«А его обе руки простерты(в щедрости)» (Трапеза, 64).
И Слова Всевышнего о том, что сказал Иса (Мир ему!), обращаясь к Нему:
.٠٠٦ — ةدئاًنا ةرىس
«Ты знаешь, что у меня в душе (помыслы), а я не знаю что у Тебя в душе» (Трапеза, 116).
.٢٢ رجفنا ةرىس
«… и пришел твой Господь» (Заря, 22).
.٢١١ ةرقبنا ةرىس
«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним» (Ко-
рова, 210).
.٠٠٩ — ةدئاًنا ةرىس
«Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им» (Трапеза, 119).
.٥٤ — ةدئاملا ةروس
«Которых Он любит и которые любят Его» (Трапеза, 54).
~ 34 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
.٦ — ختفنا ةرىس
«Аллах разгневался на них» (Победа, 6).
.٢٨ — دًذي ةرىس
«… они следовали за тем, что сильно разгневало Аллаха» (Мухаммад, 28).
.٤٦ — تبىتنا ةرىس
«Аллах не пожелал их отправления»44 (Покаяние, 46).
✵✵✵✵✵✵✵✵✵
44 То есть Аллах не пожелал, чтобы лицемеры участвовали в сражении своей жизнью и своим имуще-ством за дело Аллаха, зная их коварные намерения: если они выйдут с верующими в поход, то будут сражаться против них, а не с ними.
~ 35 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Комментарии
Автор книги упомянул некоторые тексты из Корана, в которых упоминаются атрибуты Алла-ха. В том же порядке мы и приведем эти атрибуты:
Ø Первый атрибут: «Лик»
Лик—этот атрибут утвержден и Кораном,и Сунной,и иджмá‘ус-салаф45.
Всевышний об этом сказал:
.٢٧ — ًٍدرنا ةرىس
«Вечен лик Господа твоего»(Милостивый, 27).
Также этот атрибут упоминается в Сунне. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал Са‘ад бин Абу Ваккáс (Да будет доволен им Аллах!): «И поистине,ты обязательно
получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха»46.
Еще одним доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, яв-ляется иджмá‘ус-салаф .
А потому, необходимо утвердить этот атрибут без изменения, толкования, отрицания, не при-давая форму, и не уподобляя. Это истинный, подобающий Всевышнему Аллаху Лик.
Сторонники толкования истолковали атрибут «Лик» как награду, ответом им является чет-вертое правило, приведенное в начале книги.
Ø Второй атрибут «руки»
Руки—этот атрибут также утвержден Кораном,Сунной и ижмá‘ус-салаф.
Всевышний сказал:
45 Аль-Иджмá‘у — это единогласное решение ученых исламской Уммы, соответствующих всем требова-нием аль-Иджтихáда, в вынесении Шари‘атского решения по тому или иному вопросу после кончины Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Это решение принимается, основываясь на твер-дые доказательства, а прийти к единогласию в том, что является заблуждением они не могут, о чем сви-детельствуют изречения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) где он сказал: «Не объ-
единится моя община в том, что является заблуждением».Это было сказано,когда еще ОткровениеВсевышнего приходило к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!), и если бы община Му-хаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) могла бы ошибиться после того, как его лучшие ученые пришли к единому мнению, то Всевышний дал бы ему об этом знать и он бы не сказал то, что он сказал в этом хадисе. Хадис рассказал ибн Мáджа (3950), шейх Албани сказал в Сахúх аль-Джáми‘и, что он достоверный. Относительно понятия «Ас-Салаф». (Смотрите сноску27).
«…напротив, Его обе руки простерты»47 (Трапеза, 64).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Рука Аллаха полна,и не опу-
стошат ее непрерывные траты ночью и днем, скажите мне, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его над водой, и в другой Его руке весы, посредством которой Он при-нижает и возвышает (людей)»48.
Также доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, является иджмá‘ус-салаф.
А значит, необходимо утвердить этот атрибут таким, как он есть, не толкуя, не отрицая, не придавая форму и не уподобляя, нужно признать, что у Всевышнего есть истинные руки подо-бающим Ему образом.
Сторонники толкования сказали, что под этим атрибутом имеется в виду Мощь Всевышнего, или Его Милость, ответом им служат то, что мы описали в четвертом правиле.
47 Для того чтобы понять, о чем идет речь в этом аяте, нам следует заглянуть в предыдущие аяты, в кото-рых Аллах оповещает нас о неверии Израильтян, о том, как они осмелились и сказали в отношении Все-вышнего ложь.
