Птиц_ (н_) см_лкали (н_) днём (н_) ночью, появился откуда (н_) воз_мись, чего он только в своей жизни (н_) вид_л, я (з, с)десь (н_) один, (н_) один лист_к (н_) ш_лохнулся, мы (н_) одного раза не были в ц_рке, я сталк_вался с этим (н_) раз и (н_) два, на небе (н_) обл_чка, он был (н_) то (н_) сё, вёл себя как (н_) в чём (н_) бывало, (н_) останавл_вался (н_) на час, (н_) мог (н_) оц_нить их дост_жения, поднят__ся с постел_ (н_) свет (н_) з_ря, я (н_) стану этого делать; читал (до) тех пор, пока (н_) уснул; куда бы (н_) ездил он, (н_) где ему (н_) нрав_лось; (н_) хотел (н_) есть, (н_) пить; (н_) дождь за окном, а сильный лив_нь с градом; что (н_) делал, всё было ему (н_) (в) прок; кто (н_) читал стихов Пушкина, кто ими (н_) насл_ждался!
Тренинг 215. В приведённых ниже сочетаниях слов употребите НЕ или
НИ, составьте с первыми десятью словосочетания, с остальными —
предложения.
Он всё делает (н_) вовремя, ему и образование (н_) в корм, пошутили вы (н_) к месту, живёт по принципу «(н_) себе (н_) людям», он (н_) разу (н_) был за границей; за что он (н_) возьмётся, (н__) чего у него (н_) получается; я предупреждал его об опасности (н_) раз и (н_) два, (н_) проехать здесь (н_) конному и (н_) пешему, когда бы то (н_) было, я был у него в гостях (н_) один раз, нет (н_) минуты покоя, сделайте это во что бы то (н_) стало, от него (н_) слуху (н_) духу, он был человек из разряда (н_) то (н_) сё, она сегодня явно (н_) в духе, стоял перед начальником (н_) жив (н_) мёртв, вы (н_) могли об этом (н_) знать, (н_) к добру всё это, обидел хорошего человека (н_) за что (н_) про что, (н_) один человек (н_) сдвинулся с места, я (н_) разу (н_) сомневался в этом человеке.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Общее задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Тренинг 216
1) Кому работа служ_т, тот (н_) о чём (н_) тужит. 2) За двумя зайцами погон_ш_ся - (н_) одного (н_) поймаешь. 3) (Н_) хвались отцом, а хвались сыном. 4) (Н_) зная броду, (н_) лезь в воду. 5) (Н_) стыдно молчать, коли (н_) чего сказать. 6) (Н_) узнав с_седа, дома (н_) покупай. 7) (Н_) за то волка бьют, что он сер, а за то, что овцу с_ел. 8) (Н_) продавай шкуры, (н_) убив м_дведя. 9) Море песком (н_) засыпл_шь. 10) От овц_ волк (н_) родит_ся. 11) Брань — (н_) смола, а саже сродни: (н_) льнёт, так марает. 12) (Н_) родись (н_) хорош, (н_) пригож_, родись счас_лив. 13) Счастье (н_) лош_дь: его (н_) запряж_ш_. 14) (Н_) куплен — (н_) холоп, (н_) закабалён — (н_) работник. 15) Утиного зоба (н_) накорм_ш_, госпо_ского кармана (н_) наполн_ш_. (Русские народные пословицы и поговорки)
Тренинг 217
1) Степан Аркадьич (н_) изб_рал (н_) направления, (н_) взглядов, а эти направления и взгляды сами пр_ходили к нему, точно (так) же, как он (н_) выб_рал формы шляпы и сюртука, а брал те, которые нос_т. 2) Как (н_) жалко было Левину мять траву, он в_ехал на луг. 3) Что (бы) (н_) увид_л Левин, (н_) что бы (н_) уд_вило его. 4) Как это (н_) стра(н,нн)о может пок_зат_ся, но К_нстантин Левин был влюблён име(н, нн)о в дом, в семью, особе(н, нн)о в женскую пол_вину дома семьи Щербацких. 5) (Во) время своего студенчества он [Левин] чуть было (н_) влюбился в старшую, Долли, но её (в) скоре выдали (за) муж за Облонского. 