Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 3 «Финансовый контроль или финансовая функция контроля»



12.10.10

 

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства), предприятий и организаций, учреждений с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

В экономической литературе присутствует следующая классификация финансового контроля в РФ:

1. По времени проведения:

a. Предварительный. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, до момента рассмотрения и принятия федеральных законов, требующих в основе выделение бюджетных ассигнований. Примером предварительного контроля является экспертиза законов до предварительного слушания департаментом предварительного финансового контроля счетной палаты РФ. На микроуровне примером предварительного контроля является разработка кредитных и кассовых заявок, составление прогнозных балансов, финансовых разделов бизнес-планов, учредительных договоров и т.д.

b. Текущий (оперативный). Проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций и предупреждает всевозможное злоупотребление при получении расходования финансовых средств с соблюдением финансовой дисциплины и своевременность осуществления расчетов. Он осуществляется:

i. за поступлением доходов в бюджет: по налоговым и неналоговым поступлениям; по перечислению средств из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты (межбюджетные трансферты)

ii. За расходованием средств по отраслевой направленности и по территориальной направленности.

iii. За использованием наемных средств (кредиты, займы, гарантии)

iv. За обращением региональных финансовых ресурсов (рассчетно-кассововое обслуживание, депозитное обслуживание, размещение ценных бумаг и т.д.)

c. Последующий. Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года. Он проводится путем анализа и ревизии отчетной финансово-бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности субъектов и сопоставления утвержденных планов, бюджетов, смет и балансов с результатами их выполнения. Последующий финансовый контроль с точки зрения государства осуществляется за:

i. Исполнение федерального бюджета

ii. Исполнение бюджетов внебюджетных фондов

iii. Финансовыми результатами исполнения программ (инвестиционными, инновационными, социальными и др.)

iv. За экономической эффективностью действий нормативных документов

2. По методам проведения:

a. Проверки. Проводятся на основе отчетной документации и расходных документов и при проведении проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения недостатков. Проверки наиболее характерны для федеральной налоговой службы, которая осуществляет в виде камеральных (без выезда на конкретное предприятие) проверок и выездных (на предприятии, есть план проверки, может проверяться отдельная сторона налоговой деятельности) проверок.

b. Обследования. Применяются в процедуре банкротства предприятия. Целью является заключение о дальнейшей судьбе предприятия.

c. Надзор. Проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и подразумевает выполнение экономическими субъектами финансовых правил и нормативов.

d. Анализ финансового состояния. Предполагает очень детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки финансового состояния обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

e. Мониторинг (наблюдение). Как правило, как метод контроля он применяется кредитными учреждениями за использование выданного кредита финансовым состоянием заемщика.

f. Ревизии. Это наиболее всеобщий и всеобъемлющий метод финансового контроля, который проводится:

i. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

ii. Департаментом регулирования государственного финансового контроля и аудиторской деятельности МинФин

iii. Федеральным казначейством

iv. Центральным Банком

v. Аудиторскими компаниями

Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого руководитель обязан устранить выявленное нарушение и возместить ущерб, если это обнаружено по результатам ревизии. По данным этого документа руководителя могут привлечь к административному или уголовному наказанию. Ревизии бывают:

a) По характеру проверяемого материала:

I. Документарные на основе первичных документов

II. Фактические (инвентаризация)

b) По отношению к плану:

I. Плановые (есть план ревизии, перечень вопросов, которые нужно рассмотреть)

II. Внеплановые (проводятся по решению суда)

c) По ведомственной принадлежности:

I. Вневедомственные

II. Внутриведомственные (всегда в организационной структуре есть контрольно-ревизионное управление. Только те предприятия, которые структурно входят в это ведомство подвергаются ревизии)

III. Внутрихозяйственное

d) По очередности исследования одних и тех же объектов (одного и того же предприятия)

I. Первичные

II. Дополнительные

III. Повторные. Дополнительные и повторные используются только тогда, когда в процессе предыдущей ревизии не были раскрыты все вопросы, включенные в программу ревизии

e) По глубине проведения:

I. Сквозные (одновременно проверяются все предприятия, проверяется вертикальная связь)

II. Локальные (поводят на одном или нескольких предприятиях, но по различным, не связанным между собой темам)

3. По субъектам, проводящим контроль:

a. Государственный финансовый контроль, включающий

i. Президентский контроль.

1. Подписание федеральных законов

2. Право «вето»

3. Назначение и снятие с должности министра финансов

4. Представление в ГосДуму кандидатуры на должность председателя Центрального Банка.

Кроме всего прочего в администрации президента существует контрольное управление Президента, которое осуществляет контроль за деятельностью контролирующих органов РФ

ii. Контроль со стороны исполнительной власти

iii. Контроль со стороны законодательных органов власти

iv. Контроль со стороны финансово-кредитных организаций

b. Негосударственный финансовый контроль, который включает:

i. Ведомственный контроль

ii. Внутрихозяйственный контроль

iii. Аудиторский контроль.

