Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Визуальное обследование технического состояния основных строительных конструкций



6.4.1 Общие сведения

В данном разделе приведены содержание и объемы работ при самостоятельном выполнении несложных визуальных обследований персоналом по ЭЗиС, позволяющих выявить внешние первичные признаки аварийно опасных дефектов и повреждений.

В приложении И приведены внешние признаки основных дефектов и повреждений категории опасности «А» и «Б» дымовых труб, градирен, железобетонных и металлических резервуаров для хранения жидкого топлива и горячей воды, эстакад топливоподачи, железобетонных и металлических конструкций зданий и сооружений.

6.4.2 Несущие железобетонные конструкции

6.4.2.1 Визуальное обследование и определение технического состояния железобетонных конструкций зданий и сооружений должны включать в себя выявление:

- состояния защитных покрытий (лакокрасочных, штукатурных, теплоизоляции, защитных экранов и др.);

- наличия увлажненных участков и поверхностных высолов;

- состояния прочностных признаков защитного слоя;

- наличия трещин и отколов защитного слоя;

- нарушения сцепления арматуры с бетоном;

- наличия коррозии арматуры (путем контрольных выколов защитного слоя);

- наличия видимых дефектов бетонирования конструкций, оставшихся с периода строительства.

6.4.2.2 При наличии увлажненных участков и поверхностных выколов на бетоне необходимо определять размер этих участков и причину их появления.

6.4.2.3 При осмотрах надлежит учитывать, что наиболее опасны в железобетонных конструкциях следующие виды трещин:

- в колоннах - вертикальные на гранях колонн, горизонтальные;

- в балках и прогонах - наклонные у опорных концов, вертикальные и наклонные в пролетных участках;

- в плитах - в средней части плиты, направленные поперек рабочего пролета с максимальным раскрытием на нижней поверхности плиты; радиальные и кольцевые в середине с возможным отделением защитного слоя и разрушением бетона плиты; на опорных участках, направленные поперек рабочего пролета с максимальным раскрытием на верхней поверхности плиты.

Характеристики трещин в железобетонных конструкциях и причины их образования приведены в приложении К.

6.4.2.4 Для определения степени стабилизации трещин, не представляющих опасности в момент обследования, следует организовать наблюдения за ними, для этого необходимо:

- на всех наиболее характерных трещинах установить гипсовые или цементные маяки и организовать наблюдение за их состоянием;

- отметить краской, тонкими четкими линиями границы наблюдаемых трещин (начало и конец), поставить у этих линий дату наблюдений;

- наблюдение за трещиной проводить в течение 20 - 30 дней. Если в течение этого времени маяки окажутся целыми, а длина трещин не возрастает, то их развитие следует считать законченным;

- эскиз (фотографии) трещин, их развитие и установки маяков вести в техническом журнале осмотра строительных конструкций.

Вертикальные трещины на гранях колонн, испытывающих статическую нагрузку, могут появляться в результате чрезмерного изгиба стержней рабочей арматуры. Такое явление может возникнуть в тех колоннах и их зонах, где редко поставлены хомуты.

Наличие такой причины должно быть проверено выборочными вскрытиями защитного слоя.

6.4.2.5 Горизонтальные трещины в железобетонных колоннах не представляют непосредственной опасности, если ширина и глубина их невелики, однако через такие трещины могут попасть к арматуре воздух и влага и вызвать коррозию металла.

6.4.2.6 При обнаружении наклонных трещин на опорных концах балок и прогонов последние необходимо относить к конструкциям с недостаточно несущей способностью по наклонным сечениям, где действуют скалывающие напряжения. Вертикальные и наклонные трещины в пролетных участках балок и прогонов свидетельствуют также о недостаточной их несущей способности на восприятие изгибающего момента.

6.4.2.7 Монолитные плиты с трещинами на опорных участках, направленными поперек рабочего пролета, следует относить с конструкциям с недостаточной несущей способностью по изгибающему опорному моменту.

6.4.2.8 В железобетонных элементах зданий нередко наблюдаются трещины, причиной которых является коррозия арматуры от воздействия проникающей влаги из окружающей среды через поры и дефекты защитного слоя. Стержни арматуры при коррозии увеличиваются в объеме за счет образования кристаллов окиси металла на их поверхности, и это вызывает появление трещин в защитном слое бетона, обычно расположенных вдоль стержней. Для выявления этого признака необходимо выборочное вскрытие защитного слоя.

