Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Воду в чашку . . . налили.
Воду из чашки . . . вылили.
Цветы водой . . . полили.
б) Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.
Логопед:Ребенок:
Дети воду в лейку (что сделали?) налили.
Мальчики водой цветы (что сделали?) полили.
Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?) вылили.
Зимой ребята водой каток (что сделали?) залили.*
(Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).
Упражнение «ПОКАЖИ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
Бегала - бегали.
Лепила - лепили.
Ходила - ходили.
Копала - копали
Болела - болели
Катала - катали
Давала - давали
Гуляла - гуляли
Упражнение «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.
Логопед показывает картинку, а затем медленно и четко произносит звукосочетания. Ребенок, услышав правильное название предмета, изображенного на картинке, должен хлопнуть в ладоши и повторить слово.