5) Но, пробыв два мес_ца один в деревне, он [Левин] убедился, что это (н_) было одно из тех влюблений, которые он испыт_вал в первой мол_дости, что это чу_ство (н_) давало ему м_нуты покоя; что он (н_) мог жить, (н_) р_шив вопроса: буд_т или (н_) буд_т она его женой; и что его отча_ние прои_ходило только от его воображения, что он (н_) имеет (н_) каких док_зат_льств в том, что ему буд_т отказа(н, нн)о. 7) (Н_) чего, к_залось, не было особе(н, нн)ого (н_) в её одежде, (н_) в её позе, но для Левина так (же) ле_ко было узнать её в этой толпе, как р(о, а)зан в кр_пиве. 8) Полож_м: ра(с, сс)тат_ся, (что) бы (н_) разрушать семейную жизнь, но неуже (ли) (н_) пожалеть её, (н_) устроить, (н_) см_гчить. 9) И сколько бы (н_) внушали кн_гине, что в наш_ время молодые люди сами д_лжны устраивать свою судьбу, она (н_) могла верить этому, как (н_) могла бы верить тому, что в какое (бы) то (н_) было время для пят_летних детей самыми лу_шими игрушками должны быть заряж_(н, нн)ые пист_леты. 10) Облонский уже (н_) раз испыт_вал это случающ_еся после обеда крайнее раздвоение вместо (с, з)бл_жения и знал, что надо делать в этих случ_ях. 11) (Не) смотря на то, что он (н_) чего (н_) сказал ей такого, чего (н_) смог бы сказать при всех, он чу_ств_вал, что она всё более и более становилась в завис_мость от него. 12) Он (н_) только (н_) любил семейной жизни, но в семье, в особ_(н,нн)ости в муже, (по) тому общему взгляду хол_стого мира, в котором он жил, он пр_дставлял себе нечто чуждое, вр_ждебное, а всего более — см_шное. 13) Ты пойми, что я (н_) только (н_) подозревала (не) верности, но что я сч_тала это (не) возможным. 14) ...И о чём бы (н_) говорили, она [Анна] нет (нет) и возвр_щалась мыслью к своему кудрявому Серёже. 15) Глаза бл_стели, и румя(н, нн)ые губы (н_) могли (н_) улыбат_ся от со_нания своей пр_влекат_льности. (Л.Н. Толстой. Анна Каренина)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 218. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте полный синтаксический, орфографический и пунктуационный разбор первого предложения, составьте его схему. Разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом. Сделайте фонетический разбор выделенных курсивом слов.
(Н_) раз и (н_) два я пр_ходил к выводу что эту дачу (н_) могли спр_(э, е)ктировать и построить (н_) умелые бе_дарные люди. Какой мел_чи (н_) коснись о какой архитектурной подробн_сти (н_) задумайся всюду (не) льзя (н_) увид_ть (з, с)дравый смысл большой пр_фе(с, сс)ион_лизм и умелые руки её со_дат_лей. Взять скаж_м такую «мелоч_» как балкон. Он задуман и (с, з)де- лан так умело что (н_) в дождь (н_) в морось сюда практичски (н_) попадает вода. На улиц_ буйствует ст_хия дождь стоит ст_ной гр_хоч_т по крыше крытой листовым железом так что (н_) слыш_шь даже собстве(н, нн)ого голоса. А на балкон тем (н_) менее (н_) попадает (н_) капли. С_диш_ себе как (н_) в чём (н_) бывало в кресле (н_) торопясь пьёшь крепкий горячи чай и мысле(н, нн)о бл_годариш_ людей которые со_дали этот дом. Какие только порзительные д_гадки (н_) придут на ум на этом б_лконе какие самые смелые г_потезы (н_) оз_рят людей твор- ч_ских! А ведь дача эта была _строе(н, нн)а ещё до (В, в)_ликой (О, о)течестве(н, нн)ой (В, в)ойны в начале три_цатых годов и за все эти годы (н_) разу (н_) перестра_валась!
