Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История, рассказанная Патрулом Римпоче. Илья Беляев

Илья Беляев

СВОБОДА БЫТЬ

 

Издательство «Ганга»

 

Посвящается Джасите

Сознание

Высшая истина выражается только в полном молчании.

Риши Васиштха

 

Ясное, чистое, внимательное и спокойное сознание ─ самое большое сокровище, доступное человеку. Оно открыто и распахнуто во все стороны, у него нет ни центра, ни краев. Такое сознание ни от чего не отворачивается, ни к чему не привязывается и ничего не избегает. Оно ничего не ищет и находит удовлетворение в самом себе. Сам вопрос об удовлетворении в этом сознании не возникает. Все происходящее в подобном сознании абсолютно самодостаточно, цельно и наполнено самим собой.

Такое сознание встречает внутренние и внешние перемены, оставаясь полностью открытым и незамутненным. Все проблемы, радости, печали, события, люди и состояния тонут в этой открытости и растворяются в ней без следа.

Освобождённое сознание тождественно происходящему. Оно не знает усилий, поскольку ничем не отличается ни от того, что происходит внутри, ни от того, что разворачивается снаружи. Ему некуда идти и нечего добиваться. Таким образом, освобождённое сознание ─ это просто то, что есть. Это просто то, что происходит само по себе, спонтанно, всегда. Между сознанием и его содержанием нет никакой разницы. Всё происходит в сознании, а сознание ─ и есть это всё.

Такая осознанность нерушимо спокойна и, в то же время, очень интенсивна. Она подобна громкому крику или реву сходящей лавины, хотя и остается совершенно беззвучной. В этой интенсивности, сохраняющейся естественно, безо всякого напряжения, тонет мышление, события, люди – тонет и исчезает все. Освобождённая осознанность является абсолютно пустой и всепоглощающей.

В подобном сознании, чистом, ясном и пустом, растворяется и исчезает без следа личность человека ─ носителя этого распахнутого обнаженного сознания. Такой человек может продолжать жить обычной жизнью и делать свои дела, однако внутри у него не осталось никого, кто был бы хоть в чем-то заинтересован, чем-то напуган или на что-то надеялся. В нем нет никого, кто бы к чему-то стремился или старался бы чего-либо избежать.

Осознанность такого человека подобна бесконечному пространству, также она подобна бездонному чистому небу или безбрежному океану. Еще она подобна бескрайней ледяной пустыне. С другой стороны, у такого сознания нет размеров и нельзя сказать, большое оно или маленькое, бесконечное оно или ограниченное. У него нет и места, — для человека, живущего в таком сознании, оно не находится «внутри» или «снаружи», здесь, там, или где-то еще, у него буквально нет месторасположения. Оно и везде и нигде одновременно.

Такое сознание живет вне времени, для него прошлое, настоящее и будущее ─ одно и то же. Жизнь вне времени становится возможной вследствие отсутствия заинтересованности в чем бы то ни было. Как только интерес к происходящему и озабоченность, проистекающая из этого интереса, исчезают, исчезает и течение времени. Для этого сознания никогда ничего не происходит. Все всегда одинаково и подобно самому себе. Все происходящее ─ игрушки Брахмы-творца, а сознание бесконечно старше Брахмы и оно смотрит на его игры, как смотрит старик на играющих в песочнице детей.

За счет своей интенсивности подобное сознание не смешивается ни с чем и ничем не затрагивается. Оно порождает все каждую секунду из самого себя, все в себя вбирает и растворяет в себе же. Оно ни на что не опирается, ни к чему не стремится и ни к чему не привязывается. Человеческие желания, страхи и надежды ─ детский лепет для этого сознания.

Ничего из вышесказанного, однако, строго говоря, не является правдой. Сознание лишено каких бы то ни было качеств и говорить или утверждать о нем то или это, расписывать его на разные лады, называя его безбрежным, бесконечным, бессмертным, сияющим и т.д. – все это просто болтовня и искажение сути дела. Самое лучшее ─ хранить по поводу сознания полное молчание. Молчание ─ самый точный и подлинный способ выражения его сути. Правда, тогда о тайне сознания никто никогда не узнает, но ведь на то она и тайна, чтобы никто – или почти никто, о ней ничего не знал.

Сознание само раскрывает свои тайны стремящемуся познать его, и происходит это в молчании.

 

Душа Вселенной

Играйте в весёлые игры.

Купайтесь в прозрачной воде.

Спите в тени деревьев.

Дорога позвала готовых;

оглянувшись, они непременно увидят вас.

Тоша. «Сутра Короны»

 

В сознании это тело рождается, в сознании умирает. Само сознание при этом остается неизменным. В любых ситуациях и состояниях, что бы мы ни испытывали или ни переживали, о чем бы мы ни думали, где бы мы ни находились и что бы мы ни делали – то, что рождает ситуацию и нас в ней ─ всегда постоянно и неизменно. Перемены были бы невозможны, не будь у них этой постоянной основы.

Если мы открываем это неизменное сознание в себе и утверждаемся в нем, то рождение и смерть этого тела теряют ту значимость, которую они имеют для обычного человека. Так же, как мы покупаем новую одежду или выбрасываем изношенную, так же и сознание меняет свои оболочки, переливаясь, искрясь и играя в бесчисленном количестве форм, не испытывая при этом ни страха, ни сожаления, но лишь спокойно и беспристрастно взирая на происходящее.

Свет тотального сознания светит в глазах всех живых существ. В детских глазах он чистый и ясный. С возрастом под гнетом забот этот свет часто тускнеет. Но бывают и старики с сияющими глазами детей. Бывает взгляд мутный или темный. Разный, но свет в глазах есть всегда.

Свет сознания светит не только в глазах ─ он повсюду. Он в теплом свете солнца и в холодном сиянии звезд, он вырывается из темноты световыми реками автострад и мигает пляшущим на ветру пламенем костра. Он озаряет всю вселенную и даже в полной темноте можно различить его мерцание.

Вернуться в это тотальное, никому не принадлежащее и всеобъемлющее светящееся сознание означает вернуться домой после бесконечно долгого и утомительного путешествия в бесчисленных телах и мирах. Это – возвращение блудного сына домой, к Отцу, который всегда ждал его. Встреча эта – встреча двух сияний. Малого сияния индивидуального сознания и бесконечного материнско-отцовского Света.

Как ребенок всегда узнает свою мать в толпе и бросается к ней, так же, после долгих поисков, устремляется сознание искателя, к восходящему перед ним солнцу Души Вселенной, испытывая при этом только одно желание – как можно быстрее раствориться и исчезнуть в этом безбрежном сиянии навсегда.

Это растворение не наступает сразу. После первой встречи с океаном сознания, после открытия своего вечного дома и родины, искателя отбрасывает назад, в проявленный мир. Он еще не готов раствориться, уйти безвозвратно. Ему еще нужно изжить в повседневной жизни то, что отделяет его от океана, то, что позволяет ему сохранять свою индивидуальность ─ неизжитые желания. Однако, он уже знает дыхание этого океана, он видел его свет ─ и он никогда не спутает его ни с чем. Он знает, куда нужно идти.

 

Желания

Кто ничего не желает, тот обладает всем.

Ипполито Ньево

 

Что же делать с неизжитыми желаниями? Ответ очевиден ─ изживать. Однако обычной человеческой жизни не хватает на то, чтобы изжить желания и даже сколь бы то ни было значительную их часть. Что может быть печальнее, чем вид неудовлетворенного, беспокойного, запутавшегося в своих несбывшихся желаниях старика? И сколько их было есть и будет ─ живущих и умирающих несчастными, не знающих покоя людей? Сколько понадобится им еще тел и жизней, чтобы загасить этот пожирающий их изнутри огонь?