6.4.2.9 Следует иметь в виду, что в процессе эксплуатации в стыках и на замоноличенных связях наблюдается возникновение трещин за счет усадочных явлений в бетоне замоноличевания. Наличие таких трещин показывает, что нарушена плотность прилегания раствора к металлу, что облегчает доступ к нему влаги и воздуха и создает условия для процесса коррозии арматуры. Такие участки замоноличевания стыков следует относить к конструкциям с недостаточной плотностью бетона и к влагопроницаемым, требующим защиты от коррозии.

6.4.2.10 Для оценки прочности бетона неразрушающими механическими методами следует использовать склерометры или эталонные молотки.

Испытывать конструкции толщиной менее 60 мм методом упругого отскока не рекомендуется.

При отсутствии склерометра или эталонного молотка может использоваться обычный молоток и зубило, с помощью которых можно установить ориентировочную прочность бетона (приложение Л).

6.4.2.11 Выявление состояния арматуры железобетонных конструкций необходимо производить путем удаления защитного слоя бетона с обнажением рабочей и монтажной арматуры.

Обнажение арматуры производить в местах наибольшего ее ослабления коррозией, которые выявляются по отслоению защитного слоя бетона, образованию в нем трещин и пятен ржавой окраски, расположенных вдоль стержней арматуры.

Для определения степени ослабления сечение очищенной арматуры от ржавчины измеряется в местах ослабления коррозией штангенциркулем или микрометром.

6.4.2.12 При обследовании железобетонных конструкций необходимо выявлять следы коррозионных повреждений в доступных (для осмотра и обследования) закладных деталей, наличие, характер и размеры повреждений противокоррозионных защитных металлизационных и окрасочных покрытий.

Если предыдущие текущие и капитальные ремонты не приостановили процесса развития коррозии арматуры и бетона и состояние конструкции ухудшается, необходимо провести более детальное и глубокое обследование конструкций с привлечением специализированных организаций.

6.4.2.13 При проведении обследования каменных и армокаменных стен следует учитывать, что наиболее часто дефекты и повреждения наружных и внутренних стен возникают из-за воздействия агрессивных газов, пыли и других реагентов при наличии повышенной влажности (более 60 %).

6.4.3 Несущие металлические конструкции

6.4.3.1 Основными дефектами и повреждениями металлоконструкций, которые надлежит выявлять в первую очередь при осмотрах, являются:

- в сварных швах: дефекты формы шва - неполномерность, резкие переходы от основного металла к наплавленному, наплывы, неравномерная ширина шва, кратеры, перерывы;

- дефекты структуры шва - трещины в швах или околошовной зоне, подрезы основного металла, непровары по кромкам и по сечению шва, шлаковые или газовые включения или поры;

- в заклепочных соединениях - зарубки, смещение с оси стержней и маломерность головок, избыток или недостаток по высоте потайных заклепок, косая заклепка, трещиноватость или рябина заклепки, разрубки металла обжимкой, неплотные заполнения отверстий телом заклепки, овальность отверстий, смещение осей заклепок от проектного положения; подвижность заклепок, отрыв головок, отсутствие заклепок, неплотное соединение пакетов;

- в элементах конструкций - прогибы отдельных элементов и всей конструкции, винтообразность элементов, выпучивания, местные прогибы, погнутость узловых фасонок, коррозия основного металла и металла соединений, отклонения от вертикали, трещины.

Помимо этого, в конструкциях из алюминиевых сплавов выявляются места их контакта с коррозионно-активными материалами.

6.4.3.2 При осмотре стальных конструкций с болтовыми соединениями проверяют целостность болтов и надежность соединений: степень натяжения болтов и плотность прилегания головок болтов и гаек к соединяемым элементам.

При расположении болтов под углом к соединяемым элементам следует проверить наличие клиновидных шайб под головками болтов или под гайками.

В число проверяемых включают болты со следами потеков ржавчины у головок, шайб или гаек.

6.4.3.3 В болтах шарнирных проверяют наличие приспособлений, предупреждающих развинчивание гаек или при прохождении нагрузки (стопорных винтов, контргаек и т.п.).

6.4.3.4 При осмотрах металлоконструкций эстакад топливоподачи надлежит выявлять дефекты и повреждения в соответствии с приложением И, наличие которых снижает несущую способность конструкций эстакады и безопасность ее эксплуатации.

6.4.3.5 Прогибы, изгибы, выпучивания и подобные дефекты, повреждения элементов конструкций и конструкций в целом должны выявляться визуально. Размеры их определяются с помощью тонкой проволоки и стальной линейки. Отклонения конструкций от вертикали определяются с помощью теодолита или отвеса и стальной линейки, смещение по высоте - с помощью нивелира и обычной рейки и стальной рулетки.