И вот прошли годы целых сем_десят лет! Нет вер_ятно на свете (н_) арх_тектора (н_) стр_ителей этого дома. А он стоит бе_молвным памятником своим со_дат_лям. Всё (с, з)десь прочно крепко кр_сиво надёжно. Окна (ф_нарики) уютные т_(р, рр)а(с, сс)ы сле_ка поскрип_вающ_е ступеньки лес_ниц.
Куда (бы) (н_) забрас_вала меня судьба в какие самые дальние ш_роты (н_) зан_сило меня наше хл_потливое время я помню этот чудес_ный дом эти сосны и ели за окном стук дождя по крыше и уютный б_лконч_к где нельзя было (н_) люб_ват_ся пр_родой где (не) возможно было (н_) совершать больших и малых открытий. (250 слов)
От него два года (н_) было (н_) слуху (н_) духу, (н_) могу (н_) похв_лить вас, с кем он только (н_) водил дружбу, (н_) дал с_пер- нику (н_) одного шанса, (н_) сколько (н_) сомн_вался в успехе; его (н_) б_рёт (н_) сабля, (н_) пуля; (н_) разу (н_) встр_чались, едва (н_) оп_здали, я (н_) раз сюда х_дил, скв_зняк чуть (н_) задул свечу, он как (н_) в чём (н_) бывало (н_) бе_покоился о будущ_м, Спиц_н был (н_) жив (н_) мёртв от страха, (н_) один чел_век (н_) знает об этом, во что бы то (н_) стало нужно (н_) ошибиться в ра(с, сс)ч_тах, (н_) один (н_) чего об этом (н_) слыш_л; в к_нцерте (н_) участв_вали (н_) певц_, (н_) т_нцоры; где бы (н_) вырос этот цв_ток, в нём (н_) льзя (н_) узнать одуванчик; я (н_) раз ходил в лес, но (н_) разу (н__) нашёл (н_) одного гриба; он так «насолил» мне, что я (н_) мог его (н_) (н_) навидеть; кто сам (н_) стр_дал, тот (н_) может знать, что такое состр_дание; какие только мысли (н_) пр_ходили ему в голову, какие только ф_нтастические проекты он (н_) вынашивал!
1) Любовь к женщ_не он [Левин] (н_) только (н_) мог себе представить без брака, но он прежде пр_дставлял себе с_мью, а потом уже ту женщ_ну, которая даст ему семью. 2) Что из этого выйд_т, он (н_) знал и даже (н_) думал. 3) Домашн_й докт_р давал ей рыбий жир, потом железо, потом лапис, но так (как) (н_) то, (н_) другое, (н_) третье (н_) пом_гало и так (как) он советовал от весны уехать (за) границу, то пр_глаш(о, ё)н был знам_нитый докт_р. 4) Но и после (н_) на другой, (н_) на трет_й день ша (н_) только (н_) нашла слов, которыми бы она могла выр_зить всю сложн_сть этих чу_ств, но (н_) находила и мыслей, которыми бы она сама с собой м_гла обдумать всё, что было в её душе. 5) И (н_) один купец (н_) купит (н_) сч_тая, если ему (н_) отдают даром, как ты. 6) Как (н_) старался Левин пр_од_леть себя, он бы мрач_н и молч_лив. 6) Ему нужно было (с, з)делать один вопрос Степану Аркадьичу, но он (н_) мог р_шит_ся и (н_) находил (н_) формы, (н_) врем_ни, когда его (с, з)делать. 7) «Первое дело быть сп_койным перед ездою, — сказал он, — (н_) будьте (н_) в духе и (н_) чем (н_) ра(с, сс)тра_вайтесь». 8) Когда бы, в какую м_нуту (н_) спр_сили бы её [Анну Каренину], о чём она думала, она бы могла ответить: об одном, о своём счастье и о своём (не) счастье. 9) В(з, с)гл_нув в эти глаза, каждому казалась, что он узнал её всю и, узнав, (н_) мог (н_) полюбить. 10) Кроме того... крестьяне первым и (не) изме(н, нн)ым услов_ем какого бы то (н_) было согл_шения ставили то, что (бы) они (н_) были пр_нуждаемы к каким бы то (н_) было новым приёмам хозяйства и к употреблению новых оруд_й. (Л.Н. Толстой. Анна Каренина)
