Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЕКЦИЯ 2. СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ И СИНЕРГЕТИКА



КИРЬЯНОВ А.П.

 

 

ЭЛЛИПСОМЕТРИЯ

учебное пособие

 

 

Утверждено в качестве учебного пособия

Редакционно-издательским советом МГТУ имени Н.Э.Баумана

 

 

М.: МГТУ, 2010.

 

 

Содержание

стр.

Л.1. Введение 04

Л.2. Сложные системы и синергетика 12

Л.3. Поляризация света и однородная плоская ТЕ-волна 16

Л.4. Эллиптическая поляризация света 20

Л.5. Вектор Джонса и параметры Стокса для плоских ТЕ-волн 24

Л.6. Поляризаторы и анализаторы, компенсаторы и поляризационные

призмы. – часть 1. 29 Л.7. Поляризаторы и анализаторы, компенсаторы и поляризационные

призмы. – часть 2. 33 Л.8. Матрицы Джонса и их преобразования при повороте системы

координат. Круговая матрица Джонса 43

Л.9. Понятие о прямой и обратной задачах эллипсометрии 53

Л.10. Собственные поляризации оптических систем 61 Л.11. Нуль-эллипсометры и их автоматизация 66 Л.12. Ненулевыефотоэлектрическиеэллипсометры (рефракционные,

с дискретным изменением поляризации, интерференционные) 103 Л.13. Анализ погрешностей эллипсометрических измерений. . . Оценка чувствительности эллипсометров 111

Л.14.Методы спектроэллипсометрии и принципы построения спектро- . . эллипсометров. Спектральный фазомодуляционный эллипсометр 118

Л.15. Основы ИК фурье-спектрометрии; фазовая модуляция 124 Л.16. Интерферограммы; фурье-преобразование.Теорема Котельникова 132 Л.17. Основные уравнения ИК фурье-спектроэллипсометрии. . . Разрешение и чувствительность ИК фурье-спектроэллипсометра 137

Л.18. Трудности традиционной эллипсометрии при измерениях in situ. . . Понятие о холоэллипсометрии и холоэллипсометрах 144 Л.19. Холоэллипсометр-27 для измерений in situ. 151

Л.20. Уравнения холоэллипсометрии для одного и двух оптически . . .изотропных поглощающих слоёв на поглощающей подложке 156 Л.21. О симметризации аппаратной функции холоэллипсометра.

Гетеродинная холоэллипсометрия. Обнаружительная . . способность холоэллипсометра 169

Л.22. Интерференционная ИК фурье-спектрохолоэллипсометрия175

Л.23.Применения эллипсометрии-1:литографический мониторинг 192 Л.24. Применения эллипсометрии-2: мониторингадсорбции и окисления на поверхности тел; электрохимия; иммунологические реакции; .

. экология окружающей среды 204 . Программа учебной дисциплины «Эллипсометрия» 201

Список вопросов к Контрольным рубежам 202

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ

. Представляемая учебная дисциплина «Эллип-сометрия» отвечает нормативам государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) для студентов Московского государственного техни-ческого университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана. Содержание её задано учебной программой объёмом в 51 учебный час для лекционных занятий и 34 часа для самостоятельной работы.

Термин «эллипсометрия» в титульном названии учебной дисциплины привязан к теоретическим и экспериментальным методам и научно-техническим средствам изучения поверхностей широкого класса планарных систем и текущего контроля (или мониторинга) физических и технологических процессов, протекающих во времени на поверхности тел или на границах их контакта. Применение методов и средств эллип-сометрии в науке, технике, наукоёмких технологиях и на производстве опирается на возможность ловить изменения в поляризации света при взаимодействии его с поверхностными и меж-слойными областями тел, с коими имеют дело в наукоёмких технологиях, в частносим, нано-технологии, биологии, медицине и экологии.

ЦЕЛИ учебной дисциплины «Эллипсометрия» представляются как:

–1) расширение профессионального кругозора и эрудиции будущих специалистов высшей квалификации в области фундаментальных и прикладных исследований и разработок в оптике и оптотехнике; –2) знакомство с современными научными достижениями и актуальными задачами оптики и оптотехники как основы оптического приборостроения;

– 3) освоение эллипсометрии как направления в области фундаментальных и прикладных исследований и научно-технических разработок;

–4) овладение основами методологии научно-исследовательских работ (НИР) и научно-исследо-вательских опытно-конструкторских работ (НИОКР); –5) подготовка к НИР.

ЗАДАЧИ нашей учебной дисциплины состоят в достижении поставленных перед ней целей. Для обеспечения этих целей и задач предусмотрены: (1) лекции в 51 учебный час за 17 учебных недель, (2) самостоятельная работа на 34 часа; (3) рубежные контроли её выполнения: рубежный контроль № 1 (1 час) – письменная работа на лекции 9 по темам первых шести учебных недель (от темы «Сложные системы и синергетика» до темы«Матрицы Джонса и их преоб-разования»); рубежный контроль № 2 (1 час) – письменная работа на лекции 18 по темам следующих 7¸12 учебных недель (от темы «Прямая и обратная задача эллипсометрии» до темы «Интерференционная ИК фурье-спектро-эллипсометрия);(4) зачёт; (5) учебно-методические материалы в виде основной и дополнительной литературы.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Основная литература

1. Аззам Р., Башара Н. Эллипсометрия и поляризованный свет.– М.,1981.

