Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2. Понятие, особенности и виды норм административного права

Административно-правовые нормы – правила поведения, установленные и санкционированные государством в сферах управления и сферах исполнительной власти.

Особенности:

1)все нормы АП носят императивный характер

2)закреплены во всех источниках права, большей частью – в подзаконных актах

3)структура нормы административного права: все 3 части вместе не встречаются

4)защищают так же и нормы других отраслей права

5)в общей части: гипотеза +диспозиция, просто диспозиция, нет санкций; в особенной части: гипотеза+санкция, диспозиции нет;

Виды норм АП:

1)по кругу лиц: граждане РФ, иностранные граждане

2)в пространстве: общероссийские, местные, межтерриториальные

3)по содержанию: общие, особенные

4)по предмету регулирования: материальные, процессуальные

5)по предмету воздействия: обязывающие (обязанности Полиции – ст. 12 ФЗ «О Полиции), запрещающие (ст. 22 ФЗ «О Полиции» - не допускается применение водометов при температуре ниже нуля градусов по Цельсия), уполномочивающие (ст. 13 ФЗ «О Полиции» - имеют право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления)

6)по действию во времени: срочные (с указанием сроков действия), бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок), временные (на время стихийного бедствия, к примеру: Распоряжение Правительства РФ от 16.09.2013 №1658-р о выделении средств на погребение семьям граждан, погибшим при наводнении в Краснодарском крае)

7)по способу выражения: письменные, словесные, конклюдентные (жест инспектора ГИБДД при остановке транспортного средства)

Способы реализации:

1)соблюдение (исполнение требований дорожного знака)

2)исполнение (исполнение приказа начальника ОВД)

3)использование – добровольное совершение правомерных действий, связанных с осуществлением их прав в сфере ГУ (использование оружия при остановке транспортного средства)

4)применение (применение соответствующих статей КоАП к правонарушителю)

 

Вопрос 3. Понятие, особенности и структура норм административного права

Структура административно-правовой нормы:

1)гипотеза – часть АПН, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы (ст. 24.3 КоАП РФ – решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей в виде определения)

2)диспозиция – часть АПН, определяющая правило поведения (ст. 3.4 КоАП РФ – дается определение «предупреждения»)

3)санкция – часть АПН, указывающая на меры административного воздействия применяемые к правонарушителю. Виды: дисциплинарная (нарушение трудовой дисциплины), административно-материальная (нарушение общественного порядка), административно-процессуальная (несвоевременное рассмотрение административного дела).

Сочетание:

1)гипотеза + санкция – ст.19.1 – что есть самоуправство, и что за него бывает

2)диспозиция – в основном, отдельно (все правила) – адм.штраф, предупреждение (определения)

3)гипотеза + диспозиция (редко) – ст. 2.1: дается понятие правонарушения, а во втором пункте статьи дается условие: юр. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые установлена ответственнность.

в общей части: гипотеза + диспозиция, просто диспозиция, нет санкций; в особенной части: гипотеза + санкция, диспозиции нет.

 

Вопрос 4. Понятие, особенности, виды административных правоотношений

АПО – общественные отношения, регулируемые нормами АП в сфере государственного управления.

Особенности:

1)властные отношения

2)всегда одной из сторон является орган исполнительной власти или должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями

3)нет равенства сторон

4)могут возникать, изменяться или прекращаться по инициативе любой стороны

Основные виды:

1)вертикальные (начальник – подчиненный)

2)горизонтальные (субъекты, равнозначные по статусу: гос. Органы, должностные лица, гос. Служащие)

3)субординационные – нижестоящие подчиняются вышестоящим (в одной сфере); наиболее яркое проявление – военная сфера.

4)координационные – занимаются одной сферой на разных уровнях.

 

Вопрос 5. Структура административных правовоотношений

В структуру АПО входят: субъект, объект, юр. Содержание и юр. Факт

1) Субъект – участник АПО, наделенный государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Субъект АП и АПО во многом совпадают, но есть отличие: субъект АП является общим субъектом, а субъект АПО конкретизирован.

Субъекты АПО:

1)коллективные – органы исполнительной власти, местного самоуправления, негосударственные органы, общественные организации, трудовые коллективы, студенты;

2)индивидуальные – служащие, ИП, студент Петров.

2) Объект – участник АПО, управляемая сторона (физ.лица, юр.лица).

3) Юридическое содержание – права, обязанности, ответственность участников АПО. Закрепляются в правовых актах (например, устав КФУ).

4) Юридический факт – основания возникновения, изменения или прекращения АПО.

