Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Банковская система, ее элементы и виды банков. Центральные банки, коммерческие банки: их функции и основы деятельности

Цель лекции: изучить понятия «банк», «банковская система», элементы банковской системы, виды банков, содержательную сторону задач, функций и направлений деятельности Центрального банка и коммерческих банков, особенности их функционирования и роль в банковской системе государства.

Тезисы

  • Трактовка экономического термина «банковская система» и ее свойства.
  • Сущность банка как элемента банковской системы. Виды, функции и роль банков в экономике.
  • Задачи, функции и направления деятельности Центрального банка Российской Федерации.
  • Операции Центрального банка.
  • Коммерческие банки как основной элемент банковской системы Российской Федерации. Их классификация и выполняемые функции.
  • Роль коммерческих банков в экономике, их организационно-правовые формы.
  • Услуги, предоставляемые коммерческими банками.

14.1.

Банковская система. Банк как элемент банковской системы

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. В общей структуре экономики любого государства одну из важнейших ролей играет банковская система, которая обеспечивает на любом этапе развития экономических взаимоотношений динамичное функционирование всей экономики в целом. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки осуществляют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством, населением и государством.

Банковская система представляет собой совокупность различных видов национальных банков, кредитных учреждений, других банковских институтов, действующих во взаимосвязи в рамках общего денежно-кредитного механизма в том или ином государстве в определенный исторический период.

Вместе с тем термин «банковская система» определяет не только состав банков. По своему внутреннему содержанию понятие «банковская система» более широкое и включает в себя:

  • совокупный ряд элементов системы;
  • оптимальность и достаточность входящих в него элементов, которые образуют определенную целостность этой системы;
  • осуществление тесного взаимодействия всех элементов этой системы.

В экономике страны банковские системы используются для решения следующих основных текущих и стратегических задач:

  • обеспечение поддержания экономического роста;
  • регулирование инфляционных процессов;
  • обеспечение и регулирование платежного баланса.

Необходимой составляющей банковской системы является ее инфраструктура:

  • правовая — банковское законодательство. В настоящее время в РФ действуют два основных закона, создающие основу функционирования банковской системы, — Федеральные законы «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ и «О банках и банковской деятельности». В Международной практике законы о банковских институтах обычно дополняются законами о специальных банках, банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и других институтах мелкого кредита. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в т.ч. кредитование, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков;
  • технологическая — средства связи, коммуникации, банковские технологии;
  • информационная — информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности;
  • техническая — различного рода предприятия, агентства, службы, обеспечивающие жизнедеятельность банков.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система включает в себя: Центральный банк РФ (Банк России), сеть коммерческих банков, других кредитно-расчетных центров, а также небанковские кредитные организации. В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства иностранных банков.

Вместе с тем, это не просто «набор» определенных институтов, а это достаточность и взаимодействие элементов, образующих некоторую целостность. Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвенную структуру. В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы, в которых представлен широкий спектр различных видов банков. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления.

Банк— это денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах. В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство денежными ресурсами.

Сущность и функции банка, как экономической категории, определяют его роль в экономике, которая заключается в концентрации свободных капиталов и денежных ресурсов в достаточном количестве, необходимом для поддержания непрерывности и ускорения производства; рационализации и оптимизации денежного оборота.

Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Банки организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а также посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Таким образом, в рыночной экономике банк неизбежно выдвигается в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

  • двухуровневая банковская система (центральный банк и система коммерческих банков);
  • централизованная монобанковская система ;
  • уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы, в которой можно выделить три важнейших элемента:

  • верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком;
  • на нижнем уровне функционируют коммерческие банки , которые условно подразделяются на универсальные и специализированные банки, к ним относятся: инвестиционные банки , сберегательные банки , ипотечные банки ; банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки;
  • на этом же уровне работают небанковские кредитно-финансовые организации: инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.

В двухуровневой банковской системе обнаруживаются связи двух типов. Во-первых, связи между самими коммерческими банками, кредитными учреждениями; во-вторых, связь между Центральным банком, с одной стороны, и коммерческими банками, кредитными учреждениями — с другой. При этом в первом случае связь выражается в отношениях координации между указанными элементами системы, а во втором случае перерастает в отношения субординации, которые, главным образом, и обеспечивают целостность системы.

14.2.

Виды банков

Все многообразие банков можно классифицировать по различным типам: собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабам деятельности и т.д. Ниже приведена классификация банков по различным признакам.

Инвестиционные банки (в Великобритании это эмиссионные дома, во Франции — деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях . По поручению предприятий и государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Сберегательные банки (в США — взаимосберегательные банки, в ФРГ — сберегательные кассы) — это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательным банкам также предоставляется право выпуска потребительских накопительных кредитных карточек.

Ипотечные банки — это учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений, движимого имущества). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.

