Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

календарно-тематическое

Литвинко Н. Л.

 

2015/2016

учебный год

Согласованно

директор школы

Дулуб В. Н.

 


Химия

7-11 классы

 

Примерное

Календарно-тематическое

планирование

 

Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений

с русским языком обучения

Рекомендовано Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

 

 

Минск

Национальный институт образования


 

Предисловие

Примерное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии учебной программой по химии для 7–11-х классов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 20015 году. В планировании реализуются требования образовательного стандарта образовательной области «Химия», определены последовательность уроков, цели обучения, указаны демонстрационные и лабораторные опыты и домашнее задание к каждому уроку.

Номера параграфов, изучаемых учащимися, соответствуют номерам параграфов в следующих учебных пособия.

 

Класс

 

Химия : учеб. пособие для 7 класса общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович, О. И. Сечко, В. Н. Хвалюк, А. В. Красицкий. – Минск : Народная асвета, 2012


 

КЛАСС

(2 ч в неделю ; 70 ч в год, из них 4 ч - резервное время)

№ урока дата проведения Тема урока и основные изучаемые вопросы Цели и задачи урока Материалы учебника, учебного пособия, домашнее задание
Введение (5 ч)  
Предмет химии. Химия вокруг нас. Роль химии в жизни и деятельности человека: – предмет химии – вещества и их свойства – превращения веществ – краткие сведения из истории химии Д. 1 Познакомить учащихся с изучаемым предметом, дать понятие о целях и задачах химии, ее происхождении, роли в жизни и деятельности человека. Формировать познавательный интерес к предмету. Дать понятие о веществе, физических и химических свойствах, науке химии. Формировать умение характеризовать свойства веществ § 1 Задания 7–10    
Лаб. оп.1. Изучение физических свойств различных веществ § 4  
Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей: – чистое вещество –неоднородная и однородная смеси – методы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание, дистилляция Д. 2, Д. 3 Дать понятие об однородных и неоднородных смесях, чистом веществе как обладающем постоянными свойствами, показать его отличие от смесей. Показать разнообразие методов разделения смесей § 2 Задания 2, 4–6
Практическая работа 1. Правила безопасного поведения в химическом кабинете. Приемы обращения с простейшим лабораторным оборудованием Ознакомить учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, назначением оборудования, приемами обращения с ним. Формировать умение работать с реактивами и химическим оборудованием, наблюдать, обобщать, делать выводы на основании проделанной работы § 4
Практическая работа 2. Разделение неоднородной смеси Формировать умения нагревать, выпаривать воду из раствора, фильтровать. Развивать умения работать с реактивами и химическим оборудованием, наблюдать, обобщать, делать выводы на основании проделанной работы § 4
Тема 1. Основные химические понятия (15 ч)
Атомы. Химические элементы: – атом, химический элемент – символы химических элементов Дать понятие об атомах, химических элементах как видах атомов, которые имеют свои названия и обозначения (химические знаки). Познакомить с распространенностью элементов на Земле и в космосе § 5 Задания 2, 6–8
Относительная атомная масса: – масса атома – атомная единица массы – относительная атомная масса Ознакомить учащихся с понятиями «атомная единица массы», «масса атома», «относительная атомная масса», единицами их измерения и обозначения. Формировать умение простейших расчетов по теме § 6 Задания 3–5
Простые и сложные вещества: - молекулы - простые вещества - металлы и неметаллы как простые вещества Д. 1 Развивать понятие о веществах на примере простых веществ, дать понятие о качественном и количественном составе, молекулярном и немолекулярном строении простых веществ. Формировать умения описывать, сравнивать свойства простых веществ § 6 Задания 4–6 § 7 Задания 5–6
Молекулярные и немолекулярные вещества. Сложные вещества: – сложное вещество – молекулярное и немолекулярное строение веществ – качественный и количественный состав веществ Д. 2 Развивать понятие о веществах на примере сложных веществ, их качественном и количественном составе, молекулярном и немолекулярном строении. Формировать умения описывать, сравнивать свойства простых и сложных веществ § 7 Задания 5–8    
Лаб. оп. 2. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ § 8 Задания 4–6  
  Химические формулы веществ – химическая формула – индекс – молекулярная формула Дать понятие о химической формуле как способе выражения качественного и количественного состава веществ.   Дать представление о формульной единице. Формировать умение читать и записывать формулы веществ § 9 Задания 2, 4, 5  
Химические формулы веществ – формульная единица – написание химических формул  
Первоначальные представления о валентности: – валентность переменная – валентность постоянная – составление формул по валентности – определение валентности по формуле Ввести понятие о валентности как о мере способности атомов соединяться с другими атомами; валентности переменной, постоянной. Формировать первоначальные умения составлять формулы по валентности и определять валентность по формуле § 10 Задания 4–7
