Воздушный транспорт - это гражданские воздушные суда, места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, в том числе средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. Под воздушным судном понимается летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам относятся летательные аппараты как тяжелее, так и легче воздуха (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.). Для квалификации деяния по ст. 263 УК РФ не имеет значения ведомственная принадлежность и форма собственности летательного аппарата. Исключение в данном случае составляют военные летательные аппараты, нарушение правил безопасности и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 351 УК РФ.
Водный транспорт - это морской, речной и озерный транспорт, т.е. все самоходные морские, речные, озерные суда, включая катера, моторные лодки, (маломерные суда), а также маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, для рыболовства, научно-исследовательской деятельности и других целей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением военных кораблей, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 352 УК РФ.
Метрополитен (от фр. metropolitan, букв. "столичный") - разновидность рельсового пассажирского транспорта, необходимого в условиях крупных городов с насыщенным уличным движением, отличающегося высокой эксплуатационной скоростью и провозной способностью. Обычно линии метрополитена прокладываются под землей (в тоннелях), а иногда - по поверхности и на эстакадах.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, включает:
1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена;
2) причинение тяжкого вреда здоровью человека;
3) причинную связь между деянием и наступлением последствий.
Диспозиция анализируемой нормы бланкетная. В ней указывается на нарушение специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих работу отдельных видов транспорта. Все ведомственные акты в литературе подразделяют на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта и метрополитена формулируются в ведомственных нормативных актах по-разному. В одних случаях они представляют собой категорические предписания, в других - категорические запреты. Нарушение и тех и других должно квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Если же в нормативных актах, помимо предписаний и запретов, содержатся рекомендательные нормы, то их выполнение является желательным, но не обязательным. Поэтому их невыполнение не может образовать состав рассматриваемого преступления.
Нарушения правил безопасности движения - это различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством. Эти нарушения могут выражаться в форме как действий, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. К ним относятся, например, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал на железнодорожном транспорте, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета на воздушном судне, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и др. Следует подчеркнуть, что правила безопасности движения регламентируют поведение лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, поэтому и нарушения могут исходить только от этих лиц.
Нарушениями правил эксплуатации транспорта признаются различные отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц в состоянии опьянения или лиц, не обладающих соответствующей квалификацией, перегрузка пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте и др.
Нарушение правил эксплуатации транспорта и метрополитена включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В то же время нарушения правил эксплуатации указанных видов транспорта и метрополитена, не связанные с его безаварийной работой, не образуют состав данного преступления.
При квалификации содеянного по ст. 263 УК РФ необходимо в каждом конкретном случае устанавливать, какие именно конкретные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта или метрополитена были нарушены. Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что суд обязан указывать в приговоре, какие конкретные правила движения и эксплуатации транспорта были нарушены Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения соответствующих правил тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого было раскрыто ранее. А между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации указанных выше транспортных средств и этими последствиями должна быть установлена причинная связь. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, обязанное в силу своей работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Лицо, нарушая правила безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, предвидит возможность причинения указанных в ч. 1 ст. 263 УК РФ последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит наступления этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак - причинение в результате нарушения указанных выше правил по неосторожности смерти человека. Данное деяние отнесено законодателем к категории преступлений средней тяжести.
Особо квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.
В случаях, когда транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим затем нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, повлекшее последствия, указанные в ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 211 и 263 УК РФ.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). Данный состав преступления был введен в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ.
Технический прогресс в совершенствовании транспорта (усложнение транспортных средств, повышение их скоростного режима и др.) обусловливает повышение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Неисполнение этих требований нередко приводит к катастрофам, авариям с многочисленными человеческими жертвами. Поэтому был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". На повышение его социального эффекта и направлена криминализация неисполнения требований транспортной безопасности.
Основной объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных, муниципальных, коммерческих и других организаций.
Предмет преступления - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитен, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на том или ином объекте транспортной инфраструктуры или транспортных средствах. Оно, как видно, совершается путем бездействия; виновный не совершает требуемых действий по обеспечению транспортной безопасности.
К транспортным средствам в смысле ст. 263.1 УК РФ относятся все те средства, которые используются на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и в метрополитене.
Состав данного преступления является материальным; обязательным его признаком предусмотрено наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо причинение крупного ущерба. Определение тяжкого вреда здоровью приведено в ч. 1 ст. 111 УК РФ, а согласно примечанию к ст. 263.1 крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины. Оно может совершаться как по легкомыслию, так и по неосторожности.
Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Предполагается, что на него были в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению требований транспортной безопасности. Лицо должно достигнуть 16-летнего возраста, однако на несовершеннолетнего вряд ли могут быть возложены такого ряда обязанности.
Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 263.1). Наступление смерти должно находиться в причинной связи с неисполнением того или иного требования по обеспечению транспортной безопасности. Особо квалифицирующий признак - причинение смерти двум или более лицам.
Действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, - средней тяжести.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - наиболее распространенное транспортное преступление. Основной объект данного преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций. Причем здоровье или жизнь человека являются обязательным дополнительным объектом.
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, выражается в: 1) деянии (действиях или бездействии), сопряженном с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством; 2) последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и 3) причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.
К транспортным средствам, в смысле ст. 264 УК РФ, относятся автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию к этой статье под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К последним относятся все дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (автокраны, автопогрузчики, грейдеры, бульдозеры, скреперы, экскаваторы, комбайны и т.п.). Все эти специальные машины рассматриваются в качестве транспортных средств только во время их движения по улицам и дорогам. Если же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин допускаются при выполнении ими транспортных, дорожных, погрузочно-разгрузочных или иных производственных работ, повлекших причинение вреда здоровью человека, то содеянное должно квалифицироваться не по ст. 264 УК РФ, а по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности или за нарушение правил при производстве определенных работ.
К транспортным средствам в смысле ст. 264 УК РФ не относятся мопеды и велосипеды. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения" разъясняется, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приведенные в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мопеды и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Состав, предусмотренный ст. 264 УК РФ, предусматривает нарушение либо правил дорожного движения либо правил эксплуатации транспортных средств.
Дорожное движение - это перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц, автомагистралей, шоссе и иных дорог, которое регламентируется Правилами дорожного движения РФ. Дорожное движение - это сложная социально-техническая система, которая включает пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Эксплуатация транспортных средств - это деятельность по допуску транспортных средств к эксплуатации и обеспечению безопасности перевозки пассажиров и грузов и дорожного движения в целом, т.е. это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями.
Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости, неправильном обгоне других транспортных средств, переезде перекрестков при запрещенном сигнале, невыполнении требований дорожных знаков, управлении транспортным средством в состоянии опьянения и др.
Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суд должен указать в приговоре, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
К последствиям преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, относится причинение тяжкого вреда здоровью человека. А между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна быть причинная связь. При отсутствии такой причинной связи можно вести речь лишь об административной ответственности лица, нарушившего соответствующее правило.
Составы преступлений, регламентированных в ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, предусматривают одни и те же последствия - причинение тяжкого вреда здоровью человека. Различие состоит лишь в том, что в ч. 2 этой статьи предусматривается повышенная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. По этому же принципу законодатель дифференцирует ответственность лиц, управляющих автотранспортными средствами в состоянии опьянения, в ч. ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ в сторону ее повышения, если соответствующее нарушение повлекло смерть человека (ч. 4) или смерть двух или более лиц (ч. 6).
Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 декабря 2008 г. N 25, им признается не только водитель, сдавший экзамен на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имеющее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающееся вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Им может быть курсант, который пренебрегает указаниями инструктора и грубо нарушает эти правила.
В ч. ч. 2, 4 и 6 анализируемой статьи предусмотрен специальный субъект преступления - лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения. Характер опьянения следует определять исходя из ст. 23 УК РФ, т.е. оно может быть вызвано употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
В качестве квалифицирующих признаков указаны: в ч. 3 ст. 264 УК РФ последствие в виде смерти одного человека; в ч. 4 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения, а в качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 5 ст. 264 УК РФ указано последствие в виде смерти двух или более лиц, а в ч. 6 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения.
25. Ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
Статья 183 УК предусматривает ответственность за два разных преступления с формальными составами: 1) незаконное собирание сведений, составляющих
коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1); 2) незаконное их разглашение или использование (ч. 2).
Предмет преступления — коммерческая, налоговая или банковская тайна. Коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношении к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну,
определен ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (сведения, содержащиеся в учредительных документах, документах о регистрации, лицензиях, сведения о загрязнении окружающей среды, о численности и составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда и др.). Не могут рассматриваться в качестве коммерческой тайны и сведения, не соответствующие ее понятию (например, сведения, уже разглашенные, или к которым имеется
свободный доступ, или не принимаются меры к охране конфиденциальности сведений)[78]. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом\ государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за
исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым и иным органам других государств в соответствии с международными договорами (в части сведений, предоставленных этим органам)[79]. Запрет на разглашение налоговой тайны адресован налоговым органам, органам
налоговой полиции, органам государственных внебюджетных фондов и таможенным органам, их должностным лицам и привлекаемым специалистам, экспертам.
