Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Западноевропейская архитектура эпохи барокко и классицизма (ХVII–ХVIII вв.)

 

Р. Вентури. Сложности и противоречие в архитектуре. 1967- Даже в Италии XVII столетия, несмотря на всепоглощающую силу, Барокко не было единственным стилем искусства и жизни

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб.: Мифрил, 1994.

Виппер Б. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. М,1956.

Некрасов А. Теория архитектуры. М, 1994.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М.: Мысль, 1993. Т. 1.

Хайт В. Барокко и барочность в европейской культуре XVII—XVIII вв. // Барокко в России. М., 1994.

Грабарь И. Дух Барокко // И. Грабарь о русской архитектуре. М.: Наука, 1969.

Иконников А. Архитектура петровского барокко и русская национальная традиция // Барокко в России. М., 1994.

Виппер Б. Архитектура русского барокко. М.: Наука, 1978.

 

Термин «б/к» для обозначения художественного стиля стали использовать в 18 в. Первоначально он имел отрицательную окраску. (словом б/к французские ювелиры называли раковины неправильной формы, впоследствии оно употреблялось для обозначения всего вычурного, причудливого, неправильного) В эпоху классицизма искусство б\к рассматривалось как низкое, начисто лишенное вкуса, извращающее античный идеал красоты.

Первым, кто увидел в архитектуре 17-18 вв. закономерное явление развития Ренессанса, был Якоб Бурхардт (Культура Италии в эпоху Возрождения). Полностью реабилитировать этот стиль удалось Г. Вельфлину. («Ренессанс и б/к», 1888 г., «Основные понятия истории искусств», 1915 г.) Он первым начал серьезное изучение архитектуры б/к, которое он противопоставлял уравновешенному, гармоничному Возрождению. Б/к он рассматривал не просто как стиль архитектуры 17-18 вв., но как одно из принципальных понятий истории искусства. Всю историю искусства он рассматривал как постоянную борьбу классицизма и б/к, и для их определения выработал 5 пар понятий: линейность - живописность; плоскосность - глубина; замкнутая форма - открытая форма; тектоническое - атектоническое начало (отражение внутр стукртуры);безусловная - неполная ясность.

В начале 20 в. некоторые взгляды формалистов (Вельфлин) относительно б/к были подвергнуты критике. В этот период был выявлен ряд памятников, которые нельзя было отнести ни к Возрождению, ни к б/к. Это художественное направление обозначили термином «маньеризм». На основе этих памятников Э. Панофский (эссе «Б/к») сделал вывод, что искусство б\к противостоит не Возрождению, а маньеризму, с ренессансом их многое даже объединяет: жизнелюбие и интерес к реальной натуре, пластичность. Вопрос о взаимоотношении б/к и Ренессанса дискуссионный. Но большинство современных исследователей придерживаются точки зрения Панофского: Маркузон, Власов. Вопрос о времени возникновения б/к в Италии. Обычно его датируют серединой 16 в. И. Грабарь считал, что новый стиль сформировался уже в первой половине 16 века: «Высокий ренессанс уже на 3/4 б/к», «Когда Микеланджело открыл свой Сикстинский потолок б\к было создано». Большинство исследователей: в зрелую фазу своего развития итальянское б\к вступает во второй 1/3 17 в.

Место и время развития барокко — XVII век и прежде всего те страны, где торжествовали феодальные силы и католическая церковь. Это сначала Италия, где барокко нашло ярчайшее развитие в архитектуре (барочный Рим превалирует над современным и даже над античным), затем Испания, Португалия, Фландрия, оставшаяся под владычеством Испании, несколько позже — Германия, Австрия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа, Новый Свет. В XVIII в. барокко нашло своеобразное и блестящее развитие в России. Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. За исключением некоторых стран, оно затухает в Европе в начале XVIII в., уступая место рококо.

Между римским классицизмом и барокко нет четкой границы. Барокко- выявление неких внутренних сил. Идеологическая двойственность стиля Барокко выразилась и в том, что взамен традиционного понятия композиции, введенного Л. Б. Альберти, более пригодным оказалось выражение "mixtum Compositum" (лат. "смешанное соединение"). Оно точно передает идею соединения несоединимого — квинтэссенцию барочности.

