Организация просмотра и критерии оценки результатов детского изобразительного творчества в разных возрастных группах. Привести примеры из педагогической практики
Создание педагогических условий для работы по художественному творчеству в ДОУ
Методика изо
Подготовка воспитателя к проведению совместной образовательной деятельности по художественному развитию в разных возрастных группах
Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию. Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д. В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.
В старшей группе обучение умению анализировать предмет занимает большее место. Однако характер анализа меняется: теперь значительное внимание уделяется некоторым существенным деталям, форме и строению, типичным для этих предметов, перед занятием рассматривается не сам предмет, а его изображение (в игрушке, в скульптуре -- фигурки из фарфора, фаянса).Воспитатель продумывает, что будут рассматривать дети и что запоминать для последующего изображения. Чем точнее определены форма предмета, его строение, названы части, тем легче передаются эти свойства в рисунке. Если дети хорошо помнят то, что рассматривали, они сами находят способ изображения; воспитателю достаточно напомнить основную форму крупных частей предмета, относительную величину частей, окраску и пр.
Материалы и оборудование для проведения совместной образовательной деятельности(лепка, рисование, аппликации). Гигиенические и педагогические требования к отбору материалов и оборудования
Каждый вид изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), позволяет развивать в детях умственную активность, художественный вкус, мелкую моторику, позволяют закрепить знания, умения, навыки, полученные в процессе учебной деятельности. В процессе воспитания большое значение имеет правильное педагогическое руководство детской художественной самостоятельностью. Важно, чтобы воспитатель поддерживал стремление детей проявлять себя в самостоятельной разнообразной деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Лепка
Предлагать лепку в свободное от занятий время лучше в средней группе. Для лепки используют глину или пластилин. Если в детском саду основным материалом для лепки является глина, то в свободное от занятий время лучше использовать ее. Важно при этом, что бы дети соблюдали элементарные правила лепки из глины: не разбрасывали ее по столу, не роняли на пол. В старших группах можно использовать любой материал, так как это способствует проявлению самостоятельности в выборе материала (крупные предметы лучше лепить из глины, мелкие из пластилина).
Оборудование для занятий:
· Глина, пластилин.
· Вода.
· Доски для работы.
· Салфетки, клеенки.
· Краски.
· Печатки для украшения работ.
Аппликация
Наиболее распространенный простой и доступный способ создания художественных работ. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин панно, орнаментов и т.д. Оборудование, которое требуется для выполнения аппликации несложно:
· Ножницы (с закругленными концами двух размеров – большие и маленькие), ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными. Необходимо регулярно проводить инструктаж по работе с ножницами, знания элементарных правил работы с ножницами необходимы т.к. в свободной деятельности дети работают самостоятельно, но только те, кто соблюдает правила работы.
· Кисти для клея хорошо иметь 2-3 кисти, их подбирают в зависимости от размера аппликации, по окончании работы кисти необходимо промыть и поставить в стакан ворсом вверх.
· Простые карандаши (для прорисовывания контуров)
· Влажные и сухие салфетки
· Клеенка
· Клей или клейстер.
· Цветная и белая бумага различной текстуры, цветовой гаммы, толщины, размера.
· Коробка для обрезков бумаги
· Коробка для готовых работ.
· Трафареты
· Кусочки ткани и другой разнообразный материал
Все должно быть эстетично оформлено. Главное сформировать у детей бережное отношение к материалам, с которым они работают, научить планировать свою работу, экономно расходовать материал и рационально использовать время.
Наиболее простой и распространенный вид свободной продуктивной деятельности – это рисование, для организации не требуется много особой подготовки, самое главное желание.
Для организации рисования в свободной деятельности необходимо:
Все детские работы, полученные в деятельности вне занятий, необходимо либо выставлять, либо организовать место для просмотра другими детьми (папка, коробочка и др.) весь инструментарий должен находиться в порядке, подвергаться регулярной «ревизии», необходимо эстетично оформить уголок свободной продуктивной деятельности, выставить произведения искусства, скульптуры и другие художественные произведения для наглядности. Все должно быть доступно, но деятельность детей постоянно находится под контролем воспитателя, тем более, если это аппликация.
Организация просмотра и критерии оценки результатов детского изобразительного творчества в разных возрастных группах. Привести примеры из педагогической практики