Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

блок. Проектирование информационной образовательной среды для лиц с отклонениями в слуховой функции

Блок. Представление антропометрических данных и статистическая обработка результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха

Всего было обследовано 30 человек (10 мальчиков и 20 девочек) в возрасте от 10 до 20 лет из школа-интернат для глухих Нижнего Новгорода.

Антропометрические данные снимались по следующей схеме:

1) Заполнялась индивидуальная таблица для каждого ребенка с нарушениями слуха

Таблица1. Антропометрический профиль физического развития испытуемого

Показатели Результаты измерений Возрастные стандарты
Рост стоя, в см    
Рост сидя, в см    
Длина верхней конечности, в см    
Длина нижней конечности, в см    
Окружность грудной клетки, в см В паузе    
На максимальном вдохе    
На полном выдохе    
Экскурсия грудной клетки    
ИФР    
ПУ (показатель упитанности)    
ИС (индекс скелии)    
ИГТ (индекс гармоничности телосложения)    
Масса тела, в кг    

 

2) Определялся тип телосложения испытуемого

Черноруцким было предложено выделить три типа телосложения: астенический, нормостенический, гиперстенический. Тип телосложения взрослого человека можно определить по формуле Пинье, рассчитав индекс физического развития (ИФР):

ИФР = Рост, см – (ОГ, см в паузе + Масса тела, кг).

Оценка ИФР: меньше 10 – гиперстенический тип телосложения; 10 – 30 – нормостенический; больше 30 – астенический.

3) При нечетко выраженном типе телосложения можно воспользоваться формулой Брока, рассчитав показатель упитанность (ПУ): ПУ = Масса тела , кг/ Рост, дм

Оценка показателя упитанности:

  • 2,9 – 3,2 – масса недостаточная (истощение);
  • 3,2 – 3,6 – слабая упитанность;
  • 3,6 – 4,5 – норма;
  • 4,5 – 5,4 – чрезмерная масса, можно говорить о тучности;
  • 5,4 – и более – ожирение.
Для объективной оценки массы нужно знать ее оптимальную величину. А.Ф. Синяков предлагает определять оптимальную массу по формулам: Р = 0,73 х L – 80 (1), Р = 0,74 х L – 60 (2), Р = 0,73 х L – 75 (3), Р = 0,73 х L – 65 (4), Р = 0,73 х L – 62 (5), Р = 0,73 х L – 48 (6),

где Р – масса тела, кг, L – длина тела, см. Расчет массы для мужчин астенического телосложения, худощавых производится по формуле (1); нормостенического, т.е. среднего телосложения по формуле (2); гиперстенического телосложения, с массивным туловищем, короткими конечностями и широкой грудной клеткой, по формуле (3); для женщин, соответственно, по формулам – (4), (5), (6).

4) Производилась оценка показателей массы.

Увеличение массы тела до 10% сверх нормы (в основном за счет жирового компонента) считается состоянием, предшествующим ожирению. Если масса тела превышает норму на 10 – 20 % , говорят о первой степени ожирения; 30 – 49 % - о второй; на 50 – 99 % - о третьей; на 100 % и более – о четвертой степени. Третья и четвертая степень ожирения встречаются редко и являются тяжелой патологией. Если масса превышает норму на 20 % и более, то следует проконсультироваться у врача, так как возможно, что избыточная масса связана с заболеваниями сердечно – сосудистой и эндокринной систем.

5) Оценивался рост испытуемых

Рост тела в длину происходит неравномерно. Однако в диапазоне от 3 до 16 лет зависимость между возрастом и ростом близка к линейной. А.Ф. Синяков (1987) предлагает для вычисления должных величин девочек нормостенического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет формулу: Рост, см = 6 х возраст (лет) + 76. Для мальчиков нормостенического типа телосложения в возрасте от 3 до 16 лет формулу: Рост, см = 6 х возраст (лет) + 77. Допустимые пределы колебаний среднего роста от расчетных ± 2,5 см для мальчиков, ± 3,5 см для девочек. Задержка роста ребенка более чем на 20 % по сравнению с возрастными нормами может указывать на эндокринные нарушения и необходимость консультации врача. Однако следует помнить, что показатели роста определяются ростом родителей, их предков, условиями питания, климатом, образом жизни и т.д.

6) Определялись пропорции тела.