ц. ИЛЬ ДЖЕЗУ. 1568-1584. построена делла Порта по плану Виньолы. Предвосхитила всю церковную арх-ру Барокко. По сути повторяет фасад С.М. Новелла. Суть стиля заключается не в элементах, а в том, как они связаны между собой (Вельфлин). Сгущение элементов к центру и выдвижение карниза вперед. Форсированность формы, т.е усиление ее ритмическими повторами. Например, вписывание треугольного фронтона в лучковый (Иль Джезу). Усиление иррациональности архитектуры приводило к тому, что фасад уже не "рассказывал" о том, что находится внутри здания, а, напротив, заслонял постройку, становился декорацией, а внутреннее пространство, его величие, пропорции и необычайные размеры должны были быть сюрпризом для зрителя. Расчет делался на внезапность, контраст, неожиданность впечатления. Вместо центрических в плане построек создавались удлиненные, базиликальные

В проекте собора Св. Петра (1546) Микеланжело, в противоречие начавшему строительство Браманте, подчинил все архитектурное пространство центральному куполу, сделав сооружение динамичным. Пучки пилястр, сдвоенные колонны, ребра купола изображают мощное движение ввысь. Джакомо делла Порта в 1588—1590 гг. усилил эту динамику, заострив купол; он сделал его не полусферическим, как было принято в искусстве Возрождения, а удлиненным, параболическим. Тем самым был отменен классицистический идеал равновесия, в котором зрительная устремленность снизу вверх как бы гасилась статичностью полуциркульной формы. Новый силуэт подчеркнул мощное движение ввысь. В 1607—1617 гг. продолжавший строительство К. Мадерно пристроил к центрическому зданию удлиненный неф и тем самым придал ему мощную горизонтальную динамику. Тв-во Мадерно явл. переходным к периоду развитого барокко.

ц. Санта Сусанна в Риме. 1605. И напротив С.М. дела Витториа (св. Тереза Бернини 1646- сделал мрамор гибким как воск и этим, в известной мере, сблизил, скульптуру и живопись. В искусстве Классицизма, наоборот, все формы четко определены и отграничены друг от друга. Они соразмерны зрителю; скульптура и архитектура также разделены, и хотя декоративные статуи и росписи связаны с архитектурным пространством, они всегда имеют обрамления и четкие композиционные границы)

Фантазия архитектора тратилась на создание причудливых планов из хитро составленных треугольников, овалов, звезд и пентаграмм. Эти планы сами по себе не видны, но они давали импульс для неожиданно динамичных экстерьеров и интерьеров. Таковы постройки Ф. Борромини, ученика К. Мадерно. В церкви Сан Иво алла Сапиенца, 1642—1660 гг., структура плана представляет собой два пересеченных равносторонних треугольника — "Звезду Давида", а вместо традиционного купола в небеса "ввинчивается"спираль с полуготическими-полубарочными башенками-фиалами и каким-то подобием короны с шаром и крестом наверху (рис. 70—72). Фасад церкви Сан Карло "у четырех фонтанов" в Риме (1634—1667) Борромини решил типично барочной "волной": в форме сочетания выпуклых и вогнутых стен и карнизов с огромным овальным картушем, вызывающим опасение из-за своих громадных размеров и неясности крепления.

Важнейшую особенность барочной архитектуры можно определить как тенденцию смены тектонического начала атектоническим, скульптурного — пластичным (свобода "перетекания" формы из одной ее части в другую), графического — живописным. Если архитектура Классицизма строится на ясном зрительном подразделении несущих и несомых частей, то в постройках стиля Барокко эти отношения намеренно запутываются. Для искусства Барокко характерна "боязнь пустоты". Пространство архитектуры, плоскость стены или плафона заполняется обилием деталей так, что они скрывают конструктивные членения.

Дополнительным средством "форсирования живописности" служит игра цвета и света, потоки которого льются отовсюду, из самых неожиданных источников и в контрастных направлениях. Не только колонны, но и стены перестают восприниматься как опоры, отграничивающие внутреннее пространство от внешнего.