2. Борн М., Вольф Э. Основы оптики. – М., 1970. .

3. Белл Р.Дж. Введение в фурье-спектроскопию. – М., 1966. .

4. Кирьянов А.П. Голоэллипсометрия in situ: основы и применения. – М.. 2003.

5. Кирьянов А.П. Научно-технические проблемы естествознания. – М., 2003.

6. Горшков М.М. Эллипсометрия. – М.: Советское радио, 1974. .

7. Урывский Ю.И. Эллипсометрия. – Воронеж, из-во Университета, 1971.

Дополнительная литература

1. Арнольд В.И. Теория катастроф. – М., 1983. . .

2. Некорректные задачи естествознания. – М., 1987. .

3. Основы эллипсометрии. Под ред. Ржанова А.В. – Новосибирск, 1983. .

4. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985. .

5. Физический энциклопедический словарь. Главный редактор А.М.Про-хоров. – М., 1984.

ЛЕКЦИЯ 2. СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ И СИНЕРГЕТИКА

 

История познания учит, что мир вокруг нас – движущаяся материя; она выступает как физическое пространство с макроскотелами или системами, которые открыты (взаимодействуют с другими системами) и динамичны (меняются со временем). И такие макросистемы, способные менять тип своего поведения при внешнем воздействии, называют сложными системми. Субъект, познающий мир, материю и, стало быть, сложные системы, – это человек, который и сам сложная система. Дуальность положения человека в мире в качестве его субъекта и продукта известна как феномен человеческо-го фактора, служащий источником и содержанием проблем (затруднённых, усложнённых вопросов), возникающих постоянно и неизбежно перед нами. Познание мира человеком отражается наукой. Наука – это генетически обусловленная, исторически сложившаяся, социально востребованная и развивающаяся на основе общественной практики людей система знаний о мире и система способов приобретения знаний. А знания приобретаются наблюдениями, накоплением фактов и их осмыслением при поиске связей и отношений между фактами и явлениями, закономерностей в их проявлениях, путём открытия и установления законов и новых явлений. Цель и смысл науки – поиск новых явлений или новых проявлений известных явлений и открытие законов мира. Новое – это явление, которое нельзя предугадать, предвидеть на основе имеющихся к данному моменту знаний. Люди применяют для своего блага знания и выявленное (открытое для себя и переданное другим) понимание законов мира. Применение людьми чего-либо для своего блага названо прагматикой. Прагматика естественных наук – техника, т.е. средства труда, которые развились и развиваются в общественном производстве для его осуществления, а также возникающие при этом и отношения человека с миром, и условия труда, и воздействие средств труда на предмет труда и среду окружения. Часто в быту техника – это приёмы, применяемые в некоей сфере деяний (техника танца, бега и т.п.). Потребность людей в обеспечении отношений с миром дала особую роль информации и средствам её использования (приёму, хранению и передаче). Наука о процессах её использовании – информатика; она же и техника средств её использования. А общепринятого определения «информации», коей орудует информатика, пока нет. Примем определение, данное Г.Кастле-ром для наук о живой природе: информация есть запомненный выбор варианта из возможных и равноправных. Оно дало и меру информации. Её единица – бит (выбор варианта из двух возможных и равноправных). Количество информации I – это логарифм по основанию 2 от числа вариантов N: I = log2N (2.1) Логарифмическая мера взята, видимо, для практических удобств. Так, в случае всего лишь 20 остатков молекул аминокислот, важных для живого существа, число вариантов N независимых перестановок этих элементов есть факториал этого числа: N = 20! ≈ 1027 а количество информации: I » 89,7 (бит) И неслучайно, что понятие «информация» часто подменяют её мерой I.

Слово «выбор» в определении «информации» можно понимать и как «про-цесс», и как его «результат». В определении это результат. Но информация немыслима без выбора как процесса или информационногопроцесса. Для нашего времени значимо понятие технология: сознательно подго-товленное и выполняемое применение системно построенной, иерархически организованной и технически обеспеченной совокупности подходов и дейст-вий, способов и приёмов, средств и условий, нужных для поддержания и раз-вития функциональных процессов и связанных с ними образований. Наукоёмкие технологии разнообразны, но имеют общую черту. Это полу-чение новых материалов с нужными свойствами и их обработка. И это прида-ёт научно-практическую ценность нашей дисциплине, так как обеспечить управление синтезом новых материалов с нужными свойствами и их обра-боткой без оптотехнических, а среди них эллипсометрических, средств на практике производственных отношений не удаётся и, видимо, не удастся. Решать задачи естествознания и техники, как учит история познания и об-щественная практика, надо, опираясь на научную методологию. Различают методологию с позиций прагматики и мировоззрения (гносеологии)

