Задача 1. Создать у занимающихся представление о технике толкания ядра.
Применяемые средства :
Методические указания:
а) Краткий рассказ о технике толкания ядра.
б) Демонстрация техники толкания ядра.
Ознакомить занимающихся с возникновением и развитием этого вида метаний, правилами соревнований, а также с достижениями сильнейших толкателей ядра. Объяснить основы техники толкания ядра.
Производится с места и со скачка с различных точек зрения относительно группы занимающихся.
Задача 2. Научить держанию и выталкиванию ядра.
Применяемые средства :
Методические указания:
а) Объяснение и демонстрация держания снаряда и выполнение этого элемента занимающимися.
б) В и.п. стойка ноги врозь жонглирование ядром, перебрасывание его из руки в руку, выталкивание ядра вниз.
в) Толкание ядра или набивного мяча от груди двумя руками из положения ноги врозь, снаряд перед грудью, локти в стороны. То же, из положения полуприседа, из положения левая нога впереди.
г) Из и.п. ноги врозь, вес тела больше на правой ноге, снаряд у правого плеча – толкание ядра или набивного мяча вертикально вверх на незначительную высоту(50-70 см) после небольшого сгибания правой ноги.
Во избежание травм следить за тем, чтобы занимающиеся не держали ядро на концах пальцев.
Упражнения выполняются с целью лучшего ощущения веса и инерции снаряда. При выполнении последнего упражнения левая рука придерживает ядро снизу, правая – сверху.
Обращать внимание на то, чтобы руки при выталкивании не опережали разгибание ног, а кисти выпрямлялись наружу.
Левая рука и правая нога начинают движение одновременно: рука локтем назад ( ощущение сведения лопаток) , нога энергично разгибается с поворотом пятки вверх. Снаряд после выталкивания ловиться или падает на землю.
Задача 3.Научить толканию ядра с места (финальному усилию)
Применяемые средства :
Методические указания :
а) И.п. – стойка ноги врозь левым боком в направлении метания, левая стопа на опоре внутренней частью, правая – под прямым углом , вес тела на согнутой правой. Левая рука <<закрывает>> направление толчка, правая имитирует держание ядра. Имитация основных движений финального усилия.
б) И.п. – то же. Выполнять предыдущее упражнение без и со снарядом за счёт <<добавления>> активных движений (<<подъёма>>) ногами и хлестообразного движения туловищем.
в) И.п. - то же, но с большим сгибанием правой ноги и предварительным поворотом туловища направо. Выталкивание ядра вперед-вверх через ветку, планку.
г) Стоя спиной к направлению толчка, выполнить выпад правой ногой вперед с наклоном (группировкой) туловища и небольшим отведением левой ноги назад-вверх, «закрыться» левой рукой. Толкание ядра начинается с опусканием левой ноги на грунт. Упражнение является наиболее приближенным к финальному усилию, совершаемому после скачка, особо активизируя «толкающую» (правую) ногу.
Имитировать следующие движения - элементы: а) выведение правого бедра внутрь (влево) с поворотом пятки вверх-наружу для создания предпосылки обгона снаряда «поворотным движением таза в направлении метания. Левая рука движется локтем назад, помогая выполнить «захват снаряда»; б) путем последовательного разворота грудью в сторону метания акцентировать положение «натянутого лука» и, одновременно смещая вес тела на выпрямленную левую ногу, активным движением правой руки имитировать выталкивание снаряда.
Вначале движение изучить на небольшой скорости по полной амплитуде. Если движение освоено правильно, скорость его выполнения увеличивается. Упражнение эффективно, когда его выполнение приводит занимающихся к двигательному осмыслению движения в целом и дает прочувствовать основные звенья: выведение правого бедра, затем таза, движение левой руки, растягивающей мышцы туловища, «напор» грудью вперед, отставание толкающей руки и опорное положение левой ноги.
Ориентиры применяются для направления усилий преимущественно вверх и несколько вперед, максимально используя силу ног, туловища и рук. Целесообразно выполнение упражнения на два такта: 1 - занимается и.п. с группировкой к толкающей ноге; 2 - выталкивается снаряд. Следить, чтобы завершающее усилие к снаряду прикладывалось за счет хлестообразной работы кисти и пальцев.
Основное внимание обращается на: правильность группировки после шага в обратном направлении; динамичность выполнения движения без преждевременного включения толкающей руки; продолжительность сопровождения снаряда и отсутствие наклона левой части туловища в финальном усилии, чему способствует приподнимание левого плеча и фиксация левой руки.
Задача 4. Научить технике скачкообразного разбега.
Применяемые средства :
Методические указания
а) Рассказ о технике скачка в толкании ядра и ее демонстрация.
б) Стоя у гимнастической стенки лицом к ней, хват сверху согнутыми руками за перекладину на уровне пояса. Сделать активный замах левой ногой вверх-назад с последующим приведением ее к правой (группировка). Выполнить мах левой ногой назад с разгибанием правой и скачком на ней.
в) Скачки из положения стоя в наклоне вперед на слегка согнутой правой ноге при вытянутой назад левой. То же, с помощью партнера, который поддерживает левую ногу занимающегося и легко тянет ее, направляя скачок по горизонтали в сторону вытянутой назад ноги.
г) И.п. - стойка на правой ноге, левая свободно отставлена назад, одноименная рука вверху. Имитация замаха, группировки, скачка и последующего «захвата» снаряда. То же, с ядром.
Показ осуществляется в различных плоскостях по отношению к занимающимся.
Необходимо добиваться правильного представления о положении и движении отдельных частей тела при выполнении элементов скачка. Разгибание правой ноги не должно вызывать значительного уменьшения наклона туловища и поворота плеч метателя налево.
Первые скачки целесообразно делать короткими. Следить за тем, чтобы стопа правой ноги проходила во время скачка вплотную к грунту и ставилась при приземлении с носка. При этом она подводится под тело так далеко, как это возможно без потери устойчивости. Сохранение «закрытого» положения туловища и прямолинейности продвижения в скачке облегчится, если фиксировать в это время взгляд на ориентире, расположенном на несколько метров впереди.
Упражнение выполнять как вне круга, так и в кругу. Уделять особое внимание эффективному маху левой ногой назад и созданию устойчивости с момента подготовки к скачку до приземления на согнутую правую ногу и последующей быстрой постановки левой. Для лучшего усвоения элементов техники скачка целесообразно останавливаться, проверять положение ног, туловища и т.п. Наличие разметки для постановки ног ускорит овладение скачком.
Задача 5. Научить технике толкания ядра в целом.
Применяемые средства :
Методические указания
а) И.п. - стоя спиной к направлению толчка, выполнение толкания ядра в облегченных условиях (укороченный скачок и более легкое ядро).
б) Толкание ядра со скачка из круга на технику и результат.
Вначале длина скачка 50 - 60 см. По мере овладения безостановочным переходом от предварительного разгона к финальному усилию можно постепенно увеличить длину скачка и вес ядра. Основное внимание уделять согласованности движений, прямолинейности передвижения по кругу, сохранению равновесия во всех фазах, активному воздействию на снаряд от начала скачка до его выпуска, «взрывному» характеру финального усилия.
Контроль за правильностью и эффективностью целостного движения осуществляется путем определения разницы между толчком с места и толчком со скачка. Особое внимание на выполнение целостного движения в нужном ритме, на активную, согласованную работу ног, туловища и рук в финальном усилии при сохранении равновесия после выпуска ядра.