Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПР № 3.2. Система Инкотермс

Условия договора купли-продажи, которые определяют обя­занности продавца и покупателя по доставке товара и устанавли­вают момент перехода права собственности, риска случайной ги­бели или повреждения товара от продавца к покупателю, называ­ются базисными.

Таким образом, базисные условия определяют, кто (продавец или покупатель) организует перевозочные и экспедиционные работы, связанные с доставкой груза, и кто из них несет связан­ные с этим процессом расходы, которые весьма разнообразны и составляют иногда до 50 % цены товара. Расходы, связанные с доставкой груза, могут включать в себя следующие затраты:

• расходы по подготовке товара к отгрузке (проверка качества и количества, отбор проб, упаковывание);

• оплата погрузки товара на ТС внутреннего перевозчика;

• оплата перевозки товара от пункта отправления до магист­рального вида транспорта;

• оплата расходов по погрузке товара на магистральные ТС в пункте экспорта;

• оплата стоимости транспортирования товара международным транспортом;

• оплата страхования груза в пути;

• расходы по хранению товара в пути и при перегрузке;

• расходы по выгрузке товара в пункте назначения;

• расходы по доставке товара от пункта назначения на склад покупателя;

• оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы.

Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включа­ются в цену товара.

Базисные условия исторически вырабатывались международ­ной торговой практикой. Они упростили и до некоторой степени стандартизировали экспортно-импортные операции.

Различают договор отгрузкии договор доставки. В первом слу­чае продавец передает товар покупателю в обусловленном пунк­те (или порту) страны отправления. Во втором случае продавец передает товар покупателю в согласованном порту или пункте страны назначения. До этого момента он несет риск порчи или утраты товара.

Договоры отгрузки, как правило, отвечают интересам обоих участников сделки: продавец имеет возможность получить цену товара по договору задолго до того, как он будет доставлен в пункт назначения, а покупатель имеет право выполнять финансовые опе­рации с товаром (продать, заложить) с момента его отгрузки (это особенно важно, если покупателем является не потребитель, а торговая организация).

Для того чтобы систематизировать возможные виды поставки товара и унифицировать обязанности сторон в каждом варианте, Международная торговая палата в 1936 г. впервые опубликовала международные правила толкования базисных условий под назва­нием «Инкотермс», которые в дальнейшем дополнялись и совер­шенствовались.

«Инкотермс» — свод международных правил толкования наи­более часто используемых условий поставки во внешней торгов­це, которые группируются по предметному признаку и условно обозначаются определенными терминами. Использование «Инкотермс» позволяет устранить различия в интерпретации этих тер­минов в практике контрактной работы в различных странах.

Главная цель «Инкотермс» — четкое определение условий до­ктора в отношении обязательств продавца по доставке товаров покупателю и унификация обязанностей сторон договора.

Основной причиной последовательных редакций «Инкотермс» (была необходимость адаптировать их современной коммерческой практике. Так, при пересмотре в 1980 г. был введен термин «франко-перевозчик» (теперь FCA) для рассмотрения частных случаев, когда пунктом получения товара при морской перевозке более не являлся традиционный пункт FOB (прохождения через поручни судна). Таковым мог быть пункт на суше перед погрузкой на борт судна, где товар был уложен в контейнер для последующего транс­портирования морем или комбинацией различных ТС. При даль­нейшем пересмотре в 1990 г. статьи, касающиеся обязанности продавца предоставить подтверждение поставки, позволили за­менить бумажную документацию электронными сообщениями при условии, что стороны заранее договорились осуществлять обще­ние посредством электронной почты. Последнее изменение «Ин­котермс» произошло в 2000 г.

Экспедитору и агенту правила «Инкотермс» необходимо знать наизусть.

С учетом изменений, время от времени вносимых в «Инко­термс», важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда сторо­ны намереваются включить «Инкотермс» в договор купли-продажи, всегда была сделана четкая ссылка на использование «Инкотермс» редакции определенного года. Однако стоит отметить, что ссылки на правила «Инкотермс» в договоре между продавцом и покупателем не распространяются на договорные отношения с перевозчиками. «Инкотермс» применяют только в отношениях между продавцом и покупателем в рамках договора купли-продажи.

