Государственная служба Российской Федерации согласно (ст.1 ФЗ-58) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
· Российской Федерации;
· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
· субъектов Российской Федерации;
· органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
Определение достаточно лаконично, но в нем четко выделяются два момента.
Во-первых, государственная служба есть "профессиональная деятельность". Это означает, что государственная служба является профессией для государственных служащих и требует определенной подготовки, получения соответствующего образования.
Во-вторых, определение указывает на содержание данной профессиональной деятельности, а именно "обеспечение исполнения полномочий государственных органов". Следует обратить внимание на то, что профессиональная деятельность государственных служащих связана в большинстве случаев не с прямым исполнением полномочий государственных органов, а лишь с "обеспечением" исполнения соответствующих полномочий.
Исполняют полномочия - политические руководители, именно они являются основными носителями полномочий государственных органов. Государственные служащие придаются им в помощь как раз для "обеспечения исполнения" данных полномочий.
Государственная служба - это профессиональная, но вспомогательная деятельность государственного управления. Она выступает как профессиональная деятельность по подготовке, обеспечению процедур принятия и выполнения решений, принимаемых политическими руководителями всех ветвей и уровней государственной власти.
Поэтому деятельность государственных органов складывается из деятельности политических руководителей и вспомогательной деятельности государственных служащих государственной службы.
В системе властных отношений государственная служба играет важную роль. Она выступает одним из ведущих факторов единства страны, формирования цивилизованной государственности, объединения усилий ветвей власти, обеспечения притока в органы государственного управления наиболее способных, квалифицированных работников.
Государственная служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах; только государственные органы «наделены» правом иметь государственных служащих. Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Поэтому государственная служба - это профессиональная деятельность публичного характера и осуществляется она в государственных органах, имеющих публичный характер.
Таким образом, государственная служба – целостность, прежде всего, двух составляющих: это система правовых и организационных институтов (структур), отношений, и совокупность людей, специально подготовленных, профессионально занятых в государственном аппарате, обеспечивающих исполнение полномочий государственных органов.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности, прежде всего, в том, что государственная служба является профессией для государственных служащих и требует определенной подготовки с учетом многоаспектного характера ее функционирования.
Политический аспект — формирование общественно-политических и правовых предпосылок, поддерживающих продуктивную (демократическую, правовую, рациональную, эффективную и т.д.) взаимосвязь органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами;
Организационный аспект — обеспечения гласности и публичности деятельности, строгого соблюдения законности, ограничения бюрократизма, коррупции и других негативных явлений;
Инновационный аспект — использования достижений науки и мирового опыта, применения современных информационных средств;
Экономический аспект — обоснование и контроль финансовых и иных материальных затрат на различные уровни и виды государственной службы;
Нормативный (правовой) аспект — разработка проектов и практическая реализация нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих рациональное функционирование государственной службы;
Кадровый аспект — проведение конкурсных отборов и аттестаций государственных служащих, планирование и осуществление их карьеры, организация системы профессионального развития государственных служащих;
Аналитический аспект —формирование и использование информационной сети государственной службы; разработка и освоение критериев рациональности и эффективности государственной службы.
Специфика деятельности государственных служащих заключается и в том, что в системе элементов государственного управления "природа - цели - функции - структура - процесс - (принципы)" государственная служба относится к элементу "процесс" - управленческая деятельность, ибо она порождает порядок функционирования государственных органов, взаимосвязь организационно-правовых институтов и человеческого потенциала.
Государственная служба должна привести в государственное управление программно-целевой подход, управленческий профессионализм, правовую компетентность, организованность и дисциплину, устойчивость и надежность конституционного строя, внимательное обслуживание потребностей гражданина, законность, рациональность, эффективность и многое другое.
16). Функции и методы управления персоналом; компетентностный подход к управлению персоналом.
Управление персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентирование на приведение в соответствие возможностей персонала и целей задач, развития организации. (Соответствие между организацией со своими задачами и работником со своим потенциалом)
Функции: - направление кадровой работы, в рамках определенной концепции.
- планирование персонала (планы по всей стратегии организации)
- набор и отбор персонала
- оценка персонала
- адаптация – приспособление сотрудника к условиям организации
- стимулирование
- обучение и развитие
Развитие – управление карьерой (собеседование и составление плана продвижения человека по службе) и создание резерва (группа перспективных сотрудников готовых занять должности)
- административные – обязательны к исполнению (распоряжения, приказы, инструкции), оказывают прямое воздействие на сотрудника.
- социально-психологические – создание благоприятной психологической обстановки, управление конфликтов, психологическое понимание ценностей персонала, чтобы мотивировать.