Можно провести классификацию банков и по другим критериям.

По видам собственности выделяются государственные, частные банки, кооперативные, смешанные.

Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам. Капитал Банка России принадлежит государству. Аналогичная ситуация сложилась у центральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия.

Государственные банки создаются для финансирования определенных государственных программ и решения других общегосударственных задач.

Такие банки формируют свои ресурсы, прежде всего за счет бюджета страны. При этом получение прибыли не является целью их деятельности, всю полученную прибыль они направляют на собственное развитие или перечисляют в бюджет. К таким банкам относятся банки развития, сельскохозяйственные банки, экспортно-импортные.

Например, под банками развития понимаются специализированные национальные или международные инвестиционные кредитно-финансовые институты, целью создания и функционирования которых является: долгосрочное кредитование общенациональных или региональных программ структурных экономических преобразований, например, направленных на формирование конкурентоспособных отраслей, разработку и реализацию новых технологий, создание новых рабочих мест в рамках социальных программ, экологическое оздоровление экономики; финансовая помощь отдельным странам или странам определенного региона посредством предоставления кредитов, оказания технической помощи и содействия в обучении персонала правительственных и неправительственных агентов по экономическому развитию; участие в инвестиционном проектировании общенационального значения, в том числе в виде проведения экспертизы инвестиционного проекта, координации деятельности отдельных коммерческих банков — участников проекта, размещения ресурсов на конкурсной основе через банки, обслуживающие компании — участников инвестиционного проекта. По законодательству большинства стран на национальных банковских рынках допускается функционирование иностранных банков. В ряде стран деятельность иностранных банков не ограничивается. В России для иностранных банков введен определенный коридор, в рамках которого они могут разворачивать свои операции. В России совокупный капитал иностранных банков не должен превышать 15%.

В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами открытого и закрытого типов, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами и т.д.

По функциональному назначению банки можно подразделять на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

По характеру осуществляемых операций и степени специализации различают специализированные и универсальные банки.

Специализированные банки обслуживают узкую сферу экономической деятельности и имеют несколько ограниченный набор операций. К специализированным банкам относятся: собственно депозитные банки; инвестиционные банки; ипотечные банки; ссудо-сберегательные банки; универсальные коммерческие банки.

По территории деятельности банки делятся на республиканские и региональные (земельные — в ФРГ, кантональные — в Швейцарии), межрегиональные, местные, национальные, международные, заграничные.

По объему капитала коммерческие банки делятся на крупные, средние и мелкие. Теория и практика доказали необходимость существования разных банков, в том числе мелких. Последние обслуживают малое предпринимательство, население, особенно в небольших населенных пунктах.

При анализе крупных банков обычно выделяются следующие их преимущества:

  • значительный собственный капитал, который считается важным признаком (условием) устойчивости банка;
  • возможность удовлетворить масштабные кредитные и иные потребности крупных предприятий;
  • способность работать с крупными суммами одновременно на значительном числе сегментов финансового рынка внутри страны и за границей;
  • возможность предоставления клиентам широкого спектра услуг по их выбору;
  • приобретение крупными банками дорогостоящего оборудования, обеспечивающего оперативность и надежность проведения банковских операций;
  • возможность осуществлять значительные вложения в развитие кадров.

Но в то же время у крупных банков есть и свои недостатки. К ним относятся:

  • увеличение риска, связанного с вложениями в крупные проекты;
  • инерционность в деятельности и опасность, как у всякой крупной организации, утраты управляемости.

Есть свои преимущества и недостатки и у малых банков.

По степени независимости различают банки самостоятельные, связанные (участвующие в капитале друг друга), дочерние, банки-сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты).

По степени диверсификации капитала: однопрофильные банки (занимающиеся только банковскими операциями) и многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).

Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна прослойка банков, созданных группой предприятий отраслей. Они обслуживают преимущественно потребности своих учредителей. У таких банков существенно возрастают риски невозврата кредитов.

По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.

В современной банковской системе эмиссионные и кредитные функции, как услуги, предоставляемые банками, разделены между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др.

При этом деловые банки не отвечают по обязательствам государства так же, как государство не отвечает по обязательствам деловых банков. Деловые банки подчиняются своему совету директоров, решению акционеров, а не административному органу государства.

Более подробно процесс разделения приведенных выше функций можно описать следующим образом.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой деятельность центральных банков, направленность этой деятельности в основном схожи, но есть, естественно, и различия.

Так, например, банковская система Франции характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов. Центральный банк Франции — Банк Франции — наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов . Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот , но его задачи как банка банков ограниченны.

Банк Англии формально принадлежит правительству, работает под руководством Министерства финансов, но функционирует на коммерческой основе. Он осуществляет достаточно либеральный надзор за кредитными организациями, но не является, как многие другие центральные банки, расчетным центром страны.