Относительная молекулярная и относительная формульная массы веществ: – вычисление относительной молекулярной массы – вычисление относительной формульной массы – массовая доля химического элемента в соединении Расч. з.1–2 Дать понятие об относительной молекулярной и относительной формульной массе веществ, их обозначении, способе вычисления. Формировать первоначальные умения простейших расчетов по формуле § 11 Задания 5–9
Химическое количество вещества. Моль: – моль – единица химического количества вещества – постоянная Авогадро Д. 1   Ввести понятия «химическое количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро». Познакомить с расчетами по формуле с употреблением понятия «моль» (расчет числа молекул, атомов или ФЕ, содержащихся в определенном количестве вещества или определение количества вещества, исходя из известного числа атомов молекул или ФЕ) § 12 Задания 4, 5, 6
  Молярная масса. – молярная масса – вычисления химического количества вещества по его массе и массы по его химическому количеству Ознакомиться с понятиями «молярная масса», «молярный объем», способом их обозначения и определения по формулам. Формировать умение решать задачи с употреблением данных понятий § 13 Задания 6–10  
Молярный объем: – молярный объем газов – вычисления химического количества газа по его объему и объема газа по его химическому количеств Расч. з. 3, 4  
Решение расчетных задач по теме «Химическое количество. Молярная масса. Молярный объем газов» Расч.з. 3, 4 Продолжать формирование умения решать задачи с употреблением понятии «моль», «молярная масса», «молярный объем». Обучать умению самостоятельно работать на уроке, анализировать условие задачи, находить правильные способы решения § 13  
Практическая работа 3. Химическое количество вещества Закрепить, углубить и проверить знания учащихся по теме «Химическое количество вещества». Развивать умения обращаться с неорганическими веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием наблюдать, обобщать, делать выводы на основании проделанной работы § 13  
Контрольная работа 1   Проверить уровень: а) усвоения основных химических понятий; б) сформированности умений выполнять простейшие расчеты Показать пути устранения пробелов в знаниях учащихся Повторить §12, 13  
Анализ контрольной работы  
Тема 2. Химические реакции (7 ч)
  Явления физические и химические. Признаки химических реакций: – химическая реакция – признаки химических реакций – условия протекания химических реакций Дать понятие о химических реакциях, их отличии от физических явлений. Познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций. Сформировать умение отличать химические реакции от физических явлений § 14 Задания 3–6  
Лаб. оп. 3. Изучение признаков протекания химической реакции  
Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции: – опыты А. Лавуазье – опыты М. В. Ломоносова – закон сохранения массы веществ – уравнения химических реакций Д. 2 Разъяснить сущность закона сохранения массы веществ и показать его необходимость при составлении уравнений химических реакций. Формировать умение составлять простейшие уравнения химических реакций, указывать исходные вещества и продукты реакции § 15 Задания 5–8
  Уравнения химических реакций: – выполнение тренировочных упражнений по составлению уравнений химических реакций и расстановке коэффициентов Развивать умения составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций. Обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом § 16 Задания 4, 5, 6
  Реакции соединения, разложения, – реакции соединения. – реакции разложения. – реакции замещения Дать первоначальные представления о классификации химических реакций на примере реакций соединения, разложения и замещения. Формировать умение определять типы реакций, развивать умение составлять уравнения химических реакций § 17 Задания 2,3  
Реакции замещения: – роль химических реакций в природе и деятельности человека Д. 3 § 17 Задания 4,5  
Расчеты по химическим уравнениям: – расчеты по химическим уравнениям Расч. з. 5 Ознакомить учащихся с вычислениями по химическим уравнениям. Формировать умение решать простейшие задачи: проводить вычисление по химическим уравнениям массы (объема для газов) веществ по известной массе (или объему) одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.   § 18 Задания 5–10  
Расчеты по химическим уравнениям: – роль химических реакций в природе и деятельности человека  
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Химические реакции»   Вопросы и задания по теме  
Тема 3. Кислород (8 ч)
Воздух как смесь газов. Методы собирания газов. Кислород и озон: – состав воздуха – собирание газов методом вытеснения воздуха – собирание газов методом вытеснения воды – кислород как химический элемент и простое вещество – история открытия кислорода – озон Ознакомить учащихся с составом воздуха. Обучать школьников собирать газы различными способами. Дать представление о лабораторных приборах для получения газов. Дать представление о кислороде и озоне как о простых веществах, образованных одним химическим элементом §19 Задания 4–6    