Выход может быть только один ─ это накопление мудрости. Нелегкая задача! Однако, другого пути нет ни для кого. Путь ─ один для всех. Кто-то ползет по нему медленно, как улитка. Но есть и такие, кто мчится вперед, как ракета. Мудрый идет быстро. Он знает, что нельзя терять время этой драгоценной жизни и использует каждую секунду и каждую ситуацию для продвижения вперед.

Двигаясь, он оставляет все заботы и тревоги позади. Затем он перестаёт тревожиться о том, оставил ли он их позади или нет. В конце концов он забывает обо всем об этом.

Мудрый человек делает то, что он хочет. При этом он полностью осознает, что он делает, как он это делает и зачем. Желания, исполненные и прожитые осознанно, уходят и не возвращаются больше никогда. Они отпадают, как отцветшие цветы, и количество их уменьшается день ото дня. Мудрый человек обходится малым. Он ест ровно столько, чтобы утолить голод, делает только те дела, которые действительно нужно сделать, говорит и думает лишь по необходимости. Он ни от чего не уклоняется и ничего не избегает. Он принимает все, что приносит ему жизнь, встречает возникающие ситуации открыто и реагирует на них самым естественным образом. При этом его желания неуклонно сокращаются.

Итак, лучшее, что можно сделать с желаниями ─ это, для начала, их осознать. Дело в том, что большинство людей стараются делать то, что они хотят или то, что им кажется, они хотят. Но делают они это полу-осознанно, словно в бреду, подобно животным. Они никогда не удовлетворены тем, что они сделали или получили, им вечно кажется, что им все равно чего-то не хватает. Нужно еще ─ больше всего и лучше ─ и так без конца. Эта рутина никогда не кончается, жизнь проходит в погоне за призраками. Внешнее никогда не приносит счастья. Истинный его источник ─ внутри.

Ясно осознавать свои желания означает уже наполовину их изжить. Ведь сколь многое, будучи осознанным, тут же становится ненужным! Если мы запутались и совсем не знаем, чего хотим, то нужно слушать сердце. Оно никогда не обманывает и всегда знает, что и как нужно делать каждую секунду нашей жизни. Ведь именно в сердце находится Антаратман ─ внутренний учитель. Его голос тихий, но знание безошибочно. Наша задача ─ услышать Антаратмана и, с его помощью, начать следовать своим сердечным желаниям.

В то же время, осознать желания ─ это только начало работы. Если мы действительно чего-то сильно и искренне хотим, то обмануться здесь невозможно. Нужно с этим что-то делать, и вариантов у нас всего два. Первый ─ работать, действовать, чтобы добиться желаемого. Нам никогда не даётся желание без того, чтоб не давались силы осуществить его. Достигнув желаемого, нужно до конца насладиться им, иногда разочароваться, но, в результате, изжить это желание навсегда.

Второй вариант ─ сознательно перехотеть. Это означает осознать свое желание, осознать ярко, глубоко ─ и сразу и резко ─ отпустить! Потом послушать себя – действительно ли нам удалось сжечь желание в огне осознания его тщетности, или оно просто ушло вглубь, затаилось, ожидая своего часа, чтобы опять вынырнуть спустя какое-то время. А может быть, и вообще ничего не получилось и с желанием ничего не произошло ─ как мы хотели чего-то или кого-то, так и хотим себе дальше. Тогда ничего не остается, как вернуться к варианту номер один.

Только не нужно медлить. Нужно начинать действовать прямо сейчас, и, во что бы то ни стало, добиться желаемого. И будьте уверены ─ Вселенная поможет нам в этом!

 

Ананда

Радость сильнее силы, но без силы нет радости.

Тоша. «Сутра короны»

Большинству из нас не хватает веры. Проявляется это в том, что многие чувствуют себя одинокими и отдельными от всего остального мира. Мы часто ощущаем себя замкнутыми, ограниченными, слабыми, противостоящими всему окружающему и, в результате, неизбежно несчастными. Вокруг нас полно таких же несчастных; они с удовольствием послушают о наших невзгодах и поведают нам о своих. Все это признаки болезни, которые лечатся практикой.

Самая мощная и действенная практика ─ когда человек отворачивается от бессмысленной суеты внешнего мира, перестает метаться, жаловаться, скулить и, наконец, по-настоящему обращается к самому себе и начинает работать. Сознание такого человека подобно улитке. Оно сворачивается само в себя и начинает само себя наблюдать и изучать. Делается это с единственной целью ─ погрузиться в свою собственную глубину и постичь собственную тайну.

Если человек полностью стирает себя, то приходит сила. Есть сила, способствующая практике. Есть сила, противодействующая ей. Источник обеих ─ один.

Дошедший до этого осознания практик более не исполняет ритуалов и молитв. Он не шепчет мантры и не мечется от одного гуру к другому. Он больше не читает популярной духовной литературы и не совершает паломничеств по святым местам. Теперь его храм и мастерская ─ он сам. Инструментом и предметом работы такого йогина является его собственное сознание.

Что же он делает? Он просто осознает, что происходит. И реагирует на возникающие ситуации адекватно, не теряя осознанности. Далее он продолжает так же.

В результате подобной практики, эго начинает быстро сдавать свои позиции. Сначала оно ослабляет свою хватку. При этом человек чувствует облегчение, как будто он избавляется от тяжелого груза, который долгое время тащил неизвестно куда и зачем. Затем, если практика продолжается успешно и мы не позволяем старому «я» изобретать новые, более утонченные формы маскировки, оно продолжает таять, растворяться, пока не исчезает окончательно и навсегда. А вместе с ним и старая жизнь.

Там, где раньше жило наше маленькое, озабоченное и вечно всем недовольное эго, возникает нечто новое. Сначала это что-то непонятное, огромное, свежее, пронзительное и открытое. Это новое пространство, в которое мы вступаем в изумлении, пробуя его наощупь и на зуб. Это совершенно новый мир, вырастающий на месте старого. Всё вроде бы то же самое, но по ощущению ─ совершенно иное. Мир становится лёгким, летучим и подвижным, как ртуть. Свинцовая тяжесть бытия остаётся в далёком прошлом.

Сутью и содержанием этого нового мира является тонкое, наполняющее его во всех направлениях, блаженство. Эта радость не зависит ни от чего. Никакие внешние обстоятельства, никакие мысли или внутренние состояния не могут затмить это восходящее солнце. Поначалу ананда[1] возникает внутри, но потом она затопляет собой все, как волны реки, вырвавшейся на волю в половодье.

При этом не остается никого, кто хотел бы это блаженство переживать, удержать, усилить или каким-то образом контролировать. Ананда просто есть, и мы видим, что она всегда была и будет сутью всего происходящего. Раньше мы были не в состоянии воспринять ее, теперь же отсутствие старого меня открывает нам эту дверь. Ананда рождается на кладбище. На кладбище, где навсегда похоронено наше старое я.

Кто же теперь испытывает это блаженство? Этого вопроса не возникает. Ананда сияет сама по себе, наполненная собой и погруженная в свое собственное величие. Она проявляется из нашей глубины, возникает, как наше самое подлинное и естественное состояние и остается наедине сама с собой, не нуждаясь ни в чем внешнем или внутреннем для проявления собственного торжества.

При этом мы обнаруживаем, что состояние глубокого спокойного блаженства ─ это наша суть, наша внутренняя природа, наше подлинное Я. Это то, что мы так долго искали и чем мы являемся на самом деле, когда отброшена и растворена вся шелуха и суета поверхностного ума, когда оставлены все страхи и желания, сожжены все сомнения и надежды, а осталось только то, что есть. Это и есть Я.

