Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Арх Софийского собора в Полоцке



Софи́йский собор (белор. Сафійскі сабор) — кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030—1060 годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко.

Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода — это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающимися на 1 промежуточный столб. Есть вима (дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства), характерная для Византии.

Храм, подобно новгородскому, был расписан только фресками, тогда как в Киеве сочетались фресковая и мозаичная декоративная отделка храма. Строительством всех трех храмов, вероятно, занималась приглашённая из Константинополя артель. Главная идея храма — это вхождение жителей Полоцкой земли во Вселенскую церковь, напоминание о Софийском Соборе Константинополя, символ могущества княжеской власти.

Устройство сигнатурки

Сиґнатурка (пізн. лат. signatura — підпис, від лат. signo — вказую, означую) — мала храмова вежа (здебільшого католицьких храмів), на якій зазвичай міститься найменший із дзвонів, який також називається сиґнатуркою. У той дзвін традиційно видзвонюють на Sanctus і на Вознесіння.

Сиґнатурка здебільшого розташована на перехресті трансепту з головною навою (у більших храмах) або над презбітерієм (у менших храмах). Сиґнатурка походить з архітектури часів середньовіччя. Всередині сиґнатурки зазвичай уміщено фундаційні документи святині, як пам'ятку для майбутніх поколінь.

Сиґнатуркою інколи також називають невелику (зазвичай без годинника) вежу ратуші.

Костел во Вселюбе

Судя по всему, самый старый костел на территории современной Беларуси.
Строился как католический храм. С 1576 по 1642 гг. был отдан под кальвинский сбор, затем снова переосвящен в костел. Башня-звонница была пристроена к храму только во 2-й половине XIX в. В 1986 г. костел серьезно пострадал от пожара, в 1988 г. восстановлен. Костел Святого Казимира считают один из самых древних сохранившихся на территории Беларуси римско-католических храмов, находится в поселке Вселюб, примерно в 15 км от Новогрудка(одной из бывших столиц ВКЛ). находится.

Костел выполненв готическом стиле, был построен в первой четверти XV века (1433 год) в «родовом гнезде» магнатского рода на средства конюшего Великого княжества Литовского – Яна Немира.

Первоначально строился как католичсекий храм в честь Святого Андрея. В 1576 году храм по распоряжению Николая Радзивилла Черного был преобразован в кальвинистский сбор, а в 1642 году он опять был возвращен в лоно римско-католической церкви и на этот раз освящен в честь Святого Казимира.

Во второй половине XIX векек готическому зданию была пристроена псевдоготическая башня. В середине ХХ века, костел пытались уничтожить, в 1986 году в храме был пожар, но древние стены выдержали наступление огня и в 1988 году храм востановили. Древний храм был отреставрирован и заново освящен 14 сентября 1991 года.

Замок в Ляховичах

В конце XVI в. на левом берегу реки Ведьма на месте небольшого деревянного дома был заложен мощный бастионный замок. Ляховичский замок относился к одной из модификаций новоитальянской фортификационной системы, довольно распространенной в Европе в конце XVI в.

Возведенный замок считался одним из самых мощных укреплений во всей Речи Посполитой. Тут часто размещался наемный гарнизон, которому оказывало помощь городское ополчение и местная шляхта. Ляховичскому замку за время его существования не раз приходилось отражать вражеские нападения.

Сегодня от его остались лишь следы былых валов, заплывшие рвы, достигавшие 15 метров ширины и название улицы вблизи - Замковая. В советское время на этом месте располагалась тарная база.

Ляховичский замок дошел до нашего времени только в виде плана, начерченного с гравюры XVII столетия неизвестного художника, которых показал Ляховичский замок во время одной из осад в 1660 году.

Замок имел в плане форму четырехугольника с четырьмя огромными бастионами развитой конфигурацией и брустверами, у которых были бойницы для пушек и стрелков. Построенный на левом берегу речки Ведьма, замок занимал островное положение. Его окружала река, перегороженная плотиной. Попасть в крепость можно было только по разводному мосту через наполненный водой ров. Вход в замок сделан через оборонительную каменную надвратную башню, в верхней части которой находились часы. В центре укрепления стоял двухэтажный дворец, построенный в форме буквы П. Слева и справа вдоль куртин располагались различные хозяйственные службы.

Из инвентаря замка за 1658 год следует, что на бастионах стаяло 30 пушек, много ручного огнестрельного оружия.. На «бульверку ад саду» размещалось 8 пушек разных калибров — от 1,5 да 24 фунтов. На «бульверку Водным» 8 пушек калибром ад 1 до 24 фунтов; на «бульверку пры кавальеры Рынковым» — 9 пушек; на последнем бастионе, стаяло 5 пушек.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.