ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как государственную религию. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка.После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992 г. в Полоцке, в 1005 г. – в Турове. Стали открывать церкви и монастыри: в 12 в. около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь. В середине 11 в. был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.
Итоги распространения христианства:
- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание;
-начало каменному зодчеству;
-развитие ремесла и торговли с другими странами;
-создание художественных ценностей.
Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.
РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:
Ефросинья Полоцкая. Предслава девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Первая святая.
Кирилл Туровский. Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст.
Климент Смолятич - киевские митрополит, автор «Послание Фоме пресвитеру».
ПИСЬМЕННОСТЬ:
Известие о письменности у восточных славян относится к 10 - началу 11 вв. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Беларуси: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Западной Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.
В пп. 11 века началось летописание: в начале 12 в. создана «Повесть временных лет» монахом Нестором. Самая ранняя рукописная книга – Туровское Евангелие (11 в.). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы – «Слово о полку Игореве».
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ:
К концу 10 в. с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11 в. в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, государственная казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич). В 12 в. Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники – глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове. В 13 в. оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров). Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.
В 11-13 вв. – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СКУССТВО:
Шедевр – крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный в 1161 г. мастером Л.Бокша, 51 см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг. Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛОРУСОВ: Процесс формирования белорусской народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием различных тенденций. Черты определяющие сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» (нашими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская» (балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена). 4. «древнерусская» (по якобы существовавшей древнерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действительно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселения народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей.