Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 10. Конфликт между поколениями – объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности?



У каждого в жизни наступает время, когда пора становиться взрослым, ответственно и самостоятельно принимать решения. Взрослому человеку необходимо уметь это делать. Но человек не может стать взрослым, оставаясь ребенком. Значит, ему предстоит, хочет он этого или нет (не все хотят, между прочим), разрушить традиционную систему отношений, которая сложилась у него в семье, систему подчиненности родителям. Как он станет взрослым, если он всегда во всем будет слушаться родителей, если они будут решать за него, если он не будет принимать собственных решений? А когда собственные решения расходятся с родительскими — возникают конфликты.

Конфликт между младшим и старшим поколениями необходим для того, чтобы люди могли стать взрослыми. Не пройдя через него, повзрослеть невозможно, — в этом смысл конфликта поколений. Однако коллизии могут принимать различную форму, и желательно пережить их в наиболее мягком варианте.

Во всех культурах мы находим стремление молодежи обособиться от взрослых, создать свою молодежную компанию, где нет старших, будь то быт африканских племен, американских индейцев или российских сел, где молодежь собиралась на завалинке, играла в свои игры, музицировала на гармошке, развлекалась, пила самогон. Во всех культурах молодежь стремилась уже в своей компании проверить, кто ты — ведомый или лидер, будешь привлекать всеобщее внимание или кому-то подыгрывать (это социальные роли), насколько ты привлекателен как сексуальный объект и т. д. У молодого человека есть свое представление о себе — надо попробовать оценить, насколько этот образ, как он его себе представляет, будет отличаться от того образа, который существует в представлении других. Нужно проиграть разные роли, попробовать себя в них. Это и начинают делать подростки в молодежной компании, и так было всегда.

Когда человек овладевает первичными навыками — учится ходить, говорить, читать, мир взрослых должен казаться ему идеальным. Но если ребенок всю жизнь будет смотреть на родителей только как на идеал, он никогда не станет самостоятельным. В какой-то момент он должен сказать себе: «Моя жизнь — это моя жизнь. Я не могу слепо копировать старших и следовать их советам. Пора посмотреть на них с определенной долей критицизма. Пришло время обретать собственное лицо». Человек начинает примерять на себя «взрослые» роли и постепенно все чаще действительно ведет себя как взрослый. Наконец он понимает, что пора самому принимать решения и самому за них отвечать.

Однако родителям тяжело смириться с тем, что ребенок растет, для них он навсегда останется человеком, которого надо поучать, наставлять, опекать. В них живет биологический инстинкт заботы о потомстве. Но наступает момент, когда эта забота начинает тяготить подростка, подавлять его личность, и ее необходимо ограничить, иначе ребенок навсегда останется инфантильным дитятей, не научится ответственно принимать решения и не сможет ни создать прочную семью, ни добиться успехов в профессиональной сфере, ни утвердить себя в обществе.

Значит, если ребенок принимает решение и доводит его до родителей, и если это решение родителям не нравится, они могут заставить ребенка поступать так, как им хочется. Если ребенок это предвидит, то он старается скрывать от родителей информацию по важным вопросам, чтобы не вступать лишний раз в конфликт. Тогда вроде бы все хорошо: они «не лезут» в дела ребенка, он действует, как считает нужным. Но если родители начинают замечать, что подросток принимает решения, которые им не нравятся, они снова оказывают давление на ребенка, и начинается столкновение характеров, амбиций.

Очень многое зависит в этой ситуации от такта, который обе стороны проявляют. Умные люди, приличная семья, хорошие родители, правильный растет ребенок — они все будут стараться друг друга беречь и очень аккуратно решать вопросы. Хотя и в интеллигентных семьях конфликт этот принимает иногда весьма острый характер.

Я полагаю, что конфликт поколений был всегда, что без него человек не может стать взрослым, что новые поколения, входя в общественную жизнь, должны сказать старшим: «Вот мы пришли, молодые, энергичные ! Мы будем вытеснять вас с авансцены истории, будем захватывать командные позиции, чтобы исправить ваши ошибки и сделать мир лучше». Конечно, молодежь так не говорит напрямую, но в подтексте это чувствуется и старших раздражает. А старшие начинают напрягаться, чтобы не пускать молодежь, чтобы удержать свои позиции, чтобы остаться начальниками. Заканчивается это все-таки тем, что молодежь приходит на место старших поколений, действительно вытесняет их, радуется этому, но недолго, потому что тут же подрастают следующие поколения, которые приходят на их место и вытесняют их. И те мальчики и девочки, которые сидят в этой аудитории и, может быть, не очень довольны своими родителями, возможно, считают их не очень демократичными, лет этак через 20-30 сами станут родителями подростков, сами будут притеснять своих детей, сами будут недемократичными, так жизнь и развивается.

Конфликт поколений был, есть и будет, без него жизнь не обходится. Но я думаю, что в последние 100-150 лет в его протекании появились очень серьезные новшества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.