4. По форме проведения:

a. Обязательный

b. Инициативный финансовый контроль

5. По сферам финансовой деятельности:

a. Бюджетно-налоговый контроль

b. Валютный контроль

c. Страховой контроль

d. Инвестиционный контроль

e. Денежно-кредитный контроль

Схема контроля

 

Президентский      
  àФедеральная таможенная служба   àФедеральная налоговая служба
  à федеральная служба по фин. рынкам   àФедеральная служба страхового надзора
  àФедеральная служба по финансовому мониторингу   àФед.служба фин.бюдж.надзора  
    àФедеральное казначейство  
Исполнительная власть Правительство МинФин à  
       
Законодательная власть Федеральное собрание Гос.дума Счетная палата РФ
    Совет федерации  
       
ЦБ Финансовый надзор Коммерческие банки Внебанковские ФКУ  

 

Министерство финансов – это орган, который осуществляет проведение единой финансовой политики, бюджетной, налоговой и валютной и координирующих деятельность в этой области других органов власти. МинФин имеет вертикальную организационную структуру, т.е. создает свои территориальные органы. Организует проверки и ревизии юридических лиц, получателей гарантий правительства, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. Во внутреннюю организационную структуру входят департаменты:

· административный,

· бюджетной политики,

· бюджетной политики в отраслях экономики,

· бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки,

· бюджетной политики в государственной, военной и правоохранительной службы, государственного оборонного заказа

· Бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной муниципальной службы

· Межбюджетных отношений

· Регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета

· Финансовой политики

· Международных финансовых отношений и государственного долга

· Налоговой и таможенной политики

Задачи, функции, полномочия МинФина смотри в конспектах семинара

Федеральная таможенная служба осуществляет:

· взимание таможенных пошлин, специальных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность их исчисления, своевременность перевода, принимает меры по их принудительному изъятию

· контроль по возмещению НДС по эксплуатируемым товарам

· валютный контроль, связанный с перемещением товаров и транспортных средств

· ведет реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий для уплаты таможенных платежей

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет деятельность по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов государственной власти.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет регулирование операций на рынке ценных бумаг, лицензирует деятельность на этом рынке, осуществляет контроль за реестром акционеров, осуществляет надзор за институтами фондового рынка.

Вопросы, связанные с деятельностью этих служб, искать в конспектах семинара.

Последнее время в РФ получила развитие новая форма государственного финансового контроля, которая называется аудит эффективности.

Под аудитом эффективности понимается независимая проверка, осуществляемая государственным органом внешнего контроля с целью оценки эффективности, результативности и экономности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной собственностью.

Основные положительные моменты:

1. позволит оценить результаты управления финансовыми потоками в государственном секторе

2. позволит обеспечить систему государственного управления дополнительной информацией об эффективности функционирования органов власти

3. этим аудитом будут затронуты некоммерческие структуры общественного сектора и государственные коммерческие организации

4. аудит эффективности включает оценку различных аспектов деятельности учреждений: финансовую, организационную, управленческую

5. аудит эффективности будет дополнять финансовый аудит, который будет являться первой ступенью анализа

Для внедрения данной системы необходимо:

1. создание нормативно-правовой и законодательной базы на основе мировых стандартов

2. повысить результативность используемых средств путем повышения заинтересованности с одновременным ужесточением ответственности

3. переход от системы сметного финансирования бюджетных учреждений к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР)

Негосударственный финансовый контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием и его экономическими службами. За финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, филиалов дочерних предприятий. Делится на оперативный и стратегический

Оперативный контроль – это ежедневный контроль за движением денежных средств, осуществляемый, как правило, государственной службой на основании оперативных планов (кассовые планы, кредитные заявки, налоговый календарь и т.д.)

Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов, вложению капитала, максимизации прибыли и снижению затрат.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, служб, ведомств за финансовой деятельностью подведомственных им предприятий и организаций.

Основной вид контроля – ревизии и проверки, которые назначаются руководителем этого органа и проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в 2 года в остальных учреждениях и организациях.

Сфера ведомственного финансового контроля – это сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов, пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности и приписок, а также состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Аудиторский контроль.

Аудит в соответствии с законом – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. В РФ в аудиторских организациях финансовый контроль имеют право проводить аудиторская компания или частные лица, прошедшие государственную аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Эти лица включаются в реестр аудиторов и аудиторских лиц

Основные задачи:

1. Установление достоверности финансовой отчетности и соответствие произведенных финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ

2. Проверка платежно-расчетных …, налоговых деклараций и финансовых обязательств

3. Установка ведение бухгалтерских операций

4. Составление бухгалтерской отчетности и декларации о доз

5. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности и инвестиционных проектов

6. Налоговое консультирование

7. Обучение работников бухгалтерских служб

8. Проработка рекомендаций, полученных в результате мероприятий финансового контроля

Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной

Результат проверки аудитора или аудиторской компании оформляется в виде заключения аудитора. Этот официальный документ имеет обязательную юридическую силу для всех физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления, судебных или иных фискальных органов.

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий в устной форме мнение аудитора или аудиторской компании о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Существует 4 формулировки аудиторской отчетности:

1. Безусловно положительное заключение – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и правил ведения отчетности

2. Условно положительное заключение – свидетельствует об общем положительном мнении аудитора, но, или установлено отдельное упущение, которое излагается в заключении (в аналитическом разделе)

3. Отрицательное заключение – составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, ни отчетность, ни учет не соответствуют законодательству РФ, а финансовая отчетность не дает реального представления о реальном финансовом состоянии проверяемого субъекта

Заключение с отказом от выражения мнения – составляется в том случае, если аудитор не смог сформулировать свое мнение ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно полных и убедительных данных (инициативный аудит)

Обязательному аудиту в РФ подлежат:

1.1 Все банки

1.2 Страховые организации

1.3 Биржи

1.4 Внебюджетные фонды

1.5 Благотворительные и иные фонды, привлекающие денежные средства

2.1 Все предприятия, созданные в форме ОАО, независимо от числа акционеров и размеров уставного капитала

2.2 Предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.