6.4.3.6 При осмотрах металлических строительных конструкций следует выявлять повреждения лакокрасочного покрытия и давать оценку его состояния (выветривание, растрескивание, отслаивание, пузыри, сыпь на поверхности покрытия, а также характер и степень коррозионного поражения металла и др.).

6.4.3.7 Если при осмотрах обнаружены повреждения металлоконструкций коррозией с уменьшением фактической площади сечения по сравнению с проектным значением, то вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации таких конструкций необходимо решать с привлечением специализированной организации.

6.4.4 Наружные стены

6.4.4.1 При визуальном обследовании конструкций необходимо определять: вид материала и конструктивную схему стен (несущие, самонесущие или навесные), тип кладки, толщина швов; для панельных стен - тип панелей, наличие закладных деталей, надежность их конструкции и конструктивных решений крепления к каркасу; состояние участков стен в зонах опирания на них ферм, прогонов, балок, плит перекрытий и покрытий, надежность их по параметрам устойчивости, состояние участков стен (простенков), примыкающих к проемам окон, дверей и ворот; состояние осадочных и температурных швов; состояние защитных покрытий; наличие дефектных участков (местные разрушения и участки выветривания), трещин, отклонений от вертикали, а также разрушений фактурного и защитного слоя, проницаемость швов, коррозию арматуры и закладных деталей панелей, наличие высолов, потеков, конденсата, пыли, изморози и др., их распространение и причины появления; состояние стыков и узлов сопряжений, обрамлений оконных и дверных проемов; вид и состояние горизонтальной и вертикальной гидроизоляции стен, ее расположение по отношению к отмостке.

6.4.4.2 Обязательная проверка состояния защитных устройств, неисправность которых вызывает разрушение стен, а именно:

- водоотводящих устройств крыш (желобов, труб, карнизных свесов, лотков);

- тротуаров, водоотводящих лотков на тротуарах;

- отмосток по периметру здания;

- защитных фартуков или покрытий парапетов;

- выступающих архитектурных деталей;

- подоконных сливов и т.д.

В местах разрушения указанных защитных конструкций определяется состояние несущих элементов стен.

6.4.4.3 При осмотре стен необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на долговечность и теплотехнические свойства стен:

- состояние остекления, образование у стен застоя сточных вод и нарушение системы уклонов полов к водоприемным решеткам сточных каналов промканализации;

- недостаточную герметизацию производственного оборудования, ведущую к избыточному выделению пара и влаги;

- неисправности устройств местной и общей вентиляции;

- отсутствие или нарушение гидро- и пароизоляции стен в производственных и бытовых помещениях с влажным и мокрым режимом работы.

6.4.5 Покрытия

В обследование покрытий входит осмотр несущей и ограждающей частей.

Вопросы обследования несущей части покрытий отражены в подразделах 6.4.2 и 6.4.3. В настоящем пункте приведены только вопросы натурных обследований ограждающей части покрытий.

6.4.5.1 Визуальное обследование покрытия (осмотр) следует производить со стороны кровли и со стороны помещения. При осмотре необходимо определить:

- состояние нижней поверхности несущего основания;

- вид материала и конструктивную схему покрытия;

- тип кровли и конструкцию сопряжения кровли и несущих конструкций со стенками;

- конструкцию карнизной части кровли;

- наличие и состояние закладных деталей и креплений;

- качество и сохранность заполнения швов между плитами и штучными материалами;

- состояние осадочных и температурных швов;

- состояние защитных покрытий;

- наличие дефектных участков (трещин, пробоин, прогибов), высолов, потеков, конденсата, пыли; их распространение и причины появления.

6.4.5.2 Для кровель из рулонных материалов при осмотрах необходимо, кроме того, выявлять:

- соответствие направления приклейки уклонам кровли и проекту, наличие и состояние защитного слоя;

- состояние поверхности изоляционных слоев - вмятины, воздушные и водяные мешки и потеки мастики в швах;

- детали сопряжения кровли с выступающими элементами на покрытиях (фонарные конструкции, вентиляционные шахты, парапеты и т.п.). При этом определяются величины подъема ковра на вертикальную стенку, выявляются участки растрескивания ковра, губчатость и оплывание приклеивающих мастик, надежность заделки ковра в местах примыканий;

- состояние ендов, их заиленность, загрязненность, замусоренность, наличие уклонов в сторону водосбросных воронок, правильность выполнения последних.

