Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Применение теории эластичности



 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

 

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг'.

 

Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

 

Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

 

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

 

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

 

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 9.3. При арендной плате 1 тыс. .руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 9.3, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.

 

Рис. 9.3, Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б): Р — плата за аренду квартиры;Q — количество квартир:R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду

 

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

 

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). На рис. 9.4 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

 

График спроса D на рис. 9.4,а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 9.4,б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно P0 и Q0— равновесные цена и объем производства до введения налога.

 

Рис. 9.4. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе: D — спрос; S0, S1 — предложение до и после введения налога

Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Р1 и Q1.

 

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Но насколько? Производитель в условиях рыночной экономики не может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

 

В случае, если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 9.4,а выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

 

В случае, если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

 

Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 9.4. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

 

Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рис. 9.5 иллюстрирует ситуацию до и после введения налога.

При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

 

 

Рис. 9.5. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос;S0,S1) — предложение до и после введения налога

 

 

Задача

Определите денежную выручку, тип эластичности и ее коэффициент, заполнив таблицу:

 

Показатель Наименование товаров
  Куртки Автомобили Кассеты
Цена единицы Продукции
Количество продаж  
Общая выручка            
Тип эластичности        
Коэффициент Эластичности      

 

Решение:

Определяем общую выручку как произведение цены на объем выпуска. Получим соответственно для курток: 1200 х 10= 1200, 1000 х 12= 12000; для автомобилей: 75000 х 100= 7500000, 50000 х 200= 1000000; для кассет: 50 х 3000 = 150000, 30 х 4000 = 120000.

Тип эластичности определяем на основе характеристики зависимости между изменением цены и объемов продаж. Поскольку по всем товарам снижение цены ведет к увеличению объема продаж, постольку речь идет об эластичности спроса. Для курток: снижение цены не меняет общую выручку. Поэтому спрос единичной эластичности. Для автомобилей: снижение цены увеличивает общую выручку. Поэтому спрос эластичный. Для кассет: снижение цены увеличивает общую выручку, поэтому спрос неэластичный.

Для подсчета коэффициентов эластичности используем показатель среднего значения, то есть изменение соответствующих параметров делим не на базовые значения цены и объема, а на их средние значения. Для курток: Е = (12 – 10)/ (12+10) : (1000 – 1200) / (1000 +1200) = - 1. Для автомобилей: Е = (200 – 100) / (200+100): (50000 – 75000) / (50000 + 75000) = - 1,7. Для кассет: E = (4000 – 3000) / (3000+4000) : ( 30 – 50) / 30 + 50) = - 0,6.

 

Показатель Наименование товаров
  Куртки Автомобили Кассеты
Цена единицы Продукции
Количество продаж  
Общая выручка
Тип эластичности   Единичная эластичный неэластичный
Коэффициент Эластичности -1 -1,7 -0,7

 

Основные понятия

IV Эластичность

1. Абсолютно неэластичный спрос (предложение) – спрос (предложение), объем которого остается неизменным при любых изменениях цены. Коэффициент эластичности абсолютно неэластичного спроса (предложения) равен нулю. График функции абсолютно неэластичного спроса (предложения) представляет собой вертикальную прямую. Примерами товаров, спрос на которые близок к абсолютно неэластичному, являются соль, инсулин, наркотики, предложения – вновь создаваемые произведения искусства.

2. Абсолютно эластичный спрос (предложение) – спрос (предложение), объем которого увеличивается до бесконечности или сокращается до нуля при бесконечно малых изменениях цены. Коэффициент эластичности абсолютно эластичного спроса (предложения) по модулю равен бесконечности. График функции абсолютно эластичного спроса (предложения) представляет собой горизонтальную прямую. К абсолютно эластичному близок спрос на продукцию отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции. Предложения, близкого к абсолютно эластичному, в реальной экономике не встречается.

3. Дуговой эластичности коэффициент – если X – независимая переменная (аргумент), например, цена, а Y – зависимая переменная (функция), например, объем спроса или предложения, то коэффициент дуговой эластичности Y по X вычисляется по формуле:

 

(4)

4. Спрос или предложение единичной эластичности– спрос или предложение обладают единичной эластичностью по какому-либо фактору (цене, доходу), если коэффициент эластичности спроса (предложения) по этому фактору равен единице. Это означает, что относительное процентное изменение данного фактора вызывает такое же по величине относительное процентное изменение объема спроса (предложения).