Юридические факты делятся на:

1)События – явления, не зависящие от воли человека (достижение определенного возраста, смерть, стихийное бедствие)

2)Действия – факты, зависящие от воли людей: а) правомерные действия – соответствующие требованиям административно-правовых норм (основной вид правомерных действий – правовые акты субъектов исполнительной власти: приказ о назначении на должность); б) неправомерные действия – не соответствующие административно-правовым нормам, они делятся на действия (дисциплинарные или административные проступки) и бездействия (непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Другая классификация юридических фактов:

1)по характеру наступающих последствий: правообразующие (прием на работу), правопрекращающие (окончание ВУЗа), правоизменяющие (обмен жилой площади);

2)по продолжительности: кратковременные (штраф) и длящиеся или правовые состояние (состоять в браке, в родстве с кем-либо);

3)по значению: положительные – жизненные обстоятельства, вызывающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения (достижение определенного возраста); отрицательные – обстоятельства, отсутствие которых требуется для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака являются условиями вступления в брак).

 

Вопрос 6. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Таким основанием служит юридический факт.

Юридические факты делятся на:

1)События – явления, не зависящие от воли человека (достижение определенного возраста, смерть, стихийное бедствие)

2)Действия – факты, зависящие от воли людей: а) правомерные действия – соответствующие требованиям административно-правовых норм (основной вид правомерных действий – правовые акты субъектов исполнительной власти: приказ о назначении на должность); б) неправомерные действия – не соответствующие административно-правовым нормам, они делятся на действия (дисциплинарные или административные проступки) и бездействия (непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Другая классификация юридических фактов:

1)по характеру наступающих последствий: правообразующие (прием на работу), правопрекращающие (окончание ВУЗа), правоизменяющие (обмен жилой площади);

2)по продолжительности: кратковременные (штраф) и длящиеся или правовые состояние (состоять в браке, в родстве с кем-либо);

3)по значению: положительные – жизненные обстоятельства, вызывающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения (достижение определенного возраста); отрицательные – обстоятельства, отсутствие которых требуется для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака являются условиями вступления в брак).

 

Вопрос 7. Источники административного права

- акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

Особенности источников: в основном – это подзаконные акты; все источники российского права – это источники административного права.

Источники административного права можно поделить на следующие группы:

1) Законы РФ и субъектов РФ:

А)Конституции – РФ (ст.10 – разделение властей, ст.15 – з-ны не должны противоречить Конституции, ст.46 – решения и действия органов гос.власти,местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд) и субъектов, уставы

Б)ФКЗ («О Правительстве РФ», "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", «О военном положении», «О чрезвычайном положении»)

В)законы РФ (КоАП РФ, «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О система государственной службы», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О гражданстве РФ») и субъектов РФ (КоАП РТ, з-н «О системе органов исполнительной власти РТ»)

2) Подзаконные акты

А)РФ: указы (указ Президента РФ "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации"), Постановления Правительства РФ («Об утверждении положения о паспорте граждан РФ»), приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (приказ Минздрава «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ», инструкция по мерам противопожарной безопасности в административном здании)

Б)субъектов РФ

3) Акты местного самоуправления

Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

К источникам АП относятся как письменные, так и устные приказы и распоряжения руководителей предприятий, организаций и учреждений, а также письменные и устные распоряжения и приказы командиров военных частей и формирований.

 

Вопрос 8. Наука административного права

- система знаний, взглядов, мнений, учений о закономерностях, действующих в сфере административного права.

Предмет науки АП – изучение общественных отношений в сфере ГУ.

Метод – совокупность методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности управленческих отношений в отрасли АП.

Общенаучные методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, обобщение, абстрагирование, эксперимент, системный подход, системный анализ, математические методы, моделирование, диалектический, исторический.

Частнонаучные: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридические, социологические методы.

Основные методы науки АП: исторический, статистический, сравнительно-правовой анализ, дедуктивный.

Источники науки АП:

1)источники отрасли АП;

2)источники науки: монографии, научные выступления, статьи.

Наука АП тесно связана с другими научными отраслями, в частности, с наукой управления (теория науки управления есть методологическая основа теории АП, наука управления использует положения науки АП).

Также наука АП тесно связана с ТГиП, КП, ИГиП.

 

Вопрос 9. Общее понятие и виды управления. Государственное управление и его основные черты.

Управление – это совокупность действий, совершаемых ради достижения общественно значимых целей; целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на объект управления (что немыслимо без системы управления). Объект управления: человек, коллектив, технологические процессы, аппараты и др.