Главная художественная идея Барокко, в сущности, невыполнима: с одной стороны, создание общей иррациональной, мистической атмосферы, а с другой — стремление сделать тайну и чудо осязаемыми, предельно чувственными, материальными, чтобы "можно было руками потрогать". Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с идеализмом и мистикой. Эта особенность стиля Барокко выразилась в творчестве архитектора и скульптора Джан Лоренцо Бернини (1598—1680). Основные черты творчества Бернини — неестественность, надуманность, театральность, бутафорность. Перед собором Св. Петра в Риме Бернини построил колоннаду — типично театральную декорацию. Она скрывает расположенную за ней хаотическую застройку города и одновременно формирует иллюзорное, не соответствующее реальному пространство площади. Таковы и другие римские проекты Бернини-архитектора: площади с фонтанами и обелисками (фонтан Тритона на площади Барберини и фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона), улицами, "пробитыми" наперекор сложившейся планировке города, театральными фасадами, "прикрывающими" здания. Бернини гл автор интерьера собора св Петра: над гробницей Апостола Петра он возвел огромный, непомерно увеличенный шатер — киворий в 29 м высотой. витые колонны. Имитация ламбрекенов- складки ткани. Киворий –главный пример еще одного принципа формообразования барокко — монументализация декора. Скульптура «Видение Константина», скульпт Карла Великого (они казались бы живыми, если бы не их невероятные размеры), кафедра со статуями.

Другие работы Бернини: Мост Сан Анжело в Риме со скульптурами ангелов- держат в руках орудия страстей. Несоответствие сюжета трактовке. Экстаз Блаженной Людовики Альбертони, 1671-1674- вариация «Экстаза св Терезы».

Художественный стиль итальянского Барокко тесно связан с идеологией католицизма и движением контрреформации. Экспрессивность, мистицизм, иллюзионизм, имматериальность, свойственные Барокко, присущи и католическому мироощущению. Поэтому в Италии XVI—XVII вв. произошло соединение барочных форм, созданных художниками в результате естественной эволюции искусства Классицизма, и официальной идеологии Ватикана.

Одно из стилистических течений Барокко в Италии называется "стилем иезуитов". Его возглавлял архитектор, живописец, скульптор и теоретик искусства, член ордена иезуитов А. Поццо. Этот художник — автор росписи плафона церкви Сан Иньяцио в Риме (1684). Открывает собой жанр плафонных росписей, имитирующих безграничное, уходящее ввысь, небо.

18 в- упадок арх-ры в Италии в связи с экономическим упадком.1п- позднее барокко, 2п- классицизм. Филиппо Ювара. Работал в Турине. В произведения Ю. (фасад и лестница Палаццо Мадама, 1718—21, перестройка Палаццо Реале, 1720—21, церковь Санта-Мария дель Кармине, 1732—36, все в Турине; величественный комплекс монастыря и церкви Суперга, 1715—31- Охотничий замок Ступиниджи. План- многогранник и диагональные корпуса. Интерьер- барокко. 1729—34,) черты позднего барокко сочетаются с тяготением к классической чёткости форм и прямолинейности планов.

Луиджи Ванвителли. Королевский дворец в Казерте (Неаполь).Взял за образец не столько Версаль, сколькокоролевский дворец в Мадриде. План 4 двора. Интерьер- барокко, экстерьер- классицизм

Рим. Фонтан де Треви. 1732-62. Никколо Сальви.

Алессандро Галилеи. Ц. Сан Джованни ин Латерано

1743. Фернандо Фуга. Фасад ц. Санта Мария Маджоре.

Раскопки. Гравюры Пиранези. Серия «Римские памятники». Через гравюры влияние на арх-ру, распространялись в других странах, пропаганда классицистических тенденций по всему миру (в т.ч. Россия).

Ведущие школы: Римская и болонская, Венецианская. Тьеполо – ведуты. Сами итальянцы считали низшим жанром, дома не украшали. «Открытки» для экспорта.

ФРАНЦИЯ. Абсолютизм. гос. регулир. борьба светского и церковного начала.

17 в. Интенсивное градостр. Сооруж: Неукрепленный уже городской Дворец и Загородный ансамбль - парк.

