Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ценовая эластичность спроса и ее использование



Тема 4. Рыночный спрос и его эластичность

 

До сих пор речь шла об индивидуальном спрос и о спросе на конкретный продукт индивида. Однако на рынке все эти индивидуальные попить объединяются в рыночный спрос. Задача этой темы - выяснить, как происходит его формирование, и определить способы измерения силы, с которой те или иные факторы влияют на количество товаров, которые потребитель готов приобрести.

 

Кривые рыночного спроса

 

Рыночный спрос формируется как суммарный спрос всех потребителей. В зависимости от потребительских предпочтений и доходов их желания и возможности приобрести товар при одинаковых ценах будут отличаться. В табл.4.1 приведены условные данные об индивидуальном спрос трех потребителей на товар Х. Рыночный спрос - это сумма индивидуальных спросов, соответствующих определенному уровню цен. Иначе говоря, это количества товара, все потребители готовы приобрести по тем или иным ценам.

 

Таблица 4.1.Формирование рыночного спроса

Цена товара Х Спрос потребителя 1d1 Спрос потребителя 2 d2 Спрос потребителя 3 d 3 Рыночный спрос D
Р1 = 15 - -
Р2 = 10 -
Р3 = 5
Р4 = 2

 

Как видно из табл.4.1, при цене Р1 только потребитель 3 будет проявлять интерес к приобретению товара Х, потому рыночный спрос совпадать с индивидуальным спросом потребителя 3. При снижении цены до уровня Р2 рыночный спрос будут формировать уже два потребителя, а при цене Р3 и Р4 - все три потребителя.

Кривая рыночного спроса показывает общий объем спроса всех потребителей при любой цене (рис.4.1). Она возникает путем составления индивидуальных спросов. Поскольку кривые индивидуальных спросов имеют отрицательный наклон, то и кривая рыночного спроса тоже будет иметь соответствующий наклон.

Рыночный спрос, с одной стороны, зависит от всех факторов, влияющих на индивидуальный спрос, а с другой - от самого числа носителей этого спроса, то есть от количества потребителей (рис.4.2).

 

Р

 

 

Р1

Р2

Р3

 

Р4 d1 d2 d3 D

Qx

4.1. Рыночный спрос

 

На величину спроса, т.е. на передвижение точки по неизменной кривой спроса, влияет исключительно цена товара. Все остальные факторы, от которых зависит количество товара, которое потребители готовы приобрести, относятся к неценовым. Их действие приводит к передвижению самой кривой спроса на графике вправо (увеличение спроса), или влево (уменьшение спроса).

 

Рыночный спрос
Кол-во потребителей
Индивидуальный спрос
доход
цены
Потребительские предпочтения
Ценовые ожидания

Рис.4.2. Факторы рыночного спроса

 

К неценовых факторов рыночного спроса относятся:

- Изменение потребительских предпочтений под воздействием изменения потребностей потребителя, моды или рекламы;

- Изменение цен на другие товары, в том числе товары-субституты или товары-комплементы;

- Количество потребителей, которые выходят на рынок этого товара;

- Ценовые ожидания покупателей;

- Доходы потребителей.

В реальной жизни ни один из перечисленных факторов не действует обособленно, в чистом виде. Они переплетаются, образуя сложную и противоречивую систему, но понимание механизма действия каждого из них дает ключ к пониманию многих событий реальной экономической жизни.

 

Ценовая эластичность спроса и ее использование

 

До сих пор речь шла лишь о направленности влияния того или иного фактора на спрос. Но практическое использование полученных знаний требует и умения измерить силу, с которой определенный фактор влияет на объем желаемых закупок потребителя. Эта проблема решается с помощью оценки эластичности спроса.

Как известно, на величину спроса влияет цена. Эластичность спроса по цене - это показатель процентного изменения объема спроса при изменении на 1% цены на товар вдоль данной кривой спроса на него. Она показывает чувствительность объема (величины) спроса к изменениям цены товара при условии, что все другие факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными:

 

(4.1)

Эластичность тесно связана с показателями наклона кривой спроса. Но если последняя дает соотношение между уменьшением или увеличением объема закупленных товаров в натуральных показателях в зависимости от изменения цен на 1 доллар, гривну или марку, то эластичность демонстрирует более универсальную зависимость - процентное изменение.

Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то эластичность спроса по цене изменяется от нуля до минус бесконечности. Для практического использования эластичность спроса по цене берут, как правило, по модулю: | Ed |. Чем больше значение этого показателя, тем больше ценовая эластичность. Если:

0 <| Ed | <1 - спрос неэластичен;

| Ed | = 1 - спрос с единичной эластичностью;

1 <| Ed | <- ¥ - спрос эластичен.