Виды управления:

1) Биологическое (связано с воздействием на растительный и животный мир)

2) Техническое – управление технологическими процессами, механизмами

3) Социальное – управление обществом:

• Существует там, где есть совместная деятельность людей,

• глав.цель – организовать совместную деятельность людей.

• Это целостная система, т.к. всё находится во взаимосвязи.

• Регулятор ОО

• Основывается на соподчиненности участников ОО, т.е. субъект управления реализует господствующую волю, а объект осознанно подчиняется воле.

Социальное управление:

1) Негосударственное (управление делами в негосударственных органах, политических партиях, МСУ, общ. объединениях.)

2) Государственное управление – вид государственной деятельности по реализации государственной власти, имеющий, в первую очередь, исполнительно-распорядительный характер; управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государственной власти.

Черты ГУ:

1. Деятельность исполнительно-распорядительного характера (цель: исполнение)

2. Подзаконная деятельность, т.е. направлена на исполнение вышестоящих законов

3. Универсальный характер (осуществляется всеми органами государственной власти, присутствует во всех сферах общественной жизни)

4. Предметный характер (ГУ – отраслевое управление. Н-р, минобрнауки – образование, правительство – общее руководство и др.)

5. Организующая деятельность (иерархичность, системность, структурность)

6. Деятельность достигается за счет юридически-властных полномочий и уполномоченными на то объектами (юридически властная деятельность)

 

Вопрос 10. Соотношение государственного управления с исполнительной властью.

Понятия ГУ и ИВ не тождественные.

1) ИВ – абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существующие государственные власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, защищать права и свободы чел и др., а термин ГУ имеет более практический смысл. ГУ – это форма осуществления ИВ, т.е. деятельность по осуществлению ИВ.

ИВ – проявление властных полномочий при наличии таковых у органов ИВ (они даются для осуществления ГУ).

2) Понятие ИВ является более узким по отношению к понятию ГУ, т.к. ИВ производна от ГУ, эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации ГУ.

3) ИВ определяет объем полномочий, которые реализуются на практике при ГУ, поэтому ИВ является содержанием ГУ.

Таким образом, ГУ есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется ИВ как одна из частей единой гос. власти.

 

Вопрос 11. Функции государственного управления.

Государственное управление – вид государственной деятельности по реализации государственной власти, имеющий, в первую очередь, исполнительно-распорядительный характер.

Функции – это основные направления деятельности.

1) Прогнозирование – научное обоснованное предвидение результатов деятельности.

2) Планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей.

3) Координирование и взаимодействие – согласование деятельности (н-р, правительство РФ координирует деятельность Кабинета министров РТ).

4) Информационное обеспечение деятельности государственных органов – сбор получение и обработка информации, необходимой для осуществления гос.деятельности.

5) Организация – формирование системы управления, упорядочение отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей и др.

6) Регулирование или распорядительство – установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения объектов.

7) Надзор – метод ГУ для выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур.

7) Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы ГУ и ее структуры требуемому стандарту.

8) Учет – фиксация информации о движении матер ресурсов ГУ, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий гос.органов.

 

Вопрос 12. Принципы государственного управления.

Принципы указывают на его основополагающие черты. Они определяют основания, содержание и значение ГУ.

Общие принципы: законность (исполнение правовых предписаний субъектами ГУ), объективность (изучение закономерностей общественного развития для совершенствования процесса ГУ), конкретность (т.е., осуществление ГУ применительно к конкретным жизненным обстоятельствам), эффективность (максимум достижения целей при минимуме затрат).

В ГУ применяются следующие принципы:

1)демократического централизма – управление осуществляется централизованно, сверху вниз;

2)единство системы ИВ – закреплен в ст.77, 78 Конституции РФ (федеральные органы ИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему ИВ в РФ; система органов гос.власти устанавливается в соответствии с общими принципами организации органов гос.власти)

3)четкая вертикаль – не только подчинение сверху вниз, но и невмешательство в полномочия друг друга

4)принцип федерализма – разграничение вопросов ведения между Федерацией и ее субъектами

Ст.3 ФЗ «О системе государственной службы»: федерализм, законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты, равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ гос.службы, законодательное закрепление; взаимосвязь гос.службы и муниципального управления; доступность государственной службы общественному контролю; профессионализм и компетентность гос.служащих; защита от неправомерного вмешательства в профессиональную деятельность.

 

Вопрос 13. Реформы государственного управления в РФ.

Реформа – преобразование.

