Рисование животных – достаточно сложный и длительный процесс, который имеет свои особенности в каждой возрастной группе. Так, исходя из того, что дети в первой младшей группе умеют только правильно держать карандаш или кисть и правильно работать ими, изображая вертикальные и горизонтальные линии, мазки округлые линии, они не в состоянии еще изобразить правдоподобное животное. Рисунки таких юных художников зачастую лишены смысла. На данном этапе воспитатель учить узнавать и называть предметы, изображения на рисунках, устанавливать связь между рисунком и процессом рисования. Дети только учатся изображать отдельные предметы. При этом воспитатель использует такие приемы и методы обучения, как поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого, объяснение в целом; частичная демонстрация изображения; словесное объяснение; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (например, хвостик у собачки
Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных предметов; изображать на рисунке несколько предметов.
Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок. На рисовании дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. В старшем дошкольном возрасте дети умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию предметов, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать предметы, используя различные геометрические фигуры. Все это предоставляет большие возможности при обучении детей рисованию животных, используя различные приемы и техники.
Алгоритмические схемы рисования животных состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Когда вы начинаете показывать алгоритм рисования животного, дети узнают эти формы и радуются от того, что они уже умеют их рисовать. Приятно встретить что-то знакомое. Незнакомое, неизвестное – непонятно. Оно раздражает, даже пугает. Понятно поэтому, насколько высоко ценит ребёнок то, что уже освоил, тем более то, что он может манипулировать по желанию – поворачивать круги в разные стороны: и вот уже уточка то смотрит вперёд, то назад, то в воду.
На первых порах, когда ребёнок только осваивает основные формообразующие движения, ему бывает трудно нарисовать ровный круг, овал и т.д. Существует много способов помочь ему. Сделайте картофельные матрицы. Для этого возьмите картофелину такого размера, чтобы ребёнку было удобно держать её в руках. Разрежьте её пополам и предложите ребёнку обмакнуть срез в блюдце с краской. Затем отпечатайте круги в соответствии с вашей алгоритмической схемой. Например, для рисования кота вам может пригодиться схема из трёх кругов, расположенных вертикально, - «снеговик». После того как дети отпечатают «снеговика», дайте им кисточки или фломастеры и попросите дорисовать остальные детали образа кота. В следующий раз «уроните снеговика», и кот у вас окажется в лежачем положении.
Матрицы можно сделать из картона, поролона, пробок и т.п.
Для отработки формообразующих движений карандашом приготовьте детям шаблоны геометрических фигур, вырезанных из картона. Пусть дети обводят эти формы по внешнему краю. Только следите, чтобы карандаш рисовал по бумаге, а не по шаблону.
Не забывайте, что всё хорошо в меру. Поэтому не злоупотребляйте обведением шаблонов, как только почувствуете, что дети могут самостоятельно рисовать геометрические формы, переходите к самостоятельному рисованию. И не беда, если поначалу круг будет похож на лужу, а квадрат на картошку.
Для отработки формообразующих движений широко используются трафареты. Трафареты бывают внешние и внутренние. Рисование животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: - игра, которая является основным видом деятельности детей; - сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; - музыкальное сопровождение и т.д.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование по сырому; рисование мятой бумагой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография ; пластилинография.
2. Составить программное содержание и план-конспект по теме: «Изображение животных» (старшая группа)
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей передавать в рисунке образ животного через сходство формы, передачу поз, движений, мимики;
2. Систематизировать представления детей об особенностях творческой манеры исполнения Е.И. Чарушина (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, поз, мимики);
3. Способствовать развитию творчества и самостоятельности детей при выборе изобразительных средств и материала для рисования;
4. Вызвать у детей интерес к книжной графике.
Предварительная работа:
· знакомство с художником – иллюстратором Е.И Чарушиным;
· чтение рассказов о животных Е.И. Чарушина, В.И. Бианки;
· рассматривание иллюстраций о животных художников – анималистов.