Под пропорциями тела понимают соотношение его размеров: продольных, поперечных, передне – задних, а также соотношение окружностей. Так, например, Леонардо да Винчи считал, что фигура с поднятыми вверх руками и разведенными ногами вписывается в круг, центром которого является пупок. Современные представления о пропорциях тела здорового человека основываются на точных знаниях анатомии. Считается, что длина тела зависит преимущественно от длины нижних конечностей. Ширина плеч всегда больше ширины таза и составляет 1/4 длины тела. Длина верхней конечности равна длине позвоночника, длина ключицы – длине грудины. Длина плеча относится к длине предплечья как 3 : 4. Длина кисти составляет 1/4 часть верхней конечности, длина среднего пальца – 1/2 длины кисти. Удвоенная окружность запястья равна окружности шеи; а удвоенная окружность шеи – окружности талии.

Рассчитывается также индекс пропорциональности тела, так называемый индекс скелии (ИС) по Мануврие: ИС = Длина ноги / Рост сидя х 100.Оценка: до 84,9 – брахисклея (коротконогость), 85,0 – 89,9 мезоскелия (средненогость), 90,0 и выше – макроскелия (длинноногость). (Длина ноги – от наиболее выступающей точки большого вертела до подошвы).

7) Гармоничность телосложения:

Оценка гармоничности телосложения производится по соотношению между массой тела, окружностью грудной клетки и длиной тела (ростом). Различают гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие. Рассчитать индекс гармоничности телосложения (ИГТ), который характеризуется показателем развития грудной клетки, можно по формуле ИГТ= окружность гр. кл., в см *100/ рост, в см. Оценка ИГТ: от 50 до 55 – норма, больше 55 – отличное телосложение, меньше 50 – плохое. Экскурсия грудной клетки – разница между полным вдохом и полным выдохом, в норме составляет 7-9 см, 10 и более – хороший объем легких, меньше 7 – плохой.

 

Статистическая обработка данных производилась с помощью применения методов:

1. Метод расчета абсолютных показателей

2. Метод расчета относительных показателей

3. Метод расчета средних величин

4. Метод графического изображения полученных показателей

5. Метод изучения взаимосвязей с помощью непараметрических критериев.

Рассмотрим применение каждого из перечисленных методов отдельно:

1. Метод расчета абсолютных показателей

Дальнейший анализ антропометрических данных и статистическая обработка результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха производилась с помощью количественных категорий — статистических величин.

Результаты статистического наблюдения результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха были получены в форме абсолютных величин, которые служат основой для расчета и анализа статистических показателей на следующих этапах статистического исследования.

Абсолютная величина — объем или размер изучаемого события или явления, процесса, выраженного в соответствующих единицах измерения в конкретных условиях места и времени.

Индивидуальная абсолютная величина — характеризует единицу совокупности (в проведенной нами работе - данные о конкретных испытуемых (таблица 1).

Суммарная абсолютная величина — характеризует группу единиц или всю совокупность. Результатом статистического наблюдения результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха являются показатели, которые характеризуют абсолютные размеры или свойства изучаемого явления у каждой единицы наблюдения. Если показатели характеризуют всю совокупность в целом, они называются обобщающими абсолютными показателями. Статистические показатели в форме абсолютных величин всегда имеют единицы измерения: натуральные или стоимостные.

Нами были использованы натуральные, т.е. физические единицы. Натуральные единицы измерения бывают простыми, составными и условными.

При статистической обработке результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха были использованы простые натуральные единицы измерения — это килограммы, сантиметры и т. д. В простых натуральных единицах также измеряется объем статистической совокупности, т. е. число составляющих ее единиц, или объем отдельной части ( в нашем случае – 50 единиц, т.е. 50 испытуемых детей).

2. Метод расчета относительных показателей

Наряду с абсолютными величинами при статистической обработке результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха используются также различные относительные величины.

Относительные статистические величины — это показатели, которые дают числовую меру соотношения двух сопоставляемых между собой величин.

При статистической обработке результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха была применена относительная величина структуры (ОВС) характеризует структуру совокупности, определяет долю (удельный вес) части в общем объеме совокупности. ОВС рассчитывают как отношение объема части совокупности к абсолютной величине всей совокупности, определяя тем самым удельный вес части в общем объеме совокупности (%):

(4.1)

где mi - объем исследуемой части совокупности; M - общий объем исследуемой совокупности.

Основное условие правильного расчета относительных величин — сопоставимость сравниваемых величин и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями.

Нами был рассчитан удельный вес ( относительная величина структуры) по абсолютным показателям гендерного признака пол. В результате расчетов выяснено, что среди истытуемых было 58%, - юноши и 42% - девушки. Также рассчитаны относительные величины структуры лиц разного возраста. Из них 38% составили испытуемые 8-10 лет, 40% - 11-15 лет, 22% - 16-17 лет.

3. Метод графического изображения полученных показателей

По произведенным расчетам построены круговые диаграммы.