Лаб. оп. 4. Сборка простейших приборов для получения и собирания газов. §20 Задания 6–8  
Получение кислорода в лаборатории. Понятие о катализаторах: – получение кислорода в лабораторных условиях – понятие о катализаторе – кислород в природе Д. 1 Д. 2 Ознакомить учащихся с основными лабораторными способами получения кислорода. Дать понятие о катализаторе § 21 Задания 4–8
Физические и химические свойства кислорода: – физические свойства кислорода – химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми (углерод, сера, фосфор, железо) и сложными (метан) веществами – реакции горения Д. 3 Ознакомить учащихся с физическими и основными химическими свойствами кислорода. Разъяснить сущность реакции горения § 22 Задания 5–9
Практическая работа 4. Получение кислорода и изучение его свойств Закрепить знания учащихся о свойствах кислорода, об одном из способов его получения и собирания. Развивать умения: а) собирать прибор для получения газов; б) изучать свойства веществ, анализировать и объяснять действия по выполнению работы § 22
Оксиды - соединения элементов с кислородом: – оксиды металлов и неметаллов – номенклатура оксидов Закрепить знания учащихся о получении, составе, физических свойствах, нахождении в природе оксидов § 23 Задания 4–6
Присоединение кислорода как процесс окисления: горение, дыхание, гниение как примеры окислительных процессов – процессы горения как источники энергии – охрана атмосферы от загрязнений Разъяснить понятия «окисление», «окислительная реакция». Ознакомить с основными видами топлива. Дать понятие об экологических проблемах, возникающих в результате накопления в окружающей среде продуктов сгорания топлива § 24 Задания 2, 5, 6, 7
Контрольная работа 2 по темам «Химические реакции» «Кислород» Проверить уровень: а) усвоения основных понятий, заложенных в содержании темы; б) сформированности умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства сложных веществ и генетическую связь между ними; в) сформированности умения решать расчетные задачи  
Анализ контрольной работы Провести анализ уровня усвоения учебного материала по теме  
Тема 4. Водород (10 ч)
Водород как химический элемент и простое вещество: – водород как химический элемент – водород как простое вещество – история открытия водорода – физические свойства водорода Д. 1 Ознакомить учащихся с водородом, его физическими свойствами, структурным строением молекулы Продолжать формировать умение характеризовать свойства газов § 25 Задания 5–7
Химические свойства водорода: – реакции водорода с простыми веществами –неметаллами (кислородом, серой, хлором) – горение водорода в кислороде – реакции водорода со сложными веществами (оксид меди (II)) Ознакомить учащихся с основными химическими свойствами водорода, дать представление о реакциях восстановления и о связи процессов восстановления–окисления. Развивать умение составлять уравнения реакций соединения и замещения § 29 Задания 5–9   § 29    
Химические свойства водорода: – взаимодействие водорода с оксидами металлов как пример реакции восстановления – взаимосвязь процессов окисления и восстановления Д. 2, Д. 3  
  Получение водорода в лаборатории. Применение водорода: – реакция замещения водорода в кислотах на металлы – ряд активности металлов (вытеснительный ряд) – составление уравнений химических реакций замещения Дать представления о кислотах, их свойствах выделять водород в реакциях с активными металлами. Закрепить понятие о реакциях замещения. Развивать умение составлять формулы веществ. Ознакомить с вытеснительным рядом металлов, принципом его формирования. Обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом §27 Задания 3, 7, 9. § 30      
Лаб. оп.6. Взаимодействие кислот с металлами  
Понятие о кислотах: – кислота, кислотный остаток – индикаторы выделение водорода в реакциях кислот с металлами – меры предосторожности при работе с кислотами Сформировать представления о составе и свойствах кислот, валентности кислотных остатков. Ввести понятие об индикаторах. Формировать умение определять валентность кислотного остатка по формуле кислоты. Развивать умение обращаться с неорганическими веществами и лабораторным оборудованием § 26 Задания 6–8  
Лаб. оп. 5. Действие кислот на индикаторы      
Соли — продукты замещения атомов водорода в кислотах на металл: – состав солей – правила составления формул солей – названия солей   Ознакомить учащихся с составом, названиями солей. Формировать навыки записи формул солей на основании знаний о валентности металлов и кислотных остатков. Закрепить умение вычислять относительную формульную и молярную массы вещества. Продолжать развивать умение составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций. Обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом § 28 Задания 6–8
Тема 5. Вода (7 ч)
Состав и физические свойства воды: состав молекулы воды – физические свойства воды раствор, растворитель Дать понятие о составе, физических свойствах воды, связи между ними и строением молекулы воды § 31 Задания 6–8
Химические свойства воды: – взаимодействие воды с активными металлами – взаимодействие воды с оксидами неметаллов (Р2О5, СО2) – взаимодействие воды с оксидами металлов (СаО) – понятие об основных и кислотных оксидах Д. 1 Ознакомить учащихся с основными химическими свойствами воды. Формировать умение составлять уравнения химических реакций, характеризующих эти свойства. Разъяснять смысл понятий «кислотный» и «основный» оксид § 32 Задания 5, 6, 8