Банковскую тайну составляют сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также иные сведения о клиентах (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 857 ГК РФ). Это разновидность профессиональной тайны (наряду с врачебной тайной, тайной исповеди и т.п.). Собственно это тайна не банка, а тайна клиента или корреспондента (они могут свободно разглашать эти сведения). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183 УК, выражается в действии
(собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, незаконным способом). Незаконность получения сведений определяется незаконностью способа их собирания. Способы — похищение документов, подкуп, угрозы, а равно иные незаконные способы (например, неправомерный доступ к компьютерной информации, прослушивание телефонных переговоров)[80]. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК, выражается в альтернативных действиях: незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца.
Разглашение — это сообщение сведений хотя бы одному лицу, не имеющему к ним доступа. Использование — это получение любой имущественной или неимущественной выгоды (для себя или иных лиц) в связи с доступом к сведениям, составляющим коммерческую или банковскую тайну. Разглашение или использование сведений будет незаконным в случае, если производится без согласия их владельца (предпринимателя, руководителя и иного уполномоченного работника организации,
налогоплательщика, клиента банка или его корреспондента). Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183 УК, — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2, специальный: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. При этом следует учитывать, что такие лица могут (а иногда и должны) законно использовать тайные сведения
(например, в интересах ее владельца либо в связи с сообщением в правоохранительные органы о совершенном преступлении). Лица, которым тайные сведения стали известны случайно или, например, были переданы лицом, незаконно их получившим, не несут ответственности по ст. 183 УК. Части 2 и 3 ст. 183 УК в качестве квалифицирующих признаков указывают на: 1) причинение крупного ущерба (более 250 тыс. руб.); 2) совершение деяния из корыстной заинтересованности; 3) причинение
тяжких последствий (оценочный признак). Причинение крупного ущерба или тяжких последствий возможно как с умыслом, так и по неосторожности.
26. Ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции и за незаконное использование товарного знака.
Незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ). В условиях рыночной экономики это деяние выступает разновидностью недобросовестной конкуренции. Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу качества, сбыта продукции, представительства предприятий на рынке сбыта и обеспечивающие стабильность сбыта продукции и авторитет соответствующих хозяйствующих субъектов, отношений в сфере оказания услуг. Дополнительным объектом выступают отношения, обеспечивающие право потребителей на качественную продукцию и услуги, и материальные интересы потребителей. Предметом преступления являются товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также сходные с ними обозначения для однородных товаров.
Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Объективная сторона заключается в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Уголовная ответственность наступает в том случае, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Понятия неоднократности и крупного ущерба раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" <1>. В первом случае рассматриваемое преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента маркировки товара либо использования знака при оказании услуги. Во втором случае необходимо установить нанесение крупного ущерба, который причиняется правообладателю средств индивидуализации и превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Как указано в Постановлении Пленума, неоднократность предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Возможно как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора. При этом лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации.
Незаконное использование товарного знака может выражаться в: а) помещении чужого товарного знака на товаре и (или) его упаковке; б) использовании чужого товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках; в) использовании лицензиатом товарного знака владельца на товарах, качество которых ниже качества товаров владельца товарного знака; г) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях о продаже товаров; д) в сети Интернет, в доменном имени и при других способах адресации; е) использовании знака, мало отличающегося от товарного знака другого юридического или физического лица. Мало отличающимся является товарный знак, сходный с другими до степени смешения в отношении однородных знаков.
В ч. 2 ст. 180 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.
Предупредительная маркировка также может быть поставлена рядом с наименованием места происхождения товара и указывать на то, что данное обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.
Права иностранных юридических и физических лиц в отношении охраны товарного знака и знака обслуживания защищаются наравне с правами юридических лиц и граждан Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации.
Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность незаконного пользования товарным знаком и его принадлежность другому изготовителю и желает использовать этот знак. Мотивы и цели могут быть различны: корысть, стремление преуспеть в конкурентной борьбе, испортить деловую репутацию конкурента, - однако обязательными признаками состава этого преступления они не выступают.
Федеральным законом от 17 ноября 2001 г. N 144-ФЗ ст. 180 УК РФ была дополнена ч. 3, в которой содержатся квалифицирующие признаки деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2. Это совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Диспозиция ст. 178 УК является бланкетной. Для уяснения признаков состава преступления следует обратиться к положениям Закона РФ от 22.03.91 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499)[71]. Все указанные в ст. 178 УК действия Закон о
конкуренции рассматривает в качестве разновидностей монополистической деятельности, запрещенной при наличии ряда условий, указанных в этом Законе. Например, «установление единых цен», указанное в УК, запрещено Законом о конкуренции в отношении картеля, доля участников которого на рынке