Методология в прагматике – система методов познания в ходе научной деятельности, а также и система приёмов для её осуществления. Методология в гносеологии– учение о методах научного познания мате-рии, а также и учение о структуре и системе научных понятий. В наше время основанием научной методологии стала синергетика. Этот термин ввёл в 70-х годах ХХ в. немецкий физик Г.Хакен в рамках его под-хода к сложным системам. Он построен на греческой основе: synergetikos, где приставка syn- означает ‘вместе’, а корень ergetikos – ‘работающий’. Синергетиканаучное направление междисциплинарного характера, изу-чающее общие закономерности самоорганизации динамических открытых систем путём перехода их от хаоса к порядку. Самоорганизация сложной системы происходит при подводе потоков вещества, энергии и информации при наличии огромного числа её подсистем. Её состояние задаётся огромным числом переменных. Но роль их для системы не одинакова. Среди всего числа переменных есть одна, определяющая неустойчивость системы в целом при внешнем воздействии. Это неустойчивая переменная; остальные устойчивы, практически не меняются за то короткое время, пока неустойчивая переменная навязывает системе свой режим поведения при отклике на внешнее воздействие. И стратегически важен принцип подчинения, означающий, что сложная система ведёт себя согласно поведению лишь неустойчивой переменной. Oна-то и есть параметр порядка сложной системы; уравнение параметра порядка для неё – нелинейное дифференциальное уравнение. Параметр порядка и принцип подчинения в сложных системах дают описа- ние поведения в точках неустойчивости (точках бифуркации – раздвоения – и даже точках полифуркации – ветвления) единым универсальным образом. . . Важно правильно найти параметр порядка для систем различной природы. Так, для системы «пар + жидкость» параметр порядка – это плотность; для магнетика – намагниченность; для лазера – плотность потока энергии; для биосистемы – популяция; для социума – капитал и т.п. Специфику сложных систем отражают сцепленные нами девять признаков: 1) открытость (наличие взаимодействия макросистем с внешним миром); 2) пороговость или квантование отклика систем на внешнее воздействие; 3) нелинейность (наличие нелинейной связи отклика с этим воздействием); 4) несводимость сборки целого из отдельных частей к сумме таких частей; 5) динамическая неоднородность в состояниях элементов и частей системы; 6) когерентность, самосогласованность, когда навязывание системе путей развития вне связи с устремлениями её движения создаёт обратный эффект; 7) катастрофа как средство самоорганизации всей динамической системы; 8) альтернативность (способность выбора возможного из путей развития); 9) эвристичность ( непредсказуемость выбора путей движения системы). . . И следует здесь высказать мысль особой фундаментальной значимости: сплошная среда, совершенно однородная и изотропная, содержит в себе разные виды локализации процессов (разные структуры). Структура в синергетике – локально организованный и движущийся во времени и пространстве процесс. Oна возникает, если есть (а) внешнее воздействие и (б) эле-менты системы, способные по-разному откликаться на внешнее воздействие. Внешнее воздействия и динамическая неоднородность реакции элементов на него есть условие и источник самоорганизации сложных систем. Рассмотрим её примеры. Развитые в синергетике методы не позволяют описать процесс самоорганизации на основе одного принципа или схемы. Возможно, что таковых принципа и схемы вообще и быть не может. Oднако уравнения параметра порядка группируются по классам так, что можно изу-чать системы независимо от их физической природы. Один тип поведения, который удалось описать подходящей моделью, есть процесс развития. Он отличен от других процессов, скажем, процесса роста, квантовым переходом в виде скачка из одного состояния в другое. Так, до перехода системы её параметр порядка монотонно меняется до некоего критического значения, а затем при достижении его система перескакивает в другое состояние, качест-венно отличающееся от прежнего. Здесь система ведёт себя хотя и по-иному, но и на этом уровне параметр порядка системы меняется монотонно в одном направлении. Сам переход и есть квантование в поведении системы. Описание квантового скачка в поведении сложной системы опирается на теорию особенностей устойчивых отображений. Она с подачи Е.Зимана получила название эффектное, хотя и пугающее не совсем искушённую публику, – теория катастроф. В ней параметр порядка Х в условиях нестацио-нарности системы описывается нелинейным дифференциальным уравнением вида: (dX/dt) = X3 – NX + R (2.2).

а при стационарности : 0 = X3 – NX + R (2.3).

где t – время, N и R – нормальный и расщепляющий факторы.

Уравнения (2.2) и (2.3) – это нестационарное и стационарное уравнения элементарной катастрофы типа «сборки» или просто уравнения «сборки». Изменениями факторов N и R моделируют большое число реальных сложных систем, а сами факторы N и R находят свой смысл лишь в конкретном про-цессе. И самая главная проблема при описании процесса моделью катастро-фы типа «сборки» – это удачный выбор этих самых N и R факторов. Аналогично уравнения Лоттке-Вольтерры опиывают динамику популяций при эволюции экосообществ типа «хищник + жертва»:

(dX/dt) = (K1A – K2B)X – K2XY (2.4-1). . (dY/dt) = K2XY – K3BY (2.4-2).