Аллах говорит о них: «И сказали израильтяне: рука Аллаха связана», — то есть, рука Аллаха скупа, этим они хотели сказать, что Аллах скуп, что Он не дает им из того богатства что в Его руках, и ограни-чивает их в богатстве, и если бы он не был скупым, Он дал бы всем богатства. В ответ на их лживые об-винения Всевышний сказал: «Пусть будут связаны их руки», — то есть, пусть они будут скупы и не смогут потратить свое имущество так, чтобы им это обернулось пользой в будущей жизни. Поэтому мы видим, что они самые скупые из людей и больше всех любят богатства, и даже если они тратят большие деньги на благотворительность, то это только для того, чтобы получить еще больше богатства. Далее Аллах говорит: «Пусть они будут прокляты за то что они сказали», — их проклял Аллах и каждый праведный на небесах и на земле из-за их грязной лжи, затем Всевышний, опровергая их утверждения о том, что «рука Аллаха связана» сказал: «Напротив обе Его руки простерты. Он расходует как жела-
ет»,—как о Нем сказал Пророк(Да благословит его Аллах и приветствует!):«Рука Аллаха полна…»Следует заметить, что мы не толкуем атрибут «рука» в этом аяте, не говорим, что тут подразумевается Его Щедрость, напротив, мы как праведные предшественники утверждаем этот атрибут таким, каков он есть, и каким он подобает Всевышнему, а утверждение этого атрибута влечет за собой утверждение того, что Он щедр и расходует ими. Необходимо знать и то, что уменьшение Аллахом благосостояния некото-рых людей, их ограничение в средствах существования, или увеличение благосостояния других зависит от мудрости Аллаха.
Еще одним доказательством о бесспорной несостоятельности толкования атрибута «рука» как Мощь, является то, что в самих текстах Корана и Сунны есть смысл препятствующий этому толкованию.
Всевышний сказал:
.٧٥ — ص ةرىس
«Он сказал: ―О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же считаешь себя выше других?‖» (Сод,75)49.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «и в другой Его руке весы…»
Следует отметить, что атрибут «руки» пришел в Коране и в единственном числе, и в двой-ственном числе, и во множественном числе.
Пример единственного числа:
.٠ — كهًنا ةرىس
«Благословен Тот, в Чьей руке власть» (Власть, 1).
Пример двойственного числа:
.٦٤ — ةدئاًنا ةرىس
49 То есть, сам аят указывает на несостоятельность толкования, как мы видим в аяте. Всевышний сказал:
«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»В
этом аяте содержится причина, по которой Иблис должен был совершить поклон Адаму, а причиной яв-ляется сотворение Адама руками Всевышнего. И если бы атрибут «руки» означал бы Мощь, Могуще-ство, то между Иблисом и Адамом не было бы разницы, так как они оба сотворены Могуществом Алла-ха, и Иблис мог бы сказать: «В чем его достоинство? Ведь и я создан твоим могуществом», — но Иблис сказал: «Ты меня создал из огня, а его создал из глины». Все это указывает на то, что Адам был сотво-рен настоящими, подобающими Его Величию руками. К тому же те, кто прибегают к толкованию, еди-ногласно утвердили, что Всевышний описывается атрибутом «Могущество», и что это Могущество од-но, оно не исчисляемо, но, как мы видим, в аятах и в хадисах атрибут « рука» стоит и в двойственном, и во множественном числах, и одно это уже указывает на несостоятельность их толкования, потому как упоминание атрибута «рука» и в двойственном и во множественном числах указывает на два или более могущества, а это они отрицают.
То же самое относится и к выше упомянутому хадису: «и в другой Его руке весы…»
~ 38 ~
Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
«…напротив, Его обе руки простерты» (Трапеза, 64).
Пример множественного числа:
.٧٠ — سَ ةرىس
«Неужели они не видят, что из того, что создали Наши руки, Мы создали для них скот»
(Ясин, 71).
vТак как же согласовать то, что атрибут «рука» упоминается в разных числах?
Ответ заключается в следующем: что касается того словосочетания, в котором атрибут «ру-ка»стоит в единственном числе,то оно содержит в себе только упоминание об атрибуте«ру-ка»,но не указывает на ограничение,и не противоречит тому,где упоминаются«две руки».50
А что касается того, что атрибут «руки» пришел во множественном числе, то это не для того, чтобы определить число, целью этого является возвеличивание. Всевышний много раз говорит о Себе во множественном числе. К тому же, если взять в расчет то, что в арабском языке, наименьшим числом в слове, стоящем во множественном числе, является число два, то и тут нет противоречий между тем, что атрибут «рука» стоит в двойственном и множественном числах.
Ø Третий атрибут: «Душа»
Душа—этот атрибут также утвержден Кораном,Сунной и единогласным решением правед-ных предшественников. Всевышний повествует, что Иса (Мир ему!) сказал:
.٠٠٦ — ةدئاًنا ةرىس
«Ты знаешь, что в моей душе, а я не знаю что в Твоей душе»51(Трапеза, 116).
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Свят Аллах от всего того,что