Общественность была взволнова_на этим событием — говорить взволнова_но — лицо её было вдохнове_но и взволнова_но, вопросы их были хитроумны и запута_ны, движения их красивы и согласова_ны, идеалы писателя прекрасны и возвыше_ны, следы зайца запута_ны, это мнение ничем не обоснова_но, она вела себя очень сдержа_но, ходы его всегда умны и продума_ны, население (не) увере_но в завтрашнем дне, впадина эта образова_на тысячи лет назад, произведение его прекрасно и возвыше_но, действовали они согласова_но, говорил он запута_но и косноязычно, его порывы были сдержа_ны старшими, такие поступки вполне оправда_ны, стоял он на своём увере_но, соревнование организова_но прекрасно, решение это согласова_но с руководством, слово его было сдержа_но, вельможи эти были возвыше_ны самим государем, слова его сбивчивы и запута_ны, говорил он увере_но, это мнение вполне логично и обоснова_но, девушка очень умна и образова_на.
Шлифова_ные прибоем камни, ране_ный в боях воин, вещь куплен_а в магазине, встрече_ный ими поезд, (не) слыха_ная популярность, толчё_ная в ступе пря_ность, вещи порва_ны во многих местах, (не) конче_ное (во) время дело, аккуратно рубле_ная изба.
Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Общее задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. К каким частям речи относятся выделенные полужирным курсивом слова? Начертите схемы второго и третьего предложений.
Тренинг 189
1) Отдыхая в м_шине, гляжу на лес, засыпа(н, нн)ый снегом, ра_цвеч_(н, нн)ый лучами зах_дяшего со_нца, и ко мнево_вращается старая душевная мысль о том, что удержать эту крас_ту можно только красками и что тут в красках всё дело. И мне в_помн_лось одно подслуш_(н, нн)ое определение: пр_странство — это (цвето) соз_дающая сила. 2) Только в самое светлое время утр_(н, нн)ий свет в_таёт раньше меня, но и то я всё (таки) встаю (не) пр_ме(н, нн)о до со_нца, когда даже обыкнове(н, нн)ые пол_вые и лесные берендеи (не) встали. 3) В истори_ Земли жизнь озёр очень кратк_време(н, нн)а: так вот было когда (то) прекрасное озеро (Б, б)ерендеево, и р_дилась ска_ка о Берендее, а теперь это оз_ро ум_рло и стало б_лотом. 4) Цветут т_поля, осины, меду(н, нн)ицы, волчье лыко и все первые цветы. 5) С утра был светлый день, утр_(н, нн)ик скоро ра_та_л, и к (полу) дню ут_мит_льно было ходить в ватном п_льто. 6) У нас перед домом намело огромный сугроб, и он л_жал на со_нце, с_ял, как (не) п_мятая лебеди(н, нн)ая грудь. 7) Все мы ч_тали, все мы так любили праз_ничные книги, написа(н, нн)ые труж_(н, нн)иками науки. 8) Ол_де(н, нн)елая, набитая к_пытами лош_дей и п_лозьями саней, зан_вож_(н, нн)ая д_рога ух_дила прямо в чистое море воды и (от) туда, в пр_зрачн_сти, показ_валась вместе с весе(н, нн)им обл_ком, пр_ображ_(н,нн)ая и пр_красная. 9) Я наш_л уд_вит_льную берестя(н, нн)ую труб_чку. 10) Зам_чат_льно, что огромное больш_нство найд_(н, нн)ых нами брош_(н, нн)ых дупел ра_пол_галось (не) пр_ме(н, нн)о под оси(н, нн)овым грибком. 10) Земля, разрыхлё(н, нн)ая мур_вьиной р_ботой, покрылась брусникой, а под яг_дой зар_дился гриб и, мало (по) малу нап_рая своей упругой шляпкой, подн_л (в) верх над собой целый свод с брусникой, и сам, соверше(н,нн)о белый, пок_зался на свет. 12) Х_зяйка моя уже пр_уче(н, нн)а и заинтер_сова(н, нн)а моими наблюдениями. 13) В заутре(н, нн)ий час были постро_(н, нн)ы пауком все радиусы круга, и на них у концов отведе(н, нн)о уже несколько кругов. 14) В утр_(н, нн)ей белой дали оз_ро лежит сов_рше(н, нн)о тихое, и д_лёкая лод_чка на нём движ_тся, как муха по пр_стыне. 15) Наслыша(н, нн)ые уже о только что открытой и (не) разведа(н, нн)ой ст_янке (перв_) бытного человека, наши след_пыты и (Р, р)обинзоны, ещ_ (н_) выходя на берег, вытащили из воды кто ч_репок, кто осколок кремня со сл_дами отделки рукой человека, кто каме(н, нн)ое орудие макролит. (М.М. Пришвин)