6.4.5.3 Для кровель из штучных материалов необходимо дополнительно учитывать:

- величины продольных и поперечных нахлесток и свеса за карнизную доску;

- соответствие нормам количества и размещения креплений;

- примыкания к выступающим над кровлей частям;

- наличие фартуков в местах примыканий к вертикальным конструкциям и воротников из оцинкованной стали к трубам;

- качество заделки зазоров между обделкой ендов, разжелобков и примыкающей поверхностью кровли;

- перекрытие коньков и ребер фасонными деталями;

- плотность прилегания элементов кровли к основанию;

- наличие и состояние компенсационных швов, рабочих ходов по кровле.

6.4.6 Полы

6.4.6.1 Обследования полов включают следующие виды работ:

- выявление условий эксплуатации;

- определение типов покрытий и конструкций полов на основании изучения технической документации или при ее отсутствии - путем вскрытия;

- исследование состояния полов.

6.4.6.2 При визуальном методе обследования надлежит фиксировать места и характер видимых разрушений (выбоин, щербин, промоин, отверстий, пробоин, трещин, вмятин, смятии и т.п.). При этом определяются размеры разрушенных участков покрытия, глубины повреждений, состояние узлов примыкания полов к другим строительным конструкциям, трубопроводам и технологическому оборудованию, участки застоя жидкостей, а также причины возникновения дефектов и деформаций. Для покрытий из штучных материалов визуально определяется также состояние швов: степень заполнения, разрыхления и наличие отслоения материала шва от покрытия и покрытия от нижележащего слоя.

6.4.7 Светопрозрачные ограждения

При визуальном обследовании должны быть выявлены видимые дефекты конструкции светопроема, его ремонтопригодность, эффективность работы приборов (механизмов) открывания и закрывания, деформаций металлического или деревянного обрамления переплетов (гибкость и их выгибы, коробление, провисы, неплотности закрывания и т.п.), количество разбитых стекол, наличие наледей и образование конденсата на поверхности, состояние материала уплотнений; наличие открытых щелей (либо полузакрытых) между оконными коробками и стеной, повреждения отливов на наружных створках оконных переплетов, нарушение уклона подоконных досок и откосов, повреждение обмазки стекол, нарушение уплотнительных мастик в швах стеклопрофилитных конструкций, либо их полное выпадение, трещины в элементах стеклопрофилита, дефекты в опорных резиновых калошах, гибкость или вибрация элементов стеклопрофилита и др.

6.4.8 Основания и фундаменты

6.4.8.1 Натурные обследования оснований и фундаментов в видимых зонах последних (в подвальных помещениях) периодически необходимы как профилактическое мероприятие, способствующее своевременному обнаружению начальных процессов деформации фундаментов и оснований по причинам неравномерной осадки, либо пучения основания. Эти деформации оснований и фундаментов сказываются на состоянии всех остальных конструкций зданий и сооружений, а поэтому предохранение их от разрушения и своевременное восстановление - одна из главных задач эксплуатации.

6.4.8.2 При обнаружении в конструкциях наземной части здания и сооружения деформаций осадочного характера (вертикальные и наклонные трещины в кирпичной или блочной кладке стен, наклонные трещины в стеновых панелях, трещины в элементах железобетонных перекрытий и покрытий, в ригелях и горизонтальных связях каркаса, разрывов в сварных швах металлических конструкций и т.д.) следует предусматривать учащенное наблюдение за осадкой фундаментов и деформациями с цикличностью, определяемой специализированной организацией.

6.4.8.3 При обнаружении трещин осадочного характера в конструкциях надлежит определить по возможности причину их возникновения, возраст трещин, измерять ширину раскрытия и протяженность трещин, определять характер раскрытия по вертикали (увеличение раскрытия к верху или к низу) и степень их опасности.

6.4.8.4 В целях предохранения оснований фундаментов зданий и сооружений и их подземных и полуподземных помещений от обводнения, размыва и осадки фундаментов под воздействием грунтовых, атмосферных и технологических вод следует:

- обеспечить исправность отмосток вокруг зданий, своевременную заделку образовавшихся просадок, выбоин и трещин в отмостках и тротуарах;

- не допускать нарушения планировки территории вблизи зданий и сооружений, исключить навалы или уплотнения грунта, подсыпку его к цоколю зданий или сооружений;

- не допускать неисправности подземных технологических коммуникаций, подземных или полуподземных емкостей (дренажных или багерных приямков, баков-аккумуляторов воды, маслобаков, мазутных баков), своевременно устранять выявленные протечки;

- не допускать несогласованной с генеральным проектировщиком или специализированной организацией откачки с понижением горизонтов подземных вод относительно естественного положения в близости от зданий (сооружений);

- систематически очищать от засорения водосточные лотки и водосточные трубы, ливнестоки (открытые лотки, кюветы и дренажи). Сечения ливнестоков должны обеспечивать свободный сток воды, облицовка не должна допускать их размывов;

- поддерживать исправное состояние дренажной сети, находящейся на промплощадке, так как нарушение ее работы может привести к изменению не только влажностного, но и температурного режимов грунтов;

- проверять во время сильных дождей исправность работы водоотводящих устройств и устранять обнаруженные неисправности.

