- Учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления;
- Учение о способах управления;
- Учение поведение человека в организационных системах.
2. Основные Законы диалектики:
- Закон единства и борьбы противоположностей;
- Человек значимая единица любой социально-экономической системы;
- Поведение человека в организации непредсказуемо;
- Переход количества в качество;
- Отрицание отрицания.
3. С точки зрения диалектического подхода:
- Если проблема грамотно поставлена и решена, то она больше не повторится;
- Все проблемы с течением времени повторяются и каждый раз на более высоком уровне;
- Окончательно разрешить и искоренить проблему невозможно, задача руководителя минимизировать потери в 6J проблемных ситуациях.
4. Закон диалектики о «переходе количества в качество» в организации реализуется следующим образом:
- Со временем качество продукции улучшается:
- проблемные ситуации, которые часто возникают в организации, персонал с каждым разом решает на более качественном уровне;
- Со временем нерешенные проблемные ситуации становятся естественными для жизни организации, большинство работников считают их частью нормального производственного процесса.
5. Закон диалектики об «Отрицании отрицания» при исследовании СУ реализуется следующим образом:
- Не бывает неразрешенных проблем;
- При исследовании не стоит отрицать даже самые невероятные ситуации, обстоятельства и причины возникновения проблем;
- Не стоит отрицать наличие проблемных ситуаций в любой организации.
6. Принципы диалектического подхода в ИСУ (отметить не менее 2-х пунктов):
- Персонал организации всегда создает проблемы;
- Принцип значимости исследуемой проблемы;
- Логика исследования не должна быть противоречивой;
- Принцип всеобщих связей явлений;
- Единства анализа и синтеза;
- Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
7. С точки зрение диалектического подхода «все проблемы с течением времени повторяются и каждый раз на более высоком уровне», для организации это означает, что:
- Невозможно оптимизировать все бизнес процессы организации;
- Идет постоянное накопление знаний, и достижение с течением времени новых уровней развития;
- Не стоит отвлекать на исследование большие ресурсы.
8. При исследовании СУ диалектический подход применяется в следующих случаях:
- Как дополнительный инструмент в совокупности с другим подходом;
- В случае принципиально нерешаемых проблем;
- При исследовании проблем, связанных с внешней средой предприятия.
9. Пpoцecc это:
- Производственная ситуация;
- Последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь;
- Переход объекта из одного подразделения в другое.
10. Процессный подход рассматривает управленческую деятельность как;
- Непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления;
- Необходимость собирать информацию для принятия управленческого решения;
- Главный инструмент в достижении целей компании.
11. Функции управления:
- Планирование;
- Организация;
- Сбор информации;
- Мотивация;
- Контроль;
- Делегирование и наставничество.
12. Процессный подход в ИСУ рассматривает функции управления как:
- Инструмент в достижении целей компании;
- Систему показателей и критериев оценки результативности труда работников организации;
- Совокупность взаимосвязанных, непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые выходы ресурсов информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.
13. Философия процессного подхода гласит:
- Выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех выполняемых функций;
- Все бизнес проuессы, протекающие в организации, должны быть оптимизированы;
- Качество бизнес процессов влияют на количество и качество выпущенной продукции.
14. Виды процессного подхода (отметьте 3 пункта):
- Скользящий;
- Ускоренный;
- Последовательны й;
- Параллельный;
- Последовательно- параллельный.
15. Преимущества процессного подхода:
- Позволяет приобрести и употребить систему показателей и критериев оценки результативности управления на каждом этапе управленческой цепочки;
- Улучшенные результаты одного процесса будут способствовать улучшению результатов другого;
- При этом подходе происходит выделение рабочих зон, что облегчает формулирование требований к персоналу;
- Простое и надежное определение точек контроля, что достигает в результате разбивки основного процесса на субпроцессы,
- Возможность внести инновационные преобразования в деятельность организации;
- Возможность определить стратегическое направление развития организации;
- Возможность сформулировать миссию компании.
- Возможность увеличить рентабельность организации.