Лишь в этой великой простоте очищенное сознание может проявиться во всей своей великолепной силе непрерывного творческого потока и, одновременно, глубочайшего нерушимого покоя. Оно движется, оставаясь неподвижным и, непрерывно изменяясь, ни на миг не теряет свою неизменную суть.

Радость свободы

Когда дзенский мастер Фа-чжан умирал, белка заверещала на крыше.

«Вот оно, ─ сказал он. ─ Только это».

Суть сознания загадочна. Она избегает любых определений, неуловима, неосязаема, тоньше тонкого, легче легкого, ее невозможно понять, ощутить, удержать или почувствовать. Если сознание ─ это просто все то, что есть, включая самого сознающего и все то, что он осознает, существует ли что-либо за пределами этого? И кто это может знать? Какой смысл спрашивать об этом?

Сознание по своей природе игриво. Его игры могут быть самыми разными ─ от журчащего среди цветов ручья до теней, оставшихся от сгоревших людей на камнях Хиросимы. Сознание может быть абсолютно безжалостным, чудовищным, но оно же и колыбель любви и бесконечного, невозможного счастья. Как совместить несовместимое? Человеческий ум может нескончаемо блуждать и путаться среди бесчисленных и противоречивых проявлений Одного.

Однако в процессе практики, сознание человека становится все более зрелым и, на пути к единству, учится находить опору в самом себе. Обретая эту опору, сознание успокаивается и все ранее мучавшие искателя вопросы отпадают сами собой. Все, имевшее значение раньше, становится неважным.

Важным становится лишь одно – жить. Жить радостно, глубоко, полно, наслаждаясь неповторимостью и уникальностью каждого мгновения, каждого вздоха, каждой улыбки.

Так в сознании живущего возникает сила, автоматически умиротворяющая и гармонизирующая среду, в которой находится освобождённый человек. И дать волю этой силе ─ теперь его единственная работа.

Как же происходит обретение опоры в сознании? В чем она? Как это ни странно ─ в отсутствии ее. Сознание, не нуждающееся более ни в каких поддержках и опорах, высвобождается из тисков ума и становится свободным. Для того, чтобы быть свободным, сознанию достаточно научиться просто быть. Качество свободы присуще ему изначально. Радостная свобода ─ основа сознания. Нужно открыть эту свободу в себе.

Мысли

Потеря интереса к собственным мыслям ─ начало освобождения.

Обретая свободу, сознание начинает видеть. Оно видит, где проходит черта между рабством и свободой. Сознанию становится ясно, что раньше запутывало и связывало его и что продолжает запутывать и связывать других людей. Связывает сознание древняя привычка отождествляться с мыслями и верить в реальность иллюзорного, созданного мыслями мира, наполненного страданием. Перестать верить всемсвоим мыслям ─ великая победа, огромный прорыв.

 

Это очень важный момент и, как все важное, очень просто. Посмотрите: когда обычный человек думает о чем-то, он верит, что так оно и есть. Так вот так оно и нет. Йогин ставит под сомнение реальность своей старой, сотканной из мыслей внутренней вселенной и рушит ее одним ударом меча прозрения. Сколько на это уходит времени? Меньше мгновения.

Да, именно столько времени занимает освобождение от груза прошлого и от неопределенности будущего. На открытие настоящего, на прыжок в вечное сейчас требуется меньше мгновения.

Способность жить без опоры на мысли ─ великое счастье. Лёгкие вновь наполняются свежим воздухом. Наконец-то можно жить и дышать!

В освобождённом сознании мысли продолжают возникать, но они более не связывают йогина, победившего это воинство Мары[2]. Мастер ясно видит и знает, что он ─ не мысли. Привычка верить своим мыслям и отождествляться с ними полностью искоренена.

А сколько жизненной энергии уносит эта привычка у обычного человека? Всю. Ведь в голове постоянно – и днем и ночью, у всех что-то крутится, разве не так? Поэтому неудивительно, что большинство людей чувствуют себя усталыми, напряженными, разочарованными. Подобно вампирам мысли впиваются в сознание и уносят человека в иллюзорный мир ментальных проекций, страхов и фантазий. Отдав свою веру этому миру, человек, не понимая этого, отдает и свою свободу. Привычка думать, сливаясь со своими мыслями – главное, что лишает человека жизненных сил. Так он кормит демонов: забывается и позволяет мыслям уносить себя.

Энергия внимания, высвобожденная из-под власти рассудочного мышления, остается с человеком. Если заткнуть дырявую бочку, то уровень поступающей воды будет неуклонно повышаться. Так же происходит и с йогином, победившим привычку думать – в нем начинает накапливаться внутренняя сила. Эту силу умелый йогин использует для укоренения в освобождённом состоянии, дальнейшего, более тонкого очищения своего сознания и для помощи в этой работе другим.

Мысли, приходящие в освобождённое сознание, подобны ворам, забравшимся в пустой дом. Им там нечего взять. Они подобны снегу, падающему в ночной океан и тающему в нем без следа. Также они подобны письменам на воде, исчезающим в момент их появления. Эти образы дает нам учение Дзогчен[3].

Мысли же обычного человека подобны слугам, прогнавшим царя с трона и устроившим во дворце и в царстве полный бардак. Это образ из Адвайты. Царь – осознанность. Мысли ─ слуги сознания, захватившие его трон. Вместо того, чтобы находиться на троне и управлять царством сознания, царь-осознанность томится в тюрьме нашего неведения. Кто же и когда вернет его на царство? Только он сам, опомнившись, сможет это сделать. Тогда слуги и министры вернутся на свои места и в царстве воцарится порядок.

Однако даже находясь на троне, в одиночестве царь не сможет управлять царством. Мышление необходимо для участия в махалиле[4], но оно нужно лишь как инструмент. Если нам нужна ручка, мы вспоминаем, где она лежит, берем ее, пишем, кладем обратно на место и забываем о ее существовании. Если нам нужно составить план действий – мы просто составляем его, затем начинаем действовать, уже не думая, как и что нужно сделать. Это – правильное использование мышления.

Правителю не нужно все время помнить о своих слугах. Он просто знает, что они на своих местах и в любую секунду готовы исполнить его приказания. Поэтому царь спокоен и наслаждается жизнью в своем царстве.

Что же происходит с нами на самом деле? Когда мы заканчиваем телефонный разговор, он ещё какое-то время крутится у нас в голове. Если мы расстались с человеком, то внутри ещё долго могут прокручиваться сказанные фразы, мы можем видеть лицо этого человека, и т.д. То есть, расставаясь, мы не расстаемся, но продолжаем тащить за собой прошедшую и уже исчерпанную ситуацию. А ведь на поддержание этих фантомов уходит энергия и время нашей бесценной жизни.

Фактически мы живем на кладбище воспоминаний. Мы никак не можем отделаться от прошлого – и неважно, минуло оно только что или много лет назад, ─ мы постоянно о чем-то вспоминаем, прокручиваем события и ситуации, которые исчезли навсегда.

Когда мы строим планы, мечтаем о будущем, планируем или боимся чего-то, что, как нам кажется, может произойти – мы строим другую часть нашей параноидальной реальности ─ воображаемое будущее. Однако прошлое ушло и никогда не вернется. Наше воображаемое будущее тоже никогда не наступит, в действительности все будет по-другому.

Мы, конечно же, знаем это. Но продолжаем безнадежно глючить и цепляться за наше порядком нам уже надоевшее «я» и за тот мир, в котором оно живет. Мы напоминаем скульптора, который всю жизнь делает памятник самому себе. И оно бы, может, и ничего. Беда в том, что подавляющее большинство из нас несчастны в этой непрерывно воссоздаваемой нами самими матрице.