Рис.1. Характеристика группы испытуемых по гендерному признаку

 

Рис.2. Характеристика группы испытуемых по возрастному признаку

4.Метод расчета средних величин

Средние величины используются на этапе обработки и обобщения полученных первичных статистических данных. Потребность определения средних величин связана с тем, что у различных единиц исследуемых совокупностей индивидуальные значения одного и того же признака, как правило, неодинаковы.

Средней величиной называют показатель, который характеризует обобщенное значение признака или группы признаков в исследуемой совокупности.

Если исследуется совокупность с качественно однородными признаками, то средняя величина выступает здесь как типическая средняя. Например, для групп испытуемых определенной группы инвалидности определяется типическая средняя показателей физического развития - средний рост, средний вес

При исследовании совокупности с качественно разнородными признаками на первый план может выступить нетипичность средних показателей. Такими, к примеру, являются средние показатели индекса физического развития для глухих детей разного возраста. Такие средние величины называют системными средними.

Таким образом, значение средних величин состоит в их обобщающей функции. Средняя величина заменяет большое число индивидуальных значений признака, обнаруживая общие свойства, присущие всем единицам совокупности. Это, в свою очередь, позволяет избежать случайных причин и выявить общие закономерности, обусловленные общими причинами.

Простая среднеарифметическая величина представляет собой среднее слагаемое, при определении которого общий объем данного признака в совокупностиданных поровну распределяется между всеми единицами, входящими в данную совокупность. Так, среднегодовая выработка продукции на одного работающего — это такая величина объема продукции, которая приходилась бы на каждого работника, если бы весь объем выпущенной продукции в одинаковой степени распределялся между всеми сотрудниками организации. Среднеарифметическая простая величина исчисляется по формуле:

Средняя арифметическая взвешенная

Если объем совокупности данных большой и представляет собой ряд распределения, то исчисляется взвешенная среднеарифметическая величина. Так определяют средневзвешенную цену за единицу продукции: общую стоимость продукции (сумму произведений ее количества на цену единицы продукции) делят на суммарное количество продукции.

Представим это в виде следующей формулы:

— цена за единицу продукции;

— количество (объем) продукции;

В результате произведенных расчетов, нами были получены следующие показатели. , занесенные в таблицы 2 и 3.

Таблица 2. Антропометрические данные для расчета ИФР испытуемых девушек по возрасту

Возрастная группа Среднее значение роста, см Среднее значение массы тела, кг Среднее значение объема груди, см в паузе Усредненное значение ИФР по возрастной группе
8-10 лет дети до протубертантного возраста 119,5 20,7 67,3 33,4
11-15 лет протубертантный возраст 153,1 39,3 80,0 26,3
16-17 лет возраст завершения протубертантного периода 169,7 49,8 84,9 32,4

 

Таким образом, можно видеть, что усредненное значение ИФР по возрастной группе девушек 8-10 и 16-17 характеризует астенический тип телосложения, по возрастной группе девушек 11-15 лет – нормостенический тип телосложения. Что связано с тем, что в период полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров. Затем, показатель вновь возрастает, что видно на рисунках 3 и 4.

Таблица 3. Антропометрические данные для расчета ИФР испытуемых юношей по возрасту

Возрастная группа Среднее значение роста, см Среднее значение массы тела, кг Среднее значение объема груди, см в паузе Усредненное значение ИФР по возрастной группе
8-10 лет дети до протубертантного возраста 123,5 22,7 68,3 29,8
11-15 лет протубертантный возраст 151,7 46,9 82,9 16,3
16-17 лет возраст завершения протубертантного периода 173,5 65,8 91,4 22,4

 

Таким образом, можно видеть, что усредненное значение ИФР по возрастной группе юношей 8-10 и 16-17 характеризует нормостенический тип телосложения, по возрастной группе юношей 11-15 лет – нормостенический, близкий к гиперстеническому тип телосложения. Что связано с тем, что в период полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров. Затем, показатель вновь возрастает, что видно на рисунках 3 и 4.

 

Рис.3. Диаграмма сравнения индекса физического развития (ИФР) по половым и возрастным группам

Рис.4. Диаграмма динамических изменений индекса физического развития (ИФР) по половым и возрастным группам

 

 

Основываясь на тех же самых методах расчета средних величин и графического изображения,нами рассчитан показатель упитанности у девушек и у юношей в разных возрастных группах.

