Тракторист работает на (тракторе, мотоцикле, комбайне). На тракторе.
В жаркую ночь мальчик укрылся (шубой, простыней, одеялом). Простыней.
С колючего кустарника мы собирали (крыжовник, огурцы, сливы).
Крыжовник.
Упражнение «ПРОФЕССИИ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при словообразовании имен существительных, обозначающих профессии людей по их занятиям.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:сюжетные картинки по теме «Профессии».
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, называет занятия людей и просит ребенка назвать их профессии.
Логопед: Ребенок:
а) с суффиксом «ЩИК».
Работает на подъемном кране Крановщик.
Стеклит окна Стекольщик.
Работает на складе Кладовщик.
Делает кровлю Кровельщик.
б) с суффиксом «ИСТ».
Работает на тракторе Тракторист.
Чистит трубы Трубочист.
в) с суффиксом «НИК».
Сопровождает пассажиров в поезде Проводник.
Кладет на стены плитку. Плиточник.
Упражнение «ОБРАЗУЙ НОВЫЕ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен существительных с помощью различных суффиксов.