Очищение сознания ─ это очищение ума от бесконечной вереницы блуждающих мыслей, воспоминаний, фантазий, страхов – всего того, что составляет содержание нашей хаотической внутренней реальности. Очищенное сознание позволяет пережить состояние ясной осознанности. Оно открывает собственную основу и возвращается к своей подлинной природе — чистому, ясному и спокойному осознанию происходящего.

Необходимо не только прояснить сознание и открыть чистую осознанность; нужно укрепиться в этом состоянии, сделать его основой нашего мировосприятия и научиться сохранять осознанность во всех ситуациях повседневной жизни.

Нужно увидеть, как можно не отвлекаться и сохранять сознание в чистоте естественным путем, без напряжения и усилий: научиться расслаблению в состоянии осознанности. Это похоже на погружение в чистое прохладное озеро после дня изнуряющей жары.

Делая садхану[5], нужно понимать, что очищение сознания – серьёзная задача, требующая духовной зрелости, мужества и уже накопленного в этой и в прошлых жизнях опыта внутренней работы.

 

 

Психотехника[6] «Резинка»

► Одно движение резинкой по бумаге или влажной губкой по исписанной доске – и поверхность опять белая и чистая. Точно так же, выйдя откуда-то, закончив встречу или разговор, тут же сотрем закончившуюся ситуацию, стряхнем ее, очистим сознание, сделав легкое внутреннее движение. Так мы проводим резинкой по исписанному листу бумаги. Сделаем это движение, как только заметим, что в нашем сознании крутятся и плавают ошметки прошлого. Результатом практики будет ощущение свежести и чистоты.

 

Осознанность

Для того, чтобы стать свободным, достаточно осознать себя.

Клиффорд Саймак

 

Поскольку с сознанием можно делать все, что угодно, то можно задать ему программу на самоочищение. Это означает, что все возникающие в уме впечатления, воспоминания, образы и мысли прямо в миг своего появления растворяются и безвозвратно исчезают, подобно рисункам на воде.

Можно сделать это мягко, как бы уговорить сознание более не сливаться с мыслями, образами и впечатлениями. Уговорить его отдохнуть, покоясь в себе самом. Дать ему почувствовать, насколько приятнее оставаться спокойным.

Оставляя сознание чистым и не позволяя ему смешиваться с его содержимым, мы одерживаем победу над великой магической силой Майи, которая завораживала нас в течение бесчисленных жизней. Мы преодолеваем этот древний гипноз и позволяем нашему сознанию познакомиться, наконец, с самим собой. По своей сути, оно ─ чистая ясная осознанность, отдыхающая сама в себе и с удовольствием созерцающая происходящее.

Осознанность эта ничего не делает, она просто спокойно осознает все, что происходит, не совершая при этом никаких усилий. Она, эта осознанность, всегда удовлетворена и безмятежна; это её естественные прирожденные качества. Подобная естественная осознанность не затрагивается происходящим: ни хорошее, ни плохое не имеют над чистым, погруженным в себя и растворенным в себе сознанием никакой власти.

При этом никуда идти и ничего делать не нужно – оставаясь в текущей ситуации, мы просто спокойно продолжаем наблюдать за тем, что происходит, позволяя ситуации развиваться самой и идти туда, куда она хочет. Задача не в том, чтобы изменять ситуацию, подгоняя ее «под себя», а следить за тем, чтобы наше сознание оставалось незамутненным, подобно чистому зеркалу, точно отражающему то, что есть. Далее ─ действовать, исходя из этого состояния. Далее ─ укрепиться в этом.

Намкай Норбу, современный учитель Дзогчен, говорит, что осознанность подобна умению водить автомобиль. Вначале напряжение и неуверенность, потом внимание работает автоматически.

В то же время, нельзя допустить, чтобы необходимость в осознанности превратилась в очередной невроз. Если начать все время беспокоиться о том, осознан я или нет, то, вместо осознанности мы создадим новый источник беспокойства и раздражения.

Так происходит часто. Обычно в начале направление внутреннего поиска является прямо противоположным необходимому.

Но если мы продолжаем искать и не останавливаемся, полем практики постепенно становится вся наша жизнь. И чем сложнее ситуация, тем интереснее может быть внутренняя работа. Ключом здесь может быть то приятное чувство, которое очень легко испытать, позволив сознанию оставаться спокойным хотя бы на протяжении нескольких секунд. Быть спокойным действительно приятно, и вот именно это приятное ощущение спокойствия и нужно почувствовать, продлить и использовать его как путеводную нить.

При фиксации внимания на переживании спокойного сознания и погружении в это приятное состояние мы обязательно почувствуем, что в этом состоянии есть глубина. В эту глубину можно погружаться, уходить все глубже и глубже при условии, что мы все больше и больше внутренне расслабляемся, сохраняя при этом внимательную и спокойную осознанность.

Продолжая подобную практику изо дня в день и из минуты в минуту, мы замечаем, что переживание собственного сознания становится более интенсивным и ярким. Сознание как бы уплотняется и густеет, оставаясь при этом прозрачным и легким. Временами его интенсивность может стать настолько плотной, что, кажется, еще немного – и его можно будет потрогать. И, в то же время, оно сохраняет качество прозрачности и способность обнимать собою всё.

 

Внутренний свет

Основа всего ─ свет, сияющий в пустоте. Но даже он в конце времён угаснет.

Продолжая практиковать, мы замечаем, что постепенно начинается высвобождение внутреннего света. Внутри образуется воронка, которую закручивает энергия, не распыляемая более вовне. В воронку втягиваются мысли, чувства, представления, воспоминания, планы на будущее – все, что составляло в прошлом нашу личность или наше представление о себе. Втягиваясь в воронку, все энергетические, психологические и кармические составляющие личности постепенно растворяются в ней.

Воронка, набрав достаточный потенциал, затем превращается в волну, поднимающуюся изнутри человека. Это похоже на то, как при подводном землетрясении и разломе земной коры вода океана сначала устремляется вниз, а потом с огромной силой вырывается назад. Так образуются цунами. В результате практики внутри может зародиться огромная светоносная волна, своей мощью сметающая все. Однако и при более скромных результатах в теле и в психике запускается процесс реальной, а не только психологической, трансформации, глубинного внутреннего изменения, промывки внутренним светом, и процесс этот нарастает подобно лавине.

Начинается открытие и высвобождение внутреннего света, скрытого в ядрах клеток человеческого тела. Световая матрица, представляющая основу сознания человека и Вселенной, начинает прорываться наружу. Этот внутренний алхимический процесс сопровождается огромным выбросом энергии, идущей изнутри вовне.

Эта световая энергия запускает процесс трансформации, ведущей практика к телу света. В Тибете тело света называли радужным телом, в Китае ─ алмазным. Достижение светового тела всегда считалось свидетельством высочайшего уровня реализации, но никогда не было самоцелью. Скорее, тело света ─ это знак, указывающий на то, что йогин достиг уровня освобождения от материи и полностью исчерпал человеческую карму.

Световая энергия высвобождается из клеточных ядер сама, она не терпит никакого волевого вмешательства. Поэтому процесс трансформации, являющейся проявлением величайшей Милости, запускается естественно и идет сам по себе, если йогин достиг достаточного уровня очищения сознания.

Человек, достигший при жизни тела света, становится господином Вселенной. Для него нет ничего невозможного. Все послушно его воле; природа, животные и люди с радостью следуют за ним, поскольку он ведет их домой.

Световые техники всегда хранились, хранятся и будут храниться в тайне. Причина этого ясна: они дают человеку слишком большую власть.

