Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Межличностные отношения и общение



 

Человеку, как существу, включенному в разнообразные отношения и взаимодействия с другими людьми, присущ определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем мире, то есть социально-психологический тип мышления. На различных этапах развития человеческой цивилизации социально-психологическое мышление принимало вид и форму различных социокультурных явлений и процессов. На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как:

– житейская, заключенная в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок, обрядов, традиций;

– образцы литературы и искусства;

– научная, объясняющая личность как социально-психологический феномен;

– мыслительная парадигма, задающая определенный взгляд на всю систему современного человекознания;

– психотехническая, представленная различными приемами социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в конкретной ситуации, технологии управления поведением и установками других людей.

Большинство современных авторов определяют социальную психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны, психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, с другой – особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства. В качестве предмета социальной психологии рассматривают (Г. М. Андреева) закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.

Как основные выделяют следующие разделы социальной психологии:

1) закономерности общения и взаимодействия людей;

2) социально-психологические характеристики групп, взаимосвязь личности и группы;

3) социально-психологические особенности личности;

Социальная психология – это психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых) и особенности возникающих отношений в процессе общения.

Формирование, развитие свойств и особенностей психологического мира человека – участника социальных отношений – происходит именно в процессе общения и группового взаимодействия разного уровня.

Каждый человек стремится понять самого себя и других людей, подыскивая объяснения наблюдаемым поступкам. Человеческое поведение детерминировано и не признает никаких случайностей, хотя на первый взгляд в глаза бросается совершенно обратное – обыденная и в том числе деловая жизнь переполнена вроде бы случайностями. Психология человеческих взаимоотношений доказывает, что случайностей в общении нет, есть строгая предопределенность и закономерность. Чтобы принимать разумные решения и достигать результата с наименьшими усилиями, каждый должен иметь представление о том, что происходит, своего рода концепцию относительно данного случая.

Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей, это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений, в которой формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. Общение – особая форма активности человека, механизм развития его отношений, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов его психического мира.

Общение – это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояние, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Общение – форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (А. В. Брушлинский).

Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (Р. С. Немов).

Совместная деятельность – ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено единой цели – решению конкретной задачи (А. В. Брушлинский).

Общение как объект исследования имеет свою структуру:

1-й уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни;

2-й уровень – мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия;

3-й уровень – микроуровень: рассматриваются элементарные единицы общения как сопряженные акты, так называемые трансакции;

В общении выделяют (Р.С.Немов) следующие аспекты:

цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности;

содержание – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому;

средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного партнера к другому.

Выделяют два основных канала передачи информации:

1) вербальный;

2) невербальный.

Вербальные средства передачи информации предполагают использование речи и усвоение человеком определенного языка (в том числе: азбука Морзе, язык глухих, различные шрифты). Речевая ситуация складывается из элементов: кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем. Вербальное сообщение непременно взаимодействует с невербальным сообщением.

Невербальные средства передачи информации принято классифицировать по сенсорным каналам:

1) оптическая система – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз (изучает: пантомимика, кинесика, проксимика);

2) акустическая система – различные качества голоса, паузы, покашливания (изучает паралингвистика);

3) кинестетическая система – прикосновения, рукопожатия.

 

                               
   
 
       
 
       

 

 


Схема 11

 

В процессе взаимодействия людей от 60 % до 80 % коммуникаций осуществляются за счет невербальных средств. Американские (в основном) исследования выделяют следующие разделы в психологии, изучающие передачу информации посредством невербальных реакций (схема 11):

1. Кинесика – наука, изучающая язык телодвижений (произвольные, неосознаваемые).

Установлено (А. Пиз), что основные коммуникационные позы и жесты во всем мире практически остаются одними и теми же. Для общения информативны: открытость позы, наличие защитных барьеров, жесты лжи, способы искусственного повышения статуса.

2. Проксемика (англ. proximity – близость) – дисциплина, исследующая бессознательное структурирование человеком собственного пространства. Термин введен в 1963 г. Э. Т. Холлом. Концепция персонального пространства человека базируется на следующих идеях: 1) персональное пространство имеет четыре зоны, структурирующие поведение человека в его персональных контактах; 2) конкретные характеристики пространства обусловлены социокультурными факторами.

Специфической особенностью персонального пространства является то, что человек, даже не осознавая этого, относится к пространству вокруг себя как к части собственного «Я». Попытки других людей проникнуть в персональное пространство воспринимаются как неприятные, как посягательство на личную свободу. Индивидуальная дистанция – это расстояние, которое воспринимается человеком как субъективно оптимальное и комфортное для взаимодействия с другим человеком или группой людей.

Обнаружены следующие типы дистанций и их размеры:

– интимная зона (около 15 см) – общение хорошо знакомых и эмоционально близких партнеров (родителей и детей, супругов);

– личная зона (порядка 70 см) – общение друзей, хорошо знакомых, но эмоционально индифферентных партнеров (коллег);

– социальная зона (примерно 300 см) – дистанция характерна для формальных и официальных встреч;

– общественная зона (около 700 см) – общение с большой группой людей или враждебным индивидом.

3. Паралингвистика – наука, изучающая параметры голоса и речи: громкость голоса, паузы в речи, темп речи (произвольные, неосознаваемые реакции).

В процессе социального бытия общение выполняет определенные задачи или функции. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон (характеристик общения):

– перцептивной;

– коммуникативной (информационной);

– интерактивной.

В этом случае различают три функции общения:

1) аффективно-коммуникативную (перцептивную);

2) информационно-коммуникативную;

3) регуляционно-коммуникативную (интерактивную).

Иногда выделяют такие функции общения:

1) общение – форма существования и способ проявления человеческой сущности;

2) общение – фактор становления человека и общества;

3) общение – важнейшее условие успеха коллективной деятельности;

4) общение – условие существования человека, одна из основных его потребностей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.