где X и Y – популяция жертв и хищников; А и В – объём и качественный уровень наличной пищи; К1 и К2 – параметры рождаемости и смертности жертв; К3 – параметр смертности хищников; K2XY – скорость убыли жертв из-за зубов хищников и, стало быть, скорость роста популяции хищников. Типичными здесь будут экосообщества типа «зайцы + волки», «зайцы + лисы», «овцы + волки», «воробьи + ястребы», «мыши + совы» и т.п. Имея некий опыт, можно представить, не вникая в детали решения этой системы уравнений (2.4), общие черты жизни таких экосистем. Так, если в экосистеме «зайцы+волки» у зайцев много пищи и волков мало, то зайцы создают нечто типа «демографического взрыва». Но это ведёт к росту и популяции волков, так как у них под ногами копошится огромная масса приятной пищи. В итоге взрыв и в популяции волков, а они в силу своей натуры хищников съедают зайцев. Но съев их практически всех, волки обрекают себя на смерть ещё до своего срока, данного природой, так как у них нет пищи. И тогда имеем повальный мор волков. Резкий спад их популяции даёт рост популяции зайцев счёт тех страдальцев, что остались как-то в живых. Этот рост популяции зайцев идёт быстро, так как морковки и капусты много, а волков мало. И такой цикл отношений в экосистеме «зайцы + волки» тянется многие годы. Это и наблюдают зоологи и экологи для самых различных экосообществ «жертва + хищник» в различных областях и регионах Земли. Заметим, что эволюция многих динамических открытых систем сводится к уравнениям Лоттке-Вольтерры (2.4). Это и биологические часы, и нейронные сети, и химические реакции в реакторах, и система регуляции в автоматике, когда «жертва» – объект управления, а «хищник» – управляющий элемент. Учебный пример саморегулирующейся системы – химическая смесь, в ко-торой течёт реакция Белоусова-Жаботинского. Если взять в равных объёмах Ce(SO4)3, KB2O3, CH2(COOH)2 и H2SO4 с малым количеством окислительно-восстановительного индикатора, взболтать и поместить их при температуре, равной 21°С, в мелкую колбу, то видно, как цвет смеси периодически через каждые 4 минуты меняется от красного до синего. Через некое число циклов возникает пространственная неоднородность в распределении ионов церия, когда видны слои то красного цвета при избытке ионов Се+3, то слои синего цвета при избытке ионов Се+4. Картина держится около 30 минут, а затем исчезает с однородным по объёму сосуда распределением вещества. Но при подводе веществ и отводе продуктов реакции, она может держаться долго. Изучим роль человеческого фактора в проблемах (затруднённых вопросах) естествознания и техники. Их трудно понять, а честно говоря, практически и вообще нельзя понять, если не учесть суть и специфику человеческой деятельности вообще и, в частности, её реализации в виде феномена мысли-речи-языка. Oна служит способом, формой и содержанием жизни и развития такой уникальной сложной системы как человеческий социум. Это означает, что игнорировать законы, свойства и специфику взаимоотношений при осу-ществлении деятельности людей вообще и её мысле-рече-языкового фено-мена, в частности, было бы серьёзной ошибкой для наук в плане методо-логии без какого-либо обоснования и прагматической целесообразности. Хотя бы зафиксируем внимание на некоторых фактах и явлениях, свойст-вах и законах, присущих деятельности людей вообще и мысле-рече-языко-вому феномену в частности. Это (а) прагматичность; (б) синергетичность, т.е. согласованность по цели и способу действий; синхронизация по месту и времени; коллективность по содержанию и реализации; подчинённость цели общего движения для жизни и творческого развития; (в) антиподные принципы максимальной экономии и достаточности в достижении цели деятельности при её условиях; (г) принципантиципации или опережаю-щего отражения реальности, по идее академика П.К.Анохина, Заостримся на последних моментах. Так, принцип максимальной экономии означает извечное стремление людей иметь максимум при минимуме усилий. Если принцип подчинения – стратегия развития сложных систем, то принцип максимальной экономии – тактика, двигающая структурные образования как локально оформленные процессы в данный момент его состояния.