  Понятие об основаниях: – понятие об основаниях, щелочи – гидроксогруппа – действие щелочей на индикаторы – меры предосторожности при работе со щелочами – реакция нейтрализации как пример реакции обмена Ознакомить учащихся с составом оснований и их основными химическими свойствами. Ввести понятия «реакция нейтрализации» и «реакция обмена». Формировать навыки написания уравнений соответствующих реакций § 33 Задания 6–8  
Лаб. оп. 7. Действие растворимых оснований на индикаторы  
Практическая работа 5. Реакция нейтрализации Экспериментально изучить взаимодействие кислот и оснований, закрепить и проверить знания учащихся о реакциях нейтрализации. Развивать умение обращаться с неорганическими веществами, наблюдать, делать выводы на основании химического эксперимента § 33
Значение воды в жизни человека. Охрана водоемов от загрязнений Ознакомить учащихся с ролью воды в жизни человека, в природных системах, с проблемами загрязнения воды и ее очистки. Охрана водоемов и Мирового океана от ядовитых отходов, экологических катастроф § 34 Задания 5–8
Обобщение и систематизация знаний по темам: «Водород. Вода» Проверить уровень: а) усвоения основных понятий, заложенных в содержании тем «Водород» и «Вода»; Вопросы и задания по темам  
Тема 6. Основные классы неорганических соединений (14 ч)
Оксиды: – состав и классификация оксидов – химические свойства оксидов: взаимодействие с водой, кислотами, основаниями; взаимодействие кислотных оксидов с основными Сформировать представление об оксидах как об одном из основных классов неорганических соединений, об основных способах их получения, физических и химических свойствах, о классификации оксидов. Формировать умение характеризовать свойства оксидов, записывать уравнения соответствующих реакций § 35 Задания 4–6, 7, 8    
Оксиды: – оксиды в природе – получение и применение оксидов Д. 1, Д. 2 § 36 Задания 3–5  
Кислоты: – состав и классификация кислот – химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями Сформировать представление об основаниях как об одном из основных классов неорганических соединений. Рассмотреть классификацию кислот. Обобщить знания о составе, свойствах, способах получения и химических свойствах кислот § 37 Задания 4–6    
Кислоты: – применение кислот – получение кислот § 38 Задания 4, 6, 7, 8  
  Основания: – состав и классификация оснований – щелочи и нерастворимые основания – химические свойства оснований: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, солями – термическое разложение нерастворимых оснований – получение и применение оснований Д. 3 Д. 4 Сформировать представление об основаниях как об одном из основных классов неорганических соединений, рассмотреть классификацию оснований, обобщить знания о способах получения, химических и физических свойствах оснований § 39 Задания 5, 7, 8, 10, 11  
Лаб. оп. 8. Получение нерастворимого основания  
Соли: – состав и классификация солей – химические свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами, солями – получение солей – соли в природе и повседневной жизни человека – экологические проблемы добычи и переработки солей Сформировать представление о солях как об основном классе неорганических соединений, обобщить знания о физических свойствах, составе и химических свойствах солей § 41 Задания 3, 5, 7, 8–10  
Лаб. оп. 9. Взаимодействие солей с металлами  
Взаимосвязь между основными классами неорганических соединений   Дать понятие о взаимопревращаемости неорганических веществ разных классов, формировать умение выполнения заданий по превращению веществ разных классов (цепочки превращений).Закрепить знания об основных классах неорганических соединений, ввести понятие генетической связи между классами веществ. Продолжать развивать умение составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций. Обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения знаниями     § 42 Задания 3, 5, 8, 11  
§ 42 Задания 2,4,7,10  
Взаимосвязь между основными классами неорганических соединений  
Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» В лабораторных условиях повторить, закрепить знания о классах неорганических соединений. Проверить знания и экспериментальные умения учащихся по теме. Развивать умение обращаться с неорганическими веществами, наблюдать, делать выводы на основании химического эксперимента § 42 Задание10
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений» Повторить и обобщить изученный материал. Обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом. Проверить знания учащихся по теме, выявить пробелы, наметить пути их ликвидации Вопросы и задания по теме  
Контрольная работа 3 по теме «Основные классы неорганических соединений» Проверить уровень: а) усвоения основных понятий, заложенных в содержании темы; б) сформированности умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства сложных веществ и генетическую связь между ними; в) сформированности умения решать расчетные задачи  
Анализ контрольной работы. Обобщение Показать пути устранения пробелов в знаниях  
69-70 Резервное время          