Немецкий федеральный банк является государственным учреждением, относящимся к компетенции федерации, на которое возложена ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы экономики. Он выполняет функции эмиссионного банка, банка банков, банка государства и валютного банка.

14.3.

Задачи, функции и направления деятельности Центрального банка РФ

Чаще всего, когда раскрывают задачи и функции центрального банка, прибегают к простому перечислению тех операций, которые банки фактически осуществляют.

Юридически такой подход приемлем, поскольку он позволяет закреплять за центральными банками определенный набор операций. Так, статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, принятым в 2002 г. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Согласно Конституции РФ (ст. 75 п. 2) защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Комплекс основных функций Банка России закреплен в статье 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой Банк России:

  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Однако возможен и иной подход к формулированию функций центрального банка — исходя из экономической сущности центрального банка как банка. В российской экономической литературе при определении методологических основ анализа сущности банка отмечается методологическое требование, состоящее в том, что, несмотря на наличие многих типов банков, о сущности банка можно говорить только применительно к банку как единому целому. Академик О.И. Лаврушин отмечает: «Исходя из данной методологической посылки, следует, что вряд ли имеет смысл при определении сущности банка формулировать ее отдельно для центрального и коммерческих банков», хотя понятно, что центральный банк работает на макроуровне и перед ним поставлены задачи, отличные от задач коммерческого банка.

Сложности с определением экономической сущности банка остаются до сих пор. Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • изменчивостью направлений и методов деятельности банка;
  • различиями в перечне выполняемых операций, связанных с различиями в развитии отдельных стран;
  • юридическими моментами (нормы права по-разному трактуют понятие «банк»).

Наиболее часто встречающееся определение банка исходя из его экономической сущности следующее: банк — это специфический денежно-кредитный институт , регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах. В то же время банк можно определить и как специфическое кредитное предприятие, занимающееся специфической деятельностью, которая носит производительный характер. Производительный характер ее состоит в том, что банк создает свой собственный продукт. При характеристике банковского продукта рассматривается:

  • экономическая характеристика продукта (целевое назначение, содержание, роль);
  • порядок организации представления и эффективной реализации банковского продукта (цена, срок, правила документооборота, порядок учета и др.);
  • набор документов, сопровождающих реализацию банковского продукта.

Если говорить обобщенно, то банковский продукт — это услуги.

Банки не производят материальных благ, но деятельность банка необходима для доведения благ до потребителя. Такие услуги создают дополнительную стоимость, которая прибавляется к цене продукта, созданного в материальных отраслях производства. Основными услугами банка являются:

  • эмиссия платежных средств на макро- и микроуровне;
  • аккумулирование свободных денежных средств с целью преобразования их в работающие;
  • предоставление клиентам кредитов.

Другой вид услуг:

  • подготовка и переподготовка кадров;
  • информация и консультирование клиентов;
  • аналитические исследования.

Все отмеченное выше относится, несомненно, и к центральному банку, и к коммерческому банку, и к прочим видам банков.

В связи с определением сущности центрального банка как банка встает вопрос и о его функциях. Как уже говорилось, зачастую функции банка отождествляются с его операциями, поскольку под функцией обычно понимается исполнение, деятельность, а под деятельностью банка понимается выполнение операций.

Если же рассматривать функции как продолжение анализа сущности центрального банка как банка, то возможен иной подход. Функцией любого банка будет то, что характерно именно для банка в отличие от других экономических субъектов. Что же именно?

Первой функцией центрального банка как банка является аккумуляция денежных средств. Как и любой другой банк, центральный банк осуществляет аккумуляцию временно свободных денежных средств своих клиентов — коммерческих банков. При этом клиенты центрального банка, в отличие от клиентов, например, небанковских кредитных организаций, финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов, сохраняют право распоряжаться вложенными денежными средствами. В случае же когда деньги клиентов принимает кредитная организация, последние, оставаясь владельцами внесенных средств, теряют право распоряжаться ими (распорядителем временно становится кредитная организация). Иными словами, банк принимает вклад (депозит), а кредитная организация берет заем для своих целей.

Второй функцией центрального банка как банка является функция регулирования денежного оборота. Банки, в том числе и в первую очередь центральный банк, являются центрами, через которые происходит денежный оборот всех хозяйствующих субъектов и благодаря которым вообще становится возможным оборот денежных средств в экономике. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств в наличной и безналичной форме.

Третьей функцией центрального банка как банка можно считать посредническую функцию. Под ней понимается не только деятельность банка как посредника в платежах, но и его деятельность по перераспределению денежных средств между субъектами экономики, т.е. по трансформации денежных ресурсов. Центральный банк является центром межбанковских расчетов, в процессе которых происходит завершение платежных операций между хозяйствующими субъектами. Посредством совершения операций по корреспондентским счетам коммерческих банков центральный банк реализует перелив денежных средств от одного экономического субъекта к другому, перераспределяет ресурсы в другие отрасли и регионы.