Принцип достаточности означает, что люди могут вопреки принципу максимальной экономии тратить столько усилий, сколько их надо делать для достижения цели деятельности в конкретных условиях её реализации. Антиципация (лат. anticipation – ‘предвосхищение’) – мысленное предвидение (предвосхищение) хода событий в будущем. Антиципация имеется во всех видах деятельности людей – производственной, предпринимательской, коммерческой, научной, образовательной, культурной, военной, спортивной, бытовой и т.п, Природа антиципации пока не совсем ясна, но есть основания думать, что она как-то связана с памятью и наработанными эволюцией живой природы механизмами временной и пространственной кодировки сигналов, поступающих от окружающего нас мира. В ходе биоэволюции живые особи приобрели механизмы стабилизации, обеспечивающие контакт со средой через строго определённые каналы связи. Они отличаются тем, что система обменивается с внешней средой веществом и энергией лишь при дискретно выраженных соотношениях и условиях. Но в ходе же биоэволюции некие кодовые механизмы преобразовались в механизмы управления по принципу реле, отличающиеся 1) сверхнизкими порогами по энергии для пуска меха-низма различения и 2) минимумом информации. Управление путём химиче-ских пространственных кодов дополнилось механизмами пуска электриче-скими сигналами. Oни, возникая при восприятии звуков речи и зрения за счёт действия второй сигнальной системы, бегут в нейронной сети организма с ничтожными нагузками по энергии и информации. Благодаря кодировке во времени они определяют действия, задающие самоорганизацию системы. И сверхспецифической формой кодового общения человека с миром стал организованный по принципу временной кодировки язык, а точнее, феномен мысли-речи-языка при участии памяти. Этот феномен рождён, развит и совершенствуется людьми как орудие разумно-жизненного общения. Язык – информационная беспороговая в идеале система. Но и для языка есть барьер (порог) восприятия из-за отсутствия языкового контакта, или, на-оборот, большого шума. Как нашёл психолингвист Г.Гийом, «мыслить – это значит подавлять шумы», иначе самоорганизация ломается. Антиципирую-щие системы развиваются с ростом способности делать прогнозы будущего по силе их точности, дальности, длительности и расширения спектра собы-тий.Точный и надёжный прогноз поведения сложных систем в наукоёмких технологиях – важная и трудная научно-техническая задача естествознания и техники. Oсобая беспомощность в её решении ныне обязана как многопара-метричности процессов, так и конфликтности технологических структур. Конфликты весьма неустойчивы и описываются лишь теорией катастроф. Способ реализация и суть содержания познавательной и прагматической деятельности человека – измерение, а в её высшей форме – в феномене мысли-речи-языка – оценка. Напомним, что измерениецеленаправленная сознательная деятельность человека, состоящая в сравнении чего-то неизвестного (измеряемого) с чем-то уже известным, одинаковым с изучае-мым по их природе и взятым (принятым) как эталон (единица) сравнения, причём оно выполняется согласно выбранному критерию сравнения и всегда с некоей погрешностью (ошибкой, неточностью) сравнения. Измеритьзначит сравнить с некоей целью и выбранным критерием нечто неизвестное с чем-то известным, одинаковым с неизвестным по природе и взятым как единица (эталон) сравнения, и всегда с некоей погрешностью. . . Измерение имеет три вида. Это а) научноеизмерение или эксперимент; б) оценка и в) контрольное измерение. Экспериментизмерение, выполня-емое для познания мира с минимально возможной погрешностью. Оценкаизмерение, выполняемое в рамках прагматики с нормативной (достаточной для реализации цели сравнения) погрешностью.Контрольное измерениеоценка в условиях общественного производства продуктов использования, причём его погрешность может быть на уровне погрешности эксперимента. . . Важная для естествознания и техники физическая величина, необходимо присутствующая при любом измерении, есть одно из многих конкретных свойств физического объекта (физической системы, процесса, явления или состояния), которое является общим в качественном отношении для многих физических объектов, но различным в количественном отношении для каж-дого конкретного физического объекта и потому выступающего как наше нечто при измерении. Измерение содержит ряд составных частей как деятельности: 1) выбор физической величины; 2) выбор единицы измерения физической величины; 3) выбор критерия сравнения; 4) сама реализация сравнения; 5) результат сравнения; 6) запись результата сравнения; 7) оценка границ достоверности результата измерения. Результат этой иерархии процесса измерения в технике есть наименованное число и даётся произведением обычного числа (без наименования) на единицу измерения. Но оценку,лежащую в основе мысле-рече-языкового действия, можно представлять без числа, словесно. И в повседневной жизни мы, называя что-либо, так или иначе делаем оценку. Что-либо назвать – значит оценитьназываемое в пределах опыта, поместить его в свой опыт отношений с миром. Называние, номинация – оценка без числа. Академик Виноградов В.В. в труде «Русский язык» заметил, что «само предметное значение слова форми-руется оценкой и оценке принадлежит творческая роль в изменении значе-ния». Важность его замечания для учебной деятельности ясна, так как извест-но, что разрешение научно-технических проблем глобального масштаба сос-тоит в смене языка и системы понятий. Иначе говоря, такое разрешение сводится к смене парадигмы об отношениях субъекта с окружающим его природным и техногенным миром. А парадигма есть мировоззренческая система представлений о мире. Мы придерживаемся квантовой парадигмы или целостной системы мировоззренческих представлений, основой которых служит признание и понимание квантовой сущности отношений в мире, квантовой организации мира и квантовых законов его движения, а также использование квантовой методологии приобретения знаний о мире. Наконец, речевое общение людей задано целью мысле-рече-языкового дей-ствия, а цель даёт оценка ситуации речевого общения. И при обдумывании действий, когда борятся мотивы предвосхищения итога, и при решении вы-полнить действие; и в речи при анализе, выборе способа и средств действия, при его выполнении, которое контролируется и регулируется с позиции и преодоления трудностей в достижении цели действия, и самого достижения цели действия, оценка опять всё решает. Для феномена мысле-рече-языка имеем психофизическое поле взаимности, оно обеспечивает по оценке «согласное течение дел» (М.В.Ломоносов) и общение.