 

 

Согласованно

директор школы

Дулуб В. Н.

 


Биология

6-11 классы

 

Примерное

календарно-тематическое

планирование

 

Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений

с русским языком обучения

Рекомендовано Научно-методическим учреждением

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

 

 

Минск

Национальный институт образования


 

Предисловие

Пособие включает календарно-тематическое планирование по всему курсу биологии с VI по XI класс в соответствии с учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (Биология. VI—XI классы. 2012), по которой будет осуществляться изучение курса биологии в 2015/2016 учебном году. Указаны все учебные пособия, которые будут ис­пользоваться в каждом классе.

Примерное календарно-тематическое планирование включает разделы: «Номер урока и дата проведения», «Тема урока», «Основные изучаемые вопросы», «Домашнее задание».

В разделе «Тема урока» прописаны изучаемая глава, формулировки изучаемых тем уроков главы, практических работ и экскурсий.

Раздел «Основные изучаемые вопросы» включает вопросы, которые должны быть рассмотрены на каждом уроке.

Раздел «Домашнее задание» определяет и регламентирует объем предлагаемого домашнего задания.

В примерном календарно-тематическом планировании уроки контроля знаний и умений, а также обобщения и систематизации знаний проводятся за счет часов резервного времени.

Примерное календарно-тематическое планирование не является нормативным документом, а призвано оказать методическую помощь в организации работы по преподаванию школьного предмета.

 

Класс

Лисов, Н. Д. Биология : 6 класс / Н. Д. Лисов. Минск : Народная асвета, 2015.

 

Класс

Биология : учеб. пособие для 8 класса общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В. Н. Тихомиров, - Минск: Народная асвета, 2010

Класс

 

Биология : учеб. пособие для 8 класса общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л. В. Камлюк, Е. С. Шалапенок. 3-е изд., доп. – Минск : Народная асвета, 2010, - 222 с, : ил.

 

Класс

Биология : учеб. пособие для 9 класса общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / М.В. Ященко, О.Л. Борисов, И.Д. Яцына. – Минск : Народная асвета, 2011, - 207 с, : ил.

 

КЛАСС

(1 ч в неделю; 35 ч в год, из них 1 ч - резервное время)

№ урока дата проведения Тема урока   Основные изучаемые вопросы Домашнее задание
Что называется природой? Понятие о живой и неживой природе. Тела и явления природы. Биология – наука о живой природе. Основные разделы биологии. Значение биологии Введение к учебному пособию  
Живая природа и методы ее изучения (5 ч)
Живые организмы.   Отличие живых организмов от тел неживой природы. § 1,
Методы изучения живой природы. Рабочие приборы биолога: лупа, микроскоп. Лабораторная работа 1. «Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) и правила работы с ними» Методы изучения живой природы. Наблюдение. Биологический опят. Увеличительные приборы. Лупа. микроскоп § 2
Правила приготовления простейших препаратов. Лабораторная работа 2«Приготовление простейших препаратов» Практическая работа 1 «Развитие растений фасоли из семян» Микропрепараты. Лабораторное оборудование. Приготовление простейших препаратов § 3 Заложить опыт в домашних условиях «Развитие растений фасоли из семян
Экскурсия № 1 «Живая и неживая природа. Наблюдение за объектами»   Оформить результаты экскурсии    
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Живая природа и методы ее изучения» Анализ полученных результатов и подведение итогов практической работа 1 «Развитие растений фасоли из семян»  
Клеточное строение живых организмов (5 ч)
Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки Открытие клеточного строения организмов. Строение растительной клетки. § 4
Лабораторная работа № 3. Строение клеток кожицы лука. Лабораторная работа № 4. Строение клеток листа элодеи   § 4
Строение животной клетки Лабораторная работа 5 Клетки крови лягушки Строение животной клетки: цитоплазматическая мембрана, цитоплазма с органоидами, ядро. § 5
Жизнедеятельность клеток Поступление веществ в клетку. Питание. Клеточное дыхание. Выделение. § 6
Размножение и рост клеток Понятие о размножении клеток. Деление клеток. Результаты деления. Рост клеток § 7
Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов»   Вопросы и задания по теме