Искусство Б. не получило разв-я во Франции.

Жак Лемерсье. Парк и город герцога Ришелье. 1625. Не сохр. Церк Сорбонны. Павильон часов.

Соломон да Брос. Люксембургский дворец.1615-1624. дворцово-парк. комплекс. Ордер + рустовка. Переход к Классицизму.

Франсуа Мансар - один из основоположников классицизма. Замок Мезон-Лафитт. 1642-50. Тип малых "интимных" дворцов загородных. Простота и Ясность композиции. четкость решения плана - черты фр.классиц.н.18в. Поэтаж.ордер. членение. Церк мон Валь де Грас. Особняк Мазарини.

Вт.пол 18 в. - расцвет абсолютизма. Академия Арх. с 1677. Блондель во главе.

Жюль Ардуэн-Мансар. Ведущий прелставитель Кл. вт.пол 18 в.

пл Л14го, пл Победы, Вандомская - новый опорный ценрт градостр-ва. Пл. Победы - круглая в плане, триумфальная. Площади носят замкнутый характер

Луи Лево. ОСНОВОПОЛОЖНИК ФР. КЛАССИЦИЗМА ВТ.ПОЛ. 18 В.

замок Во-ле-виконт.1612-1670. еще не органично сочет. с парком. Лебре-живописец, Ленотр- парк

Колледж 4х наций. 1662-1672. Центр композиции на оси Лувра. Соединив элементы дворцовой и культовой архитектуры, Лево создает облик общественного здания с купольным композиционным центром

Клод Перро. Восточный фасад Лувра. 1666. Ясность соподчин. частей. Гигантский ордер. В конкурсе участвовал Бернини.

ВЕРСАЛЬ! Корол.резид. с 1624. Целостный дворцово-парковый ансамбль, являет собой замечательный пример синтеза искусств. Лево, Лебрен, Ленотр. Ардуэн- Мансар достраивает: Зеркальная галерея и залы Войны и мира, Спальня короля, Большой Трианон.

18в – архит акцент смещается на города: Париж, Бордо, Лион, Нанси. Созд. тип дома- особняка для отдельной семьи – отель. Новые общественные здания: Биржа, арсенал ,театры. Меняется городская планировка. Распадается единство внутреннего и внешнего решений: интерьер и экстерьер не соответствуют. Разъединяются теоретические построения и практика, тк частные потребности заказчика. 1710е парижские особняки. Доминирует стиль рококо.

Жан Куртон. Отель Матиньон, Париж. 1722-24. Отказ от анфилад. Комнаты разбросаны по плану. Высокие растеклованные окна. Фасады сохраняют ордерные элементы.

Ж. Бофран. Замок Люневиль, Лотарингия.
1703-1720

Ж. Бофран. Отель де Людр, Нанси. 1720-е.

П.-А. Деламер, Ж. Бофран. Отель Субиз. 1705-1709, 1735-1740. Классицистический фасад, рокайльный интерьер

В отелях рокайль играет существенную роль, в церквях –нет:

Р. де Котт, Ж.-Р. де Котт. Церковь Сен Рош, Париж.
1653-1722

Жак Никола Сервандони. Церковь Сен Сюльпис, Париж. 1646-1745. В капелле Анджело фрески Делакруа.

Ж. Габриэль. Королевская (ныне Биржевая) площадь, Бордо. 1731-1735. Новаторство: открытый характер, обращение к реке (Гаррона), связь с городскими улицами.

1750-60- неоклассицизм. Археологические раскопки Помпей, Геркуланума В арх-ре возвращение ордера. План здания читается четко. Анфиладная разверстка пространства. Преобладают светлые тона, сменяя рокайльную полихромность.

Эмманюэль Эре де Корни. Ансамбль площади Станислава, площади Каррьер и площади Правительства (Альянса), Нанси. 1752-1755. Расширение, соединение площадей.

Жак Анж Габриэль. Площадь Согласия, Париж. 1772-1830. Застроил только северную сторону.

Жак Анж Габрирль. Малый Трианон в Версале. 1762-1768. Тема загородного замка решена по новому. Маленькое, квадратное в плане здание.