В редакции 2000 г. термины, определяющие условия поставки товара (табл.1), были сгруппированы в четыре основные катего­рии:

• группа «Е»: термин EXW — условие, согласно которому по­купатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе) продавца;

группа «F»: термины FCA, FAS и FOB — условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до ТС, определенных покупателем. Термины этой группы указывают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя

Таким образом, условия группы «D» используют в договорах прибытия, а условия группы «С» — в договорах отгрузки. Соответственно, на экспедитора продавца и агента перевозчика возлага­ется дополнительная ответственность в случаях, если транспортирование товаров включает в себя использование нескольких перевозчиков, агентов и экспедиторов, составляющих единую логистическую цепочку.

Следует подчеркнуть, что термины группы «С» имеют ту же природу, что и термины группы «F»: продавец выполняет дого­вор в стране отгрузки или отправки, несмотря на то, что точка разделения расходов фиксирована в стране назначения. Таким образом, договоры купли-продажи в соответствии с терминами группы «С» подобно договорам по терминам группы «F», попада­ют в категорию договоров отгрузки.

В природе договоров отгрузки заложено, что обычные транспортные расходы за перевозку товара по обычному маршруту и обыч­ным способом до согласованного места должны оплачиваться про­давцом, покупатель несет риски потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы, возникающие вследствие собы­тий, имеющих место после того, как товар был должным образом доставлен для перевозки. Таким образом, условия терминов груп­пы «С» отличаются от всех других условий тем, что они содержат две «критические» точки: одна указывает точку, до которой прода­вец должен организовать транспорт и нести расходы согласно дого­вору перевозки; другая является границей для перехода рисков.

По этой причине должна быть соблюдена максимальная осто­рожность при добавлении продавцу обязательств, которые возла­гаются на него после перехода риска за пределы вышеуказанной «критической» точки.

При поставке товаров на условиях группы «С» в договорах фрах­тования ТС, заключаемых продавцами с их владельцами, исполь­зуется специальная терминология в отношении оплаты расходов по выгрузке товара:

• FO (free out) — перевозчик освобождается от расходов по разгрузке товара;

• CIF liner terms (линейные условия) — выгрузка производит­ся по обычаям линейного судоходства в данном порту;

• CIF/CFR quay landed или CFR/CIF lighterage included (с вы­грузкой на берег) — в договор включается пункт, что судовладе­лец оплачивает за счет фрахтователя выгрузку (лихтеровку);

• CIF (London) not later... (с доставкой в (Лондон) не по­зднее...) — обязательство перевозчика о прибытии ТС не позднее предусмотренной даты;

FIOST (free in and out and stowage) — судовладелец освобож­дается от расходов по погрузке, укладке, выгрузке, штивке (раз­равниванию) грузов

Основные обязанности продавца. Единственной обязанностью продавца является предоставление товара на своем заводе, фаб­рике, складе (месте, указанном в договоре).

Основные обязанности покупателя. К ним относятся следующие:

• необходимость принять товар на территории склада или пред­приятия продавца;

• обеспечить перевозку товара в пункт назначения за свой счет и на свой риск.

По существу, на таком условии любой покупатель принимает в магазине от продавца купленный товар после его оплаты.

Документы. От продавца не требуются никакие документы, если таковые не предусмотрены условиями договора или требования­ми покупателя.

С точки зрения экспедитора условие понимается так, что всю перевозку покупатель товара осуществляет автомобильным или железнодорожным транспортом с подъездных путей поставщика.

Экспедитор продавца должен уточнить с. экспедитором поку­пателя и агентом перевозчика следующее (в соответствии с усло­виями договора):

• кто, покупатель или продавец, готовит документ приема-сдачи товара;

• какие документы кроме счета-фактуры, спецификаций и т.д. могут потребоваться покупателю;

• конкретное время и место (вплоть до часов и минут) приема- сдачи товара.