Таким образом, функции банков, независимо от вида последних, едины.

Указанные выше функции реализуются на практике посредством комплекса операций. Эти операции законодательно закреплены за различными видами банков как специфическими денежно-кредитными институтами . Банки выполняют различные операции в зависимости от задач, стоящих перед ними.

Так, коммерческий банк — это коммерческое предприятие, которое в условиях рынка строит свои взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, т.е. на основе прибыльности и риска. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — это юридическое лицо, которое имеет целью извлечение прибыли и на основе лицензии Банка России имеет право осуществлять все или часть банковских операций, важнейшими из которых являются депозитные, расчетные и кредитные. Состав операций также предусмотрен в Законе «О банках и банковской деятельности».

Разумеется, задачи центрального банка иные. Они определяются статусом центрального банка, уровнем его экономической и политической независимости, а также тем, что центральный банк выступает в качестве главного звена денежно-кредитной системы любого государства. Он рассматривается сегодня как орган регулирования, сочетающий в себе специфику банка и специфику государственного ведомства, как посредник между государством и остальной экономикой (через банки). Центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, закрепленных за ним в законодательном порядке.

Вопрос о задачах и целях деятельности центрального банка не является простым и решенным раз и навсегда. Деятельность центрального банка «вписана» в общий ход экономического развития страны. Если центральный банк рассматривается как орган регулирования денежно-кредитной сферы, как орган, реализующий государственную денежно-кредитную политику, то задачи, стоящие перед ним, не могут быть изолированы от задач и целей общеэкономической политики государства.

Исторически центральные банки создавались для вполне определенных целей. Прежде всего, для финансирования государственного бюджета. Правительства были заинтересованы в существовании специфического эмиссионного центра, который всегда мог бы профинансировать расходы, превышающие доходы от налоговых поступлений. Другой первоначальной целью деятельности центральных банков была реализация дешевого и постоянного кредита. Если нет центрального банка, возможности коммерческих банков создавать деньги, масштабы кредитной экспансии ограниченны.

В конце XIX — начале ХХ вв. страны одна за другой вводили у себя институты центрального банка, которые сосредотачивали у себя золотой запас. В ходе экономического развития золотой стандарт был заменен частичным золотым стандартом, при котором объем выпущенных центральным банком денег превышал его золотые запасы.

Так, в течение первого периода своей истории (с 1860 по 1894 годы) Госбанк Российский Империи являлся в значительной степени вспомогательным учреждением по отношению к Министерству финансов .

Большую долю ресурсов Госбанк в это время направлял на прямое и косвенное финансирование казны. На Госбанк возлагались задачи, относившиеся к аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержка Дворянского и Крестьянского банков и т.д. Второй период истории Государственного банка России (с 1894 по 1917 гг.) существенно отличался от первого. Изменилась денежно-кредитная политика, другими стали источники средств Госбанка, его отношения с казначейством и организационные взаимоотношения с аппаратом Министерства финансов. В достижении устойчивости рубля основная роль отводилась не товарному, а металлическому обеспечению денежных знаков, их размену на золото. Аналогичные процессы в области развития центральных банков происходили и в других странах.

Важным моментом, способствовавшим возникновению новой концепции и соответственно новых задач центрального банка, стала Великая депрессия конца 20-х — начала 30-х годов., когда сформировалась кейнсианская концепция государственного регулирования рыночной экономики, в том числе с помощью денежно-кредитной политики. Банковские крахи показали, что эффективное функционирование национальных экономик во многом основано на стабильности финансово-кредитных институтов. В этот период вырабатывается сегодняшний взгляд на проблему экономической и политической независимости и регулирующую роль центрального банка. В решении Брюссельской конференции 1920 г. указывается, что эмиссионные (центральные) банки не должны подвергаться политическому давлению, они должны работать только по принципу разумного ведения дел. Новой концепцией стало определение центрального банка как «общественного траста», а не просто ведомства в рамках государственного управления экономикой.

В монетаристской концепции регулирования рыночной экономики, окончательно сформировавшейся и реализованной в 70—80-х годах во многих странах с развитой рыночной экономикой, центральному банку как независимому от правительства органу вообще отводится ведущая роль в воздействии на экономику через денежно-кредитную сферу, а задача стабильности национальной валюты рассматривается как основная.

В настоящее время в качестве главной задачи для центральных банков стран с развитой рыночной экономикой определено обеспечение стабильности покупательной способности национальной валюты, поскольку стабильность денег в долгосрочном периоде является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики, ориентированного на экономический рост и высокий уровень занятости. Аналогичная задача поставлена и перед Европейским центральным банком в отношении евро.

