Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные принципы организации и деятельности механизма



Государства

Мировая практика развития демократических государств выработала основные принципы построения механизма государства, которые определяют принципиальные основы его формирования, организации и функционирования. Разумеется, эти принципы на различных этапах развития государств были неодинаковыми, они менялись одновременно со сменой сущности, формы правления и устройства государств. В силу того, что до настоящего времени не сформулировано единое понимание принципа организации и деятельности механизма государства, не определены критерии их выделения, то наименование и соответственно перечень принципов отличается большой вариативностью.

Сам по себе рассматриваемый вопрос многоаспектный. Он охватывает теорию принципов деятельности механизма государства, методы их классификации, содержание, вкладываемое в тот или иной принцип, наименование, количество и т.д.

Существует несколько подходов к понятию принципа организации и деятельности механизма государства: это основополагающая идея, лежащая в основе его построения и деятельности (М.Н.Марченко) или законодательно закрепленные отправные начала его организации и функционирования (М.И.Байтин).

Ю.М.Козлов называет только три принципа - федерализма, законности, централизации и децентрализации, а Б.П.Елисеев - двенадцать: федерализма; системности; иерархии (подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим); централизации, децентрализации; дифференциации и фиксирования функций и полномочий; профессионализма и компетентности; законности; гласности; наделения функциями и полномочиями путем передачи одной частью (системой) другой ее части (подсистеме) определенных полномочий; взаимодействия и согласованного функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти; участия граждан в формировании (избрании) органов власти; контроля.

Наряду с названными двумя крайними подходами к выделению числа принципов государственного механизма имеются более умеренные подходы.

Так М.Н.Марченко называет следующие основные принципы деятельности механизма (аппарата) государства: оптимальность построения и функционирования, эффективность действия, законность и конституционность, профессионализм государственных служащих, соблюдения ими высоких этических требований, политическая лояльность государственных чиновников и депутатов парламента.

М.И.Байтин предлагает различать общие принципы государственного механизма, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы, в свою очередь, делятся на принципы, выраженные в Конституции РФ (народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность), и принципы, закрепляемые в федеральных законах, к которым, по его мнению, относятся принципы, сформированные в законе о госслужбе. Это верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, равный доступ граждан к госслужбе, профессионализм и компетентность госслужащих, гласность службы, внепартийность, ответственность служащих за принимаемые решения, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; отделение религиозных объединений от государства; экономичность государственной службы.

Таким образом, большинство авторов в той или иной редакции называют следующие принципы: народовластие, разделение властей, федерализм, гуманизм, законность, профессионализм.

Принцип народовластия проявляется прежде всего в демократизме государственного строя, в закреплении демократических форм и методов формирования органов власти. Закрепление и провозглашение власти народа является не только принципом государственного механизма, но и конституционным принципом всей политической системы, всего общественного и государственного строя. В ст. 3 Конституции закреплено положение, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. По Конституции РФ обе формы народовластия (прямая и представительная) равнозначны.

Разделение властей представляет собой системообразующий принцип механизма современного российского государства. Следует лишь еще раз подчеркнуть, что соблюдение принципа разделения властей является показателем развитости государства, предпосылкой или выражением уже существующего правового характера государства, необходимым условием для режима демократии и законности.

Принцип федерализма является необходимым для федеративных государств. Согласно этому принципу механизм государства должен формироваться с учетом сложной (федеративной) формы территориального устройства. Российская Федерация основывается на единстве конституционно-правовой системы, равноправии субъектов федерации, конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов, но без права выхода их из федерации.

Вопрос о разделении власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ решается на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами путем установления исключительной компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), исключительной компетенции субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ) и совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции РФ). При этом устанавливается принцип верховенства федерального закона в сфере совместных полномочий (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ) и верховенства закона субъекта РФ в сфере полномочий, отнесенных к его ведению (ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти по вертикали согласно ст. 11 Конституции РФ должно осуществляться в следующей иерархической последовательности: Конституция РФ, принятие на ее основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ) и заключение га основе Конституции РФ и федеральных законов договоров (соглашений) между органами власти федерации и органами власти субъектов федерации.