Многообразие живых организмов (10 ч)
Царства живых организмов Понятие о царствах живых организмов. Бактерии. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. Грибы. Понятие о гифах. Растения. Животные § 8
Бактерии Форма бактерий. Распространение бактерий. Строение бактерий. Питание бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии. Понятие о паразитах § 9
Протисты Распространение протистов. Строение протистов. Гетеротрофные протисты (амеба). Автотрофные протисты (водоросли – эвглена зеленая, спирогира). Роль протистов в природе и жизни человека § 10
Грибы Практическая работа 2 «Выращивание плесени на хлебе» Распространение грибов. Строение шляпочных грибов. Питание грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи, плесневые грибы. § 11 Заложить опыт в домашних условиях
Растения Флора – растительный мир Земли. Строение растений. Многообразие растений: мхи, папоротники, хвощи, плауны, хвойные, цветковые § 12
Фотосинтез – способ питания растений Понятие о питании растений. Фотосинтез. Демонстрационный опыт «Образование крахмала в листьях на свету». Демонстрационный опыт «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза» § 13
Значение растений в природе и жизни человека Роль растений в природе. Значение растений в жизни человека § 14 повторить особенности строения животной клетки (§ 5)
Животные Отличительные признаки животных. Многообразие животных, понятие о беспозвоночных и позвоночных животных. Кишечнополостные, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Питание животных. Растительноядные животные. Плотоядные животные. Всеядные животные. Животные-паразиты § 15
Основные группы животных Дикие и домашние животные. § 16
Значение животных в природе и жизни человека Роль животных в природе. Значение животных в жизни человека § 17 Подготовиться к экскурсии
Живые организмы зимой (экскурсия) Экскурсия № 2. Живые организмы зимой Оформить результаты экскурсии. Заложить практическую работу «Вегетативное размножение растений»
Размножение организмов (2 ч)
Размножение организмов. Бесполое размножение Размножение организмов и его значение. Способы размножения. Бесполое размножение: деление клетки, образование спор, вегетативное размножение, почкование. Практическая работа № 2. «Вегетативное размножение растений» § 17, завершить практическую работу «Вегетативное размножение растений»
Половое размножение организмов Понятие о половых клетках – гаметах. Оплодотворение: наружное, внутреннее. Образование нового организма § 18
Виды и сообщества живых организмов (2ч)
Вид Понятие о видах живых организмов. Признаки вида: сходство внешнего и внутреннего строения, занимаемая организмами территория, способность давать плодовитое потомство. Понятие рода § 19
Сообщества живых организмов Понятие биоценоза. Пищевые связи организмов. Организмы – производители, потребители и разрушители органических веществ. Цепи питания   § 20
Экосистемы (5 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Экосистемы Понятие о среде обитания и ее факторах. Понятие об экосистеме. Понятие о круговороте веществ в экосистеме § 21
Пресноводная экосистема – озеро Пресноводная экосистема – озеро. Экологические условия в разных частях озера. Расселение организмов в озере. Основные виды прибрежной зоны, толщи воды, дна водоема. Озеро зимой § 22
Наземная экосистема – лес Лес – наземная экосистема. Типы лесов. Ярусность в лесной экосистеме. Значение лесов. Правила поведения в лесу § 23
Сезонные изменения экосистем Сезонные изменения экосистем. Лесная экосистема весной, летом, осенью, зимой § 24, 25, подготовиться к экскурсии
Живые организмы весной (урок-экскурсия) Экскурсия № 3. Живые организмы весной Оформить результаты экскурсии
Человек и его роль в природе (3 ч)
Человек – часть природы Значение воды в жизни человека. Значение пищи для человека. Значение воздуха для человека. Воздействие на организм человека температуры и атмосферного давления § 26
Роль человека в природе. Охрана живой природы Влияние человека на природу (положительное и отрицательное). Охрана природы – дело каждого человека. Понятие о Красной книге. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки § 27, 28
Обобщение и систематизация знаний   Подготовиться к контрольной работе
Итоговая контрольная работа    
Резервное время    