 

 

История, рассказанная Патрулом Римпоче

В одной тибетской деревне жила супружеская пара. Оба они практиковали Дзогчен, но при этом непрестанно ругались, бранились и ссорились по-черному. Тем не менее, в конце жизни, оба они обрели радужное тело. Более того, в радужный свет вместе с ними превратились и их домашние животные - собаки и козы. На изумленный вопрос "Как же так?" Римпоче ответил, что просто таков был их путь.

 

 

 

Тибет

Миражи

Бесчисленные миражи в бесконечном пространстве ─ самовозникающие, перетекающие один в другой, растворяющиеся и возникающие вновь. В мерцающем мареве ума возникают они, в мерцании его они исчезают.

Каким же реальным кажется этот мир! Но разве по этой реальности тоскует человеческое сердце?

 

 

Лао Цзы говорил:

● Истинные люди едины с Дао. Поэтому они имеют дарования, но кажется, что они не имеют ничего. Они полны, но кажутся совсем пустыми. Они управляют внутренним, а не внешним. Ясные, безупречные и абсолютно простые, они не придумывают ничего искусственного, но возвращаются к простоте.

 

● Дао состоит в том, чтобы сохранить то, что вы уже имеете и не искать того, чего у вас нет. Если вы ищете то, чего у вас нет, то утрачиваете то, что имеете. Если вы живете с тем, что у вас есть, к вам придет то, что вы хотите.

 

● Если вы не ищете удачи, то избежите неудач. Любое начинание, обладающее Дао, завершается удачей.

 

● Если вы не будете учиться с чистым сердцем, то не сможете глубоко прислушаться к Дао. Принцип прислушивания состоит в следующем: надо опустошить разум так, чтобы он стал ясным и спокойным. Для этого не обращайте внимания на собственное настроение, не поддавайтесь ему и ни о чем не размышляйте. Не позволяйте взору блуждать, где попало; пусть ваши уши не прислушиваются к случайным звукам. Сконцентрируйте жизненную силу разума так, чтобы она максимально усилилась, а внимание стало абсолютно единым. Когда вы достигнете этого состояния, вы должны сделать его устойчивым и сохранить, а затем расширить и укорениться в нем.

 

● Дао является основой добродетели, сущностью неба, дверью судьбы. Все существа нуждаются в нем для жизни, роста и стабильности. В Дао нет неискренности и нет формы: внутренне оно может быть использовано для собственного развития, внешне – чтобы управлять человечеством.

 

● Дао не размышляет, но нет ничего, чего бы оно ни делало. Никто не знает, где оно находится, никому не ведома его сущность, однако именно в нем содержится истина.

 

● Если вы хотите находиться в пустоте, то не можете быть пустыми. Если вы не изобретаете пустоту, но пусты спонтанно, то это и есть то, что нужно – это приносит с собой все. Поэтому объединение с Дао подобно оси повозки, которая сама не движется вперед, но позволяет повозке пройти тысячи миль, вращаясь в неистощимой основе.

 

● Храбрые воины умирают из-за своей силы, а умные люди заходят в тупик из-за своих знаний. Они используют знания, чтобы понимать, но они не способны использовать знания, чтобы не понимать.

 

● Колокола молчат, когда они неподвижны. Духовые инструменты могут создавать прекрасную музыку, но они не издают ни звука, пока кто-нибудь в них не подует. Поэтому мудрецы затаиваются внутри и не проявляют никакой инициативы. Когда что-нибудь происходит, они с этим мастерски справляются. Если люди к ним обращаются, они им отвечают.

 

● Освободитесь от предпочтений, откажитесь от мудрости, исключите способности, отвергните человеческий долг, избавьтесь от умствования, отбросьте ученость, утратьте искусственность, ─ тогда разум и неразумность станут едиными в Дао. Будьте спокойными, и вы станете невозмутимыми. Будьте пустыми, и вы станете совершенными. Тропа пустоты и спокойствия такая же вечная, как небо и земля.

 

● Держитесь великого света наверху; используйте то, что он освещает, внизу.

 

● Спокойствие ─ господин форм, а молчание ─ это мастер звука.

 

● Если вы погрузитесь в тайну и не будете ни о чем беспокоиться, ваш разум станет утонченным, а ваше отношение к Дао ─ правильным.

 

● Невысказанные объяснения и невыраженное Дао называются небесной сокровищницей. Постигнув это, вы сможете черпать из сокровищницы, которая не истощится никогда.

 

● Вот как следует работать для мира: делать все так нерешительно, словно вы пересекаете зимой могучую реку; делать все так осторожно, как если бы вы боялись всего вокруг; поступать так же уважительно, как если бы вы были гостем; быть таким же свободным, как плавучий лед; таким же простодушным, как простак; таким же непрозрачным, как мутный раствор; таким же широким, как долина. Именно так следует работать для мира.

 

 

 

Лао Цзы

Озабоченность

Вы сами, как никто другой во всей вселенной,

заслуживаете своей любви и преданности.

Будда Гаутама

 

Практика – это работа с конкретными и совершенно очевидными вещами. Например, с озабоченностью. Наша обычная бесконечная озабоченность множеством самых разных вещей стала для нас настолько оправданной и привычной, что мы ее даже не замечаем. Мы не замечаем, что состояние внутреннего беспокойства и тревоги пожирает нас изнутри, приводит к быстрой усталости и потере сил, необходимых для жизни и практики.

Озабоченность чем бы то ни было, так же, как и желание что-либо получить, говорят о том, что кармический механизм не остановлен, что человека продолжают гнать по жизни вперед желание, надежда и страх. Этот механизм питается энергией неизжитых желаний и страхов, подобно тому, как огонь, будь то бушующее пламя или едва тлеющие угли, питается энергией несгоревших дров.

Первое, что нужно сделать с озабоченностью, ─ это научиться ее видеть. Заметим, что та часть нашего внимания, которая видит, что мы о чем-то беспокоимся, сама не испытывает ни тревоги, ни беспокойства. Она просто беспристрастно фиксирует это.

Если мы на мгновение внутренне остановимся и останемся в этой спокойной внимательности, ее поле начнет расширяться, расти. Оно будет растворять в себе источник беспокойства, поглощать энергию тревоги, вбирая ее в себя.

Практика заключается в том, чтобы, обнаружив и ясно осознав беспокоящую нас эмоцию или мысль, направить на нее фокус нашего внимания и безотрывно, спокойно смотреть на нее до тех пор, пока этот негатив не растворится и не уйдет из нашей жизни навсегда. Таким образом, происходит «пожирание» собственного внутреннего негатива и его трансформация, возвращение в изначальную природу чистого незамутненного сознания. Этот процесс разгребания собственных внутренних завалов и есть йогическая работа по очищению сознания, возвращению его к своему естественному состоянию. Эту работу мы можем сделать только сами. Никто не в состоянии изменить то, что происходит у нас внутри.

Очищенное сознание приходит в равновесие. Возникает состояние принятия, беззаботности и спокойствия, когда человеку совершенно все равно, что с ним произойдет. Для него все варианты равны. Это не русское «а, наплевать на все, будь что будет!», за которым стоит безответственность, страх или усталость. Это нерушимый покой и внутреннее согласие со всем, что происходит само по себе, естественным путем. Такое принятие мира и своей судьбы говорят о том, что карма начинает изживаться, растворяясь в растущем состоянии осознанности.

Осознанность — главное, коренное свойство сознания. Поток мыслей, эмоций, ассоциаций, воспоминаний, фантазий и всего того, что каждую секунду проносится в нашей голове, заставляет нас терять состояние осознанности. Мы отождествляемся с мыслями, отдавая им энергию нашего внимания. Во время этого отождествления мы теряем, забываем себя и, сливаясь с мыслями, живем их иллюзорной, текучей, непостоянной жизнью. Этот поток и есть основа того, что называют майя[7].