Задачи и цели центрального (государственного) банка в условиях командно-административной экономики и централизованной монобанковской системы определялись его статусом государственного банка, находящегося в исключительной государственной собственности и являвшегося членом правительства с полным политическим и административным подчинением правительству. Госбанк СССР помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности выполнял операции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных — сельскому хозяйству). Монополия трех государственных банков в СССР (кроме Госбанка СССР — Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР) приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета, производились списание долгов предприятий (особенно в сельском хозяйстве) и операции по перекредитованию различных сфер народного хозяйства. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Начало экономических реформ в СССР явилось предпосылкой изменения задач, стоящих перед Госбанком СССР. С 1987 г. Госбанк СССР лишался своих монопольных функций и отстранялся от кредитной работы непосредственно с предприятиями. Задачами банка стали централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, проведение единой политики в области валютных операций, координация деятельности созданных государственных специализированных банков.

С 1988 года, когда стали создаваться коммерческие банки, перед Госбанком СССР, наряду с указанными выше задачами, была поставлена задача надзора за оперативной деятельностью коммерческих и кооперативных банков.

Следующим шагом стало принятие в 1990 году Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Задачи и цели Банка России в целом совпадали с целями и задачами, присущими деятельности центрального банка любой страны в условиях рынка.

В соответствии со ст. 3 нового Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г., основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы России;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России, но он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Операции Центрального банка представляют собой конкретное проявление его функций на практике и проводятся для выполнения стоящих перед ним задач. По российскому законодательству к основным операциям Банка России с российскими и иностранными кредитными организациями относятся следующие:

  • предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  • покупка и продажа чеков, простых и переводных веселей, имеющих, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  • покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  • покупка и продажа облигаций, депозитных сертификатов и иных ценных бумаг со сроками погашения не более одного года;
  • покупка и продажа иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями;
  • покупка, хранение, продажа драгоценных металлов и иных видов валютных ценностей;
  • проведение расчетных, кассовых и депозитных операций, принятие на хранение и в управление ценных бумаг и иных ценностей;
  • выдача гарантий и поручительств;
  • осуществление операций с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  • открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и иностранных государств;
  • выставление чеков и векселей в любой валюте;
  • другие банковские операции, которые не запрещены законом.

При этом Банк России вправе осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Операции Центрального банка, естественно, отличаются от операций коммерческих банков, но с экономической точки зрения их также можно условно разделить на три группы:

  • пассивные;
  • активные;
  • активно-пассивные (комиссионно-посреднические).

Пассивными операциями Центрального банка называются операции, с помощью которых формируются его ресурсы. Пассивные операции выступают в следующих формах:

  • эмиссионные операции;
  • отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;
  • получение кредитов и займов;
  • депозитные операции.

Центральный банк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что Центральный банк:

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • выступает для коммерческих банков кредитором в последней инстанции;
  • от имени Правительства управляет государственным долгом, т.е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством;
  • производит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды Правительству и местным властям;
  • является «банком банков», так как ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

Ресурсы Центрального банка представлены в виде:

  • наличных денег в обращении;
  • средств Правительства Российской Федерации и кредитных организаций — резидентов на счетах в Банке России;
  • капитала Банка России;
  • прочих пассивов (например, кредит МВФ).

Основной источник ресурсов — наличные деньги в обращении и средства коммерческих банков.

Выпуск денег в обращение, т.е. создание ресурсов путем их эмиссии, основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот . Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответственно золотом и иностранной валютой. Правительство получает кредит в Центральном банке, представляя свои обязательства.

Иначе говоря, обеспечением банковской эмиссии служат активы Центрального банка. В этом проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции ЦБ «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (Министерству финансов), т.е. можно сказать, что перечисленные активные операции ЦБ первичны по отношению к пассивным.

Но это не значит, что любая ссуда ЦБ, кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в ЦБ, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия ЦБ. Источником ресурсов ЦБ служат и вклады коммерческих банков, и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Эти ресурсы формируются в процессе депозитных операций Центрального банка. Центральный банк увеличивает свои ресурсы также за счет отчислений в резервы и фонды различного назначения.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России и его учреждений, т.к. Банк России не является коммерческой организацией. Однако этот принцип вовсе не означает, что Банк России в процессе своей деятельности не может получать доходов. Такая возможность Федеральным законом предусмотрена. Пятьдесят процентов фактически полученной балансовой прибыли после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Активные операции — операции по размещению банковских ресурсов, формированию активов банка.

Активы Центрального банка представлены в виде:

  • драгоценных металлов;
  • средств и ценных бумаг в иностранной валюте, размещенных у нерезидентов;
  • кредитов и депозитов, в том числе: кредитным организациям — резидентам и для обслуживания государственного внешнего долга;
  • ценных бумаг, в том числе ценных бумаг Правительства Российской Федерации;
  • прочих активов, в том числе основных средств Центрального банка.

