Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура АПК и соотношение отраслей



АПК характеризуется особой сложностью. Соотношение отраслей, входящих в него, выражает его структуру. Ее можно рассматривать с разных сторон.

Обычно АПК представляют составляющим из трех сфер: ресурсопроизводящей, собственно сельского хозяйства и отраслей, доводящих сельскохозяйственное сырье до готовых продуктов потребления.

Точнее отраслевая структура АПК выглядит следующим образом.

I сфера. Отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК.Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности; ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин; производство минеральных удобрений и средств химической защиты растений; микробиологическая промышленность; материально-техническое снабжение сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; мелиорация: сельское и дорожное строительство (внутрихозяйственное дороги); жилищное и культурно-бытовое строительство; подготовка кадров.

II сфера. Сельское хозяйство, осуществляющее производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья(Все отрасли земледелия и животноводства).

III сфера. Отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя –пищевая промышленность, включая мясомолочную; мукомольно-крупяную и комбикормовую; часть легкой промышленности, работающая на сельскохозяйственном сырье, торговля продовольственными товарами, заготовка; специализированный транспорт. Так рассматривают АПК Н.Е. Сметанин и В. А. Тихонов. Видимо, в III сферу следует также включить элеваторное, складское, холодильное и тарное хозяйства, то есть всю сферу хранения.

Таким образом, отраслевая структура характеризует АПК как объект управления.

Позднее В. А. Тихонов дает более дробную отраслевую структуру АПК и называет ее функциональной.

Функциональная структура АПКсостоит из пяти стадий агропромышленного воспроизводства.

1. Производства средств производства (машиностроение для сельского хозяйства, пищевой, комбикормовой и легкой промышленности), ремонт оборудования в сельском хозяйстве, осуществляемый промышленными предприятиями; производство минеральных удобрений и средств защиты растений; комбикормовая и микробиологическая промышленность; сельское строительство, включая мелиоративное и дорожное.

2. Сельскохозяйственное производство.

3. Производства продовольствия и предметов потребления из сельскохозяйственного сырья. Отрасли перерабатывающей промышленности (пищевкусовая, мясная, молочная, мукомольно-крупяная), а также легкая промышленность (текстильная, обувная, кожевенно-меховая);

4. Реализация конечного продукта АПК потребителю. Отрасли сферы обращения (заготовка, оптовая и розничная торговля продовольствием), общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыта части, обслуживающей сельское хозяйство

5. Производственно-технического обслуживания всех стадий воспроизводственного процесса (транспорт и связь, обслуживающие сельское хозяйство, а также мелиоративное, землеустроительное обслуживание), карантинная служба.

Функциональная структура АПК показывает соотношение основных технологических стадий производства конечного продукта АПК и роль каждой из них в формировании его стоимости. Основным направлением совершенствования функциональной структуры АПК является оптимизация пропорции развития между отдельными и всеми вместе стадиями единого процесса воспроизводства конечного продукта АПК. Опыт наиболее развитых стран мира показывает, что самый высокий выход конечной продукции АПК (продовольствия, одежды, обуви, ткани) на душу населения получают там, где в структуре комплекса выше доля отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Например, в США и других развитых странах в сфере переработки и реализации продукции сельскохозяйственного сырья занято в несколько раз больше рабочих, чем в сельском хозяйстве.

 

19. Затраты на охрану окружающей среды, их экономическая эффективность и социальное значение.

Для определения экономической эффективности использования природных ресурсов необходима выработка единых методологических подходов к их оценке.
Общим принципом определения цены в условиях рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Однако, для оценки природных ресурсов этот принцип применим далеко не всегда. Цена, устанавливаемая на основе соотношения спроса и предложения, в конечном счете, базируется на сопоставлении затрат труда на выполнение тех или иных операций. В производстве природных ресурсов человек не участвует. Поэтому для их оценки применяются другие подходы.
Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.
На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Таким образом, основным методом определения стоимостной оценки отдельных видов природных ресурсов является кадастровый. При составлении и ведении государственных кадастров оценка ресурсов осуществляется с использованием сложных математических моделей, учитывающих местоположение ресурса, его доступность, востребованность, а, в отоношении земельных ресурсов - и дифференциальную ренту.
На уровне государства планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
На уровне отдельного предприятия мероприятия по охране окружающей среды определяются и оцениваются в отдельном разделе бизнес-плана (техпромфинплана).

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:

республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов автономной области, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления; средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

Для предприятий, занятых в сельском хозяйстве, установлены дополнительные экологические требования, которые заключаются в следующем:

предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.

животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхности водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.