Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Показать усложнения задач при обучении изображению животных в разных возрастных группах



Рисование животных – достаточно сложный и длительный процесс, который имеет свои особенности в каждой возрастной группе. Так, исходя из того, что дети в первой младшей группе умеют только правильно держать карандаш или кисть и правильно работать ими, изображая вертикальные и горизонтальные линии, мазки округлые линии, они не в состоянии еще изобразить правдоподобное животное. Рисунки таких юных художников зачастую лишены смысла. На данном этапе воспитатель учить узнавать и называть предметы, изображения на рисунках, устанавливать связь между рисунком и процессом рисования. Дети только учатся изображать отдельные предметы. При этом воспитатель использует такие приемы и методы обучения, как поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого, объяснение в целом; частичная демонстрация изображения; словесное объяснение; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (например, хвостик у собачки

Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных предметов; изображать на рисунке несколько предметов.

Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок.
На рисовании дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. В старшем дошкольном возрасте дети умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию предметов, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать предметы, используя различные геометрические фигуры.
Все это предоставляет большие возможности при обучении детей рисованию животных, используя различные приемы и техники.

Алгоритмические схемы рисования животных состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Когда вы начинаете показывать алгоритм рисования животного, дети узнают эти формы и радуются от того, что они уже умеют их рисовать. Приятно встретить что-то знакомое. Незнакомое, неизвестное – непонятно. Оно раздражает, даже пугает. Понятно поэтому, насколько высоко ценит ребёнок то, что уже освоил, тем более то, что он может манипулировать по желанию – поворачивать круги в разные стороны: и вот уже уточка то смотрит вперёд, то назад, то в воду.

На первых порах, когда ребёнок только осваивает основные формообразующие движения, ему бывает трудно нарисовать ровный круг, овал и т.д. Существует много способов помочь ему.
Сделайте картофельные матрицы. Для этого возьмите картофелину такого размера, чтобы ребёнку было удобно держать её в руках. Разрежьте её пополам и предложите ребёнку обмакнуть срез в блюдце с краской. Затем отпечатайте круги в соответствии с вашей алгоритмической схемой. Например, для рисования кота вам может пригодиться схема из трёх кругов, расположенных вертикально, - «снеговик». После того как дети отпечатают «снеговика», дайте им кисточки или фломастеры и попросите дорисовать остальные детали образа кота. В следующий раз «уроните снеговика», и кот у вас окажется в лежачем положении.

Матрицы можно сделать из картона, поролона, пробок и т.п.

Для отработки формообразующих движений карандашом приготовьте детям шаблоны геометрических фигур, вырезанных из картона. Пусть дети обводят эти формы по внешнему краю. Только следите, чтобы карандаш рисовал по бумаге, а не по шаблону.

Не забывайте, что всё хорошо в меру. Поэтому не злоупотребляйте обведением шаблонов, как только почувствуете, что дети могут самостоятельно рисовать геометрические формы, переходите к самостоятельному рисованию. И не беда, если поначалу круг будет похож на лужу, а квадрат на картошку.

Для отработки формообразующих движений широко используются трафареты. Трафареты бывают внешние и внутренние.
Рисование животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение и т.д.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование по сырому;
рисование мятой бумагой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография ;
пластилинография.

2. Составить программное содержание и план-конспект по теме: «Изображение животных» (старшая группа)

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей передавать в рисунке образ животного через сходство формы, передачу поз, движений, мимики;

2. Систематизировать представления детей об особенностях творческой манеры исполнения Е.И. Чарушина (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, поз, мимики);

3. Способствовать развитию творчества и самостоятельности детей при выборе изобразительных средств и материала для рисования;

4. Вызвать у детей интерес к книжной графике.


Предварительная работа:

· знакомство с художником – иллюстратором Е.И Чарушиным;

· чтение рассказов о животных Е.И. Чарушина, В.И. Бианки;

· рассматривание иллюстраций о животных художников – анималистов.