Таблица 4. Антропометрические данные для расчета ПУ испытуемых девушек по возрасту

Возрастная группа Среднее значение роста, см Среднее значение массы тела, кг Усредненное значение ПУ по возрастной группе
8-10 лет дети до протубертантного возраста 119,5 20,7 1,73
11-15 лет протубертантный возраст 153,1 39,3 2,57
16-17 лет возраст завершения протубертантного периода 169,7 49,8 2,93

Таким образом, можно видеть, что усредненное значение ИФР по возрастной группе девушек недостаточную массу тела, но возрастает по мере взросления ребенка.

Таблица 5. Антропометрические данные для расчета ПУ испытуемых юношей по возрасту

Возрастная группа Среднее значение роста, см Среднее значение массы тела, кг Усредненное значение ПУ по возрастной группе
8-10 лет дети до протубертантного возраста 123,5 22,7 1,83
11-15 лет протубертантный возраст 151,7 46,9 3,09
16-17 лет возраст завершения протубертантного периода 173,5 65,8 3,79

Таким образом, можно видеть, что усредненное значение ПУ по возрастной группе юношей 8-10 характеризует недостаточную массу, затем возрастает и находится в пределах слабой упитанности в возрасте 11-15 лет, норма – в возрасте 16-17 лет.

Рис.3. Диаграмма сравнения индекса ПУ) по половым и возрастным группам

Рис.4. Диаграмма динамических изменений ПУ по половым и возрастным группам

5 Метод изучения взаимосвязей с помощью непараметрических критериев.

 

Первоначальное значение термина "корреляции" - взаимная связь (Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English, 1982). Когда говорят о корреляции, используют термины "корреляционная связь" и "корреляционная зависимость".

Корреляционная связь - это согласованные изменения двух при­знаков или большего количества признаков (множественная корреляци­онная связь). Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчи­вость одного признака находится в некотором соответствии с изменчи­востью другого (Плохинский Н.А., 1970, с. 40). "Стохастическая связь имеется тогда, когда каждому из значений одной случайной вели­чины соответствует специфическое (условное) распределение вероятно­стей значений другой величины, и наоборот, каждому из значений этой другой величины соответствует специфическое (условное) распределение вероятностей значений первой случайной величины" (Суходольский Г.В., 1972, с. 178).

Корреляционная зависимость - это изменения, которые вносят значения одного признака в вероятность появления разных значений другого признака.

Если в исследование включены независимые переменные, кото­рые мы можем по крайней мере учитывать, например, возраст, то мож­но считать выявляемые между возрастом и психологическими признака­ми корреляционные связи корреляционными зависимостями. В боль­шинстве же случаев нам трудно определить, что в рассматриваемой па­ре признаков является независимой, а что - зависимой переменной.

Учитывая, что термин "зависимость" явно или неявно подразуме­вает влияние, лучше пользоваться более нейтральным термином "корреляционная связь".

По форме корреляционная связь может быть прямолинейной или криволинейной. Прямолинейной может быть, например, связь между количеством тренировок на тренажере и количеством правильно решае­мых задач в контрольной сессии. Криволинейной может быть, напри­мер, связь между уровнем мотивации и эффективностью выполнения задачи (см. Рис. 6.1). При повышении мотивации эффективность вы­полнения задачи сначала возрастает, затем достигается оптимальный уровень мотивации, которому соответствует максимальная эффектив­ность выполнения задачи; дальнейшему повышению мотивации сопутст­вует уже снижение эффективности.

По направлению корреляционная связь может быть положитель­ной ("прямой") и отрицательной ("обратной"). При положительной прямолинейной корреляции более высоким значениям одного признака соответствуют более высокие значения другого, а более низким значе­ниям одного признака - низкие значения другого (см. Рис). При отрицательной корреляции соотношения обратные.

При положительной корреляции коэффициент корреляции имеет положительный знак, например r=+0,207, при отрицательной корреля­ции - отрицательный знак, например r=—0,207.

Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции.

Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции. Максимальное воз­можное абсолютное значение коэффициента корреляции r=1,00; мини­мальное r=0.

Используется две системы классификации корреляционных связей по их силе: общая и частная. Общая классификация корреляционных связей (по Ивантер Э.В., Коросову А.В., 1992):

1) сильная, или тесная при коэффициенте корреляции r>0,70;

2) средняя при 0,50<r<0,69;

3) умеренная при 0,30<r<0,49;

4) слабая при 0,20<r<0,29;

5) очень слабая при r<0,19.

Частная классификация корреляционных связей:

1) высокая значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,01;

2) значимая корреляция при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,05;

3) тенденция достоверной связи при г, соответствующем уровню статистической значимости р<0,10;

4) незначимая корреляция при г, не достигающем уровня статистической значимости .