Мосты

7.1 На мостах должны быть организованы наблюдения за следующими показателями:

- осадкой и смещением опор;

- высотным и плановым положением балок, пролетного строения (ферм);

- высотным положением проезжей части.

7.2 Состав и периодичность проведения эксплуатационных наблюдений регламентируется местной инструкцией и устанавливается в соответствии с местными условиями, рекомендациями проектных и специализированных организаций, на основании результатов проведенных обследований и испытаний.

7.3 При осмотрах конструкций деформационных швов устанавливают обеспеченность свободного перемещения концов пролетных строений от воздействия температуры и временных нагрузок, а также плавность сопряжения конструктивных элементов швов с покрытием проезжей части.

В швах перекрытого типа определяют состояние перекрывающих элементов окаймления и надежность их анкеровки, наличие и состояние водоотводных лотков.

На всех мостах проверяют надежность крепления перил, ограждающих устройств, бордюров, мачт освещения.

7.4 Мосты, подверженные воздействию потока, осматриваются дополнительно перед паводком и после него.

Внеочередные осмотры производятся также после пропуска по мосту сверхнормативных и негабаритных грузов.

Все случаи пропуска сверхнормативных нагрузок должны быть зафиксированы в техническом паспорте моста.

Периодичность осмотров указывается в инструкции по эксплуатации моста.

7.5 Цельносварные, клепанные, сварные, а также усиленные сваркой стальные и сталежелезобетонные пролетные строения необходимо осматривать в зимний период не реже одного раза в месяц, а при температуре ниже минус 20 °С - ежедневно.

7.5 При осмотрах необходимо пользоваться постоянными или временными лестницами, люльками, переносными или стационарными подмостями и пр.

7.6 В период низких температур проезжая часть, а также подходы к мосту должны очищаться от снега и льда.

7.7 Систематические обследования осуществляются мостостанциями с периодичностью один раз в пять лет для деревянных мостов и один раз в 10 лет для бетонных, каменных и металлических, кроме того, в следующих случаях:

- после капитального ремонта или реконструкции;

- при возникновении неисправностей, влияние которых нельзя оценить расчетным путем;

- при организации пропуска сверхнормативных нагрузок;

- после стихийных явлений, могущих вызвать повреждение моста.

Крановые пути

8.1 Крановые пути на ТЭС в связи с постоянной их эксплуатацией при воздействии динамических нагрузок должны подвергаться не реже одного раза в 12 мес. частичному техническому обследованию.

8.2 Частичные технические (контрольные) обследования крановых путей должны производиться в целях своевременного выявления и устранения дефектов, повреждений и отклонений от параметров в соответствии с приложением Н.

8.3 Не реже одного раза в три года должно выполняться полное техническое обследование крановых путей с привлечением специализированной организации, имеющей лицензию на право выполнения данного типа работ.

8.4 Ответственность за содержание в исправном состоянии кранов и крановых путей должна быть возложена на инженерно-технического работника ТЭС, соответствующего цеха или подразделения, где эксплуатируется крановое оборудование.

8.5 Содержание рельсового кранового пути в части допусков на укладку при замене и при эксплуатации должно производиться с учетом нормативных требований (в соответствии с приложением Н).

Допуски для путей козловых кранов пролетом более 30 м принимают по нормам мостовых перегружателей.

8.6 В случае выявления серьезных дефектов в верхних полках стальных и железобетонных подкрановых балок (трещин, смещений балок в плане, перекосов полок, прогибов и т.п.) должно быть организовано внеочередное полное техническое обследование крановых путей.

8.7 Очередное полное техническое обследование состояния крановых путей должно выявлять:

- величины отклонений от допусков;

- положение в плане крановых рельсов относительно проектной оси и их положение относительно фактического положения осей подкрановых балок;

- погнутости, прогибы, крены верхних полок стальных подкрановых балок;

- износ реборд катков и головки рельса;

- качество сварных соединений в сварных конструкциях подкрановых балок и особенно в опорных узлах и серединах пролетов с выявлением характерных дефектов сварки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.