Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ прибыли и рентабельности предприятия



 

Важнейшей характеристикой успешности любого бизнеса является его способность приносить прибыль своим владельцем. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников организации, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль есть конечный результат деятельности предприятия.

 

Различные виды прибыли, представленные в финансовой отчетности, представляют собой «наиболее общие показатели, стабильный рост которых в динамике свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности предприятия»62.

 

Анализ финансовых результатов деятельности организации, прежде всего, опирается на информацию, которая содержится в форме № 2 «Отчете о прибылях и убытках» и включает в себя следующие этапы:

 

· анализ изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

· структурный анализ соответствующих статей (в процентах к выручке от реализации);

· изучение динамики изменения показателей за ряд периодов – трендовый анализ;

 

· анализ влияния отдельных факторов на прибыль организации, таких как, например: отпускные цены на реализованную продукцию, объем продукции, себестоимость продукции, экономия от снижения

 

себестоимости продукции и т.д.

 

Однако по абсолютным показателям прибыли нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы его деятельности – ресурсы и инвестиции, которые обеспечили получение соответствующих финансовых результатов. К тому же абсолютные величины плохо поддаются сравнениям и сопоставлениям.

 

Поэтому для характеристики эффективности деятельности организации наряду с анализом данных отчета о прибылях и убытках служит система относительных показателей рентабельности (т.е. прибыльности или доходности). В отличие от рассмотренных выше групп коэффициентов, характеризующих ту или иную сторону финансового состояния предприятия, показатели рентабельности являются комплексными и позволяют оценить как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления его хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственным капиталом, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.

 

Поскольку рентабельность характеризует «прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции»63, то коэффициенты рентабельности отражают результативность многих управленческих решений, а также совместное влияние структуры капитала и качества управления активами на финансовые результаты деятельности организации.

 

В качестве показателя прибыли может использоваться учетная бухгалтерская прибыль (балансовая прибыль до налогообложения), чистая прибыль (экономическая) или прибыль от продаж (валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов). Главное условие – чтобы во всех расчетах в анализе применялся один и тот же показатель прибыли.

 

При этом увеличение рентабельности рассматривается как положительная тенденция, а ее снижение служит сигналом неблагополучия. Отрицательное же значение коэффициентов рентабельности свидетельствует об убыточности деятельности предприятия.

 

Основные показатели рентабельности представлены в таблице 19. Все эти показатели могут рассчитываться на основе различных видов прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Перечисленные коэффициенты рентабельности не имеют нормативных значений, изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

 


 

62 Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2009. – С. 175.

63 Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / [Н.В. Колчина и др.]; под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 278.


Таблица 19 – Показатели (коэффициенты) рентабельности предприятия

 

    Показатели,                     Способ расчета,          
  их краткая характеристика               условные обозначения          
                                                     
I.ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ                                                      
                                                   
1. Коэффициент валовой прибыли (gross profit margin –GRM) – характеризует долю валовой прибыли,           GP       Пвал         с.029(ф.2)            
которая содержится в денежной единице реализованной продукции, и является одним из наиболее важных   GRM =     =       =   ´100%  
показателей для менеджеров предприятия. Позволяет определить величину, которая остается после вычета     SAL   Вп       с.010(ф.2)  
                               
себестоимости реализованной продукции, на покрытие остальных расходов (коммерческих,                                
GP (Пвал) – величина валовой прибыли (это разница между  
административных, финансовых и прочих), а также отражает эффективность управления  
выручкой от продаж и себестоимостью реализованной  
производственными затратами и обоснованность ценовой политики организации64. Рост показателя  
свидетельствует об эффективности осуществления основной деятельности предприятия, а его снижение продукции);                                              
SAL (Вп) – выручка от продаж (реализации) продукции  
означает либо падение спроса или цен на продукцию, либо опережающий рост затрат на ее изготовление.  
                                                 