Условия каждого термина сформулированы в десяти пунктах- обязательствах (точно поименованных). Каждое обязательство (А) продавца отражает адекватное обязательство (В) покупателя, как это приведено в табл. 2.

Например, согласно A3 продавец должен организовать и пол­ностью оплатить перевозку. Однако это не означает, что покупа­тель не имеет права взять на себя доставку товара, хотя такое обя­зательство перед продавцом у него отсутствует. В свою очередь, продавец может обратиться к покупателю с поручением выпол­нить от его имени и за его счет отдельные операции, входящие в перечень его (продавца) обязательств по договору (например, оформить документы, необходимые для ввоза товара в страну на­значения, сертификат о происхождении товара или разрешение на транзит и т.п.)

Кроме того, экспедитор продавца должен проверить качество товара, упаковки и маркировки товара и обязательно индивидуа­лизировать товар.

Экспедитор покупателя в своих действиях должен руководство­ваться тем обстоятельством, что с того момента, когда он, экспе­дитор, подтвердил продавцу прием товара, на покупателя ложат­ся все риски, которым может подвергнуться товар, и все расхо­ды, связанные с транспортированием к месту потребления товара или его дальнейшей реализации.

По тем или иным причинам у покупателя может возникнуть необходимость использовать грузчиков и погрузочные средства продавца, хранить принятый товар на складе поставщика или скла­де его экспедитора. Экспедитору покупателя необходимо заранее договориться с экспедитором продавца и агентом перевозчика, выдать по всей форме поручения, оформить документы и провес­ти расчеты за возникающие при этом расходы, а главное — уже самому дополнительно для себя идентифицировать свой товар во избежание подмены, отправки не по назначению и т.п.

Рассмотрим на примере термина EXW все десять пунктов-обя­зательств продавца и покупателя.

Перечень обязанностей продавца:

А1 — поставка товаров в соответствии с договором: предоста­вить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквива­лентное электронное сообщение в соответствии с договором куп­ли-продажи и любую другую документацию, которая может по­требоваться в рамках договора;

А2 — лицензии, разрешения, формальности: представить по­купателю по его просьбе на его риск и за его счет всевозможную помощь в получении экспортной лицензии или другого офици­ального разрешения, необходимого для осуществления экспорта товаров;

A3 — договор перевозки и страхования: обязательств нет;

А4 — доставка: предоставить товар в распоряжение покупателя в указанном месте в обусловленный срок или в течение установ­ленного периода времени либо, если не определено точное место и время, в обычное место и время, принятое при поставке таких товаров;

А5 — переход рисков: в соответствии с условиями В5 нести все риски потери и повреждения товара до момента передачи товара в распоряжение покупателя согласно А4;

А6 — деление расходов: в соответствии с условиями В6 опла­чивать все расходы, относящиеся к товару, до момента передачи по в распоряжение покупателя согласно А4;

А1 — извещение покупателя: отправить извещение покупателю о времени и месте передачи товара в его распоряжение;

А8 — доказательство поставки, транспортные документы или эквивалентная электронная почта: обязательств нет;

А9 — проверка, упаковка, маркировка: оплатить затраты на проведение операций по контролю качества, размеров, массы, количества и т.д., которые необходимы для обеспечения постав­ки товаров; обеспечить за свой счет упаковку (если в торговле чанным товаром не принято отправлять товар неупакованным), которая требуется для транспортирования товара, в том объеме, в котором обстоятельства, относящиеся к транспортированию (вид транспорта, пункт назначения), доведены до сведения продавца до заключения договора купли-продажи; упаковка должна быть надлежащим образом маркирована;

А 10 — другие обязательства: предоставить покупателю по его просьбе, на его риск и за его счет помощь в получении любых документов или эквивалентной электронной почты, выписыва­емых в стране поставки и (или) в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для осуществления экс­порта и (или) импорта и, где необходимо, для их транзита че­рез другую страну; предоставлять покупателю по его требова­нию необходимую информацию для осуществления страхова­ния.