16. Недостаток процессного подхода;
- Сложность отделить один процесс от другого, в результате чего результаты исследования получаются размытыми;
- Как правило. функционал работников не стабилен. что не позволяет качественно исследовать процессы;
- Для использования этого подхода для начала необходимо разработать систему регламентов и критериев оценки результативности процесса;
17. Невозможно реализовать процессный подход при исследовании СУ в случае:
- Отсутствия регламентов процесса и критериев результата;
- Если прописанные в регламентах процессы, не соответствуют фактическим;
Невозможно отделить процесс управления от производственных процессов, происходящих в организации;
- Персонал организации не очень отчетливо представляет себе свой функционал .
18. Сущность ситуационного подход к исследованию СУ заключается:
- В оперативном изучении конкретных негативных ситуаций, имеющих тенденцию периодически повторяться;
- В систематическом изучении производственных ситуаций в целях улучшения качества обслуживания клиентов;
- В обучении персонала действиям внестандартных производственных ситуациях.
19. В каких случаях используется ситуационный подход:
• Когда негативная ситуация сказывается на работе большинства подразделений;
• Если персонал организации неспособен решить сложившуюся производственную ситуацию самостоятельно;
• Если сравнительно часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ.
20. При ситуационном подходе предметом исследования становятся:
• Периодически повторяющиеся негативные ситуации;
• Персонал, вовлеченный в негативную ситуацию;
• Все производственные ситуации, в которых может про изойти негативная ситуация.
21. В ситуационном подходе СУ в целом может стать объектом исследования:
• Да;
• Нет.
22. Физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему это:
• Инстинкт;
• Рефлекс;
• Адаптация
23. Приобретенные рефлексы могут стать безусловными:
• Да;
• Нет.
24. Процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний это:
• Рефлексия;
• Рефлексология;
• Инстинкт.
25. СУ в которых нет нарушений носят рефлекторный характер:
• Невосприимчивостью системы к управленческим воздействиям;
• Реакция системы на одни и те же воздействия неоднозначна, многовариантна.
28. Стрессовое состояние персонала организации может повлиять на рефлексивность СУ в целом:
- Да;
- Нет.
29. Для нерефлекторной СУ характерны исследования направленные на изучение:
- Технологического процесса;
- Психологии, мотивации работников и стрессогенных факторов, влияющих на их работу;
- Конкурентной среды предприятия.
30. Рефлексивные исследования предполагают изучение:
- Финансовых возможностей предприятия в решении поставленных задач;
- Возможности системы в достижении стратегических и оперативных целей предприятия.
- Реакции системы управления на возмущающие воздействия и ее адаптационные возможности.
31. Системный подход к исследованию предполагает:
- Изучение конкурентной среды как важный системообразующий фактор;
- Изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования СУ в динамике;
- Исследование удовлетворенности трудом всех сотрудников предприятия.
32. Системный подход рассматривает:
- Динамику рентабельности предприятия как результат работы СУ в целом;
- Процесс управления как комплекс мероприятий, направленный на увеличение выпуска продукции или прибыли предприятия;
- Исследование того или иного объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов в единстве со средой, в которой он находится.
33. Системный подход к ИСУ дает возможность решать такие задачи как:
- Снижение числа конкурентов;
- Повышение удовлетворенности трудом персонала организации;
- Анализ и совершенствование системы управления при реструктуризации организаций, диверсификации производства, технического перевооружения.
34. Какой метод исследования является научной основой метода всех наук о природе и обществе:
- Аналитический;
- Диалектический;
- Системный;
- Индуктивный;
- Дедуктивный.
35. Какое основное требование предъявляется к показателям в ИСУ:
- Измеряем ость;
- Функциональная принадлежность; основное может это
- Простота содержания;
- Размеренность
- Независимость
36. Особенность диалектического подхода к исследованию:
- Учитывает человеческий фактор;
- Позволяет найти связанные между собой противоречия;
- Отрицает использование других подходов к исследованию;
- Дает количественные оценки.
37. Основным в системном подходе к исследованию является:
- 3нание предмета исследования;
- Возможность имитационного моделирования явлений;
- Тип мышления исследователя;
- Совокупность необходимой информации;
- Целостность, взаимосвязи и взаимодействие элементов исследуемого объекта.