15. Превращение нитратов в атмосферный азот происходит в результате деятельности бактерий:
A. Азотфиксирующих
B. Аммонифицирующих
C. Денитрифицирующих
D. Нитрифицирующих
E. Патогенных
16. Стабильное существование биосферы обеспечивается:
A. Биологическим круговоротом веществ
B. Вулканической деятельностью
C. Световыми явлениями
D. Сезонными явлениями в природе
E. Сменой климатических условий
В заданиях П1 – П2 выберите три верных ответа из шести: Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
17 (П1). При оплодотворении у покрытосеменных растений:
1. Зародышевый мешок состоит из семи клеток
2. Мужские гаметы имеют жгутики для передвижения
3. Необходимо наличие воды
4. Пыльцевая трубка не образуется
5. Сливаются ядра женской и мужской гамет
6. Спермий сливается с диплоидной центральной клеткой
18 (П2). Признаки кишечнополостных животных:
1. Двусторонняя симметрия
2. Двухслойное строение тела
3. Паразитирующие организмы
4. Тело состоит из эктодермы и энтодермы
5. Трёхслойное строение тела
6. В цикле развития присутствует стадия полипа
При выполнении заданий П3 – П4 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
19 (П3).Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена:
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЦЕСС
A. Выделение углекислого газа и воды
B. Окисление пировиноградной кислоты
C. Поглощение света
D. Синтез молекул АТФ за счёт химической энергии
E. Синтез молекул АТФ за счёт энергии света
F. Синтез углеводов из углекислого газа и воды
1. Энергетический обмен
2. Фотосинтез
20 (П4). Установите соответствие между примером нервной деятельности человека и функцией спинного мозга:
ПРИМЕР НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФУНКЦИЯ СПИННОГО МОЗГА
A. Передача нервных импульсов от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов в вышележащие отделы центральной нервной системы
B. Передача нервного импульса из спинного мозга в головной
C. Передача нервного импульса с чувствительного нейрона на двигательный
D. Передача нервных импульсов от вставочного нейрона к восходящим путям
E. Передача нервных импульсов от вставочных к двигательным нейронам
F. Передача нервных импульсов с чувствительных нейронов на вставочные
1) Рефлекторная 2) Проводниковая
В задании П5 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности.
21 (П5). Установите последовательность процесса вдоха:
1. Движение воздуха из окружающей среды в легкие
2. Заполнение альвеол воздухом
3. Понижение давления воздуха в легких
4. Расширение легких
5. Сокращение межреберных мышц и диафрагмы
6. Увеличение объема грудной клетки
На задание П6 дайте краткий свободный ответ. Ответ записывайте чётко и разборчиво.
22 (П6). Чем опасно для человека отравление угарным газом? Ответ поясните.