является пособие «Живопись и ее изобрази-
тельные средства» (1977) автора Г. В. Беды.
Вопросам колорита посвящено и издание «Живо-
пись. Вопросы колорита» (1980) автора А. А. Ун-
ковского. Но во всех этих изданиях теория цвета
и колорита не получила должного завершения.
После прочтения этих книг остается чувство не-
удовлетворенности, как будто в изложении чего-то
недостает и хочется спросить: «Так все же — что
такое колорит?».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.