5. Кривые спроса по доходу – кривые, иллюстрирующие зависимость между уровнем дохода потребителей и объемом их спроса на товар. Различаются в зависимости от типа товаров. Выделяют четыре группы товаров.

1. Товары нишей категории. Пример – лапша быстрого приготовления. Коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары отрицателен. Кривая имеет следующий вид:

Q
I
DI II

 


Рис.10а Спрос по доходу на товары низшей категории

 

2. Товары неэластичного спроса. Пример – жизненно важные лекарства. Коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары равен нулю. Кривая имеет следующий вид:

 

Q
I
Di II

Рис.10б Спрос по доходу на товары неэластичного спроса

 

3. Нормальные товары. Коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары положителен, первоначально близок к единице, но с ростом дохода снижается. Кривая имеет следующий вид:

 

Q
I
Di II

Рис.10в Спрос по доходу на нормальные товары

 

4. Товары роскоши. Примеры – картины старых мастеров, круизные яхты, виллы и т.п. Коэффициент эластичности спроса по доходу на эти товары положителен, первоначально близок к единице, но с ростом дохода увеличивается. Кривая имеет следующий вид:

 

Q
I
Di II

Рис.10г Спрос по доходу на товары роскоши

 

Здесь I – размер дохода потребителей,Q – объем спроса, D- спрос.

6. Независимые товары – товары являются независимыми друг по отношению к другу, если изменения, происходящие на рынках одних товаров, никак не влияют на состояние рынков других товаров (пример, независимыми товарами являются двустволки и кукурузные хлопья).

7. Неэластичный спрос, предложение – спрос или предложение называются неэластичными, если коэффициент эластичности спроса или предложения меньше единицы. Неэластичный спрос (предложение) означает, что ответное изменение объема спроса (предложения) в процентном измерении будет меньшим, чем изменение фактора в процентном выражении (например, цены или дохода), вызвавшего это изменение объема спроса (предложения).

8. Перекрестная эластичность спроса по цене – изменение объема спроса на товар в ответ на изменение цены какого-либо сопряженного товара (товара-комплимента или товара-субститута).

9. Прямая эластичность спроса по цене – степень изменения объема спроса на товар в ответ на изменение цены данного товара. Формула коэффициента дуговой эластичности спроса выглядит следующим образом:

(5)

10. Товары низшей категории – товарами низшей категории называются товары, объем спроса на которые снижается с ростом дохода потребителей. Примером товаров низшей категории являются макаронные изделия низкого сорта, лапша быстрого приготовления, синтетическая икра и т.п.

11. Товары-комплименты – товары, которые являются более или менее обязательным дополнением к данному товару в процессе потребления. Например, обязательным товаром-комплиментом для автомобиля является горючее, менее обязательным товаром-комплиментом – жидкость для мытья стекол. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар по цене товаров-комплиментов отрицателен.

12. Товары-субституты (заменители) – товары, которые используются для удовлетворения одной и той же потребности, а потому могут быть заменены друг другом в процессе потребления, например, пепси-кола и кока-кола. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар по цене товаров-субститутов положителен.

13. Точечной эластичности коэффициент – если X – независимая переменная (аргумент), например, цена, а Y – зависимая переменная (функция), например, объем спроса или предложения, то коэффициент точечной эластичности Y по X в точке А вычисляется по формуле:

(6)

где - производная от Y по X в точке А, XA - значение X в точке A, YA - значение Y в точке A, - коэффициент точечной эластичности в точке A.

14. Факторы перекрестной эластичности спроса по цене – факторы, определяющие чувствительность спроса на один товар к изменению цен на сопряженные товары (товары-субституты и комплиментарные товары). Эластичность спроса по цене товаров-комплиментов зависит от двух факторов:

а) Количество комплиментов. Чем больше у данного товара заменителей, тем ниже эластичность спроса по цене любого из них.

б) Степень взаимозаменяемости. Чем ближе товар-комплимент по своим потребительским качествам к заменяемому товару, тем выше эластичность спроса на заменяемый товар по цене товара-заменителя.

15. Факторы прямой ценовой эластичности спроса – факторы, определяющие степень изменения объема спроса на товар в ответ на изменение цены данного товара. Можно выделить следующие факторы прямой ценовой эластичности спроса:

а) Степень необходимости товара для потребителя. Чем выше степень необходимости, тем ниже прямая ценовая эластичность спроса.

б) Возможность варьировать количество товара, потребляемого в единицу времени. Чем менее определенным является количество товара, необходимого для потребления за единицу времени, тем выше прямая ценовая эластичность спроса.