Оборудование:

· книга с чистыми страницами;

· разноцветная коробка с тактильными дощечками;

· сухой бассейн с разноцветными камушками;

· контурное изображение частей тела животных;

· волшебная кисточка (лазерная указка);

· листы бумаги с изображением деревьев, домов, нарисованных свечой;

· модель «Животные»;

· иллюстрации Е.И. Чарушина с изображением животных;

· клеёнка, тряпочка, баночка с водой – по количеству детей;

· листы бумаги (формат А - 4) с нарисованными свечой контурами;

· тонированные листы бумаги (формат А - 4) по количеству детей;

· материал для рисования: широкая кисть, ватная палочка, «метёлочка», поролон, мятая бумага, клеевая кисть, кисть № 2, акварель, гуашь - по количеству детей.


Ход занятия

Воспитатель:
- Ребята, вы любите рассматривать иллюстрации в книгах?
- Скажите, пожалуйста, а зачем они нужны?
(предполагаемые ответы детей: чтобы узнать, о ком эта книга, чтобы узнать, кто герой этой книги и т.д.)
- Сегодня, я принесла вам удивительную книгу.
- Давайте рассмотрим иллюстрации, и вы мне скажите, о ком же она? Воспитатель открывает книгу, а иллюстраций нет.
-Ребята, а что же произошло с книгой?
- Как вы думаете?
- Куда исчезли иллюстрации? (ответы детей)
Из книги выпадает «клякса».
- Это, наверное, злой волшебник Кляксич заколдовал её?
- Что же нам теперь делать? (ответы детей)

Голос за ширмой или звукозапись:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Королева Красок. Я знаю, что злой волшебник Кляксич заколдовал вашу книгу, и из неё исчезли все иллюстрации. Не расстраивайтесь, я обязательно помогу вам. На подставке вы найдёте волшебную кисточку, которая приведёт вас к моим подсказкам. Собрав все подсказки вместе, вы вернёте иллюстрации в книгу и узнаете, о ком она? Я приглашаю вас в разноцветный мир красок. Удачи, вам, ребята!»

Воспитатель:

- Вы хотите узнать, о ком эта книга? Тогда, отправляемся в разноцветный мир красок. Итак, в путь! (воспитатель показывает «светящейся» кисточкой дорогу). Дети идут за воспитателем.
- Мы с вами очутились на разноцветной поляне.
- А вот и 1-ая подсказка. Давайте узнаем, что же здесь лежит. Воспитатель достаёт записку и читает: «Ребята, вам необходимо на ощупь определить, что же здесь находится?»

Игра «Угадай на ощупь»
Дети просовывают руки в отверстия, ощупывая тактильные дощечки.
Воспитатель:

- Алёша, что ты нащупал? (предполагаемый ответ: что – то мягкое, пушистое»)
- Марина, а ты? (предполагаемый ответ: а у меня что – то колючее)
- А у тебя, Полина? (предполагаемый ответ: у меня что – то гладкое)
«А у меня кудрявое», - говорит Паша.

Воспитатель:- Значит, этот объект может быть мягким, пушистым, колючим, гладким и даже кудрявым.
Воспитатель на мольберте выставляет модели:

_ ___________ , , ,


гладкий, колючий, пушистый, кудрявый


- Кто же это может быть? Догадались, ребята? (ответы детей)
- Да, это могут быть рыбы, птицы, животные.
- Не торопитесь отвечать, у нас с вами есть ещё подсказки.
- Давайте посмотрим. Дети идут за воспитателем по направлению волшебной кисточки. Подходят к столам, на которых лежат листы бумаги.
- Что же здесь изображено? Листочки кажутся, абсолютно белыми.
- Как же нам узнать, что здесь нарисовано?
- А вот и 2-ая подсказка. Воспитатель находит записку и читает:
«Ребята, вам необходимо проявить картинки, и тогда вы узнаете, где этот объект может находиться?»
- Как же это можно сделать? (ответы детей)
Воспитатель объясняет, как необходимо проявить картинки.