1) Кто (н_) сидел в (много) часовых пробках в трансп_рте, кто (н_) прокл_нал тот день, когда в голову пр_шла безумная мысль — завести себе автомашину! 12) В какие только издательства (н_) посылал У. Голдинг своего «Пов_лителя мух», к кому только он (н_) обращался! 13) Доводить нач_тое до конца нужно во (что) (бы) (то) (н_) стало: пр_вычка бросать дело, едва начав его, (н_) может (н_) пр_вести к (н_)минуемому «разбитому к_рыту». 14) Где бы (н_) появлялся этот человек, откуда (н_) возьмись у него сразу появлялись друзья да пр_ятели, без которых он (н_) мог прожить (н_) дня. 15) (Н_) днём (н_) ноч_ю (н_) пр_кращался снег_пад, он давным (давно) пр_вратил город в огромную снежную ска(с, з)ку. Наступало утро следу_щего дня, а снег как (н_) (в) (чём) (н_)бывало продолжал падать с неба, словно его запасы в неб_сах (н_) могли (н_) когда и(с,сс)якнуть.
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 221. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте словообразовательный разбор выделенных полужирным курсивом слов, а также орфографический и пунктуационный разбор двух последних предложений.
(Не) возможно (н_) любить лето (н_) рад_ват_ся ему! Куда (н_) взгл_ни — всюду (разно) цветье и разно)голосье (по) всюду вид_ш_ буйство жизн_. Вот дев_чка играет с рыж_м к_тёнком и ласко_о отвечает на моё «(з, с)дра_ствуй». А вот она корм_т этого же (Б, б)арсика молоком из ж_лезной миски и наблюдает ра_крыв от люб_пы_ства рот за тем как к_тёнок жадно лакает молоко роз_вым язычком. Кто из нас хотя (бы) в де_стве (н_) засматр_вался на этих трог_тельных об_ятельных хв_статых существ с б_льшими глазами г_товых играть в любое время дня и ночи кто ими (н_) люб_вался!
Вдруг (от) куда (н_) воз_мись среди ясного неба слыш_тся пока отдалё(н, нн)ые глухие ра_каты грома. Быстро т_мнеет подн_мается ветер и уже через дес_ть (п_тнадцать) минут падают первые т_ж(о, ё)лые капли дождя что (бы) через (не) сколько мгн_вений пр_вратит_ся в лив_нь.
А ещ_ через (пол) часа (как) (н_) (в) (чём) (н_) бывало сияет со_нце и мальчишки на в_лосипедах «ф_рсируют» глубокие лужи подн_мая к (не) д_вольству в_рослых целые ф_нтаны грязной воды.
Птиц_ (н_) зам_лкают (н_) днём (н_) ночью. Куда (н_) взгл_ни (по) всюду увид_шь их хлопотливую суету их стр_мит_льный лёт. Вода в пруду после дождя взб_ламуч_(н, нн)а. Но жара д_нимает. (По) этому после (не) которого ра_думья (н_) смож_шь (н_) искупаться (н_) смож_шь отказать себе в уд_вольстви_ — ощутить после купания свеж_сть и бодр_сть во всём теле. А и_купавшись ляж_шь блаже(н, нн)о на п_хучую разопревшую от зноя траву и буд_шь неж_т_ся на ней пока снов_ (н_) потян_т в воду где бе_вылазно часами играют в свои (не) хитрые игры и шумно плещ_тся реб_тишки.