Активные операции имеют форму:

  • ссудных (учетно-ссудных) операций ;
  • банковских инвестиций;
  • операций с золотом и иностранной валютой;
  • прочих операций.

Ссудные операции, т.е. предоставление ссуд коммерческим банкам и государству, проводятся под обеспечение:

  • золотом и другими драгоценными металлами в различной форме;
  • иностранной валютой;
  • векселями в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев (их списки определяются Советом директоров Банка России);
  • государственными ценными бумагами (списки их также определяются Советом директоров Банка России);
  • другими ценностями, гарантиями и поручительствами в случаях, установленных Советом директоров Центрального банка.

При проведении учетно-ссудной операции Центральный банк покупает векселя у коммерческих банков в рамках их рефинансирования. Ставка, по которой ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой Центрального банка.

Инвестиционные операции Центрального банка — это, прежде всего, вложения в государственные ценные бумаги. Главной целью купли-продажи Центральным банком государственных ценных бумаг является управление государственным долгом и регулирование денежного предложения в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Как правило, первую статью актива баланса центрального банка составляет золото или драгоценные металлы, как в балансе Банка России. Это является своеобразным напоминанием о тех временах, когда эмиссия обеспечивалась золотом. Сегодня «золотой запас» центрального банка рассматривается как устойчивые ликвидные активы, с которыми банк проводит операции в объемах, им самим определяемых. Кроме золота Центральный банк является собственником иностранных валют, применяемых им для проведения операций валютной рестрикции или валютной экспансии в целях регулирования курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

К активно-пассивным операциям Центрального банка относятся, прежде всего, расчетные услуги — межбанковские расчеты через систему корреспондентских счетов, открываемых в структурных подразделениях Центрального банка — расчетно-кассовых центрах (РКЦ) ЦБ РФ.

С 1 января 1998 г. ЦБ РФ в лице РКЦ по месту нахождения счетов кредитных организаций берет плату за предоставление услуг в области расчетов (исключение — расчеты государственных внебюджетных фондов, бюджетных организаций, а, кроме того, расчеты кредитных организаций с Центральным банком по перечислению средств в фонд обязательных резервов, по размещению в депозиты, по возврату кредитов и уплате процентов).

Направления деятельности Центрального банка можно разделить на основные и дополнительные. Основные направления деятельности Центрального банка — это те, без которых невозможно выполнение главной задачи Центрального банка — сохранение стабильности национальной валюты. Дополнительные — такие направления деятельности, которые способствуют решению данной задачи.

Основные направления деятельности Центрального банка связаны с тем, что он выступает как:

  • эмиссионный центр страны;
  • орган денежно-кредитного регулирования;
  • банк банков;
  • орган банковского регулирования и надзора;
  • агент правительства;
  • орган валютного регулирования и валютного контроля.

Следует заметить, что указанные направления деятельности Центрального банка не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно взаимосвязаны. Так, например, проводя эмиссионные операции, выдавая кредиты коммерческим банкам, Центральный банк одновременно регулирует состояние денежно-кредитного обращения в стране.

Прежде всего, Центральный банк любого государства выступает как эмиссионный центр страны, т.е. является эмитентом наличных денег в обращение. При этом он следит за стабильностью национальной валюты, т.к. банкнота сохраняет свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.

Основными целями его деятельности обусловлены принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ, в соответствии с которыми Банк России:

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег;
  • прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет;
  • создает резервные фонды банкнот и монет;
  • устанавливает правила хранения, перевозки, инкассации денег для кредитных организаций;
  • устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение.

Осуществление эмиссии банкнот является показателем независимости Центрального банка от государственных органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны ЦБ (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость Центрального банка в проведении денежно-кредитного регулирования.

Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы .

ЦБ РФ использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и определяет оптимальные на данном этапе емкость совокупного денежного оборота и потенциальное предложение денег. Плановые показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются. ЦБ, в конечном счете, берет на себя обязательство увязывать эмиссию банкнот с процессом производства и обмена товаров и услуг или обязательство не выпускать такого количества банкнот, на которые владельцы товаров, исполнители работ и услуг не согласны обменивать свои собственные активы. Необходимость обслуживания товарооборота фактически означает, что новые выпуски наличных денег могут осуществляться либо в целях замены физически износившихся банкнот, либо под рост национального богатства.

При этом отметим следующее: если часть банкнот не возвращается в ЦБ и накапливается на руках, происходит тезаврация, образуются дополнительные ресурсы, которые при определенных условиях усиливают инфляционные тенденции.