Игра – эксперимент «Прояви картинки и отгадай, что нарисовано?»

Дети с помощью широкой кисти рисуют фон. При этом высвечивается контурное изображение деревьев, домов.



Воспитатель:

- Ребята, что нарисовано на ваших листах? (ответы детей: деревья, дома).
- Значит, этот объект может быть мягким, гладким, колючим, кудрявым и находиться в доме или в лесу.
- Догадались, кто же это может быть? (ответы детей)
- Давайте найдём следующую подсказку. Дети идут за воспитателем по направлению «светящейся» кисточки. Подходят к сухому бассейну и находят записку: «Ребята, в разноцветных камушках на дне бассейна, необходимо найти картинки, которые помогут узнать, кто герои этой удивительной книги».


Игра «Части тела животного»
Дети рассматривают модель «Животные».

 


Воспитатель:

- Ребята, что изображено на моделях? (ответы детей: лапы, хвост, уши и т.д.)
- Значит, этот объект может быть мягким, пушистым, гладким, колючим, кудрявым. Может жить в лесу или в доме. У него есть голова, туловище, уши, хвост, лапы.
- Значит, это кто? (ответы: собака, кошка)
- А как назвать одним словом? (ответы: животные)
- Давайте проверим, правильно ли вы догадались или нет.
- Мы с вами попали в мастерскую художника – иллюстратора, который изображал животных.

Воспитатель «открывает» мольберт, на который помещены иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина.
- Значит, вы правильно догадались, наша книга о животных.
- Кто из вас может назвать художника, который нарисовавшего эти иллюстрации? (Е.И. Чарушин)
- Как вы догадались, что это иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина? (ответы детей: он рисует животных, у него они, как настоящие)
- Как показывает художник - иллюстратор животных, чтобы они были, как настоящие?
(предполагаемые ответы: он показывает их в движении и т.д.)
- Давайте, «оживим» иллюстрации и покажем: прыгающего котёнка…


Пластический этюд «Изобрази прыгающего котёнка, собачку в движении…»

Дети изображают животных, передавая движения.
- А теперь, покажите лисичку, которая приподнялась на лапках.

Пластический этюд «Изобрази лисичку, которая приподнялась на лапках…»
Дети изображают животных, передавая позу.
- Покажите весёлого медвежонка, испуганного зайчонка…

Пластический этюд «Изобрази весёлого медвежонка…»
Дети изображают животных, передавая мимику.

Воспитатель обобщает:

- Да, действительно, животные у художника словно живые, их хочется потрогать, поиграть с ними.
- Евгений Иванович Чарушин выразительно передаёт движения животных, позу, мимику. Они у него весёлые, сидят, лежат, идут, прыгают.
- Сегодня вы будете художниками – иллюстраторами. С помощью ваших иллюстраций мы «расколдуем» книгу, и она станет красивой и интересной.
- Вам нужно нарисовать животного, выбрав для изображения необходимый материал.
Спрашивает у детей, кого они будут рисовать, и какой материал будут использовать?

Работа детей (звучит спокойная музыка)

Во время выполнения задания, при необходимости, педагог проводит индивидуальную работу с детьми, используя модели.
После выполнения задания, рисунки выставляются на мольберт, рассматриваются.

Воспитатель:

- Марина, у тебя получилась весёлая кошечка, мех, как настоящий – пушистый. Она – словно живая! И т.д.
- Ребята, сегодня мы с вами рисовали животных, используя технику мятой бумаги, поролоном, «метёлочкой», клеевой кистью, ватной палочкой.

Воспитатель:

- Вы собрали все подсказки, вернули иллюстрации в книгу. У вас получились чудесные рисунки животных. Из ваших рисунков можно составить книгу.
- Ребята, а книга не бывает без рассказов.
- Сегодня вы были художниками – иллюстраторами, а ещё будете писателями. Вечером все вместе создадим книгу и составим рассказы об удивительных животных. Своим старанием «оживите» книгу и победите злого волшебника Кляксича.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.