в) Доля расходов на данный товар в общих расходах потребителя. Чем выше эта доля, тем выше прямая ценовая эластичность спроса.

г) Количество и близость товаров-заменителей. Чем больше у товара заменителей, чем выше уровень их взаимозаменяемости, тем выше прямая ценовая эластичность спроса.

д) Является благо товаром длительного потребления, или товаром ежедневного спроса. Для товаров длительного потребления с увеличением времени принятия решения эластичность спроса снижается. Для товаров повседневного спроса с увеличением времени принятия решения эластичность спроса возрастает.

16. Факторы эластичности предложения - факторы, определяющие степень изменения объема предложения товара в ответ на изменение его цены. Можно выделить следующие факторы прямой ценовой эластичности предложения:

а) Время. Для изменения объема предложения всегда требуется значительный промежуток времени, различный для разных отраслей.

б) Доступность ресурсов. Сокращение доступности ресурсов снижает эластичность предложения (при росте цены).

в) Степень загруженности оборудования. Чем больше оборудования, не задействованного к моменту изменения цены, тем выше эластичность предложения (прежде всего, при росте цены).

г) Особенности технологии. Чем выше капиталоемкость, наукоемкость или сезонность производства, тем ниже эластичность предложения.

17. Эластичность – степень реакции одной экономической переменной на изменение другого экономического параметра.

18. Эластичность предложения(прямая ценовая) - степень изменения объема предложения товара в ответ на изменение цены данного товара.

19. Эластичность спроса по доходу -степень изменения объема спроса на товар в ответ на изменение дохода потребителя.

20. Эластичный спрос, предложение - спрос или предложение называются эластичными, если коэффициент эластичности спроса или предложения больше единицы. Эластичный спрос (предложение) означает, что ответное изменение объема спроса (предложения) в процентном измерении будет большим, чем изменение фактора в процентном выражении (например, цены или дохода), вызвавшего это изменение объема спроса (предложения).

 

Ответить на вопросы с пояснением выбора ответа

Тест № 1

Какое из следующих утверждений относится к характеристике эластичного предложения:

а) кривая предложения представляет собой вертикальную линию;

б) коэффициент ценовой эластичности предложения равен 0,75;

в) рост цены на 1 % приводит к увеличению величины предложения на 2 %;

г) любое изменение цены не приводит к изменению объема выручки.

 

Тест № 2

Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности спроса по доходу относится к товарам первой необходимости ? К предметам роскоши ? К недоброкачественным товарам ?

а) меньше 0;

б) больше 0, но меньше 1;

в) больше 1;

г) 1;

д) ни одно из приведенных значений.

Тест 3

Коэффициент ценовой эластичности спроса равен –1/3 . Это означает:

а) если цена товара вырастет на один процент, то величина спроса на него сократится на 1/3 процента;

б) если цена товара сократится на один процент, то величина спроса на него увеличится на 3 процента;

в) если цена товара повысится на один процент, то величина спроса на него повысится на 1/3 процента;

г) если цена товара снизится на один процент, то величина спроса на него уменьшится на 3 процента.

Тест 4

Кофе заменяет чай в потреблении, а молоко дополняет. Что произойдет на соответствующих рынках, если цена чая понизится?

а) цены кофе и молока снизятся;

б) цена кофе возрастет, а цена молока снизится;

в) цена кофе упадет, а молока повысится;

г) цены кофе и молока вырастут.

Тест 5

Горизонтальная кривая спроса является совершенно неэла­стичной. Верно ли это утверждение?

а) да;

б) нет.

Тест 6

Если 3%-ое снижение цены вызовет 9%-ое уменьшение объе­ма предложения, то кривая предложения является эластичной. Верно ли это утверждение?

а) да;

б) нет.

Тест 7

Если цена выросла на 30%, а объем предложения – на 60%, коэффициент ценовой эластичности предложения составит… (указать число).

Тест 8

Если величина спроса увеличилась на 20% при снижении цены с 5000 до 4000 рублей, то коэффициент эластичности спроса равен

 

Задача 1

Спрос на чай задан функцией: Qd = 5000 - 0,25P.

При какой цене объем выручки не будет зависеть от ценовой стратегии фирмы (эластичность равна 1)?

 

Задача 2

Если функция спроса на товар задана уравнением Qd =20-3P, тогда дуговая эластичность спроса по цене при её снижении с 5 рублей до 4 рублей составляет

Варианты ответов:

1) 1,63

2) 2,08

3) 2,45

4) 1,79

 

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.