Ключевые области:

1)система и структура органов ИВ (3-уровневая система органов ИВ была закреплена Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: министерства (разработка политики в определенной сфере, НПА, осуществление международного сотрудничества), службы (реализация политики министерств, проверки), агентства (управление гос.имуществом, реализация гос.программ и оказание гос.услуг).

2)гос. служба

ФЗ «О система государственной службы»

Указом президента была утверждена программа реформирования гос.службы РФ (2003-2005): создание нормативно-правовой основы регулирования гос.службы

3)повышение результативности и эффективности государственного аппарата

4)реформы экономического и финансового управления

5)реформы образования

6)оптимизация функций органов ИВ (комиссия по админ. реформе выявила около 30% избыточных функций)

7)совершенствование управляющих процедур

8)создание административной юрисдикции

Периоды:

1. 1991 – 1999 гг.: нужно было перестроить советскую систему ГУ и сформировать новую структуру и систему органов гос.власти

2. 1 этап: 2003-2005 гг. (был разработан группой Д.Козака – разграничение полномочий между различными узлами бюрократической сети; 23 июля 2003 г. Президент подписал указ о проведении административной реформы)

3. 2 этап: 2006-2008 гг. (Правительство РФ одобрило концепцию админ. реформы в 2006-2008 гг.)

 

Реформа образования:

• Введение ЕГЭ

• Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура — способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».

• Сокращение учительского и преподавательского состава.

• 1 января 2011 года Госдума РФ приняла закон, который вводит элементы платного образования в средних школах. Как отмечается, «документ предоставляет таким учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно». При этом министр образования Фурсенко, премьер Путин и президент Медведев заявили, что «среднее образование в РФ останется бесплатным».

• Сокращение числа вузов. Осенью 2012 года Минобразования провело оценку 502 российских госвузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений были признаны неэффективными, самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» — закрытие с присоединением к другому вузу.

• Период реформирования

• – 2002 год. Принята Федеральная программа развития образования.

• – 2003 год. Россия присоединилась к Болонскому процессу.

• – 2005 год. Реформа образования объявлена национальным проектом. Разработан Приоритетный Национальный Проект «Образование» (ПНПО)

• – 2006 год. Вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006- 2010гг.

• – 2007 год. На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Министерство образования и науки РФ организовало работу по формированию современной модели образования.

• – 2008 год. На коллегии МОН РФ о поэтапном внедрении модели на период до 2012 года доложил И.М. Реморенко в своем выступлении «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009- 2012 годы».

• – 2010 год. На заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

 

Вопрос 14. Основы административно-правового статуса граждан.

Гражданин как субъект АП – это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, а также для участия в управлении делами государства.

Административно-правовой статус – это отношения между гражданами и органами ИВ и их должностными лицами. Он производится от конституционно-правового статуса.

Элементы, составляющие основу административно-правового статуса:

1)админ.правосубъектность

2)права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Административная правосубъектность состоит из следующих элементов:

1)правоспособность – возможность иметь права и выполнять обязанности, установленные административно-правовой нормой. Возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Она включает в себя все: возраст, территорию нахождения, умственные и физические способности, менталитет граждан.

2)дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать права и обязанности в сфере реализации государственного управления. Частичная – с 14 лет (получение паспорта), с 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности. Особенность дееспособности: зависит от специфики и особенности административно-правового статуса граждан. С 18 лет наступает полная общая административная дееспособность.

3) способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев — за бездействие), в том числе подвергаться административному наказанию. Административная деликтоспособность зависит от возраста и вменяемости. Общая административная деликтоспособность с 18 лет.

 

Вопрос 15. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления и их правовые гарантии.

Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере ГУ.

2 группы:

1)конституционно-административные права и обязанности – лицо пользуется этими правами на свое усмотрение, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации (ст.33 Конституции РФ – право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

2)административные права и обязанности – они вытекают из конституционных прав и обязанностей

Административная обязанность – соблюдение различных процедур, исполнение административных наказаний.

Административное право – право на обжалование, право на охоту, торговлю, получение загранпаспорта.

Гарантии реализации прав и исполнения обязанностей:

1) Судебная группа – ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

2) Несудебная группа – оказание бесплатной юридической помощи

 

 

Вопрос 16. Право граждан на административную жалобу.

Регулируется ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»

Отличие жалобы от заявления: жалоба – это требование восстановления нарушенных прав; заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод.

Жалоба:

1)общая – может подаваться как письменно, так и устно; в законе в основном закреплен письменный порядок обращения, об устном сказано то, что оно вносится в карточку личного приема гражданина; индивидуальная или коллективная.

