Снаряженный колпачок с помощью центрующей вилки вдвигается на наковальню копра, накрывается сверху защитной скобой и после чего в гнездо направляющей осторожно вводится боек. Груз копра с помощью фиксатора устанавливается на необходимой высоте и сбрасывается на боек. В процессе испытаний может разрушиться жало бойка, поэтому после каждого опыта необходимо
проверять рабочую поверхность бойка, и если она или деформирована, боек заменить новым. В процессе проведения испытаний либо снимают кривую чувствительности: зависимость % взрывов от высоты падения груза (Н), либо непосредственно находят верхний (Н100) и нижний пределы чувствительности (H0 ) находя каждую точку на кривой чувствительности из определенного числа испытаний (не менее 10). Нижний предел чувствительности, предел безопасности, H0 – максимальная высота сбрасывания груза при которой ни одна проба ВВ, взятая для испытаний, не возбуждается. Верхний предел чувствительности, предел безотказности, (Н100) – минимальная высота падения груза, при которой все пробы, взятые для испытаний, возбуждаются. Для оценки относительной чувствительности к удару новых ИВВ найденные пределы чувствительности ИВВ сравниваются с таковыми для штатных ИВВ.
Заключение
Таким образом, чувствительность к удару и трению — свойство, присущее каждому ВВ, может быть понижена или повышена введением в его состав специальных веществ.Если говорить о чувствительности ВВ, помещенного в изделие (перфоратор, торпеду, корпус снаряда), то во многих случаях оболочка (ее конструкция, материал) может играть существенную роль, увеличивая или уменьшая опасность обращения с ВВ. При этом следует учитывать и такие факторы, как легкость электризации материала, возникновение искры при ударе по нему и ряд других.
Испытание на чувствительность проводят на приборах — копрах, сбрасывая груз на навеску, помещенную в штемпельный приборчик между металлическими цилиндрами и, находя минимальную высоту, при которой получается 100% или 50% взрывов,наиболее обоснованно последнее определение. Определяя высоту, при которой срабатывает испытуемое вещество (или процент взрывов при фиксированной высоте), можно оценить степень опасности обращения с ним, сопоставив для этого полученные данные с данными по чувствительности хорошо известных ВВ (тротил, гексоген и другие), полученными по этой же методике на копре.
Для бризантных ВВ существует так называемая стандартная проба, заключающаяся в том, что процент взрывов определяется при сбрасывании на навеску ВВ, размещенную в приборчике, 10 кг груза с высоты 25 см. Для тетрила, часто, используемого как эталон, стандартная проба дает 44% взрывов, для порошкообразного тротила — 28%. Так как в этих испытаниях возникновение взрыва носит вероятностный характер, то для каждой высоты выполняют большое число опытов, достаточное для статистического обобщения.
Испытание на трение проводится на приборе, позволяющем прикладывать к ВВ касательные воздействия заданной интенсивности. Проба применяется сравнительно редко, и обычно чувствительность ВВ характеризуют только данными испытаний на копре (к удару).
Использованная литература
1. Станюкович К.П., Шехтер Б.И. Физика взрыва. М. Наука, 1975. 704 с.
2. Челышев В.П.Основы теории взрыва и горения. М.:МО СССР,1981
3. Андреев С.Г., Соловьев В.С. Основы теории чувствительности энергетических материалов. М.: ЦНИИТИ,1985
4. Лоскутова Л.А., Егоров А.П. Химическая физика взрывчатых систем. СПб:СПбГТИ(ТУ), 2001