Иллюзорный мыслительный поток рождает наши действия, а эти действия создают и обуславливают нашу жизнь. Эта жизнь, рожденная из наших мыслей, не приносит ни радости, ни счастья. Она так же изменчива, ненадежна и непостоянна, как этот летучий поток.

Научиться видеть взаимосвязь мыслей, открыть механизм их появления и последующего растворения означает очистить сознание и освободиться от гнёта рассудочного мышления. Это совсем другая жизнь, в которой мы ощущаем собственную глубину, нашу основу, не зависящую ни от мыслей, ни от внешних обстоятельств. Это и есть состояние чистой осознанности. Открытие этого состояния – выход на совершенно другой уровень энергии, возможностей и самореализации.

Жить в осознанности легко и приятно. Это беззаботная и, одновременно, наполненная жизнь, которая ничем не может связать, поскольку в ней нечего ждать, не на что надеяться, не во что верить и нечего бояться. В ней нечего добиваться и нечего терять.

Поток чистой и ясной осознанности устремляется к океану, который есть бессмертный сияющий свет.

Ом Намо Шивая!

Страх

…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна,

ничего и никогда не бояться. Это неразумно.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

 

Страх – огромная сила. Эта сила живёт внутри нас, её обитель – наш подсознательный ум, в котором записаны вся боль и страх нашего прошлого. Каждый из нас живёт уже очень долго. В течение бесчисленных жизней нас убивали, пожирали, калечили, насиловали, избивали, пытали, издевались всеми возможными способами. Мы страдали от холода и жары, от голода и обжорства, от одиночества и давки в толпе. Мы болели всеми мыслимыми и немыслимыми болезнями, страдали от невыносимой тоски и отчаяния.

Мы пережили бессчётные разлуки с теми, кого мы любили и кто любил нас, теряли самых близких и дорогих. Мы знаем предательство и измену, ненависть и унижение. В течение бесконечных жизней во всевозможных телах и мирах мы умирали, гибли и пропадали.

Мы жили в сумрачных пространствах, населённых тенями, не знающими ни света, ни радости. Мы прошли через нескончаемые ады, наполненные нечеловеческой болью и ужасом. Некоторые из нас остались навсегда в самом страшном из всех адов − авичи, откуда нет выхода.

Память обо всём этом записана в подсознании и в клетках тела, поэтому всё наше тело сжимается, предчувствуя страдание, и мы стараемся избежать его любой ценой.

Если мы сможем забрать у страха его силу и заставим эту энергию работать на нас, это преобразит всю нашу жизнь. Этот ресурс практически неисчерпаем. Качество йогина, именуемое абхаям [8] , ─ источник его силы.

Страх мы ощущаем манипура чакрой, отсюда выражение «сосёт под ложечкой». Это липкая тёмная вибрация в верхней части живота. Страх ─ всегда тёмный и холодный. Он вызывает внутренний спазм и заставляет нас сжиматься. Страхи бывают как внешние, когда возникает реальная опасность или угроза, так и внутренние, когда ситуация может быть совершенно обычной, а внутри у нас просыпается страх. Так бывает, например, в случае демонического присутствия.

 

Что делать со страхом. Сначала необходимо поставить задачу: полностью от него избавиться, подчинить себе эту силу и использовать её для собственной дальнейшей эволюции. Из дичи нужно превратиться в охотника.

Итак, мы выходим на охоту за страхом. Для этого не обязательно отправляться на ночное кладбище. Гораздо чаще страх использует всевозможные маски, чтобы похитить нашу жизненную силу. Он может прикинуться чувством долга, ответственностью, патриотизмом или трудолюбием и даже притвориться любовью. Необходимо разглядеть страх под этими и множеством других личин и безжалостно сорвать эти маски. Тогда ничего не остаётся, как честно признаться себе: «я боюсь».

 

► Самая действенная техника в борьбе со страхом ─ безотрывно смотреть на него, не отводя внутреннего взгляда. Это может быть избранный нами образ, ощущение холодной тёмной вибрации или что угодно ещё, на чём мы можем зафиксировать внимание. Страх не выдерживает пристального взгляда. Он начинает таять и мы чувствуем, как его сила переходит к нам. Смотреть нужно до тех пор, пока мы полностью не «выпьем» наш страх.

► В случае спазма в животе необходимо продышать это место (можно использовать технику светового дыхания, которая будет описана далее), затем расслабить, распустить зажим.

► Самое главное ─ развернуться к страху лицом и не убегать от него. Он неизбежно почувствует нашу решимость и начнёт уходить, сдавать позиции. Разделавшись таким образом с одним страхом, мы берёмся за следующий и, в какой-то момент, неизбежно обнаружим, что оставшиеся страхи и страшочечки разбегаются от нас, как зайцы. Главное, не дать им затаиться, а полностью очистить всё поле сознания.

Во время этой работы нужно помнить, что все наши страхи живут у нас внутри, что никакого объективного независимого существования у них нет.

Представим обычную сцену: мать готовит обед и, одновременно выглядывает в окно, чтобы присмотреть за своим ребёнком, играющим во дворе. Мечась между окном и плитой, она не понимает, что своим страхом она реально притягивает опасность к малышу. Да и разве она сможет хорошо приготовить еду? Если эта мама йогини[9], то одновременно с приготовлением обеда, она работает со своим страхом. Она знает, что её внутреннее спокойствие ─ как залог безопасности ребёнка, так и гарантия вкусного обеда.

 

► В случае ощущения невидимого враждебного присутствия необходимо соблюдать у-вей. Эта практика будет описана позже.

Трансформируя энергию страха, мы очищаемся и получаем внутреннюю силу. Кроме того, мы учимся видеть, что объективной действительности не существует. Всё происходящее ─ результат наших проекций вовне. Мы сами создаём ту реальность, в которой живём, и все наши страхи, препятствия и ограничения ─ дело наших собственных рук.

Совет по медитации

Если Мокша[10] придет к тебе, скажи ей:

«Уходи. Иди к тем, кому ты нужна». Живи без желаний.

Тит Махарадж

 

Садясь в медитацию[11], не медитируй ни на внутреннем, ни на внешнем. Не вспоминай о прошлом и не стремись заглянуть в будущее. Не сосредотачивайся и на том, что ты чувствуешь или переживаешь прямо сейчас. Не обращай внимание ни на то, что происходит в теле, ни на движении потоков энергии. Не пытайся расслабиться, но и не напрягайся. Не регулируй собственное дыхание – позволь ему быть естественным, забудь о нем.

Не обращай внимание ни на какие ощущения: переживания жара или холода, увеличения или уменьшения тела в размерах, чувство тяжести или легкости, ощущение полета или погружения в бездну. Не придавай значения ни вспышкам света, ни переживанию вибрации, пронизывающей все тело.

Если тобой овладеет сонливость, не гони ее и не борись с ней. Она ─ твоя дорожка в твою собственную темную глубину. Осторожно пойди по ней, бережно держа в руке маленький фонарик осознанности. Осознавай, как засыпаешь, далее ─ осознанно спи. Такой сон не будет бессознательным провалом, темной ямой. Сознательный сон ─ это уже не сон, но новое измерение сознания.

Продолжая медитацию, не вспоминай прочитанные книги, советы других или свой собственный прошлый опыт. Не пытайся вернуть и пережить заново когда-то испытанные тобой медитативные переживания, отпусти это все. Не обращай внимания на видения, картины или образы, если они возникнут в твоем уме. Они бесследно исчезнут, им на смену придут новые или все растворится в бесконечном свете – не беспокойся по этому поводу!

Не направляй свое внимание ни на что. Не медитируй ни на чем. Не представляй ни божеств, ни мастеров, ни учителей, ни безличный Дух. Ни к кому не обращайся и ни у кого ничего не проси. Не старайся войти в свет, наполниться светом или раствориться в нем. Не беги и от тьмы, если она поглотит тебя.