2)специальная – может быть только письменная. Имеет особый порядок рассмотрения , специальные основания (приказ руководителя, постановление по делу об админстративном правонарушении), четкое определение субъектов права, специальные сроки подачи жалобы, процедурные особенности, краткие сроки ее рассмотрения.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину.

В случае, если обращение содержит сведения государственной важности, то орган МСУ или должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения, но не более чем на 30 дней.

Жалобы: административные и судебные.

 

Вопрос 17. Право на судебное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Каждый гражданин имеет право обратиться в суд с жалобой, если считает, что были нарушены его права и свободы действиями государственных органов и должностных лиц

К таковым относятся: нарушение прав и свобод граждан, создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности.

Если жалоба гражданина, поданная в вышестоящий орган, объединение, должностному лицу, не была рассмотрена в срок, то он вправе обратиться в суд.

Срок подачи: 3 месяца со дня извещения гражданина о нарушении его прав; 1 месяц со дня получения об отказе в удовлетворении жалобы или отсутствия письменного ответа в течение 1 месяца.

Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Гос.органы обязаны документально доказать законность обжалуемых действий.

Если установлена обоснованность жалобы, то жалоба удовлетворяется. Убытки, моральный вред возмещаются в порядке, установленном ГК РФ. Если жалоба не обоснована, то суд отказывает в ее удовлетворении.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, гос.служащему, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда.

 

Вопрос 18. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Деление на категории:

1)постоянно проживающие – вид на жительство сроком на 5 лет

2)временно проживающие – обязан иметь разрешение на временное проживание (сроком на три года)

3)временно пребывающие – не дольше 3 месяцев (туристы, по приглашению, служебные командировки

4)проезжающие транзитом

Ч.1 ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином признается физлицо, не являющееся гражданином РФ и имеющим доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. К ним относятся: владельцы дипломатических паспортов, пассажиры круизных судов, члены экипажей морских или речных судов, совершающих транзитный проезд через РФ, сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудники международных организаций, иностранные журналисты – ч.3 ст.11.

Иностранные лица и лица без гражданства должны иметь документы, удостоверящие личность и визу. Если он прибывает на срок свыше 3-х месяцев, то виза выдается при наличии у него сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Особенности административно-правового статуса:

1)не м.б. принят на гос.службу

2)не допускается к деятельности, связанной с гос.тайной

3)не может участвовать в отправлении правосудия

4)не несут воинской обязанности

5)не м.б. членами политических объединений

6)не обладают избирательными правами

7)только к ним м.б. применено административное выдворение

8)проживают и осуществляют свою деятельность на основании специального разрешения

 

Вопрос 19.Понятие и признаки органов исполнительной власти.

ОИВ – часть гос.аппарата, обладающая собственной компетенцией, полномочиями, территориальным масштабом деятельности для реализации задач и функций гос-ва во всех сферах управления.

Согласно указу президента рф "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Признаки:

1) Наделен гос.-управлен.полномочиями, полномочиями исполнительно-распор.характера. (н-р, в отличие от законодат.органов издает только подзаконные акты, управление гос.имуществом, оказание гос.услуг)

2) Порядок формирования (формируется в порядке назначения, т.е. нижестоящие органы назначаются вышестоящими)

3) Любой ОИВ всегда является органом государственного управления, но не каждый ОГУ является ОИВ.

4)права = обязанности: применение мер воздействия на управляемых субъектов

5)имеет структурную организацию

6)финансируется за счет средств государственного бюджета

 

Вопрос 20.Виды органов исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ, деятельность ОИВ осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов РФ и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ.

1)По территориальному принципу (федеративному устройству): федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ.

2)По характеру компетенции: органы общей компетенции (Прав-во РФ), отраслевой компетенции (министерства), межотраслевой компетенции (службы, агентства).

3)По организационно-прав. формам: федеральный уровень (прав-во РФ, фед. министерства, фед. службы, фед. агентства), уровень субъектов (правительства субъекта, министерства, службы, агентства, гос.комитеты, комитеты, глав.управления, управления, департаменты, отделы, отделения администрации)

4)По порядку принятия решений: коллегиальные – решения в основном принимаются по принципу большинства (н-р, правительства) и единоначальные (министерства, ведомства, службы и др.) разрешаются в основном единолично руководителем данного органа.

Вопрос 21.Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Основные принципы организации и деятельности ОИВ – на базе которых строится и функционирует система органов исп.власти.

