Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мы возвращаем знание к рассказавшему их, а ответственность на передающем. 6 страница



Но также есть третья группа: Есть Атрибуты, которыми Он Сам Себя не описал и не отрицаел их от Себя.
Например, спросят: "Есть ли у Аллаха плечо?". Тот, кто ответит: «Нет», он неправ. и тот, кто ответит: «Да», он также неправ, потому что это входит в аят:


وَلاَ تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ


Не следуй тому, чего ты не знаешь. (Сура аль-Исра, аят 36)
У нас нет на это довода, и Аллах не сообщил нам об этом. Поэтому мы должны молчать об этом.
Атрибуты субутия делятся на три вида: Сыфаты сущности и сыфаты действия, а также атрибуты сущности и действия, одновременно.
У Аллаха есть Атрибуты Сущности, которые постоянны. Например Всевышний Аллах всегда знает:


وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ


Аллах знает о всякой вещи. (Сура ат-Тагабун, аят 11)
Всевышний Аллах приписал Себе такое качество, как Лик (уаджх):


وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ


Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием. (Сура ар-Рахман, аят 27)

А атрибуты действия, например то, что Всевышний Аллах нисходит, каждую третью часть ночи к первой небу. Атрибуты сущности постоянны, а атрибуты действия, когда захочет делает.
Третий вид, это допустим, речь Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах говорил, говорит и будет говорить. Поэтому, речь - это сыфат затия. Его качество - Речь. Это также сыфат фи'лия и сыфат затия вместе. Значит Всевышний Аллах обладает качеством, как Речь, и Он, когда хочет разговаривает, когда не хочет, не разговаривает.
Это разделение ахлю Сунна валь Джама'а, а у ахлю бид'а не так. Что их заставило отрицать огромное, огромное количество Имён и Атрибутов Всевышнего Аллаха? Когда их разум покрылся скверной уподобления, это их заставило искажать, изменять. Они сказали мы не имеем право описывать Всевышнего Аллаха Атрибутами Действий. Они говорят, что действие, которое не было, а потом оно появилось - им может быть описан только я, человек, потому что меня, человека, не было на Земле, и я родился, допустим, в 70 году, и когда я появился в 70 году, только потом я начал двигаться. А почему я до этого не двигался, потому что меня раньше не было. И точно также эта скверна мозгов – сравнение, и точно также сравнивают себя с Аллахом. Если, например, Аллах говорит:


وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا


И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами. (Сура аль-Фаджр, аят 22)
Они говорят: "Как придёт Господь? Значит, до этого Он не приходил? И поэтому мы не имеем право. Если мы скажем, что Он до этого не приходил, значит, Его до этого не было, поэтому не имеем право говорить про Аллаха, что Он приходит. Если мы скажем, что Аллах нисходит на первое небо, не имеем права, т.е. до этого нисходил, потом не сходит – нет, так только у человека бывает".
И поэтому проявлением многобожия в разделе Имён и Атрибутов Аллаха является употребление законов, которые касаются нас - людей, в отношении Всевышнего Аллаха.
И они сказали: "Мы не имеем права описывать Аллаха атрибутами действия, потому что атрибуты действия – это новая вещь. И новой вещью описана только новая вещь, которой не было. И поэтому мы от Аллаха отрицаем это". И вот так они отрицают все атрибуты Аллаха.
Но Всевышний Аллах говорит:


فَعَّالٌ لِّمَا يُرِيدُ


Он делает то, что пожелает. (Сура аль-Бурудж, аят 16)

[Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит]: То, что касается атрибутов сущности, это те атрибуты, которыми постоянно описан тот, кого мы описываем этими атрибутами. И в отношении Всевышнего Аллаха мы знаем, что Всевышний Аллах всегда описан этими атрибутами. И эти атрибуты сущности, не бывает так, чтобы в одно время Аллах был ими описан, а в другие не был. Он описан этими атрибутами постоянно. Например, атрибут - Лик (уаджх), как сказал Аллах:


وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ


Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием. (Сура ар-Рахман, аят 27)
И подобно атрибуту Две Руки (йадайн), как сказал Аллах:


بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ


Его обе Руки простерты. (Сура аль-Маида, аят 64)
А также сказал Аллах:


يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ


О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? (Сура Сод, аят 75)
И также подобные этим атрибуты сущности.
Слова Всевышнего Аллаха:


وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ


Вечен лишь Лик Господа твоего. (Сура ар-Рахман, аят 27)
Это первый аят, который привёл здесь ибн Къудама. И этот аят явно указывает на то, что Всевышний Аллах описан атрибутом Лик (уаджх). Лицо доказательства то, что Всевышний Аллах приписал этот атрибут себе. И мы знаем, и это правило – то, что приписывается к Всевышнему Аллаху бывает двух видов: сущность и смысл.[Конец слов шейха]
Также этот атрибут (Лик) упоминается в Сунне. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Са’ад бин Абу Ваккáсу: «И поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха». Аль-Бухари (1295), Муслим (1628).


Когда мы говорим о любом вопросе в шари'ате у нас есть четыре степени:
1 - Необходимо иметь полное представление об этом вопросе.
2 - Необходимо знать о хукме этого вопроса. (халяль, харам, макрух, и так далее)
3 - Необходимо привести доказательство на этот хукм.
4 - Необходимо указать на лицо доказательства, то есть именно на тот момент в доказательстве, где говорится о твоем хукме.

Теперь у нас в грамматике есть такая вещь, как "идафа". Например, كتاب محمد, то есть Книга Мухаммада. Это приписывание первого (мудаф) ко второму (мудаф иляйх). То есть, мы приписали книгу к Мухаммаду.
Теперь поговорим о следующем правиле, которое привел шейх, а это то, что приписывается к Всевышнему Аллаху бывает двух видов: сущность и смысл.


اضافة الى لفظ الجلالة


Делится на лве группы:
1 - ذات - сущность (то, что можно увидеть, например, если говорить о человеке, то рука, лик)
Если к Всевышнему Аллаху приписана сущность, то иногда может она существовать сама по себе, как например:


فَقَالَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ نَاقَةَ اللَّهِ وَسُقْيَاهَا


Посланник Аллаха (Салих) сказал им: «Берегите верблюдицу Аллаха и питье ее!». (Сура аш-Шамс, аят 13), то есть тут верблюдица существует сама по себе и она не является сыфатом Аллаха. И это называется приписывание создания Создателю. У это во-первых почет этого создания, и если, например, Аллах называет тебя рабом, то выше этого почета нет для тебя. А во-вторых, величие этого создания перед Аллахом. В-третьих, этого может быть угроза:


نَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَةُ


Это - разожженный Огонь Аллаха. (Сура аль-Хумаза, аят 6)

А также может и являться сыфатом, например:


وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ


Вечен лишь Лик Господа твоего. (Сура ар-Рахман, аят 27)

2 - معنى - смысл (то, что невозможно увидеть, если говорить о человеке, как чувства, любовь, переживания)
Если к Всевышнему Аллаху приписывается смысл, то мы смело говорим, что это сыфат Аллах. Например, довольство Аллаха или любовь Аллаха.

[Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит] Теперь мы знаем, что то, что приписывается к Аллаху бывает двух видов. Иногда может быть смыслом, а иногда сущностью. Если это является сущностью, то она иногда может существовать сама по себе, а иногда не может. (далее шейх объясняет таблицу, описанную нами выше).
И Он сказал:


بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ


Его обе Руки простерты. (Сура аль-Маида, аят 64)
Сыфат Рука (йад) приходит в Коране, иногда в единственном числе, иногда в двойственном числе, а иногда в множественном.
Что касается множественного числа, то Аллах сказал:

 


أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّا خَلَقْنَا لَهُمْ مِمَّا عَمِلَتْ أَيْدِينَا أَنْعَامًا فَهُمْ لَهَا مَالِكُونَ


Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют? (Сура Йа Син, аят 71)
Что касается двойственного числа, то Аллах сказал:


يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ


О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? (Сура Сод, аят 75)
А также сказал:


بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ


Его обе Руки простерты. (Сура аль-Маида, аят 64)
Что касается единственного числа, то Аллах сказал:


تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ


Благословен Тот, в Чьей Руке власть. (Сура аль-Мульк, аят 1)
Внешне эти аяты указывают на разногласие. Но мы описываем Аллаха тем, что у Него две руки. [Конец слов шейха]
Потому что в арабском языке есть такое правило, что мы не может описывать единственное число множественным. Например если зашел в комнату один человек, я не могу сказать: "جاء رجلان - пришли двое мужчин".
Точно также множественное число никогда не описывается двойственным. Однако, единственное или двойственное число может описываться множественным. И множественное число также описывается единственным.
Например, в аяте:


وَالْعَصْرِ إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ


Клянусь временем! Воистину, человек в убытке. (Сура аль-‘Аср, аят 1-2)
Всевышний Аллах не имел ввиду тут какого-то человека, а имеет ввиду все человечество.
Но если мы видим, что где-то указывается на два, значит речь идет о двух.
Также этот атрибут (Рука) упоминается в Сунне. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Расходуй, и Я стану расходовать на тебя”».
И (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Рука Аллаха полна, и не опустошат её непрерывные траты ночью и днём».
И он сказал:
«Разве вы не видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его был над водой, и в руке Его были Весы, посредством которых Он принижает и возвышает (людей)». Аль-Бухари (4684), Муслим (993).
Также у нас тут тема, насчет хадиса, который передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Справедливые рабы будут восседать перед Аллахом на минбарах из света. Они будут восседать по правую руку Милостивого, обе руки которого являются правыми. (А являются ими те,) которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и (всего) того, над чем они властны». Этот достоверный хадис передали Ахмад 2/160, Муслим 1827, Насаи 8/221-222. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1953.
Имам Дарими, а также Абу Я'ля, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, имам Сыддык Хасан Хан говорят, что у Аллаха есть Рука правая и левая, как пришло в хадисе:"Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой".
А противоположное мнение, это мнение имама Ахмада, имам аль-Байхакъи, имам Альбани. Они говорят, что обе Руки правые, как пришло в хадисе. Они считают версию хадиса про Левую Руку отклоненной (шазз).
В общем, это разногласие среди ученых и у каждой группы свои доказательства. Самое главное, они все единогласны, что у Аллаха две Руки. Также прочитать об этом вы можете тут: Ссылка

[Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит] Аят - мухкам, то что у Всевышнего Аллаха две Руки (исходя из арабского языка). А то, где указывается на одну Руку, то мы возвращаем этот аят к ясному аяту (мухкам). Говорится о единственном числе, но имеется ввиду двойственное. А что касается множественного:
Что касается множественного числа, то Аллах сказал:

 


أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّا خَلَقْنَا لَهُمْ مِمَّا عَمِلَتْ أَيْدِينَا أَنْعَامًا فَهُمْ لَهَا مَالِكُونَ


Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют? (Сура Йа Син, аят 71)
То у арабов есть правило, что если местоимение добавляется к двойственному числу, и это местоимение во множественном числе, то слово также становится множественным, как пришло в аяте:


إِن تَتُوبَا إِلَى اللَّهِ فَقَدْ صَغَتْ قُلُوبُكُمَا


Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. (Сура ат-Тахрим, аят 4)
(В арабском языке пришло множественное число, однако мы знаем из тафсира, что тут имеется ввиду Айша и Хафса, - примечание)
Потому что это правило арабского языка. Если к слову в двойственном числе приписывается местоимение множественного числа, то слово ставится также во множественное число. И поэтому нет никакого противоречия между аятами. Описан Всевышний Аллах тем, что у него две Руки.
Сыфаты действия - это те сыфаты, которыми Всевышний Аллах описан тогда, когда Он пожелает, то есть иногда описан ими, а иногда нет, как например, приход.[Конец слов шейха]
Далее ибн Къудама привел аят:

تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلاَ أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ إِنَّكَ أَنتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ


Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты - Ведающий сокровенное. (Сура аль-Маида, аят 116)
Под словом «нафс» может подразумеваться как «зат» сущность, так и определенный атрибут, а это «нафс». Также может подразумеваться оба смысла сразу. И третье является более правильным, так как на это внешне указывает языковое значение, как сказал Шейх Салих бин Абдуль-Азиз Али Шейх, да сохранит его Аллах, в «Шарх аль-Фатауа аль-Хамауия».
И праведные предшественники единогласны в приписывании «ан-нафса» таким образом, как подобает Ему. Поэтому обязательно следует приписывать его Аллаху, без изменений, без отрицания, без вопроса как и без уподобления».
Также этот атрибут (нафс) упоминается в Сунне. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) Джувайрии: «Свят Аллах от всего того, что Ему придают из несовершенств, и восхваляю Его столько, сколько у Него созданий, и столько, сколько угодно Его душе (нафс), столько, сколько весит Его Трон и столько, сколько у Него слов». Муслим (2726), Абу Дауд (1503).
Четвертый атрибут - приход.
Всевышний Аллах сказал:


وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا


И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами, (Сура аль-Фаджр, аят 22)
А также:

 


هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن يَأْتِيَهُمُ اللّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلآئِكَةُ وَقُضِيَ الأَمْرُ وَإِلَى اللّهِ تُرْجَعُ الأمُورُ


Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела. (Сура аль-Бакара, аят 210)
А также:

 


هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن تَأْتِيهُمُ الْمَلآئِكَةُ أَوْ يَأْتِيَ رَبُّكَ أَوْ يَأْتِيَ بَعْضُ آيَاتِ رَبِّكَ يَوْمَ يَأْتِي بَعْضُ آيَاتِ رَبِّكَ لاَ يَنفَعُ نَفْسًا إِيمَانُهَا لَمْ تَكُنْ آمَنَتْ مِن قَبْلُ أَوْ كَسَبَتْ فِي إِيمَانِهَا خَيْرًا قُلِ انتَظِرُواْ إِنَّا مُنتَظِرُونَ


Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если та не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро. Скажи: «Ждите, и мы тоже подождем».(Сура аль-Ан'ам, аят 158)
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха), описывая Судный день и суд Аллаха в длинном хадисе, сказал: «Когда никого, кроме тех, кто поклонялся Аллаху, не останется, придет к ним Господь миров». Аль-Бухари (7439), Муслим (183).
Но не забываем правило:


لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ


Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий. (Сура аш-Шура, аят 11)

Пятый атрибут - «Довольство».
Всевышний Аллах сказал:


رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ


Аллах доволен ими, и они довольны Им. (Сура аль-Маида, аят 119)
А также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах доволен Своим рабом, когда он поест и хвалит Аллаха за еду, и также когда попьет и хвалит Аллаха за питье». Муслим (2734), Ат-Тирмизи (1816), Ахмад (3/100).
Этот хадис также указывает на то, что когда человек есть или пьет, он должен восхвалить и благодарить своего Господа и это станет причиной довольства Аллаха.
___________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы по пройденной теме:
51 – Прочитай наизусть 26-27 аяты из 55 суры Ар-Рахман.
52 – Прочитай наизусть 64-й аят из 5 суры Аль-Маида.
53 – Прочитай наизусть 116-й аят из 5 суры Аль-Маида.
54 – Прочитай наизусть 21-22 аяты из 89 суры Аль-Фаджр.
55 – Прочитай наизусть 119-й аят из 5 суры Аль-Маида.
56 – Прочитай наизусть 54-й аят из 5 суры Аль-Маида.
57 – Прочитай наизусть 13-й аят из 60 суры Аль-Мумтахана.
58 – Прочитай наизусть 27-28 аяты из 47 суры Мухаммад.
59 – Прочитай наизусть 46-ой аят из 9 суры Тауба.
60 – Прочитай наизусть 71-й аят из 36 суры Йа-син.
61 – Прочитай наизусть 75-й аят из 38 суры Сад.
62 – Прочитай наизусть 1-й аят из 67 суры Аль-Мульк.
63 – Прочитай наизусть 16-17 аяты из 67 суры Аль-Мульк.
64 – Какие бывают виды добавления (идафа) к имени Аллаха в контекстах Корана и Сунны?
65 – Как делятся атрибуты с точки зрения подтверждения и отрицания?
66 – Слово "рука" в Коране иногда употребляется в единственном числе, иногда в двойственном, а иногда во множественном числе. Как это объясняется?
67 – Являются ли "маджиъ", "итьян" и "нузуль" атрибутами действия или атрибутами сущности?
68 – Что побудило аш'аритов, матуридитов и куллябитов изменять атрибуты действия?

 

وقولُه تعالى}يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ{[المائدة:54]، وقولُه تعالى في الكفّارِ}غَضِبَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ{ وقولُه تعالى}اتَّبَعُوا مَا أَسْخَطَ اللَّهَ{[محمد:28] وقولُه تعالى}كَرِهَ اللَّهُ انْبِعَاثَهُمْ{[التوبة:46]


___________________________________________________________________________________________________________________________

Также Он сказал: Он будет любить их и они будут любить Его. (Сура аль-Маида, аят 54), а также слова Его: Аллах разгневался на них. (Сура аль-Фатх, аят 6). И слова: Они следовали за тем, что сильно разгневало Аллаха. (Сура Мухаммад, аят 28). И слова: Аллах не пожелал их отправления. (Сура ат-Тауба, аят 46)

 

[Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит]: Все вышеперечисленные атрибуты - атрибуты действия. Всевышний Аллах приписал Себе это, описав Себя этими атрибутами. И это приписывание указывает на приписываение сыфата к тому, кто описан этим сыфатом. Искажающие искажают эти аяты и говорят: "Довольство – это желание проявления милости, а под гневом подразумевается желание отомстить". Если ты их спросишь: "Почему вы исказили атрибут Гнев, сказав, что это – желание мщения?" Они говорят: "Потому что сущность гнева – это кипение крови сердца". Поэтому говорят, что Аллах не описан таким атрибутом. Мы говорим: "Нет сомнений в том, что мы должны очищать Всевышнего Аллаха от подобного этому". Однако, разве то, что вы сказали, является гневом? Знай, чтобы понимать сомнение этих искажающих, ты обязательно должен ковыряться в основе слов и в основе его сомнений, и тогда ты сможешь ему ответить. Потому что он приукрашает свои слова, однако ты увидишь, что это ложь. Эти философы - матуpидиты, аш'ариты, кулябиты и тот, кто пошёл их путём, говорят: "Гнев - этo желание мести". Почему?! Они говорят: "Потому что, на самом деле, гнев - этo кипение крови сердца". Мы говорим о том, что правильно, что гнев является качеством, и у человека результатом гнева является кипение сердца. Потому что человек сначала гневается, затем после гнева у него начинает кипеть кровь в сердце, а затем у него краснеет лицо и надуваются вены. Кипение крови в сердце - эта вещь, которая вытекает из гнева. Oтсюда следуeт, что они искажают, потому что они построили свои искажения на ложном начале. Основа этому искажению - ложное начало. И всё этo начало исходить по причине отрицания Aтрибутов, которые связаны с желанием. Они сказали, что Всевышний Аллах не может быть описан каким-то атрибутом в одно время и не описан им в другое. Oни говорят: "Либо Всевышний Аллах описан таким атрибутом, который от Hего не отходит, или же пускай Oн вообще им не описан". [Конец слов шейха]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.