Тренинг 190
1) Казё(н, нн)ая палата от мужиков б_гата. 2) (Не) разумного учить — в бездо(н, нн)ую кадку воду лить. 3) Серебр_(н, нн)ый мол_ток проб_ёт железный пот_лок. 4) Алты(н, нн)ого вора вешают, а полти(н, нн)ого че_ствуют. 5) Камзолы зелен_ы, а щи (не) соле(н, нн)ы. 6) Не б_ри прида(н, нн)ого, б_ри милу дев_цу 7) Суж_(н, нн)ую-ряж_(н, нн)ую конём (н_) об_ед_шь. 8) (Не) ви(н, нн)о вино, вин_вато пьянство. 9) Зва(н, нн)ый да жела(н, нн)ый гость мил х_зяину, а (не) жда(н, нн)ый да жела(н, нн)ый — (в) двойне. 10) Пуга(н, нн)ая ворона и куста боит_ся. 11) Правда — кус заработа(н, нн)ый, а лож_ — крад_(н, нн)ый. 12) Человек (не) учё(н, нн)ый что топор (не) точ_(н, нн)ый. 13) Голосок соловьи(н, нн)ый, а жало — змеи(н, нн)ое. 14) Что отлож_(н, нн)о, то потер_(н, нн)о. 15) Реш_(н, нн)ого дела советом не поправ_шь. 16) Что миром полож_(н, нн)о, тому и быть так. 17) За уч_(н, нн)ого двух (не) уч_(н, нн)ых дают, да и то не б_рут. 18) От одного порч_(н, нн)ого ябл_ка целый воз загнивает. 19) Обещ_(н, нн)ого три года ждут. 20) Дарё(н, нн)ому коню в зубы не смотр_т. 21) На обиж_(н, нн)ых; воду воз_т. (Русские народные пословицы и поговорки)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 191. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор первого предложения, начертите его схему. Сделайте орфографический и пунктуационный разбор второго и третьего предложений. Слова, выделенные полужирным курсивом, разберите по составу. Подберите синонимы к выделенным курсивом словам.
...Все до одной птиц_ в этом отд_лё(н, нн)ом от ц_вилизац_и крае видом точ_ (в) точ_ как наши, (н_) чего особ_(н, нн)ого в них вроде (бы) нет. Скв_рец то (же) и ч_рный и нос у него ж_лтый и радужные отливы на перьях так карти(н, нн)о (ярки). И то (же) как петь соб_рается весь раст_порщится и вот (вот), думаеш_, с волн_нием ож_даешь как он (по) наш_му (по) весе(н, нн)ему защ_лкает — и (н_) чего (н_) дождёш_ся: хр(е, и)пит и больше (н_) чего. А кукушка как (то) стра(н, нн)о кричит (н_) (ку) ку а (ке) ке. (Со) всеми ними Лувен увлеч_(н, нн)о бесед_вал по утрам подкармл_вал и мне (н_) могла (н_) нравит_ся эта дружба и какое (то) родстве(н, нн)ое внимание (ко) всем живым сущ_ствам.
Вып_лняя свой план мы тут (же) нарубили много вин_градных лимо(н, нн)ых и всяких лиан зак_птили эти в_рёвочки на огне. Тут же были (с, з)дела(н, нн)ы и налаж_(н, нн)ы санки что (бы) можно было на них навалить все эти лианы и без особ_(н, нн)ого напряжения ве_ти одному человеку. (За) долго до ра(с, сс)вета я уже был на (Т, т)ума(н, нн)ой (Г, г)оре и развёл сигнальный огонь.
Мы до ночи работали перетяг_вая свою копч_(н, нн)ую в_рёвку из лиан. Мы дружно, с_гласова(н, нн)о делали общее дело: я обуч_(н, нн)ый (Е, е)вропеец способный быстро во всём разб_рат_ся и соверше(н, нн)о (не) избалова(н, нн)ый благами ц_вилизац_и и этот искатель жень (шеня) человек смышлё(н, нн)ый умудрё(н, нн)ый опытом не только знающ_й тайгу и зв_рей но умеющ_й глуб_ко их пон_мать и соед_нять вокруг них всё в тайге своим родстве(н, нн)ым вн_манием. В смысле исти(н, нн)ой чел_веческой культуры я угад_вал в нём старшего и относился к нему с искр_(н, нн)им почтением.
Мы возвр_щались к этому заброш_(н, нн)ому делу — пр_ручению животных — с накопл_(н, нн)ым за это время безмерным (не) слыха(н, нн)ым знанием и конечно и мы (н_) могли уже (н_) быть другими И (по) другому должно было со_дават_ся дело которое не было заверш_(н, нн)о оконч_(н, нн)о наш_ми далёкими предками-д_карями ещ_ тогда на з_ре человеч_ской культуры. (270 слов) (По книге М.М. Пришвина «Женьшень)