Оборудование:
· книга с чистыми страницами;
· разноцветная коробка с тактильными дощечками;
· сухой бассейн с разноцветными камушками;
· контурное изображение частей тела животных;
· волшебная кисточка (лазерная указка);
· листы бумаги с изображением деревьев, домов, нарисованных свечой;
· модель «Животные»;
· иллюстрации Е.И. Чарушина с изображением животных;
· клеёнка, тряпочка, баночка с водой – по количеству детей;
· листы бумаги (формат А - 4) с нарисованными свечой контурами;
· тонированные листы бумаги (формат А - 4) по количеству детей;
· материал для рисования: широкая кисть, ватная палочка, «метёлочка», поролон, мятая бумага, клеевая кисть, кисть № 2, акварель, гуашь - по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, вы любите рассматривать иллюстрации в книгах? - Скажите, пожалуйста, а зачем они нужны? (предполагаемые ответы детей: чтобы узнать, о ком эта книга, чтобы узнать, кто герой этой книги и т.д.) - Сегодня, я принесла вам удивительную книгу. - Давайте рассмотрим иллюстрации, и вы мне скажите, о ком же она? Воспитатель открывает книгу, а иллюстраций нет. -Ребята, а что же произошло с книгой? - Как вы думаете? - Куда исчезли иллюстрации? (ответы детей) Из книги выпадает «клякса». - Это, наверное, злой волшебник Кляксич заколдовал её? - Что же нам теперь делать? (ответы детей)
Голос за ширмой или звукозапись:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Королева Красок. Я знаю, что злой волшебник Кляксич заколдовал вашу книгу, и из неё исчезли все иллюстрации. Не расстраивайтесь, я обязательно помогу вам. На подставке вы найдёте волшебную кисточку, которая приведёт вас к моим подсказкам. Собрав все подсказки вместе, вы вернёте иллюстрации в книгу и узнаете, о ком она? Я приглашаю вас в разноцветный мир красок. Удачи, вам, ребята!»
Воспитатель:
- Вы хотите узнать, о ком эта книга? Тогда, отправляемся в разноцветный мир красок. Итак, в путь! (воспитатель показывает «светящейся» кисточкой дорогу). Дети идут за воспитателем. - Мы с вами очутились на разноцветной поляне. - А вот и 1-ая подсказка. Давайте узнаем, что же здесь лежит. Воспитатель достаёт записку и читает: «Ребята, вам необходимо на ощупь определить, что же здесь находится?»
Игра «Угадай на ощупь» Дети просовывают руки в отверстия, ощупывая тактильные дощечки. Воспитатель:
- Алёша, что ты нащупал? (предполагаемый ответ: что – то мягкое, пушистое») - Марина, а ты? (предполагаемый ответ: а у меня что – то колючее) - А у тебя, Полина? (предполагаемый ответ: у меня что – то гладкое) «А у меня кудрявое», - говорит Паша.
Воспитатель:- Значит, этот объект может быть мягким, пушистым, колючим, гладким и даже кудрявым. Воспитатель на мольберте выставляет модели:
_ ___________ , , ,
гладкий, колючий, пушистый, кудрявый
- Кто же это может быть? Догадались, ребята? (ответы детей) - Да, это могут быть рыбы, птицы, животные. - Не торопитесь отвечать, у нас с вами есть ещё подсказки. - Давайте посмотрим. Дети идут за воспитателем по направлению волшебной кисточки. Подходят к столам, на которых лежат листы бумаги. - Что же здесь изображено? Листочки кажутся, абсолютно белыми. - Как же нам узнать, что здесь нарисовано? - А вот и 2-ая подсказка. Воспитатель находит записку и читает: «Ребята, вам необходимо проявить картинки, и тогда вы узнаете, где этот объект может находиться?» - Как же это можно сделать? (ответы детей) Воспитатель объясняет, как необходимо проявить картинки.