2. Коэффициент (маржа) чистой прибыли (net profit margin – NPM) – показывает долю чистой NPM =   NP = ЧП   = с.190(ф.2)   ´100%  
прибыли, содержащуюся в денежной единице выручки, и измеряет чистую рентабельность продаж                              
SAL   Вп   с.010(ф.2)    
организации, ее способность генерировать средства для выплат собственникам и развития за счет                            
внутренних ресурсов65. При прочих равных условиях, чем выше значение показателя, тем более успешной NP (ЧП) – величина чистой прибыли (прибыль, остающаяся  
является деятельность предприятия.         на предприятии после уплаты всех налогов)          
3. Коэффициент рентабельности продаж (реализованной продукции) (return on sales – ROS) –                                                  
показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции или какую сумму ROS = EBIT =   Попер = с.050(ф.2) ´100%  
операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами,                                  
SAL     Вп     с.010(ф.2)  
сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции и других операционных                          
расходов. Чем выше значение показателя, тем эффективнее операционная деятельность организации. Рост EBIT (Попер) – величина операционной прибыли (прибыли от  
коэффициента является следствием роста цен при постоянных затратах на производство или снижения продаж) (это разница между валовой прибылью и суммой  
затрат на производство при постоянных ценах. Причинами его снижения могут быть как рост коммерческих и управленческих расходов)          
производственных и операционных затрат, так и падение выручки.                                                    
4. Коэффициент рентабельности основной деятельности (рентабельности продаж продукции к РОД = Попер       =               с.050(ф.2)       ´100%  
затратам на ее производство) (РОД)–характеризует сумму прибыли от продаж,приходящейся на каждый с / сполная                                    
      (с.020 + с.030 + с.040)ф.2  
рубль затрат на производство и сбыт продукции. Чем выше значение числителя и ниже знаменателя, тем с/сполная – полная   себестоимость реализованной продукции  
рентабельнее деятельность организации. Организация должна придерживаться финансовой стратегии    
(включает производственную себестоимость, а также  
минимизации затрат на производство и сбыт продукции66.      
            коммерческие и управленческие расходы)          

 

 

64Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2009. – С. 176.

65Там же. – С. 177.

66 Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности: учебно-методический комплекс / под ред. проф. Л.М. Полковского. – М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 129.


                                                                            Продолжение таблицы 19.  
Показатели,                                                             Способ расчета,                
их краткая характеристика                                                       условные обозначения              
                                                                                   
II. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКТИВОВ                                                                                          
                                                                                           
5. Коэффициент рентабельности активов (общая рентабельность предприятия, рентабельность                                                                                          
совокупного капитала) (return on assets – ROA)–позволяет оценить результаты основной деятельности   ROA = EBIT =   Попер   =     с.050(ф.2)         ´100%    
предприятия, показывает способность активов (имущества) генерировать прибыль независимо от                                                                      
                                    Аср   (с.300нп + с.300кп (ф.1)) / 2  
    A                        
                                                     
источника их привлечения. Он «выражает отдачу, которая приходится на рубль совокупных активов                                                      
                                                                                         
фирмы»67. Этот показатель определяет эффективность и прибыльность всего имущества организации и   A ср)–средняя величина активов(имущества)организации    
применяется для определения уровня ее конкурентоспособности. Причинами изменения значений за период;                                                                              
показателя могут служить как рост активов, так и уменьшение прибыли. Снижение коэффициента нп, кп – начало периода, конец периода                
говорит о падающем спросе на продукцию и о перенакоплении активов предприятия.                                                                                          
6. Экономическая рентабельность (рентабельность активов по чистой прибыли) (ЭР) – показывает,                           ЧП                           с.190(ф.2)                
сколько денежных единиц чистой прибыли организация получает в расчете на денежную единицу своего         ЭР =   =                   ´100%    
                                                     
имущества, т.е. отражает эффективность использования имущества предприятия. От уровня этого           Аср   (с.300нп + с.300кп (ф.1)) / 2    
                                                   
показателя, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.                                                                                          
7. Коэффициент рентабельности чистых активов (return on net assets – RONA) – показывает, сколько   RONA = EBIT   =   Попер   =   с.050(ф.2)         ´100%    
денежных единиц прибыли предприятие получает на денежную единицу чистых активов. Т.к. чистые                                     ЧАср (с. __ нп + с. __ кп (ф.1)) / 2    
            NA          
                                           
активы всегда соответствуют чистым инвестициям, он одновременно является общей мерой                                            
                                                                                         
эффективности инвестиционной деятельности, характеризуя отдачу на вложенный организацией капитал.   NA (ЧАср)–средняя величина чистых активов за период    
8. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (return on fixed assets – ROFA) –                                                                                          
характеризует эффективность использования иммобилизованных активов предприятия. Определяет   ROFA =   NP =   ЧП =       с.190(ф.2)     ´100%    
величину прибыли, приходящейся на денежную единицу, вложенную во внеоборотные активы. При                                                                
                                                               
