Цикличность — это всеобщая форма движения которая отражает непрерывность этого движения и смену эволюционных и революционных форм прогресса.
Наиболее характерная черта цикличности — это движение не по кругу, а по спирали, от низшего к высшему. Цикличность — это форма прогрессивного развития.
Каждый цикл имеет свои фазы, длительность. Но характеристики фаз различных циклов неповторимы.
Все циклы в природе и обществе взаимосвязаны. Общественное производство тоже развивается циклически. Причины цикличности развития общественного производства следующие:
1. Несовершенство рыночного саморегулирования.
2. Развитие диспропорций в структуре народного хозяйства.
3. Характер движения элементов основного капитала.
Виды циклов.
Современная экономическая мысль выделяет следующие виды экономических циклов:
1. Короткие (краткосрочные).
Связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительских рынках. Продолжительность таких циклов обычно оценивается 3-4 годами.
Проявляют себя когда на рынке формируется устойчивый дефицит, который вызывает необходимость перепрофилирования производства, будет создаваться новая пропорциональность в хозяйстве страны, а так же новая структура хозяйства страны. Будет осуществляться перегруппировка уже сложившихся производственных сил.
2. Средние (промышленные).
Связаны с изменением спроса на оборудование, различного рода сооружения, т.е. на элементы основного капитала. Сам же спрос на элементы основного капитала, т.е. его направленность, его величина, зависят от внедрения новой техники в производстве, который непосредственно проявляется через перелив капиталов из одних отраслей в другие. Средняя продолжительность цикла, по К. Марксу, 8-12 лет. Но сейчас это время резко сокращается, и прежде всего из-за действия научно-технического прогресса.
3. Строительные(продолжительность ~18-20 лет).
4. Длинные.
Связаны с появлением и совершенствованием новых технических и технологических систем. Они развиваются на протяжении нескольких промышленных циклов, затем они исчерпывают себя и на смену им приходит новый технологический способ производства. Длинные волны связаны с изменениями, которые происходят в технологическом способе производства.
Налоги
Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Виды налогов:
Налоги классифицируются по различным признакам.
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По воздействию налоги подразделяются на:
пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.
3. По назначению различают:
а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).
4. По субъекту уплаты выделяют:
а) налоги, взимаемые с физических лиц;
б) налоги, взимаемые с юридических лиц.
5. По объекту налогообложения разделяют:
имущественные налоги;
ресурсные налоги (рентные платежи);
налоги, взимаемые от выручки или дохода;
налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:
1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.
3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.
5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.