К ним можно отнести принципы ГУ:

1) Пр.федерализма – отражается на структуре системы ОИВ, состоящей из фед. ОИВ и ОИВ субъектов Федерации

2) Законность – один из вед.принципов. свои исходные начала из конст.рф, ФЗ, конст. и уставов суб-ов РФ и их законод-ва.

3) Пр. демокр.централизма – управление осущ-ся централизованно, сверху вниз

4) Единство системы органов исп.власти - означает, что все органы, входящие в эту систему, должны быть сформированы и обладать полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

5) Пр.четкой вертикали – подчинение сверху вниз, четкое распределение полномочий и невмешательство в дела друг друга

6) Самостоятельность ОИВ – не нах-ся в подчинении у ОЗВ, имеют свою компетенцию.

7) Террит.принцип, который определяет масштаб деят-ти, статус (фед.уровень, уровень суб-ов)

8) Функцион.пр. – статус определяется собств.функциями.

 

Вопрос 22. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Президент РФ – постоянно действующий орган гос.власти, осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.

Составляющие АПС президента (ст. 83 конст.):

1) Формирует прав-во (н-р, назначает с согласия ГД Председателя прав-ва РФ, по предложению председателя прав-ва РФ назначает и освобождает от должности зам.председателя прав-ва РФ, фед.министров)

2) Имеет право председ-ть на заседаниях прав-ва.

3) Формирует админ-ию президента РФ.

4) Формирует воинские части (н-р, назначает и освобождает высшее командование Воор.сил РФ)

5) Возглавляет Совет Безопасности

6) Издает подзаконные акты: указы и распоряжения (ст. 90)

7) вправе приостанавливать действие актов ОИВ субъектов РФ в случае противоречия этих актов констит. РФ и ФЗ.

8) Назначает дипломатических представителей РФ в иностр.гос-ах и междунар.орг-ях.

 

Вопрос 23. Правительство РФ – высший орган государственной исполнительной власти.

Фкз о правительстве РФ

Правовое положение прав-ва:

1) Прав-во – высший испол.орган РФ, яв-ся коллегиальным органом, который возглавляет единую систему исп. Власти в РФ.

2) Состав: председ-ль прав-ва рф, заместители Председателя Правительства РФ и федер. министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Ограничения: Все они не могут быть членами совета федерации и депутатами ГД, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподав., научной и иной творч.деят-ти, получать во время исполнения своих полномочий подарки, ссуды, денежное вознаграждение и др.

3) Полномочия

1. Общие (руководит работой федеральных министерств и иных фед. ОИВ и контролирует их деятельность, организует реализацию внутренней и внешней политики РФ, формирует фед. целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы и др.)

2. Специальные:

- в сфере экономики (обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет общее руководство таможенным делом)

- в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета)

- в социальной сфере (принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ)

- в сфере науки, культуры, образования (обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки)

- в сфере природопользования и охраны окружающей среды (принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия)

- в сфере внешней политики и международных отношений (обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях)

4) организация деятельности

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Отдельные вопросы может рассм-ть на отдель.заседаниях. Для решения оперативных вопросов обр-ся президиум прав-ва. Решения президиума принимаются большинством голосов,не должны противоречить актам, принятым на заседаниях прав-ва.

5) Взаимоотношения прав. и презид РФ

Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

6) Взаим-ия прав.и федер.собрания

Правительству РФ принадлежит право законод. инициативы в ФС.

Право законодательной инициативы Прав-во осущ-ет посредством внесения законопроектов в ГД. Правительство представляет ГД федеральный бюджет и отчет о его исполнении.

8) Взаим-ия с органами суд.власти – прав-во производит финансирование судов только из федерального бюджета.

9) Взаим-ия с органами гос.власти суб-ов РФ - федеральные ОИВ и ОИВ субъектов РФ единую систему исполнительной власти в РФ. Прав-во координирует ОИВ субъектов РФ.

 

Вопрос 24.Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

Указ президента о система и стр-ре фед.органов исп.власти РФ от 2004 г.

В систему федеральных ОИВ входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

1) ФМ (мин-во здравоохранения, по развитию дальнего востока, труда и соцзащиты) яв-ся ФОИВ, осущ-ющим функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому

регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. ФМ возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). В его ведении нах-ся ФС и ФА.

Функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности ФС и ФА; вносит в Министерство финансов предложения по формированию федерального бюджета и финансированию ФС и ФА, осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов и др.