Принцип гуманизма. Закрепляется прежде всего в конституциях государств. Конституция РФ в ст. 2 провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование относится ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему.

Не человек создан для государства, а государство для человека. В советской государственной политике и практике на первом месте стояли интересы государства, на втором – интересы общества и на третьем – интересы личности. Теперь на первом месте должны стоять интересы личности, на втором – интересы общества и только на третьем – интересы государства.

Гуманизм означает человеколюбие. Органы власти обязаны, решая тот или иной вопрос в отношении гражданина, всегда должны руководствоваться этим понятием. Так, органы исполнения наказаний обязаны учитывать требования ст. 7 УК РФ, где говорится, что наказание или иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Статья 18 Конституции РФ провозглашает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное конституционное положение означает, что деятельность всех звеньев государственного механизма должна быть направлена на защиту, охрану и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принцип законности применительно к деятельности государственного механизма означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в точном и строгом соответствии с действующей Конституцией, законами и подзаконными актами. Принцип законности означает также обеспечение точного, строгого и неуклонного исполнения всеми органами власти, должностными лицами и организациями действующих правовых актов.

Основу законности составляют конституция государства, а также законы, принятые в ее развитие. Наличие четкого, совершенного, отвечающего требованиям жизни законодательства является принципиально важным и необходимым условием последовательного укрепления законности в деятельности всего государственного механизма.

Строгое и неуклонное соблюдение законности при издании на основе законов правовых актов является важнейшим принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих правоприменение. Конституции РФ (ч. 2 ст. 15) содержит предписание, согласно которому органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, что означает ее верховенство, незыблемость конституционных положений для всех субъектов права.

Но в первую очередь это относится к аппарату государства, ибо нарушения Конституции органом власти, должностными лицами значительно опаснее, чем нарушение ее простым гражданином. Правонарушение органа государства будет нарушением государственным, так как орган, олицетворяющий власть, призванный служить гражданину, защищать его права и интересы, сам нарушает закон. Не случайно в юридической науке высказывалась мысль о том, что нужно различать нарушение законности и нарушение закона. Закон нарушает гражданин, а органы государства и их должностные лица, нарушая закон, нарушают одновременно и законность как режим, как принцип деятельности государственной власти.

Профессионализм как принцип деятельности государственного аппарата означает умелое, грамотное, разумное и квалифицированное принятие решений при осуществлении своих должностных функций. Подбор кадров, отвечающих указанным (и другим) требованиям, представляет проблему для любого государства. Государственная власть заинтересована в том, чтобы в ее органах трудились профессионалы, т.е. квалифицированные и преданные делу кадры. Для этого она организует их подбор, подготовку, повышение квалификации, стажировку, конкурсное замещение должностей и т.п. Политика правильного подбора и расстановки кадров считается в деятельности государственной власти одной из приоритетнейших. Не случайно рождались лозунги типа: «кадры решают все», «хороший начальник – тот, кто умел быть хорошим подчиненным» и т.п. Во многих государствах приняты законы, в которых сформулированы требования к профессиональным качествам государственных служащих, разработаны кодексы чести, кодексы поведения государственных служащих.

Государственный служащий – профессионал, это, прежде всего, специалист своего дела, хорошо знающий законы и правильно их применяющий. Государственная служба – это публичная служба. В России она регулируется Федеральными законами: от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Этими законами и указами Президента России регламентированы условия прохождения службы, сформулированы требования к государственным служащим, установлены определенные правила их поведения, ограничения и запреты (заниматься политической деятельностью, принимать подарки и подношения и т.д.).

В США имеется специальная резолюция конгресса, устанавливающая кодекс поведения государственных служащих. В нем сформулированы моральные и юридические требования, которым должны соответствовать принимаемые на службу чиновники и которыми они должны руководствоваться в своей профессиональной деятельности.

Значение профессионализма в деятельности государственного механизма столь велико, что международное сообщество приняло ряд документов, в которых изложены правила поведения должностных лиц, требования к ним и т.п. Это касается служб, призванных обеспечивать охрану правопорядка (полиции, милиции), где нарушение прав человека наиболее вероятно и потому профессиональная деятельность сотрудников этих служб должна быть контролируема особо.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.