 

КЛАСС

(2 ч в неделю; 70 ч в год, из них 2 ч - резервное время)

№ урока дата проведения Тема урока Основные изучаемые вопросы Домашнее задание
Ведение (2 ч)
Биология – наука о живой природе Общие признаки и свойства живых организмов. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, их роль в природе. Царство живых организмов. Значение растений в природе и жизни человека §1
Экскурсия № 1 «Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений»   Вопросы и задания по теме экскурсии
Строение и жизнедеятельность клеток (4 ч)
Строение клетки. Оболочка и цитоплазма Клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма §2
Строение клетки. Ядро и органоиды Ядро, органоиды, вакуоли, пластиды §3
Жизнедеятельность клетки Поступление веществ в клетку, обмен веществ, питание, дыхание §4
Деление и рост клеток Деление и рост клеток §5
Бактерии (3 ч)
Строение бактерий Многообразие форм, строение, движение бакте­рий §6
Жизнедеятельность бактерии Питание, дыхание, размножение, спорообразова­ние, распространение бактерий. Понятие о сапротрофах и симбионтах §7
Значение бактерии Участие в круговороте веществ. Цианобактерии. Бактерии как возбудители болезней. Практическое использование бактерий §8
Протисты (9 ч)
Общая характеристика протистов Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности §9
Гетеротрофные протисты. Амеба обыкновенная Амеба обыкновенная: особенности среды обитания, форма тела, строение, питание, размножение §10
Гетеротрофные протисты. Инфузория-туфелька Инфузория-туфелька: особенности среды обитания, форма тела, строение, питание, размножение §11
Общая характеристика водорослей Общая характеристика водорослей как фотосинтезирующих организмов. Размножение водорос­лей §12
Одноклеточные водоросли Особенности строения и жизнедеятельности на примере хлореллы, эвглены зеленой §13
Колониальные водоросли Особенности строения и жизнедеятельности колониальных водорослей на примере вольвокса §14
Многоклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности мно­гоклеточных водорослей на примере улотрикса, спирогиры, ламинарии §15
Лабораторная работа 1 «Изучение строения спирогиры» Особенности строения улотрикса, спирогиры, ламинарии §15
Значение водорослей в природе и жизни человека Поглощение углекислого газа, обогащение воды| и воздуха кислородом, создание органических ве­ществ, участие в образовании плодородного слоя почвы, полезных ископаемых §16
Грибы. Лишайники (5 ч)
Общая характеристика грибов Среда обитания, строение и жизнедеятельность §17
Плесневые грибы и дрожжи Мукор, пенпиилл. дрожжи. Хозяйственное значение плесневых и дрожжевых грибов. Практическая работа № 1 «Выращивание плесневых грибов на разных субстанциях» (опыт в домашних условиях) §18
Шляпочные грибы Особенности строения и жизнедеятельности. Питание. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлениях §19
Грибы паразиты. Значение грибов Грибы-паразиты, вызывающие болезни растении, животных и человека (микозы). Значение грибов в природе и жизни человека §20
Лишайники - симбиотические opганизмы Строение таллома, питание, размножение. Роль в природе §21
Растения (44 ч)
Вегетативные органы растений (19 ч)
Жизненные формы и продолжительность жизни растений Деревья, кустарники, кустарнички, травы (однолетники, двулетники, многолетники) §22
Образовательные и покровные ткани растении Образовательные и покровные ткани §23
Механические, проводящие и основные ткани Механические, проводящие и основные ткани §24
Корень и его функции. Корневые системы Функции корня. Вилы корней. Корневые системы §25
Строение корня Зоны корня. Рост корня §26
Видоизменения корня Корнеплоды, корневые клубни, корни-присоски §27
Влияние факторов окружающей среды на рост корней растений Основные факторы среды: температура, вода, воз дух, почва §28
Побег и его компоненты. Развитие побега из почки. Основные части побега. Почка — зачаточный побег. Типы почек. Развитие побега из почки §29
Лабораторная работа № 2 «Строение почек, расположение их на стебле   §29
Стебель – осевая часть побега. Рост стебля в длину Разнообразие стеблей. Рост стебля в длину §30
Внутреннее строение стебля Внутреннее строение стебля на примере древесного растения. Передвижение минеральных и органических веществ. Рост стебля в толщину. Образование годичных колей §31
  Лист. Внешнее строение листа Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения простых и сложных листьев» Простые и сложные листья Простые и сложные листья §32  
Листорасположение. Жилкование листа Периcтoe, пальчатое, параллельное и дуговое жилкование §33
Внутреннее строение листа. Листо­пад Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Листопад §34
Фотосинтез и дыхание растений Фотосинтез и условия его протекания. Дыхание §35
Транспорт воды по растению Роль осмотического, тургорного и корневого давленпя, транспирации в транспорте воды §36
Видоизменения побега. Лаборатор­ная работа № 4 «Изучение видоиз­мененных побегов: клубня, луковицы» Корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение   §37
Вегетативное размножение растений Размножение растений видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Биологическое и хозяйственное значе­ние вегетативного размножения   §38
Практическая работа № 2 «Вегетативное размножение растений»    
Контрольная работа №1 «Вегетативные органы растения»    
Споровые растения (6 ч)
Общая Характеристика мхов. Зеленые мхи Общая характеристика мхов. Строение, размножение, цикл развития кукушкиного льна §39
Сфагновые мхи. Значение мхов Строение и размножение сфагновых мхов §40
Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения мха (кукушкин лен, сфагнум)»   §39, 40
Плауны. Хвощи Особенности строения и размножения. Разно §41
Строение и размножение папоротников Строение, размножение и цикл развития папорот­ников щитовника мужского §42
Разнообразие и значение папоротников. Образование каменного угля Разнообразие и значение папоротников §43
Семенные растения (19 ч)
Голосеменные. Общая характеристика и особенности строения Общая характеристика. Строение голосеменных на примере сосны §44
Размножение хвойных. Значение голосеменных Размножение голосеменных на примере сосны §45
Общая характеристика покрытосеменных Общая характеристика покрытосеменных §46
Цветок. Строение и функции цветка Лабораторная работа № 6 «Строе­ние цветка» Строение и функции цветка и его частей. §47
Соцветия. Лабораторная работа № 7 «Изуче­ние строения соцветии» Соцветия и их биологическое значение §48
Опыление цветковых растений Самоопыление, перекрестное опыление §49
Оплодотворение у цветковых растений Двойное оплодотворение §50
Строение и распространение плодов Строение, классификация, распространение плодов. Биологическое и хозяйственное значение плодов §51
Строение семян. Лабораторная работа № 8 «Строение семян однодольных и двудоль­ных растений» Строение семян одно- и двудольных растений §52
Прорастание семян и формирование новых растений Условия прорастания семян. Посев семян. Питание и рост зародыша и проростка. Уход за посева Практическая работа № 3 «Подготовка почвы к посеву. Уход за растениями» §53
Обобщение и контроль знаний по главам «Цветок», «Плод», «Семя»   Вопросы и задания по содержанию глав
Классификация цветковых растений Двудольные и однодольные растения Отличительные признаки двудольных и одно дольных растений    
Семейство Крестоцветные Характерные признаки и практическое значение растений семейства  
Семейство Бобовые Характерные признаки и практическое значение растений семейства  
Семейство Розовые Характерные признаки и практическое значение растений семейства  
Семейство Пасленовые Характерные признаки и практическое значение растений семейства  
Семейство Злаки Характерные признаки и практическое значение растений семейства  
Контрольная работа № 2 «Семенные растения»    
Экскурсия № 2 «Разнообразие щитковых растений, их мест обитания Весенние явления в жизни растении»   Вопросы и задания по теме экскурсии  
69-70   Резервное время  
                       

