Этот раздел описывает самый важный этап в деятельности предприятия – этап "думания" со стороны высшего руководства. Этап, который происходит в жизни каждого предприятия, но часто это не обозначается как "Анализ СМК со стороны руководства". В этом разделе три подпункта:
5.6.1 – Установлены общие требования к порядку проведения анализа и требования к ведению записей "по результатам анализа со стороны руководства". По порядку это первая "обязательная" запись, установленная стандартом.
5.6.2. Перечисляются данные, которые, как минимум, нужно собрать и подготовить для анализа.
5.6.3. Устанавливаются требования к результату анализа со стороны руководства.
Прежде, чем разбирать каждый подпункт, удобно посмотреть на всю пирамиду анализов целиком. Это тоже модель, её можно обсуждать, но во время консультирования она помогает работникам и руководителям охватить одним взглядом всю деятельность по анализу.
Общие положения
Должны быть установлены общие правила проведения анализа СМК со стороны руководства. Формально это не требуется, но хорошей практикой, я считаю, является документирование этой самой главной процедуры по процессу "Менеджмент предприятии", обычно это П-1. Хорошо, если совещания по качеству, которые обычно устраиваются один раз в месяц, будут включены в состав деятельности по анализу СМК со стороны руководства. Тогда протоколы этих совещаний по качеству с фиксацией выполнения решений предыдущих совещаний будут считаться обязательными записями. Периодичность анализа СМК со стороны руководства обычно устанавливают один раз в год в конце января, когда, в основном, подведены и финансовые итоги.
Входные данные
Фактически это структура отчёта, который формирует Служба качества для того, чтобы руководство смогло провести полноценный анализ СМК. В стандарте приведен минимальный перечень информации для анализа. В реальной практике руководство имеет право дополнить этот перечень по своему усмотрению, распределить ответственность за написание различных частей этого сводного отчёта. В состав отчёта должен быть обязательно включён раздел об анализе актуальности Политики. Этот раздел может составить и обосновать сам руководитель предприятия. Политику можно и не изменять, но проанализировать её актуальность необходимо.
Выходные данные
Весьма желательные документы:
· Актуализированный документ "Политика в области качества", если необходимо
· Утверждённые цели в области качества (5.4.1 стандарта ISO 9001).
· Уточнённые критерии результативности процессов.
· Утверждённый план развития СМК (смотри п. 5.4.2 стандарта ISO 9001) с указанием потребности в ресурсах.
· Утверждённый финансовый план.
· Утверждённый План оргтехмероприятий с указанием приоритетов исполнения в зависимости от наличия средств на развитие инфраструктуры, с указанием потребности в ресурсах.
· Программа обучения на год (смотри п. 6.2.2 стандарта ISO 9001).
· Программа внутренних аудитов на год (смотри п. 8.2.2 стандарта ISO 9001).
· Структура отчётности.
Весьма желательные записи:
Протоколы совещаний по ознакомлению персонала с решениями по улучшению.
6. Менеджмент ресурсов
Обращаю внимание, что этот раздел называется не "Управление ресурсами", а "Менеджмент ресурсов". Это означает, что надо не просто поддерживать все виды ресурсов, которые нужны для деятельности предприятия, но и улучшать, развивать эти ресурсы.
Считается, что самый важный ресурс компании - это люди.
Стандарт ISO 9001:2008 / ГОСТ Р ИСО 9001-2008 указывает только на два вида ресурсов, которыми, как минимум, необходимо управлять и которые надо развивать: персонал и инфраструктура. Производственная (рабочая) среда пречислена в числе ресурсов, но она является "порождением" двух начал: отношением к персоналу (в том числе, мотивация) и особенностями инфраструктуры.
Стандарт ISO 9004:2009 / ГОСТ Р ИСО 9004-2010 идёт дальше и указывает на следующие виды ресурсов:
· Финансовые ресурсы
· Персонал
· Поставщики и партнёры
· Инфраструктура
· Производственная среда
· Знания, информация и технологии
· Природные ресурсы
6.1 Обеспечение ресурсами
Ресурсы— это все, что может быть использовано предприятием для достижения своих целей, удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей внешних заинтересованных сторон.
В Интернете подробно описываются виды и структура ресурсов предприятия. У каждого предприятия есть материальные и нематериальные ресурсы.
Материальные ресурсы– это финансовые ресурсы (денежные средства, запасы, дебиторская задолженность, кредиты, инвестиции, ценные бумаги и т.п.) и производственные ресурсы (материалы, трудовые ресурсы, внутрипроизводственные работы и услуги, готовая продукция и т.д.)
Нематериальные ресурсы– это, к примеру, наличие и стоимость брэнда= деловая репутация и т.п.
Стандарты серии ISO 9000 предлагают рассмотреть вопрос ресурсов немного в другой плоскости.
Для результативногоуправления предприятием стандарт ISO 9001 требует управлять следующими видами ресурсов:
· Персонал
· Инфраструктура
· Производственная среда (физические факторы, влияющие на продукцию, и психологические факторы, влияющие на персонал в процессе изготовления продукции).
Для эффективногоуправления предприятием стандарт ISO 9004 рекомендует управлять дополнительно ещё следующими видами ресурсов:
· Финансовые ресурсы
· Поставщики и партнеры
· Знания
· Природные ресурсы
Ещё важное уточнение. Стандарты серии ISO 9000 вместо понятия "управление = control" применяют понятие "менеджмент = management, т.е. такое управление, которое приводит к улучшению ресурса. Например, менеджмент персонала означает не просто "приём – работа – увольнение" работников, а более сложный механизм, например: "приём – обучение – повышение требований – дальнейшее обучение". Это же касается всех других видов ресурсов.
Обеспечение ресурсами
Ответственность за обеспечение предприятия ресурсами несёт руководство предприятия.
Пункт 6.1, как и другие "первые" пункты каждого раздела Стандарта, предваряют то, о чём будет сказано в остальных пунктах этого раздела.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008:
"Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:
· для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
· для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований."
Персонал
Сначала предлагаю разобраться с терминами, безответственное использование которых вносит вселенскую путаницу во всё, что связано с персоналом. Давайте договоримся о следующих определениях:
Компетенция- сфера ответственности. Применительно к стандарту ISO 9001, компетенция - это функциональные обязанности работника и те возможности, которые работник имеет для результативного управления своей деятельности. Лучше рассматривать
Компетентность
Квалификация.
Инфраструктура
Требования стандарта не занимают много места. Вот они:
Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура включает, насколько это применимо: a) здания, сооружения, рабочее пространство и связанные с ними обеспечивающие системы; b) оборудование для реализации процессов (технические и программные средства); c) вспомогательные службы (такие, как, например транспорт, коммуникации или информационные системы).
Для того, чтобы выполнить требования стандарта, нужно, как минимум, идентифицировать все элементы инфраструктуры, которыми мы собираемся управлять, а затем для каждого элемента необходимо в документированной или устной форме определить перечень требований.