2) ФС (по труду и занятости, по надзору в сфере здравоохранения) – ФОИВ, осущ-им функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а

также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор). В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. ФС может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства РФ.

3) ФА (строит-ву и жилищно-коммун.хоз-ву, по делам молодежи, по рыболовству)- ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию

государственных услуг, по управлению гос. имуществом и правопримен. функции, за исключением функций по контролю и надзору. ФА возглавляет руководитель (директор).

Руководители ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

 

Вопрос 25.Органы исполнительной власти субъектов РФ.

ФЗ «Об общих принципах организации законод. и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ» 1999 г. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Руководителем может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Не имеют права быть избранными на должность руководителя:

осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений,

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений и др.

Назн-ся на срок не более 5 лет и не больше 2 раз подряд.

Республики: Правительство, подотчетное Президенту, но ответственное перед Парламентом, возглавляет глава субъекта…

Края, области и др. субъекты: система ОИВ – 1) группа: аппарата главы администрации; 2)управления, комитеты, отделы и прочие службы админстрации, находящиеся в 2-ном подчинении; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

 

Вопрос 26.Система и правовое положение органов исполнительной власти РТ.

Закон РТ от 6 апреля 2005 г. «Об испол. органах гос. власти РТ».

Указ Президента РТ от 28.04.2005 г. «О структуре испол. органов гос.власти РТ»

В систему органов исполнительной власти Республики Татарстан во главе с Президентом Республики Татарстан входят:

1) Кабинет Министров Республики Татарстан – Правительство Республики Татарстан (далее – Кабинет Министров Республики Татарстан);

2) министерства (финансов, юстиции, внутренних дел, культуры, здравоохранения, лесного хозяйства, экономики), государственные комитеты Республики Татарстан (по тарифам, по развитию малого и среднего предпринимательства и др.);

3) республиканские агентства, службы, инспекции, центры, палаты, департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и иные органы исполнительной власти Республики Татарстан (ведомства Республики Татарстан), н-р, Гос.жилищная инспекция РТ, управление гос.закупок, Управление по делам религий при Кабинете Министров;

4) представительства Республики Татарстан (Полномочное представительство РТ в РФ, в Турецкой области, на украине, в казахстане.).

Президент РТ является главой государства и высшим должностным лицом РТ, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти РТ.

Министерства и государственные комитеты Республики Татарстан образуются Президентом Республики Татарстан по согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан

В законе РТ определяется КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Республики Татарстан. Так, например, Кабинет Министров Республики Татарстан:

осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

обеспечивает на территории Республики Татарстан исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан; прогнозирует социально-экономическое развитие Республики, разрабатывает проект бюджета Республики Татарстан.

 

Вопрос 27.Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).

они создаются в субъектах Федерации по инициативе соответствующего федерального органа исполнительной власти. Территориальные федеральные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и др. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих органов Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Территориальные органы, в частности:

-- принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации;

-- систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы. Территориальные органы имеют право:

а) представлять соответствующие ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов Федерации;

б) запрашивать и получать:

-- от соответствующих ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации необходимую для осуществления своей деятельности информацию;

-- от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;

-- от органов статистики информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;

в) участвовать в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти;

г) принимать участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы;

д) вносить предложения в соответствующие центральные органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

 

Вопрос 28. Понятие и система государственной службы РФ.

ФЗ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Система гос.службы включает в себя следующие виды гос.службы:

1) Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2) Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

3) Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

 

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

 

Вопрос 29.Законодательные основы государственной службы РФ.

Конституция определяет компетенцию Президента, Совета Федерации и ГД. Она содержит положения по подбору и расстановке руководящих кадров.

ФЗ «О системе государственной службы»

Определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, которую образуют три вида федеральной государственной службы (федеральная государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба) и государственная гражданская служба субъектов РФ.

В Законе приводятся определения федеральной государственной службы и ее видов, государственной гражданской службы субъектов РФ, а также федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ.

Государственным нанимателем для федеральных государственных служащих является Российская Федерация, для государственных гражданских служащих субъектов РФ - соответствующий субъект РФ.

Определяются общие условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

Закрепляется правило о включении в общую продолжительность стажа государственной службы одного вида продолжительности государственной службы других видов, а также периодов замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных должностей муниципальной службы.

Также определяются цели создания системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне, источники финансирования федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Иные ФЗ: «О воинской обязанности и военной службе РФ», «О Прокуратуре РФ».

 

Вопрос 30.Принципы государственной службы РФ.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность

Статья 4 ФЗ «О гос.гражданской службе». Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами

 

Вопрос 31.Понятие и классификация государственных служащих по законодательству РФ.