КЛАСС

(2 ч в неделю ; 70 ч в год, из них 4 ч - резервное время)

№ урока дата проведения Тема урока Основные изучаемые вопросы Домашнее задание
Общая характеристика и разнообразие животных (2 ч)
Зоология — наука о животных Основные признаки животных. Строение и функ­ции животного организма. Типы симметрии § 1
Классификация и значение животных Основные систематические категории (вид, род, отряд, тип). Роль животных в природе и жизни человека § 2
Тип Кишечнополостные (2 ч)
Пресноводный полип гидра Особенности строения, жизнедеятельности и рас­пространения § 3
Многообразие кишечнополостных и их значение Медузы, коралловые полипы, особенности их строения. Значение кишечнополостных § 4
Тип Плоские черви (2 ч)
Класс Ресничные черви Особенности строения и жизнедеятельности бе­лой планарии § 5
Паразитические плоские черви Бычий цепень, печеночный сосальщик, их стро­ение и циклы развития. Меры борьбы и про­филактика заражения § 6
Тип Круглые черви, или Нематоды (2 ч)
Аскарида человеческая — представитель круглых червей Особенности строения и жизнедеятельности. Meры профилактики заражения § 7
Круглые черви — паразиты человека, животных, растений Детская острица, власоглав, трихинелла, картофельная, земляничная и луковая нематоды § 8
Тип кольчатые черви (3 ч)
Класс Малощетинковые черви. Дождевой червь Среда обитания, движение, внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие § 9
Многообразие и значение кольчатых червей Животные классов Малощетинковые черви, Многощетинковые черви, Пиявки, их роль в природе и жизни человека § 10
  Обобщение и контроль по темам «Тип Кишечнополостные», «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви»   Вопросы и задания по темам  
Тип Моллюски (3 ч)
Брюхоногие моллюски Внешнее и внутреннее строение, размножение и процессы жизнедеятельности прудовика § 11
Двустворчатые и головоногие моллюски Образ жизни, внешнее и внутреннее строение, размножение и процессы жизнедеятельности беззубки, кальмара § 12
Лабораторная работа № 1 « Изучение строения раковины беззубки н прудовика»   § 11, 12
Многообразие и значение моллюсков Особенности строения и жизнедеятельности представителей § 13
Тип Членистоногие (14 ч)
Общая характеристика типа Членистоногие Особенности строения и жизнедеятельности. Классификация членистоногих § 14
Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего строения речного рака» Строение и процессы жизнедеятельности речного рака § 15
Разнообразие и значение ракообразных Разнообразие ракообразных и их роль в природе и жизни человека § 16
Класс Паукообразные Строение и процессы жизнедеятельности паука крестовика § 17
Многообразие паукообразных Характерные особенности представителей от рядов Скорпионы. Пауки. Клеши § 18
Класс Насекомые. Распространение и внешнее строение. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение насекомых на примере майского жука» Отделы тела, конечности, крылья, покровы § 19
Внутреннее строение насекомых Дыхательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная системы и органы 1 чувств § 20
Размножение и развитие насекомых Типы развития § 21
Отряды насекомых с неполным превращением Отряды Стрекозы и Прямокрылые § 22
Отряды насекомых с полным превращением Отряды Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые § 23
Роль насекомых в природе Значение в природе и жизни человека § 24
Насекомые — вредители растений Насекомые — вредители сельскохозяйственных растений, садов, лесов § 25
Насекомые — паразиты человека и животных, переносчики возбу­дителей заболеваний Насекомые — паразиты человека, птиц, скота, переносчики возбудителей заболеваний § 26
Одомашненные насекомые: пчеловодство. Охрана насекомых   § 27
Обобщение и контроль по темам «Тип Моллюски», «Типы Членистоногие»   Вопросы и задания по темам
Контрольная работа № 1 «Беспозвоночные животные»    
Тип Хордовые (32 ч)
Общие признаки хордовых животных (1 ч)
Анализ контрольной работы № 1. Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные Образ жизни и особенности строения ланцетника как низшего хордового животного § 28
Надкласс Рыбы (5 ч)
Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура рыб. Лабораторная работа № 4 «Приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб». Формы и отделы тела, кожные покровы, скелет, мускулатура   § 29
Органы тела рыб и их функции Внутреннее строение тела рыб § 30
Нервная система, органы чувств и поведение рыб Внутреннее строение и поведение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.