 

ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА И ОДНОРОДНАЯ ПЛОСКАЯ ТЕ-ВОЛНА

Ещё в 1889 г. Пьер Друде обратил внимание на особую чувствительность поляризации отражённого света к наличию тонких слоёв на отражающих поверхностях и границах раздела сред. С ним связывают появление поляри-метрии отражённого света как чувствительного метода изучения оптических свойств поверхности тел. Строго говоря, её историю можно вести и от работ Малюса (1808 г.), Брюстера (1815 г.), Френеля (1825 г.), Максвелла (1865 г.). Но это уже классика, вошедшая в учебные пособия по оптике для вузов. Поляризация – общее свойство векторных волн, в частности, электромаг-нитных волн. Она обязана поперечной анизотропии волновых свойств для направлений в плоскости волнового фронта, нормальной направлению бега волн. Для света она состоит в том, что силовые вектора напряжённостей электромагнитного поля в потоке света изменяются со временем по некому закону в плоскости наблюдения светового поля, нормальной направлению бега волны. Oснoву описания световых волн даёт система уравнений Максвелла, при этом достаточно проследить за вектором напряжённости Е электрического поля световой волны. . . Волна, вектор Е(t;r) коей, будучи функцией времени t и местоположения, задавaемого радиус-вектором r, колеблется в одном направлении в плоскости наблюдения, зовётся линейно поляризованной или волной с линейной поляри-зацией. Волна, конец вектора Е(t;r) коей описывает со временем t в плоскости наблюдения окружность, зовётся поляризованной по кругу или волной с круговой (циркулярной) поляризацией,. Волна, конец вектора Е(t;r) коей описывает со временем в плоскости наблюдения эллипс, зовётся эллиптически поляризованной или волной с эллиптической поляризацией. В последние шесть десятков лет за поляриметрией отражённого света закрепилось наименование эллипсометрия(1945). Она основана на измерении изменений в поляризации падающего на изучаемый объект потока излучения, вызванных взаимодействием потока света с поверхностью тела или областью стыковки (раздела) различных сред. Эти изменения зависят от свойств тел и частоты n падающего света. Эллипсометрия, связывающая изменения в поляризации отражённого света с его частотой n, известна как спектроэллипсометрия.

Рис. 3–1а (Схема PCSA).

Рис. 3–1б (Схема PSCA).

Устройство, позволяющее применить эллипсометрию в исследованиях и приложениях, называют эллипсометром. Он содержит (рис. 3–1а): (1) источник L плоского монохроматического потока естественного света; (2) поляризатор Р и (3) компенсатор С, образующие вместе поляризующую часть прибора и задающие поляризацию света; (4) образец S; (5) анализирующую часть (или просто анализатор) A; (6) фотоприёмник D, регистрирующий по-ток света на выходе его из анализатора А. Свет на выходе из поляризующей части эллипсометра (Р+С) обладает некоей поляризацией, которая меняется по ходу света при его взаимодействии с оптическими элементами прибора (образцом S, анализатором А, фотоприёмником D и другими элементами: зеркалами, объективами, светоделителями, световодами и т.п.). Для описания изменений поляризации света применяют поляризационные параметры, задающие ориентацию поляризатора Р, компенсатора С и анализатора А как азимутальные углы QР, QС и QА, Oни отсчитываются, по договорённости, от характерного для образца S направления Х¢ вдоль большой оси а эллипса поляризации отражаемого света. Прибор реализуют в двух вариантах, отли-чающихся положением компенсатора С относительно образца S. В схеме PCSA (рис. 1–1а) компенсатор С помещён между поляризатором Р и образ-цом S, в схеме PSCA (рис.1–1б) – между образцом S и анализатором А. Наиболее проста монохроматическая однородная плоская поперечно-элект-рическая (ТЕ) бегущая электромагнитная (световая) волна. Она характеризу-ется тем, что электрический вектор Е(t;r) линейно-поляризованной ТЕ-волны описывается в пространстве (на множестве значений радиус-вектора r) и во времени t уравнением:

Е(t;r) = Е*cos(wt – kr)u (3.1). u×u = 1 (3.2) u×k= 0 (3.3). .