Жак Жермен Суфло. Пантеон (церковь св. Женевьевы), Париж. Начат в 1755.

Жак Гондуэн. Хирургическая школа, Париж. 1771-1786. Сочетание Римского Пантеона и Колизея.

Виктор Луи. Театр в Бордо. 1773—1780. Форма распространяется по всей Фр. На открытом участке площади мощное прямоугольное здание.

Бумажная (говорящая) арх-ра: амфитеатр- символ свободы, пирамида- природы, триумф арка- победы.

Клод Николя Леду. Проекты города Шо. 1774, 1775- 2 проекта. Дом директора источника реки Лу. Кладбище
Дом садовника.

Э. Булле. Кенотаф Ньютона. 1784

Э. Булле. Второй проект для Королевской библиотеки. 1785

Э. Булле. Кенотаф в египетском стиле. 1786

Англия.Иниго Джонс. 1615-1642- главный архитектор. Палладианство. Квинс-хаус в Гринвиче (по образцу виллы Медичи в Поджо-а-Кайано- Сангалло, к15в), дворец Уайтхолл в Лондоне (не был осущ., каре, разделенное на 3 двора. Строго симметричная композиция. Округлый двор по образцу Эскориала) Дом банкетов (изнутри решён как базилика. Единственный зал этого здания украсил Рубенс). Ученик – Джон Уэбб. 2п 17в- разрыв между двумя периодами палладианства. Английский стиль был эклектичным, включал в себя элементы Классицизма и традиционной английской готики. К. Рен. 1666- план восстановления Лондона после пожара. Новаторство Рена: включил систему лучевых планировок, также соединение звездчатых планировок с перпендикулярным пересечением улиц. Во Фр такая система применялась Ленотром в парках. Утопична. Перестройка собора Св. Павла (1675—1710). В оформлении боковых фасадов влияние И. Джонса- выступающий полукруглый портик. Гл фасад: соединение французского ордера, поставленного один на другой, и итальянских сдвоенных колонн. Впервые в Англии базилика стала купольной. Купол впервые с 3мя оболочками, наружная- легкая на деревянных конструкциях. Для увеличения пространства распространил вес на 8, а не 4 опоры. Идея ротондальности. Гражданская арх-ра: достройка Хэмптон корта, библиотека Тринити колледжа в Кэмбридже. Церкви: Сент Мэри ле Боу, Сент Брайд на Флит Стрит. Шпиль

Ученик Рена- Н. Хоуксмур, завершил строительство Госпиталя в Гринвиче (1664—1728).

Джон Ванбру. Замок Хоуард, Северный Йоркшир. 1699-1726. Барочная постройка

Джон Ванбру. Замок Бленим, близ Оксфордшира. 1705-1724. Родовое поместье Черчилля.

Замок Ситон Делаваль, Нортамберленд. 1718-1729. Неоготическое возрождение

Возрождение идей И. Джонса- 18в. 2ой период палладианства. В основе 3 источника: античность (Витрувий), Палладио, И. Джонс. В духе Палладио строят загородные особняки. Англ ландшафтный парк (не был естественным, стилизация под дикую природу, композиция из холмов, плотин, «неожиданно» появляющихся хижин). У. Кент, Л. Браун, Р. Адам. Садово-парковый ансамбль Стоу-хаус, Букингемшир

Кент, лорд Берлингтон создавали альбомы с гравированными таблицами. Палладианская схема накладывалась на всевозможные типы зданий: городской собор, доходный дом

Р. Берлингтон, У. Кент. Чизик-хауз. Начат в 1725. Графство Мидлсекс. Англ вариант виллы Ротонды. Главный- 2ой этаж. Состоит лишь из парадных залов.