Перечень обязанностей покупателя:

В1 — платежи: осуществить платеж в соответствии с догово­ром купли-продажи;

В2 — лицензии, разрешения и формальности: получить за свой счет и на свой риск экспортную и импортную лицензию или другое официальное разрешение и выполнить все таможенные фор­мальности для экспорта и импорта товара и, если необходимо, для его транзита через другую страну;

В3 — договор перевозки и страхования: обязательств нет;

В4 — прием товаров: принять поставленные товары, как толь­ко они будут предоставлены в его распоряжение в соответствии с А4 и А7/В7;

В5 — переход рисков: нести все риски потери или поврежде­ния грузов с момента, когда они будут предоставлены в его рас­поряжение в соответствии с А4. Если покупатель не даст извеще­ние в соответствии с В7, он должен нести все риски потери или повреждения товара с момента согласованной даты или даты ис­крения любого периода, установленного для принятия постав­ки, при условии, что товары были четко обозначены или иным образом идентифицированы как товары по договору;

В6 — деление расходов: оплатить все издержки, относящиеся к товарам, с момента их предоставления в его распоряжение соглас­но А4; оплатить любые дополнительные расходы, возникшие в связи с задержкой приемки товаров, когда они были предоставлены в его распоряжение, либо дать надлежащее извещение согласно 57 при условии, что товары были четко обозначены или иным обра­зом идентифицированы как товары по договору; оплатить все по­шлины, налоги и другие официальные сборы, расходы по выпол­нению таможенных формальностей, оплачиваемых при экспорте и импорте товаров, и, в случае необходимости, их транзит через дру­гую страну; компенсировать все расходы и сборы, возникшие в связи с оказанной продавцом помощи в соответствии с А2;

В1 — уведомление продавца: всякий раз, когда покупателю предоставлено право определить точное время в рамках обуслов­ленного периода и (или) место принятия поставки товара, он предоставляет продавцу соответствующее уведомление

В8 — доказательство поставки: предоставить продавцу соответ­ствующее доказательство о принятой поставке товара;

В9 — проверка товаров: если не согласовано иное, оплатить стоимость проверки, предшествующей отгрузке (включая провер­ку, предписанную властями страны экспортера);

В10 — другие обязательства: оплатить все расходы и сборы, возникающие в связи с получением документов или эквивалентной электронной почты, упомянутых в Л10, и возместить расходы продавца за оказание помощи в их получении.

Таблица 1. Таблица 2.

Группа Термин Условие   Для продавца Для покупателя
«Е» — отправле­ние EXW Франко-завод (название места, где това­ры были изготовлены или находятся) А 1 — поставка товаров в соответ­ствии с договором В1 — платежи
«F» — основная перевозка не оплачена FCA Франко-перевозчик (название места назначения) А2 — лицензии, разрешения, формальности В2 — лицензии, разрешения, формальности
FAS Франко вдоль борта судна (название порта отгрузки) A3 — договор перевозки и стра­хования ВЗ — договор перевозки
FOB Франко-борт (название порта отгрузки) А 4 — доставка В4 — прием товаров
«С» — основная перевозка оплачена CFR Стоимость и фрахт (название порта назначения) А 5 — переход риска В5 — переход риска
CIF Стоимость, страхование и фрахт (назва­ние порта назначения) А6 — деление расходов В6 — деление расходов
СРТ Фрахт/перевозка оплачены до (название места назначения) А7 — извещение покупателя В7 — уведомление продавца
CIP Фрахт/перевозка и страхование оплаче­ны до (название места назначения) А8 — доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентная электронная почта В8 — доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентная электронная почта
«D» — прибытие DAF Доставлено до границы (название места доставки на границе) А9 — проверка, упаковка, маркировка В9 — проверка, упаковка, маркировка
DES Доставлено с судна (название порта назначения) А10 — другие обязательства В10 — другие обязательства
DEQ Доставлено до причала (название порта назначения)  
DDU Доставлено без оплаты пошлины (название места назначения)
DDP Доставлено с оплатой пошлины (название места назначения в стране ввоза)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.