Игра – эксперимент «Прояви картинки и отгадай, что нарисовано?»
Дети с помощью широкой кисти рисуют фон. При этом высвечивается контурное изображение деревьев, домов.
Воспитатель:
- Ребята, что нарисовано на ваших листах? (ответы детей: деревья, дома). - Значит, этот объект может быть мягким, гладким, колючим, кудрявым и находиться в доме или в лесу. - Догадались, кто же это может быть? (ответы детей) - Давайте найдём следующую подсказку. Дети идут за воспитателем по направлению «светящейся» кисточки. Подходят к сухому бассейну и находят записку: «Ребята, в разноцветных камушках на дне бассейна, необходимо найти картинки, которые помогут узнать, кто герои этой удивительной книги».
Игра «Части тела животного» Дети рассматривают модель «Животные».
Воспитатель:
- Ребята, что изображено на моделях? (ответы детей: лапы, хвост, уши и т.д.) - Значит, этот объект может быть мягким, пушистым, гладким, колючим, кудрявым. Может жить в лесу или в доме. У него есть голова, туловище, уши, хвост, лапы. - Значит, это кто? (ответы: собака, кошка) - А как назвать одним словом? (ответы: животные) - Давайте проверим, правильно ли вы догадались или нет. - Мы с вами попали в мастерскую художника – иллюстратора, который изображал животных.
Воспитатель «открывает» мольберт, на который помещены иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина. - Значит, вы правильно догадались, наша книга о животных. - Кто из вас может назвать художника, который нарисовавшего эти иллюстрации? (Е.И. Чарушин) - Как вы догадались, что это иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина? (ответы детей: он рисует животных, у него они, как настоящие) - Как показывает художник - иллюстратор животных, чтобы они были, как настоящие? (предполагаемые ответы: он показывает их в движении и т.д.) - Давайте, «оживим» иллюстрации и покажем: прыгающего котёнка…
Пластический этюд «Изобрази прыгающего котёнка, собачку в движении…»
Дети изображают животных, передавая движения. - А теперь, покажите лисичку, которая приподнялась на лапках.
Пластический этюд «Изобрази лисичку, которая приподнялась на лапках…» Дети изображают животных, передавая позу. - Покажите весёлого медвежонка, испуганного зайчонка…
Пластический этюд «Изобрази весёлого медвежонка…» Дети изображают животных, передавая мимику.
Воспитатель обобщает:
- Да, действительно, животные у художника словно живые, их хочется потрогать, поиграть с ними. - Евгений Иванович Чарушин выразительно передаёт движения животных, позу, мимику. Они у него весёлые, сидят, лежат, идут, прыгают. - Сегодня вы будете художниками – иллюстраторами. С помощью ваших иллюстраций мы «расколдуем» книгу, и она станет красивой и интересной. - Вам нужно нарисовать животного, выбрав для изображения необходимый материал. Спрашивает у детей, кого они будут рисовать, и какой материал будут использовать?
Работа детей (звучит спокойная музыка)
Во время выполнения задания, при необходимости, педагог проводит индивидуальную работу с детьми, используя модели. После выполнения задания, рисунки выставляются на мольберт, рассматриваются.
Воспитатель:
- Марина, у тебя получилась весёлая кошечка, мех, как настоящий – пушистый. Она – словно живая! И т.д. - Ребята, сегодня мы с вами рисовали животных, используя технику мятой бумаги, поролоном, «метёлочкой», клеевой кистью, ватной палочкой.
Воспитатель:
- Вы собрали все подсказки, вернули иллюстрации в книгу. У вас получились чудесные рисунки животных. Из ваших рисунков можно составить книгу. - Ребята, а книга не бывает без рассказов. - Сегодня вы были художниками – иллюстраторами, а ещё будете писателями. Вечером все вместе создадим книгу и составим рассказы об удивительных животных. Своим старанием «оживите» книгу и победите злого волшебника Кляксича.