                                                         
                FA       ВАср       (с.190нп + с.190кп (ф.1)) / 2      
расчете и анализе этого показателя следует оценить реальную стоимость внеоборотных активов,                                  
                                                                                         
имеющихся на балансе организации (т.к. их оценка может быть занижена), и долю активной части   FA (ВАср)–средняя величина внеоборотных активов за период    
основных средств, участвующих в производственном процессе и соответственно приносящих прибыль.                                                                                          
9. Коэффициент рентабельности оборотных активов (текущих средств) (return on current assets –   ROCA =     NP =     ЧП   =     с.190(ф.2)   ´100%    
                                                         
                                                + 290        
ROCA)–отражает эффективность и прибыльность использования мобильных средств организации.                   CA         ОАср           (с.290нп кп (ф.1)) / 2      
Определяет величину прибыли, приходящейся на денежную единицу, вложенную в оборотные активы.                                                                                          
СА (ОАср)–средняя величина оборотных активов за период    
     

 

 

67 Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2009. – С. 178.


Окончание таблицы 19.

 

Показатели,                         Способ расчета,      
их краткая характеристика                     условные обозначения    
                                     
III. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИСТОЧНИКОВ КАПИТАЛА                                              
                                               
10. Коэффициент рентабельности собственного капитала (финансовая рентабельность) (return on                                              
equity – ROE)–показывает,насколько эффективно используется собственный капитал организации,т.е.                                              
какой доход получает предприятие на денежную единицу собственных средств, и позволяет установить                                              
зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной             NP   ЧП           с.190(ф.2)    
от их использования. Стабильный рост коэффициента характеризует высокую эффективность управления     ROE = = =         ´100%  
                               
          СК ср (с.490 нп + с.490 кп (ф.1)) / 2  
всеми видами ресурсов и затрат фирмы, однако его значительное отклонение от среднеотраслевого               E        
значения может свидетельствовать о чрезмерном уровне долга в структуре капитала и повышенном                                              
  E (СКср)–средняя величина собственного капитала за период  
финансовом риске. Низкое значение капитала может свидетельствовать о наличии избытка собственного    
                                             
капитала по отношению к заемным средствам, что, с точки зрения акционеров (учредителей),                                              
подтверждает неудовлетворительность использования капитала или недостаточность привлечения                                              
заемного капитала.                                              
                      ROIE = NP = ЧП =    
                                   
                            Инвср    
                        I    
                                       
11. Коэффициент рентабельности инвестированного капитала (return on investment equity – ROIE) –                         с.190(ф.2)          
характеризует эффективность использования собственного капитала и привлеченных на долгосрочной                               ´100%  
                                           
    = ((с.490 + с.590)нп + (с.490 + с.590)кп (ф.1)) / 2  
основе заемных средств.      
    I     (Инвср) – средняя величина собственного и долгосрочного  
  заемного капитала за период                  

Пример 7. Рассчитаем и проанализируем основные показатели рентабельности предприятия ООО

 

«Нутривит», взяв исходные данные из таблиц 4 и 5 и сгруппировав полученные результаты в таблицу 20.

 

Таблица 20 – Расчет коэффициентов рентабельности ООО «Нутривит»

 

Наименование показателя предыдущий отчетный Абсолютное  
п/п период период отклонение  
   
5 = (4) – (3)  
1. Выручка от реализации продукции, млн. руб. +752  
(ф. № 2 (стр. 010))  
         
2. Прибыль от реализации продукции, млн. руб. +8  
(ф. № 2 (стр. 050))  
         
3. Чистая прибыль, млн. руб. (ф. № 2 (стр. 190)) +4  
           
4. Средняя величина совокупных активов (имущества), +10  
млн. руб. (ф. № 1 (стр. 300 н.г. + ст. 300 к.г.)/2)  
         
5. Средняя величина собственного капитала, млн. руб. +4  
(ф. № 1 (стр. 490 н.г. + стр. 490 к.г.)/2)  
         
6. Коэффициент чистой прибыли (NPM), в % 21,7 14,4 -7,3  
(п.3/п.1)  
       

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.