Роберт и Джеймс Адамы. Организовали фирму «Адельфи». Английский классицизм рубежа 18-19вв. Иногда в Англии называют «стиль Адам» или «стиль Адельфи». Сами Адамы называли свой стиль этрусским Р. Адам. Этрусская комната в особняке Остерли-парк. 1761-1779. Лондон

Яркое воплощение стиль Барокко получил в искусстве южных католических областей Германии — Баварии, Франконии. Шедевром иллюзионизма в стиле католического Барокко является архитектурно-скульптурная композиция Успение Богоматери в алтаре монастырской церкви в Роре, созданная в 1717—1725 гг. братьями Азам (Космас и Эгидий). В Вюрцбурге, где находилась резиденция католического епископа, с 1711 г. работал архитектор Б. Нойман. Он создал пышный и бурный, насыщенный декором стиль немецкого барокко с элементами орнаментики, близкой французскому Рококо. Плафон вестибюля епископской резиденции в Вюрцбурге, возведенной по проекту Ноймана, расписал Дж. Б. Тьеполо. Под влиянием итальянского искусства складывался стиль Барокко в Саксонии. Оригинальное, центрическое в плане, но очень барочное по духу сооружение построил архитектор Г. Бер — здание протестантской церкви Фрауенкирхе в Дрездене (1726—1743). Церковь уничтожена бомбардировками в 1945 г., восстановлена после объединения Германии. Католическая церковь в Дрездене возведена в 1738—1754 гг. по проекту итальянского архитектора Г. Кьявери. Она представляет собой трехнефную базилику с высоким центральным нефом, "берниниевским" фасадом и стройной трехъярусной колокольней — кампанилой, определяющей красоту силуэта центральной части города. До этого Кьявери работал в Петербурге, и многие видят в силуэте башни отголоски стиля "петровского барокко". Архитектор М. Д. Пёппельман и скульптор Б. Пермозер были главными создателями дворца Цвингер в Дрездене (1710—1728). Пёппельман — также автор проектов замка Морицбург и дворца Пильниц. В Берлине А. Шлютер возвел королевский дворец (1698—1706) в стиле более сдержанного северного Барокко (во время Второй мировой войны дворец разрушен). Барокко в Пруссии, более рациональное и конструктивное, отчасти под влиянием Франции эволюционировало в сторону Рококо, как это видно на примере дворца и парка Сан-Суси в Потсдаме, творения Г. В. фон Кнобельсдорффа (1744—1753).

Пышным, помпезным, хотя также с элементами рокайльного декора, было австрийское, или венское, Барокко (его называют венским рококо) середины XVIII столетия, времени правления императрицы Марии Терезии (1740—1780). В 1716—1737 гг. в Вене по проекту архитектора Й. Б. Фишера фон Эрлаха возведена церковь Св. Карла Борромея — выдающееся, но эклектичное сооружение с мощным овальным в плане куполом, колонным портиком в центре и двумя фланкирующими башнями, сделанными по образцу античной триумфальной колонны Траяна в Риме.

Испания. Мистика и религиозная экзальтация, свойственная испанской разновидности католицизма, соединялась с мощным стремлением к натурализму, иллюзии, смакованию низменного и даже уродливого. Это дало основание Б. Р. Випперу назвать испанское искусство первой половины XVII в. "барочным реализмом". К тому же испанское Барокко, в отличие от итальянского, выросло не из Классицизма эпохи Возрождения и античного наследия, а воскрешало атмосферу национального Средневековья: испано-мавританского искусства, каталонской готики, а также своеобразных стилей испанского Ренессанса: исабеллино и платереск. Характерен мелкий декор, наложенный «ковром» на ордерную систему. В архитектуре и искусстве деревянных резных алтарей — ретабло — в стиле испанского Барокко прославился Х. Чурригера, откуда название стиля"чурригереск".

Под влиянием Испании стиль Барокко развивался во Фландрии, с 1610 г. оказавшейся под властью испанской короны. Центром своеобразного фламандского барокко стал г. Антверпен, а его олицетворением — гений П. Рубенса. Характерным памятником стиля фламандского барокко является дом Рубенса в Антверпене, построенный им по своему проекту, восстановленный после ВОВ. Стены обиты кожей, прописи золотом.

В противоположность фламандскому, более северное "голландское барокко" сдержанно и даже аскетично. Глава амстердамской архитектурной школы Х. де Кейсер, создатель оригинального голландского стиля, все же ближе к Классицизму. Его последователь Я. фан Кампен, автор здания ратуши в Амстердаме (1648—1655), работал под итальянским влиянием, используя элементы Барокко, но его произведения также не могут быть отнесены к этому стилю.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.