Не устремляйся вверх, не погружайся вниз, но и не оставайся на месте!

Не смотри ни внутрь, ни наружу.

Смотри!

Не повторяй ни мантр, ни молитв, ни заклинаний. Не обращай внимания ни на внутренние, ни на внешние звуки. Не прислушивайся к внутреннему голосу или каким-либо другим голосам.

Ни на что не надейся и не думай, что ты занимаешься каким-то возвышенным делом. Не привязывайся к практике. Не думай, что сидя в медитации, ты занимаешься чем-то особенным. Возможно, ты делаешь это, потому что больше ничего не умеешь.

Не поддавайся ни боли, ни скуке, ни унынию, ни тоске, ни отчаянию. Если они пришли к тебе, не избегай их. Они бесследно уйдут и растворятся там же, откуда пришли.

Не поддавайся сомнению и ощущению бессмысленности своих усилий. Не верь голосу, который нашептывает тебе, что все равно ничего не получится.

Не привязывайся к переживанию пустоты, если она придет к тебе. Не отталкивай, но и не удерживай это переживание. Не стремись погрузиться в пустоту, раствориться в ней, исчезнуть. Не думай, что пустота ─ это истина.

Если, напротив, возникнет ощущение полноты, расширения своего я, единства со Вселенной – отсеки это одним беспощадным ударом, раз и навсегда! Не фиксируй свое внимание ни на чем, при этом оставаясь спокойным и внимательным. Не забывайся.

Когда придут радость, счастье, восторг и блаженство – не привязывайся к ним и не стремись их удержать. Не воспринимай их как награду за свои усилия или как милость свыше. Будь как мертвый. Так пройдешь дальше.

Если возникнет ощущение таинственной власти, сразу же стряхни это, как налипшую грязь. Не привязывайся к состояниям экстаза, любви ко всему миру, ощущению единства со всеми, всемогущества или всезнания, если они возникнут. Наплюй на все это. Будь свободен от любых состояний. Будь свободен и от этой свободы и пройди все насквозь. Или не проходи. Пройдешь ты или нет ─ не имеет никакого значения. Ни то, ни другое неважно.

Пойми, что важно!

Не поддавайся соблазну мистической силы, если почувствуешь ее приближение. Не пытайся использовать или направить её на что бы то ни было. Смотри на эти проявления, как на призраки с кладбища твоих старых желаний.

Не верь приходящим мыслям, не сливайся с ними и не позволяй им утаскивать тебя. Не борись с мыслями и не старайся их остановить. Также, не пытайся не думать. Ум не нужно ни направлять, ни контролировать, ни растворять. Просто оставь мысли в покое, и они оставят тебя.

Но не привязывайся и к тишине ума, если она настанет. Штиль на океане не лучше бури, но и не хуже. Странно предпочитать одно другому. И то, и другое прекрасно!

Не концентрируйся ни на чувстве «я», ни на его отсутствии. Не старайся расшириться, охватить собой все и стать единым с Космическим сознанием. Также не стремись к уничтожению своей индивидуальности, к растворению в Высшем. Не пытайся слиться с высшей волей или отдаться божественному потоку – все это мыльные пузыри твоего старого эго.

Не старайся снискать милость или благодать. Не пытайся и просто «быть здесь и сейчас». Ведь ты и так уже есть. Разве ты не видишь этого? Не стремись что-либо обрести, добиться, получить или постичь ─ ты будешь пытаться до тех пор, пока не увидишь, что это невозможно и не нужно и не оставишь все это.

Не силься что-либо понять, осознать или пережить. Не стремись ни к Богу, ни к высшему Я. Не желай войти в Нирвану или достигнуть просветления. Не старайся обрести самадхи, поднять Кундалини, ощутить единство с бесконечным Брахманом или открыть свою подлинную природу. Не желай познать Дао или постигнуть Ригпа. Все это – миражи твоей уставшей души.

Не пытайся продлить свою жизнь или обрести бессмертие. Не бойся сбиться с Пути, умереть или провалиться в ад. Не бойся ничего.

Никогда.

Не старайся избавиться от желаний. Освобождаешься ты от них или нет – нет никакой разницы. Также не имеет никакого значения, сбываются твои желания, или нет. Ты скован не желаниями, а неведением.

Не стремись очистить свою карму, стать мудрее и совершеннее. Не старайся стать лучше ─ когда-нибудь ты поймешь, что это невозможно и не нужно. Вместо этого постарайся увидеть, кто ты и что ты прямо сейчас!

Но можешь этого и не делать. Ты свободен делать всё, что угодно, или не делать ничего. Ты свободен.

Не ожидай никаких результатов от своей медитации. Не считай также, что твои искренность и устремленность будут вознаграждены. Не обращайся ни к кому за помощью. Полностью изживи привычку надеяться на что-то или на кого-то ─ и на тонком плане, и в жизни. Когда карма созрела, помощь приходит автоматически. Или не приходит. Однако ни то, ни другое не имеет никакого значения.

Что же имеет значение? Увидь это сам. Если не увидишь, не расстраивайся. Видишь ты что-то или нет, абсолютно неважно.

Поэтому, если ты занимаешься медитацией, не медитируй. Просто – тихо сиди.

 

 

Препятствиями в сидячей медитации являются:

Боль в теле, затекание конечностей.

 

Это пройдет, нужно пересидеть. Хатха-йога ─ лучший помощник.

Скачущие мысли.

 

Если оставить ум в покое, то он успокоится сам по себе. Движение и покой мысли ─ одно и то же. Когда ты престанешь воспринимать мысли как нечто постороннее и увидишь, что источник и покоя, и движения ума – ты сам, мысли перестанут быть препятствием. Они превратятся в верных слуг и помощников и станут украшением твоего естественного состояния осознанности.

 

Сонливость.

 

Стряхнуть сонливость можно, направив взгляд выше линии горизонта. Другой способ ─ несколько раз энергично откинуть голову назад и повращать плечами. Помогает холодный или горячий душ. Еще можно внутренне «встряхнуться» и приободрить себя ─ это тоже работает. О более продвинутом способе ─ погружении в сонливость ─ уже говорилось.

 

Неверие в свои силы.

 

Противоядие этому препятствию – молитва, обращение за помощью. Также можно обратиться к своему собственному мужеству и призвать его на помощь.

 

Ощущение бессмысленности и бесполезности медитации, отвращение к этому занятию.

 

В этом случае нужно сделать перерыв. Возможно, вы переусердствовали.

 

Гордыня. Ощущение своей силы, избранности и исключительности.

 

Монашеский грех. Противоядие – посмотреть реально, чего ты стоишь. Сравнить собственные достижения с достижениями великих мастеров прошлого. Важно не завышать, но и не занижать собственную планку. Нужно научиться точно видеть и оценивать тот уровень, на котором находишься.

Скука.

Ты сидишь и сидишь, но при этом абсолютно ничего не происходит. Пересиживается. Обнаружить и уничтожить желание результата. Продолжать практику.

 

Страх сойти с ума.

 

Обычно возникает при пересечении границы знакомой реальности. Например, при выходе из тела и невозможности вернуться. При приближении к высокочастотным световым полям. При ощущении потери тела или растворения личности. При попадании в неизвестные сферы или миры. Кроме того, возможно переживание враждебного присутствия или прямая атака.

В каждом из этих случаев могут быть использованы специальные искусные средства.

При невозможности вернуться в тело, входить назад легче всего через ноги. Вообще же, астральные путешествия уводят практика в сторону от познания собственной сути.