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

Классификация

1)по принципу разделения властей: гос.служащие органов законодательной власти, исполнительной и судебной

2)по масштабу деятельности: федеральные государственные служащие, государственные гражданские служащие субъектов РФ

3)по функциональному предназначению: гос.гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов

4)по объему полномочий: должностное лицо, не являющеемя должностным лицом

Правовое положение государственных служащих характеризуется: занимаемой должностью и присвоением званий (классных чинов и дипломатических рангов – гражданским служащим, военнослужащим – звания; сотрудникам ПО – классные чины и специальные звания).

5)а зависимости от срока службы: неопределенный срок, определенный, на время обучения в образовательном учреждении профессионального образования, на срок государственной службы после его окончания.

 

Вопрос 32. Понятие и классификация государственных должностей по законодательству РФ.

Любой гос.служащий замещает государственную должность, но не каждая гос.должность является гос. службой!

Президент, Председатель Правительства, министры, депутаты – гос. служащие, но не находятся на гос.должности.

Гос. должность постоянна.

Должности гос. службы подразделяются на:

1)федеральной государственной гражданской службы

2)государственной гражданской службы субъекта РФ

3)воинские должности

4)правоохранительной службы

Должности делятся на категории и группы:

1)категории – руководители, помощники, специалисты

2)группы – высшие, главные должности, ведущие должности, старшие, младшие

Существует реестр должностей гос.службы, он образует перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых должностей правоохранительной службы; перечни типовых воинских обязанностей.

 

Вопрос 33. Административно-правовой статус государственных служащих.

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

 

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

 

б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

 

в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использо­ваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в против­ном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

 

г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей га­рантируется законодательством;

 

д) законные предписания и требования государственных служа­щих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

 

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служеб­ную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавлива­ются нормативными актами;

 

ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в це­лях эффективности служебной деятельности;

 

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повы­шенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

 

В целом содержание правового положения государственных слу­жащих характеризуется их:

 

а) общегражданскими правами и обязанностями;

 

б) обязанностями и правами по занимаемой государственной дол­жности.

 

Вопрос 34. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы по законодательству РФ

ФЗ «О системе гос.службы»

Прохождение регулируется двумя видами правовых актов:

1)НПА – общий порядок прохождения гос.службы

2)индивидуальные акты – один из видов юр.фактов, который порождает, изменяет или прекращает государственно-служебные отношения для одного конкретного гражданина.

Способы замещения должностей:

1)на конкурсной основе

2)назначение по решению соответствующего должностного лица или государственного органа

Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается: созданием федерального кадрового резерва, развитием профессиональных качеств государственных служащих; оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена; созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих; использованием современных кадровых технологий; применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов;

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

 

Вопрос 35. Понятие и виды форм управленческой деятельности.

осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее опред. последствия.

В зависимости от порождаемых последствий:

-правовые (влекут опред. юрид. последствия)

-неправовые (влекут наступление последствий неюрид. характера).

К прав.формам можно отнести принятие актов управления (норматив. и индивид.актов), заключение адм.договоров (соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управлен. отношений, одним из которых является орган ГУ либо его законный представитель, в основном в устном виде). К неправ. формам относятся организационно-технические действия ( разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта, подбор кадров) и материально-технические операции (имеют вспом.характер: регистрация (учет) документов, статистический учет, оформление документов, разработка документов, обработка информации, стенографирование, ведение делопроизводства, составление справок и отчетов).

По содержанию: правотворческие (издание нормативно-правовых актов управления), правоприменительные формы (направлена на реализацию правовых предписаний в жизнь).

По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий ОИВ, т.е. ОГУ, они проявляются вне организации, в издании уполномоченным субъектом права нормативных или индивидуальных правовых актов управления для решения непосредственно тех задач, для которых он и был создан.) и внутренние (имеют место внутри организации, ведомства, органа. Они используются для решения организационно-штатных вопросов, для руководства сотрудниками, подразделениями.).

По способу выражения: словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки, жесты, сигналы) формы управленческой деятельности.

По объему: общеобязательные и адресованные конкретным субъектам.

 

Вопрос 36. Административно-правовые формы.

АПФ - это юрид.выражение конкр.действий и решений ОИВ в процессе осущ-ия испол.и распор.деят-ти. Она представляет собой юридически значимые способы реализации субъектами АП своих полномочий, прав и обязанностей, отражающих особенности их правового статуса.

Классификация:

1)по степе

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.