Здесь формула (3.2) означает единичность вектора u направления линей-ной поляризации световой волны, перпендикулярного направлению бега волны, задаваемого волновым вектором k; модуль |Е*| амплитуды Е* электрического вектора Е(t;r) ТЕ-волны – амплитуда колебаний этого век-тора, она не зависит ни от времени t, ни от местоположения r. Точки в пространстве, для которых электрическое поле волны Е(t;r) син-фазно (т.е. фазовое слагаемое kr = const), образуют волновой фронт (в нашем случае параллельные плоскости) под прямым углом к волновому вектору k. Расстояние между двумя волновыми фронтами постоянной фазы (в нашем случае между двумя плоскостями), для коих фазы отличаются на период 2p по фазе, есть, по определению, длина волны l света, а для модуля k волнового вектора k и длины волны l света имеем:

k = (2π/l) (3.4) или l = (2π/k) (3.5) .

Скорость распространения фазы световой волны или её фазовая скорость v понимается как скорость, с которой точка в пространстве должна двигаться вдоль направления бега волны, чтобы её мгновенное состояние, отвечающее начальному моменту t = 0 в начальной точке r = 0, оставалось неизменным Е(t;r) =Е(0;0) или, говоря иначе, фаза в соотношении (3.1) оставалась постоянной для любого момента времени t в любой точке r вдоль бега волны:

[d(wt – kr)/dt] = 0 (3.6). . Тогда для модуля v фазовой скорости vсветовой волны:

v= (dr/dt) (3.7)

получаем соотношение вида: v = (wl/2π) = nl (3.8)

где n – частота колебаний электрического вектора Е(t;r) световой ТЕ-волны. Плоская электромагнитная (световая) волна, которая описывается соотно-шением (3.1), оказывается. по определению, однородной электромагнитной волной, так как электрическое поле Е(t;r) во всех точках волнового фронта (т.е. при r = const) такой ТЕ-волны имеет одинаковую фазу ( фаза j = wt – kr = const), одинаковую комплексную амплитуду Е* * = const) и одинаковую поляризацию, задаваемую единичным вектором u в соотношении (3.1).

 

ЛЕКЦИЯ 4. ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА

Рассмотрим эллиптическую поляризацию света, которую имеет эллипти-чески поляризованная электромагнитная волна, у которой конец электри-ческого вектора Е(t;r) описывает со временем t в плоскости r = const эллипс. Волновой фронт однородной ТЕ-волны есть плоскость, перпендикулярная направлению бега волны, задаваемому волновым вектором k. И для описания ТЕ- волны удобно пользоваться декартовой системой координат с осью Z от вдоль волнового вектора k и осями X и Y в нормальной ему плоскости, причём взаимное расположение осей X и Y отвечает правилу правого буравчика (штопора). Такое взаимное расположение единичных векторов xo, yo, zo (модули xo= yo= zo = 1) вдоль координатных осей X,Y,Z называют правой тройкой векторов, а систему декартовых осей X,Y,Z – правой системой координат. В ней бегущая вдоль оси Z эллиптически поляризованная монохрома-тическая волна с электрическим вектором Е(t;r) представляется линейной суперпозицией или, другими словами, векторной суммой двух однородных плоских ТЕ-волн Ех и Еу со взаимно ортогональными векторами ux и uy их линейной поляризации. Каждую из этих волн описывают электрическим вектором Ех или Еу с декартовыми компонентами (х или у) в плоскости наблюдения z = const, которая служит плоскостью поляризации световой волны, поперечной оси Z: Е(t; z) = Ex + Ey (4.1).

Компоненты Ех и Еу – реальные части комплексных однородных монохро-матических плоских бегущих ТЕ-волнЕ*х и Е*у со взаимно ортогональными векторами ux и uy линейной поляризации:

Ех(t;z) = Ехcos(wt – kz + dx)ux = Re{|Е*х|exp[i(wt – kz + dx)]}ux (4.2-1)..Еy(t;z) = Еycos(wt – kz + dy)uy = Re{|Е*y|exp[i(wt –kz+ dy)]}uy (4.2-2). где dx и dy – фазы этих компонент. Для описания волны света с эллиптической поляризацией надо знать: 1) ориентацию плоскости эллипса поляризации в пространстве, которая для ТЕ-волны вполне задана волновым вектором k ­­ оси Z, который, в свою очередь, направлен вдоль вектора Пойтинга S для плотности потока энергии;

2) ориентацию эллипса поляризации в его собственной плоскости;

3) форму и направление обхода эллипса поляризации в этой плоскости;

4) размеры осей (полуосей) эллипса поляризации;

5) фазы, исходные и полные временные. Обращаясь к определению ориентации эллипса поляризации в его собст-

венной плоскости поляризации, воспользуемся рис. 4-1.

Рис. 4-1. Параметры эллипса поляризации в его собственной плоскости.

На рис. 4-1 оси Х и У – два фиксированных опорных направления, образу-ющих с осью Z ­­ волновому вектору k ортогональную правую декартовую систему координат. Параметры, задающие эллипс поляризации в собствен-ной плоскости поляризации, представляются как.

