Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие механизма государства



Понятием «механизм государства» характеризуется прежде всего статическая сторона государства. Он создается в соответствии со стоящими перед государством задачами и целями для реализации его функций. В последнем случае механизм государства связывается с динамической стороной существования и деятельности государства.

В обществе, разделенном на антагонистические классы, механизм государства предопределяется целями, задачами и интересами господствующего класса, он был адекватен этим целям, задачам и интересам.

В обществе, где имеет место классовый компромисс, где государство функционирует в интересах не одного класса, а в интересах всего общества или его большинства, механизм государства строится и функционирует так, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим интересам, удовлетворять их своей деятельностью.

Соответственно механизм государства в различных исторических условиях был не одинаков, его структура изменялась применительно к задачам того или иного исторического периода, к тем целям, которые ставились государством в конкретных условиях его функционирования и развития. По крайней мере, очевиден тот факт, что каждое государство добилось стабильности своего существования, в том числе и за счет хорошо работающего государственного механизма, который не тормозил прогрессивного развития, а, напротив, содействовал эффективности выполнения его функций, обеспечивал достижение поставленных им задач и целей.

Вместе с тем общепринятого, единого подхода к понятию и структуре механизма государства в юридической науке нет, соответственно нет и его общепринятого определения.

Несмотря на различные аспекты в понимании механизма государства нельзя не отметить того обстоятельства, что все точки зрения совпадают в главном – в каждой из них подчеркивается наличие государственного аппарата органов государства, призванных решать стоящие перед государством задачи, реализовать осуществляемые им функции.

Как показывает история развития государства, механизм государства будет лишь тогда эффективным, лишь тогда будет успешно решаться поставленные перед ним экономические, политические и социальные задачи, когда будут обеспечиваться стабильность власти и ее государственно-правовых институтов, правильно использоваться методы государственно-правового регулирования, поддерживаться должный баланс в системе элементов, составляющих механизм государства, а органы государства будут выполнять все возложенные на них функции, т.е. деятельность механизма государства будет соответствовать коренным интересам общества и граждан.

Понятие «механизм государства», характеризуя прежде всего статическую сторону государства, одновременно отражает и его динамические свойства. В науке обоснованно обращается внимание на то, что такое социально-политическое явление, как государство, в историческом аспекте нельзя рассматривать как нечто раз и навсегда данный, застывший, исключительно статичный феномен. Соответственно его механизм не может быть инертным, застывшим, недействующим.

Во всех словарях объясняющих смысл слова «механизм», подчеркивается такое его свойство, как совокупность соединенных частей, совершающих заданное движение.

Следовательно, механизм государства, если быть близким к этимологии слова «механизм», должен включать и статические, и динамические характеристики.

Для характеристики статической стороны механизма государства в юридической литературе вполне обоснованно используются понятия «система органов государства», «структура механизма государства», «система государственных органов». Если механизм государства подвергать анализу в качестве действующего феномена, то без труда обнаруживаются другие его свойства: формы и методы деятельности, составляющие его органы власти и управления; организации, взаимодействующие с ними, в частности, осуществляющие властно-управленческие функции, и т.д.

Механизм государства при таком понимании позволяет характеризовать действие государства, его активную сторону, отражающую деятельность, направленную на реализацию его функций и стоящих перед ним задач.

Таким образом, механизм государства – понятие сложное, собирательное. Оно включает систему органов государства и ее действие (деятельность органов государства и взаимосвязанных с ним структур, т.е. тех, кому поручено осуществление государственно-властных функций). При этом невозможно представить существование и действие указанных частей механизма государства без соответствующих полномочий, правовых форм, методов и средств. Поэтому следует согласиться с высказанным в юридической науке предложением о включении в механизм государства правовой составляющей.

Именно право закрепляет основы и принципы построения механизма государства, определяет полномочия, формы приемы и методы деятельности органов государства по реализации задач и функций, стоящих перед государством. Право в механизме государства следует рассматривать с двух сторон: с одной стороны, оно выступает в качестве средства, используемого государственными органами в процессе своей деятельности, а с другой – определяет, закрепляет и обеспечивает построение и функционирование системы государственных органов. Следовательно, праву в государственном механизме вполне обоснованно можно отвести место в качестве обособленного и вполне самостоятельного элемента.

Рассматривая основные характеризующие и качественные признаки государственного механизма, следует учитывать, что он представляет собой не механически собранное, разнородное явление, а взаимосвязанную, четкую согласованную систему органов власти и подвластных структур.

Факторами, предопределяющими стабильность, непротиворечивость и согласованность механизма государства, являются:

· единство политической основы, на которой строится деятельность органов государства;

· единство принципов, лежащих в основе построения и деятельности государственных органов, организаций и учреждений, входящих в механизм государства, общность экономического пространства, экономической основы (рыночной или плановой);

· наличие единой официальной идеологии в большинстве стран мира;

· общность конечных целей, непосредственных и конечных задач, стоящих перед государством.

Говоря о стабильности, устойчивости механизма государства, необходимо отметить и другие его характерные признаки:

- механизм государства является результатом необходимости осуществлять каждым конкретным государством те или иные основные и не основные функции, которые неизбежно требуют соответствующего государственно-правового регулирования, что, собственно, и является механизм государства; т.е. объясняется появление у государства тех или иных органов, организаций, учреждений (разнообразных властвующих структур);

- механизм государства всегда строится (основывается) на единых принципах организации и деятельности. Они, как правило, устанавливаются и закрепляются в законодательстве или складываются исторически. Их правовыми источниками являются конституции государств, прецеденты и правовые обычаи;

- механизм государства в каждом из современных государств имеет сложную многоуровневую структуру, что объясняется необходимостью решения различных по своей сложности управленческих задач, стоящих перед государством (защита собственной территории, обеспечение прав и свобод граждан, экономическое сотрудничество с другими государствами, борьба с преступностью, решение социальных проблем и т.п.). Кроме того, существуют объективные требования к легитимному и эффективному функционированию государственного механизма, исходящие от источника власти – народа, которым должен соответствовать механизм государства (требование построения власти на принципах ее разделения на законодательную, судебную и исполнительную, требование создания органов конституционного контроля и т.д.);

- механизм любого государства характеризуется наличием необходимых материальных ресурсов, материальных структур, без которых он не может нормально функционировать. Их особенность состоит в том, что они не являются самостоятельными элементами властного, управленческого характера, а выступают в виде обеспечивающих факторов, позволяющих успешно осуществлять свою деятельность основным элементам(частям) государственного механизма. Таковыми являются различные материальные структуры: здания, сооружения, финансовые средства, некоторые учреждения (например, склады, базы, тюрьмы, следственные изоляторы, учреждения связи и т.п.). Надлежащее материальное обеспечение государственного механизма является непременным условием его успешного функционирования;

- наконец, последнее, что никогда не следует упускать из виду, рассматривая признаки (черты) государственного механизма, - это наличие в нем человеческого фактора, заключающегося в наличии людей, специально занимающихся реализацией властных функций, выполняющих руководящие, управленческие, организационные и тому подобные функции, осуществляющих правотворчество, исполнение правовых предписаний, охрану их от нарушений.

Таким образом, в каждом демократическом государстве его механизм выступает (действует) как единая, взаимосвязанная, взаимоуравновешенная целостная система, состоящая из более мелких систем (частей механизма). Система всегда означает единство составляющих ее элементов. Поэтому, когда речь идет о системном подходе, то имеются в виду все действующие элементы (части) механизма государства, направленные на выполнение стоящих перед ним задач и реализацию его функций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.