Две эти классификации не совпадают. Первая ориентирована только на величину коэффициента корреляции, а вторая определяет, какого уровня значимости достигает данная величина коэффициента корреляции при данном объеме выборки. Чем больше объем выборки, Тем меньшей величины коэффициента корреляции оказьюается доста­точно, чтобы корреляция была признана дортоверной. В результате при Малом объеме выборки может оказаться так, что сильная корреляция окажется недостоверной. В то же время при больших объемах выборки Даже слабая корреляция может оказаться достоверной.

Обычно принято ориентироваться на вторую классификацию, по­скольку она учитывает объем выборки. Вместе с тем, необходимо пом­нить, что сильная, или высокая, корреляция - это корреляция с коэффи­циентом r>0,70, а не просто корреляция высокого уровня значимости.

Нами был испозован коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

где d - разность между рангами по двум переменным для каж­дого испытуемого;

N - количество ранжируемых значений, в. данном случае ко­личество испытуемых.

Плученные результаты занесены в таблицу 6.

Таблица 6. Коэффициент стохастической взаимосвязи между показателями ИФР и ПУ

Возрастная группа Юноши Девушки В целом по всей совокупности испытуемых
8-10 лет дети до протубертантного возраста 0,86 0,78 0,81
11-15 лет протубертантный возраст -0,33 -0,14 -0,22
16-17 лет возраст завершения протубертантного периода 0,91 0,77 0,83

 

Прямая сильная связь между показателями Пу и ИФР наблюдается по обеим половым группам, и в целом по совокупности в возрасте до и по окончании полового созревания., в этом возрасте получена сСлабая обратная связь

Полученный вывод иллюстрируется графиками.

 

Рисунок5. Диаграмма сравнения значения коэффициента корреляции

 

Рисунок5. Диаграмма динамики значения коэффициента ранговой корреляции

 

Таким образом, нами произведен анализ антропометрических данных и статистическая обработка результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха производилась с помощью количественных категорий — статистических величин.

В ходе проведенного анализа нами сделаны следующие выводы:

1. Усредненное значение ИФР по возрастной группе юношей 8-10 и 16-17 характеризует нормостенический тип телосложения, по возрастной группе юношей 11-15 лет – нормостенический, близкий к гиперстеническому тип телосложения. Что связано с тем, что в период полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров. Затем, показатель вновь возрастает.

2. Усредненное значение ИФР по возрастной группе девушек 8-10 и 16-17 характеризует астенический тип телосложения, по возрастной группе девушек 11-15 лет – нормостенический тип телосложения. Что связано с тем, что в период полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров. Затем, показатель вновь возрастает.

3. Усредненное значение ИФР по возрастной группе девушек недостаточную массу тела, но возрастает по мере взросления ребенка.

4. Усредненное значение ПУ по возрастной группе юношей 8-10 характеризует недостаточную массу, затем возрастает и находится в пределах слабой упитанности в возрасте 11-15 лет, норма – в возрасте 16-17 лет.

5. Прямая сильная связь между показателями ПУ и ИФР наблюдается по обеим половым группам, и в целом по совокупности в возрасте до и по окончании полового созревания., в этом возрасте получена сСлабая обратная связь

 

блок. Проектирование информационной образовательной среды для лиц с отклонениями в слуховой функции


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

 

Во втором блоке проекта произведен анализ антропометрических данных и статистическая обработка результатов обследования лиц с ОВЗ на примере детей с нарушениями слуха производилась с помощью количественных категорий — статистических величинВ ходе проведенного анализа нами сделаны следующие выводы:

1. Усредненное значение ИФР по возрастной группе юношей 8-10 и 16-17 характеризует нормостенический тип телосложения, по возрастной группе юношей 11-15 лет – нормостенический, близкий к гиперстеническому тип телосложения. Что связано с тем, что в период полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров. Затем, показатель вновь возрастает.

2. Усредненное значение ИФР по возрастной группе девушек 8-10 и 16-17 характеризует астенический тип телосложения, по возрастной группе девушек 11-15 лет – нормостенический тип телосложения. Что связано с тем, что в период полового созревания происходит усиленное формирование мышечного объема и развития соответствующих физических параметров. Затем, показатель вновь возрастает.

3. Усредненное значение ИФР по возрастной группе девушек недостаточную массу тела, но возрастает по мере взросления ребенка.

4. Усредненное значение ПУ по возрастной группе юношей 8-10 характеризует недостаточную массу, затем возрастает и находится в пределах слабой упитанности в возрасте 11-15 лет, норма – в возрасте 16-17 лет.

5. Прямая сильная связь между показателями ПУ и ИФР наблюдается по обеим половым группам, и в целом по совокупности в возрасте до и по окончании полового созревания., в этом возрасте получена сСлабая обратная связь


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.