Необходимо подчеркнуть, что за Центральным банком законодательно закреплена только монополия на эмиссию наличных денег в обращение. Однако Центральный банк может воздействовать и на безналичную эмиссию, которая осуществляется коммерческими банками с учетом банковского (депозитного) мультипликатора. Это влияние оказывается во-первых, через рефинансирование банков (расширяя или ужимая рефинансирование, Центральный банк увеличивает или уменьшает банковские ресурсы и тем самым увеличивает или уменьшает способность коммерческих банков «делать деньги»). Во-вторых, влияние осуществляется через изменение нормы обязательного резерва, что означает уменьшение или увеличение свободных ресурсов коммерческого банка. Кроме того, величина банковского (депозитного) мультипликатора находится в обратной зависимости именно от норматива обязательных резервов коммерческих банков. Следовательно, через изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков Центральный банк воздействует на величину банковского (депозитного) мультипликатора, уменьшая или увеличивая способность создания денег системой коммерческих банков.

Выполнение Центральным банком роли эмиссионного центра страны непосредственно связано с его ролью органа денежно-кредитного регулирования. Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.

Характер проводимой денежно-кредитной политики зависит от степени независимости центрального банка. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральным банком, в то же время ни один центральный банк не может независимо от правительства установить тот или иной валютный режим.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:

  • проведение исследований по проблемам экономики и состоянию денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
  • определение направлений денежно-кредитной политики;
  • выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования: рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов , депозитные операции, процентная политика, операции на открытом рынке;
  • создание и ведение базы статистических данных по объему денежной массы, кредитам и сбережениям;
  • составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Двухуровневая банковская система предполагает взаимодействие Центрального банка только с коммерческими банками, без его непосредственного вмешательства в функционирование реального сектора экономики. Поэтому основной вклад Банка России в улучшение условий работы реального сектора экономики состоит в проведении такой денежно-кредитной политики, которая обеспечила бы необходимую степень насыщения экономики деньгами при одновременном сдерживании инфляции. Такая политика позволяет создать предпосылки для увеличения совокупного спроса, нормализации денежных потоков, решения проблемы неплатежей и для вытеснения денежных суррогатов.

Поэтому особенно важным является направление деятельности Центрального банка, когда он выступает как банк банков. Центральный банк хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, является расчетным центром банковской системы, предоставляет ссуды коммерческим банкам. Центральный банк организует платежно-расчетные отношения коммерческих банков, которые выступают клиентами Центрального банка, и является участником этих отношений, формирует систему наличных и безналичных расчетов. Выступая в роли кредитора последней инстанции для коммерческих банков, Центральный банк воздействует на состояние денежно-кредитной сферы, создает базу для расширения ссудных операций коммерческих банков, повышает уровень их ликвидности. Так, предоставление Центральным банком кредитов коммерческим банкам позволяет предотвратить панику вкладчиков. Однако доступ к этим кредитам во всех странах ограничен, поскольку необоснованное кредитование коммерческих банков может подхлестнуть инфляцию. Общий объем ссуд Центрального банка лимитируется определенной суммой. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Более того, степень доступа к кредитам центрального банка зависит от уровня развития страны. Практически во всех развитых странах банки пользуются возможностью получения рефинансирования.

В соответствии с такой целью деятельности центрального банка, как обеспечение стабильности банковской системы, центральный банк выступает как орган банковского регулирования и надзора. Регулирование деятельности банков и контроль над ней — это система мер, посредством которых центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков. Банковское регулирование предполагает разработку и издание конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковской деятельности.

Контроль проводится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и предусматривает комплексный и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с законами и инструкциями.

Надзор необходим, поскольку банковская деятельность по своей природе нестабильна. Во-первых, банки работают в основном за счет привлеченных, а не собственных ресурсов, платежеспособность банков во многом зависит от их способности сохранить доверие вкладчиков — как физических, так и юридических лиц. Во-вторых, структуры сроков по активным и пассивным операциям различны, балансы банков и их внебалансовые позиции могут меняться быстрее, чем в производственных и торговых предприятиях и т.п.

Кроме того, центральный банк может предупредить так называемые «системные» кризисы банков или сгладить их последствия. Общие принципы банковского надзора сформулированы Базельским комитетом банковского надзора, который в 1977 году разработал и опубликовал «Базовые принципы эффективного надзора над банковской деятельностью». Этими принципами руководствуется и Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью российских коммерческих банков.

Надзор Банка России за коммерческими банками начинается со стадии регистрации и выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных банковских операций (например, валютных операций, операций коммерческих банков с ценными бумагами). За банковской деятельностью Центральный банк проводит дистанционный надзор, а также осуществляет инспектирование на местах. Дистанционный надзор предполагает получение, проверку и анализ финансовых отчетов и статистических данных. При этом контролируется выполнение банками установленных экономических нормативов и других пруденциальных норм деятельности. Директивное введение таких нормативов сдерживает экспансию банков на депозитном рынке, позволяет гарантировать соблюдение интересов вкладчиков. Таким образом, Центральный банк получает информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков. Эта работа проводится также при анализе оборотов и остатков денежных средств на счетах коммерческих банков в РЦК. Естественно, что эффективность банковского надзора во многом зависит от своевременного и полного представления банками достоверной информации.