Если вы приблизились к полям слишком высокого напряжения и ваша энергетическая и нервная системы еще не готовы, вас неизбежно отбросит назад, сработает природная самозащита. Не противьтесь этому. Когда вы будете готовы, вы сможете взять этот барьер.

В случае страха растворения нужно поработать с чувством привязанности к себе, к собственной ограниченности. Также необходимо отработать принцип жертвы, ─ не только в медитации, но и в повседневной жизни. Научиться отдавать себя ─ полностью, целиком и без оглядки людям, работе, ситуациям, Богу. Научиться ни за что не цепляться и быть готовым отдать все ─ в любую секунду.[12]

В случае нападения из тонкого мира хорошо работает защитная мантра и знак ИМ из Кунта йоги[13]. Великолепно работает древний даосский принцип у-вей─ недеяния. Так же, как замирают животные, почуяв опасность, внутренне остановитесь и продолжайте бездействовать. Ничего не делайте вообще, это бездействие должно быть полным и тотальным. У-вей сохраняет вашу энергию и создает самое сильное защитное поле, на которое вы способны.

► Желание результатов практики: новых ощущений, переживаний, силы, более глубокого понимания. Желание достичь просветления.

Свидетельство вашей незрелости. Невозможность принять все так, как есть. Отсутствие смирения, проистекающее из неверия. Неправильная постановка цели. Задача не в том, чтобы чего-то добиться посредством медитации, а в том, чтобы научиться просто сидеть спокойно. Далее ─ медитация поведет вас сама. Куда – не ваша забота.

Садхана не терпит жадности. Поэтому не стремитесь все сразу познать и получить. Довольствуйтесь тем, что приходит само собой, понемногу, но усваивайте это хорошо. Осознанность приходит незаметно.

Плоды медитации

К сожалению, уже довольно много людей, которые, сделав первый шаг, т.е, обнаружив себя, начинают думать, что это и есть результат, но это только первый шаг.

Александр Воронов

 

В результате серьезной практики в личности и в жизни практикующего неизбежно наступают позитивные перемены: успокоенный ум, улучшившееся состояние здоровья, повысившийся уровень энергии, обретение смысла жизни, более гармоничные отношения с людьми и с миром. Происходит и много других замечательных вещей.

Но как раз здесь йогина подстерегает серьезная опасность. Она заключается в том, что он успокаивается и перестает искать. Вместо этого он наслаждается плодами практики, не подозревая, что до Освобождения ему еще далеко. Происходит опасная подмена: йогину кажется, что он нашел то, что так долго искал: счастливую, интересную, наполненную событиями, людьми и смыслом жизнь.

Искатель начинает расходовать силу, которую он накопил в садхане и использует её для наслаждения жизнью. В этом, казалось бы, нет ничего плохого. Почему бы человеку, наконец-то, не пожить и не порадоваться? Можно, конечно. Однако сила-то уходит!

Лишь освободившаяся душа свободна делать всё, что угодно. Её ресурс неисчерпаем: источник энергии для неё находится во всём. Для многих практиков, продвинувшихся на Пути, тем не менее, это ещё не так.

На этом этапе многие искатели начинают учить других. Мало кто из них догадывается, что под видом бодхичитты, или служения другим, они все туже и туже затягивают узел на собственной шее и, что печальнее, на шеях своих последователей. Отказаться же от вдруг свалившейся на них Жизни они не в силах и, что еще хуже, они не видят в этом никакого смысла.

Поэтому так драгоценны те немногие, кто прошел Путь до конца. Кто не пал и не свернул на боковую дорогу. Кто смог по-настоящему глубоко отречься, устоять перед соблазнами Пути и сохранить чистоту сердца.

Патрул Римпоче

Я ничего не боюсь. Я ни на что не надеюсь. Я свободен.

Надпись на могиле на берегу Средиземного моря

Зиму 2009 года я провел в Таиланде. Однажды поздним вечером я сидел в медитации в своем бунгало в джунглях на маленьком острове в Андаманском море. Вдруг я неожиданно почувствовал в комнате чье-то присутствие. Поначалу я не понял, кто пришел ко мне. Однако вскоре стало ясно, что это был дух Патрула Римпоче[14]. Он стоял молча, как будто ожидая чего-то. Потом, так же молча, дал понять, что я могу задать ему вопрос. Я любил этого мастера, но никогда раньше у меня не было прямого контакта с ним. Мне было ясно, что эта встреча драгоценна и что нужно спросить его о чем-то важном. Посидев некоторое время и сосредоточившись на сущностном, я спросил:

─ В чем сердце практики?

Все оставь. Все отдай. Ничего не ищи, ─ ответил Патрул Римпоче и исчез. Некоторое время я продолжал сидеть в медитативной позе, старясь проникнуть в суть того, что передал мне старый тибетец. Потом встал и пошел на берег моря. Моя медитация была окончена.

Я не знал тогда, насколько глубоко было наставление, которое он дал. Это были три гвоздя, как называют тибетцы указания по практике, которые Патрул вбил в мое сознание. Эти три гвоздя остались во мне навеки. Так действуют великие мастера: несколько слов, иногда кивок или взгляд, и жизнь человека меняется навсегда.

Так произошло и со мной. Около двух лет ушло у меня на то, чтобы проникнуть в суть слов Патрула и применить их на практике. Особенно таинственной была третья формула. Всю жизнь я чего-то искал. Это «что-то» было для меня Освобождением, Просветлением, обретением единства с Источником всего сущего, возвращением домой. И, оказывается, нужно было оставить все это.

В конце концов, мне все-таки удалось решить этот коан. Поиск пришел к концу. В чем это выразилось ─ я стараюсь рассказать в этой книге.

 

 

 

Бунгало в Таиланде, где появился Патрул Римпоче.

Ригпа

«Йогин» ─ значит постигший мудрость чистого Ригпа;

Вот за что на самом деле получают звание йогина.

Гуру Падмасамбхава

Той же зимой на том же маленьком тайском острове мне впервые удалось пережить то, что тибетские буддисты называют Ригпа. Это длилось долю секунды. Об этом состоянии ничего нельзя сказать кроме того, что символически оно может быть выражено темно-синим цветом и что оно дает абсолютную уверенность. Уверенность, что это – То.

И в этом нет никаких сомнений. Только абсолютная уверенность, которая остается с тобой до конца жизни. Не имеет никакого значения, что это состояние длилось всего долю секунды. Прикосновение Ригпа, легкое, как пух, остается с тобой навеки и изменяет тебя навсегда.

Это состояние за пределами всего и, одновременно, включающее в себя все. Ригпа – уровень полного, абсолютного, окончательного освобождения. В нем старые кармические механизмы полностью изжиты и отработаны. Эго бесповоротно разрушено и его место занимает иная реальность. Это пространство бесконечного простора и безграничных возможностей.

 

Ригпа

Гоните их прочь!

Поэма Патрула Римпоче


Склоняюсь к стопам моего Ламы…
Когда я, старый пёс, жил в одиночестве,

То мне захотелось говорить теми же словами,

Которые я слышал от моего достопочтимого Учителя:


Вначале, когда я встретил своего совершенного учителя,
Мне казалось, что я купец, который добрался до Золотого Острова,
И я с усердием посвящал себя изучению различных предметов.


Позже, когда я встречал своего учителя, я чувствовал себя неуютно,
Как преступник пред ликом судьи, и я получал от него крепкие нагоняи.


Сейчас, встречая своего совершенного учителя, я чувствую себя с ним на равных,
Как голуби, спящие в храме, и я не лезу к нему слишком близко.

Вначале, когда я слышал наставления,

Мне казалось, что сразу же буду их применять,
Как голодный человек набрасывается на пищу,

И я пытался их практиковать.


Позже, когда я слушал

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.