1) азимутq или угол между большой осью эллипса и положительным направлением оси Х: – (π/2) ≤ q ≤ (π/2) (4.3).

2) эллиптичностьε как отношение длин малой 2b и большой 2а осей: . ε = (b/а) (4.4).

3) направление обхода эллипса поляризации с одним из двух дискретных значений. (В этой связи считают поляризацю правой, если эллипс обходится по движению часовой стрелки, если смотреть навстречу потоку света против волнового вектора k волны, и левой при обратном обходе). 4) Математически удобно объединить определения направления обхода эл-липса поляризации и его эллиптичности ε, приписав эллиптичности ε значе-ния со знаками «+» или «–». Эллиптичность со знаком «+» (ε > 0) отвечает правой поляризации, а со знаком (ε < 0) – левой поляризации. Полному набору ε отвечает неравенство:

–1 < ε < +1 (4.5). .

5) угол эллиптичностиγ в пределах:

–(π/4) ≤ γ = arc tg ε ≤ (π/4) (4.6).

. 6) амплитудаА эллиптического колебания, определяемая значениями a большой и b малой полуосей эллипса поляризации:

А = (a2 + b2)1/2 (4.7). .

7) фаза d – угол между положением электрического вектора для t = 0 и большой осью эллипса поляризации:

–π ≤ d ≤ π (4.8). . Для частных случаев эллиптической поляризации имеем свои конкретные значения этих параметров эллипса поляризации. Наиболее интресными явля-ются линейная поляризация с нулевой эллиптичностью (e = 0) и круговая поляризация с единичной по модулю эллиптичностью (e = ±1). Эллипс вырождается для линейной поляризации с e = 0 в прямую, а для правой или левой круговых поляризаций с e = +1 или e = –1 в окружность с обходом её по ходу или против хода часовой стрелки, если смотреть навтсречу бегу световой волны, а азимут Q при этом оказывается неопределённым. Для монохроматической волны света каждая декартова компонента электрического вектора Ех и Еу изменяется во времени по закону синуса (косинуса) в любой точке пространства. И в такой ситуации амплитуды Еох и Еоу и фазы dх и dу каждой из компонент Ех и Еу в различных точках пространства служат единственной искомой информацей, так как временная зависимость для них известна. Сами по себе компоненты Ех и Еу – скалярные величины, а векторность связанного с ними электрического поля Е придают единичные вектора поляризации ux и uy. Амплитуда и фаза синусоидальной скалярной величины целиком отражаётся комплексным числом, дающим комплексное представление скалярной величины, Пусть на пути эллиптически поляризованной волны света имеем систему, меняющую эллиптическую поляризацию волны. Эллиптически поляризованная волна Еi с компонентами Еix и Eiy на входе (in) системы становится эллиптически поляризованной волной Ее с компонен-тами Ееx и Eеy на выходе (exit) системы. Преобразование поляризации световой волны Еi на входе системы в поляризацию волны Ее на её выходе линейным:

Еех = Т11Еix + T12Eiy (4.9-1). .

Ееy = Т21Еix + T22Eiy (4.9-2).

где коэффициенты пропускания Тik (i, k = 1, 2) задают действие системы. . . Oтражение эллиптически поляризованного описывается аналогично:

Еех = R11Еix + R12Eiy (4.10-1).

Ееy = R21Еix + R22Eiy (4.10-2).

где коэффициенты отражения Rik (i, k = 1, 2) задают действие системы.

История науки вектора (Еix, Eiy ) и (Еех, Ееу) волн на входе (i) и выходе (е) системы вдоль осей Х и У в плоскости поляризации обозначила как (Еip, Eis) и (Еер, Ееs) при колебаниях векторов вдоль (р) и поперёк (s) плоскости падения, заменив индексы х и у на р и s. Отражение света оптически изотропным отражателем задаают комплексными коэффициентами отражения R*pp и R*ss для компонент световой волны Ер и Еs:

R*pp = Rpp exp(idp) (4.11-1). .

R*ss = Rss exp(ids) (4.11-2). .

С помощью эллипсометра находят отношение r* комплексных коэффици-ентов отражения R*pp и R*ss для линейно поляризованных р- и s-компонент потока света:

r* = (R*pp/R*ss) = (Rpp/Rss)exp[i(dp – ds)] (4.12).

.или r* = rexp(iD) = (tgy)exp(iD) (4.13).

где r = tgy = (Rpp/Rss) (4.14).

и D = (dp – ds) (4.15). . Уравнение (4.12) – основное уравнение эллипсометрии; параметры y и D в соотношениях (4.12)–(4.15) – эллипсометрические углы отражателя. Далее, уравнение эллипсометрии (4.12) есть комплексная функция азимута q и угла эллиптичности γ: r* = rexp(iD) = [(tgq +itgγ)/(1 – itgq×tgγ)] (4.16)

 

ЛЕКЦИЯ 5. ВЕКТОР ДЖОНСА И ПАРАМЕТРЫ СТОКСА

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.