При инспектировании на местах Центральный банк использует метод выборки, уделяя особое внимание системам учета и контроля в банке.

Центральный банк как агент правительства выполняет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведет счета правительства, является его финансовым консультантом, а также осуществляет перевод валютных средств при расчетах правительства с другими странами и международными финансово- кредитными организациями.

В операциях по формированию и погашению государственного долга Центральный банк выступает одним из участников размещения государственных обязательств и держателем части из них. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам трафика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга. При этом учитываются воздействие этих операций на состояние банковской системы и приоритеты государственной денежно-кредитной политики.

В то же время по существующему законодательству Центральный банк не имеет права предоставлять прямые кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это является одним из проявлений независимости Центрального банка. В 1992—1994 годах Центральный банк проводил прямое кредитование расходов бюджета за счет своего эмиссионного фонда. Основная часть этого фонда использовалась для погашения текущих расходов бюджета (таким образом покрывалось 75% бюджетного дефицита). Погашение задолженности проводилось за счет поступления налогов в доходную часть бюджета. При недостатке средств на погашение этих кредитов задолженность списывалась на убытки Центрального банка с последующей компенсацией за счет различных источников средств Минфина. С января 1995 года прекращено прямое кредитование Центральным банком расходов федерального бюджета и бюджетного дефицита, что закреплено в действующем в настоящее время Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Кассовое исполнение бюджета — это организация приема, хранения и выдачи государственных бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, ведение учета и отчетности.

Не менее важной сферой деятельности Центрального банка является регулирование спроса на иностранную валюту и ее предложения с целью достижения устойчивого курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. При этом Центральный банк выступает как орган валютного регулирования и валютного контроля. Полномочия Центрального банка в данном качестве определены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1.

Как орган валютного регулирования в РФ Банк России:

  • определяет сферу и порядок обращения валютных ценностей на территории РФ;
  • устанавливает правила и порядок проведения в РФ валютных операций резидентами и нерезидентами, единые формы учета, документации и статистики валютных операций;
  • выдает кредитным учреждениям и отзывает лицензии на осуществление валютных операций.

Валютный контроль в РФ имеет своей целью обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций. Как орган валютного контроля Центральный банк действует совместно с Государственным таможенным комитетом России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю России через агентов валютного контроля: уполномоченные банки.

В рамках валютного контроля Центральный банк через уполномоченные банки контролирует:

  • правильность проведения операций по экспорту, импорту товаров, работ, услуг;
  • правильность использования режимов валютных счетов;
  • соблюдение порядка обязательной продажи части валютной выручки клиентами уполномоченных банков;
  • правильность организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций в уполномоченных банках.

К числу дополнительных направлений деятельности Центрального банка относится проведение аналитических, статистических и научных экономических исследований, прогнозирование экономических процессов (прежде всего на макроуровне), анализ изменения экономической конъюнктуры, анализ финансового положения предприятий, осуществление связей с небанковской клиентурой, предоставление определенного набора общественных услуг (услуг коллективного пользования), подготовка кадров и повышение их квалификации.

Необходимость проведения аналитических, статистических и научных экономических исследований и составление экономических прогнозов развития российской экономики вызвана тем, что именно Центральный банк готовит проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и представляет его в Государственную Думу. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке (Банке России) основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

  • анализ состояния и прогноз развития экономики России;
  • основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики.

С экономической точки зрения исследование и анализ общеэкономических процессов необходимы Центральному банку для выбора направлений денежно-кредитной политики, для обеспечения качества ее разработки и реализации. Принятие решения об основных ориентирах, параметрах и инструментах денежно-кредитной политики основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в России, а уже исходя из них, при необходимости, даются рекомендации и координируются действия государственных органов.

Относительно новое направление в деятельности Центрального банка представляет проведение мониторинга предприятий реального сектора экономики в рамках реализации проекта «Центр мониторинга предприятий». Целью данного проекта является создание в Банке России целостной системы мониторинга предприятий реального сектора, что позволит проводить денежно-кредитную политику, учитывающую современные условия развития российской экономики.

Информационно-исследовательская деятельность Центрального банка предполагает также консультационную деятельность, в рамках которой проводятся различного рода встречи, семинары, конференции, в том числе и на международном уровне. Кроме того, Центральный банк сотрудничает с центральными банками других стран, международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Как правило, центральный банк возглавляется не советом, а президентом или управляющим, назначаемым правительством.

Многие центральные банки не столь независимы, как ФРС США. Представители правительства присутствуют в руководстве (совете) центральных банков. В Японии и Франции представители министерства финансов имеют право консультировать свои центральные банки.

Кроме того, многие центральные банки обязаны создавать условия для того, чтобы правительства могли занимать у них деньги . Самыми независимыми в индустриальном мире я

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.