Эластичность спроса по цене зависит от целого ряда факторов, в частности:

- Наличие товаров-субститутов. Чем больше существует товаров, способных достаточно эффективно заменить друг друга, тем активнее реагирует спрос на изменение цен на них. Примером могут служить автомобили одного класса или различные виды прохладительных напитков. Напротив, если на рынке нет товара, который мог бы послужить хорошим заменителем существующего, то изменение цен на него почти не вызывает соответствующих колебаний объемов продаж. Это, скажем, может быть инсулин для больных сахарным диабетом;

- Время приспособления к изменению цен. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, ведь для поиска товаров-субститутов и изменения структуры потребления требуется время;

- Доля потребительского бюджета, затрачиваемого на продукт. Здесь зависимость обратная: чем больше доля, тем меньше эластичность, и наоборот.

Расчеты эластичности спроса по цене имеют достаточно широкое практическое использование как для прогнозирования потребительских расходов, так и для проведения ценовой политики фирмы. Для продавца важно знать, сколько денег потребитель готов потратить на приобретение данного товара при различном уровне цены на него, ведь расходы потребителя является ни чем иным, как валовым доходом продавца:

 

Общие затраты покупателя = PQ = валовой доход продавца.

 

На рис. 4.3 показаны выигрыш продавца от увеличения цены на товар, и его проигрыш от вызванного этим ростом цены уменьшение объема продаж. Если площадь фигуры P1P2N2V (выигрыш от роста цен) больше чем площадь фигуры Q2Q1N1V (проигрыш от уменьшения объема продаж), то общие доходы продавца возрастут. Если же большая площадь последней фигуры, то при росте цены общие доходы продавца уменьшатся. Тот или иной результат будет зависеть от эластичности спроса по цене: при | Ed |> 1 - продавец проиграет, при Ed <1 - продавец выиграет.

P

Выигрыш продавца

 

P2 N2

 

P1 V N1 Проигрыш продавца

 


O Q2 Q1 Q

Рис.4.3. Выигрыш и проигрыш продавца при повышении цены

 

В обобщенном виде влияние эластичности спроса на реакцию общих затрат потребителя на приобретение товара в зависимости от изменения цены указаны в табл.4.2. Отметим дополнительно, что если эластичность равна нулю, то есть спрос не реагирует на изменение цены, выступая как абсолютно неэластичный, то увеличение или уменьшение дохода продавца будет прямо пропорциональным изменению цены.

Таблица 4.2

Влияние эластичности спроса по цене на общий доход продавца

Эластичность спроса по цене Признак эластичности Изменение выручки при уменьшении цены Изменение выручки при увеличении цены
Эластичный спрос Ed >1 + -
Спрос с единичной эластичностью Ed= 1
Неэластичный спрос Ed <1 - +

 

Практика хозяйствования богата примерами использования показателей эластичности спроса по цене для принятия экономически обоснованных решений. Довольно часто осуществления каких-либо экономических действий требуют постоянных затрат. Тогда прибыль предпринимателя будет зависеть только от объема выручки, то есть от того количества денег, которую согласятся оплатить покупатели за предлагаемый товар. Классическим примером такой ситуации является проведение концерта на стадионе. Затраты организаторов на аренду арены, гонорар артистам, рекламу и т.д. практически не зависят от количества зрителей, которые придут на концерт, поэтому могут рассматриваться как постоянные. С другой стороны, количество зрителей, а значит и выручка, зависит от цен на билеты. Чем должны руководствоваться организаторы, устанавливая цены на входные билеты?

Можно исходить из того, что цены должны быть такими, чтобы максимально заполнить стадион, не оставляя ни одного свободного места. Но при этом не обязательно будет достигнута максимальная выручка. Если спрос на билеты неэластичен, то повышение цены уменьшит количество зрителей в меньшей степени, чем вырастут цены, а потому общая выручка расти. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто единичной эластичности. Дальнейшее же повышение цены приведет к скорейшему уменьшению зрителей и, как результат, - к уменьшению выручки. Таким образом, выручка достигает своего максимального значения при ценах, соответствующих единичном значению эластичности спроса. Вот почему мы можем наблюдать незаполненные залы на концертах знаменитых артистов, полупустые салоны самолетов и вагоны поездов и т.д.. В данном случае недоиспользуются мощности того или иного капитала, но максимизируется выручка предпринимателя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.