Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эффекты и эффективность рекламы


Самая большая проблема, которую пытаются решать рекламода­тель, и рекламопроизводитель — как добиться высокой отдачи от размещения рекламы.
Это естественно для такой прагматической деятельности, как реклама, одним из результатов которой является увеличение продаж товара. Поэтому в рамках этой деятельности следует постоянно отслеживать, во сколько (в смысле затрат) обходится этот результат. А поскольку мы оперируем количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, значит, мы выходим на понятие «эффективность».
…чтобы оценить эффективность рекламы, надо разло­жить путь к итогу на составляющие и выделить непосредствен­ные затраты на то, чтобы реклама вышла на аудиторию (затраты на создание собственно рекламы фирме легко подсчитать). Соб­ственно, когда оценивается эффективность рекламы, сопоставля­ются такие показатели: сколько человек получает информацию от данного СМК, где размещена реклама, и затраты фирмы на размещение ее рекламного сообщения в этом СМК. Тогда будут справедливы суждения типа: «Вложения в газету R будут эффек­тивнее, потому что за те же деньги мы получим выход на большую аудиторию, так как у этой газеты тираж больше».
Таким образом, при выборе СМК для размещения рекламы рекламодатели руководствуются только пороговым исходным ус­ловием: рекламное сообщение потенциально будет доступным оп­ределенному числу читателей (зрителей, слушателей). Дальней­ший путь рекламы — через создание, воспринимающего ее до конечного результата — многофакторный и многоуровневый процесс. Как сказал еще в 1948 г. американский исследователь массовых коммуникаций и общественного мнения Б. Берельсон: «Некоторые виды сообщений на некоторые темы привлекают внимание некоторых людей и под воздействием некоторых усло­вий имеют некоторый эффект»1. Berelsan В. Communication and Public Opinion// Schramm W. (cd.) Commu­nication in Modern Society. Urbana, 1948. P. 172.
В ходе длительного изучения эффективности газет (радио, теле­видения) выяснено, что воздействие СМК во многом зависит от выбора читателем (зрителем, слушателем) материала; восприятия его; представления потребителя об источнике (доверие, престиж и т.п.); принадлежности его к той или иной социальной прослойке; от мнения и активности лидера группы, к которой потребитель принадлежит; его семейного положения; образовательного и культурного уровня; природы самого информационного средст­ва, особенностей его содержания; социальных условий, в кото­рых происходит коммуникация, и т.д. Все это вряд ли позволит оценить эффективность воздействия рекламы, но это уже будет истинная, конечная, реальная эффективность в отличие от поро­говой, условной, исходной, которую мы упоминали выше.

Технологии изучения эффективности

Отсутствие математического аппарата, который позволил бы с определенной точностью оценить конечную эффективность, объ­ясняется трудностями методологического характера — невоз­можно измерить процесс, измеряя его составные части. Оценка эффективности рекламы — это оценка эффективности системы, элементами которой являются целеустремленные подсистемы — товаропроизводители, рекламопроизводители, средства размеще­ния рекламы и потребители (товаров и рекламы), причем каждая из них имеет свои цели, т.е. возникает дерево целей. Таким образом, эффективность рекламы определяется как результирую­щая эффективностей всех участников процесса.При этом несо­мненно, что достижение цели (эффективность) каждым участни­ком процесса зависит от деятельности других, следовательно, при оценке эффективности каждого участника следует учитывать деятельность всех остальных: от каждого из них зависит резуль­тат. Этот учет проще для оценки взаимодействия первых трех участников процесса, чем четвертого — потребителя (их взаимо­отношения более формализованы, профессиональные обязаннос­ти и роли традиционны, повторяемы и т.д.).
Но исследователи не отказались от мысли измерить влия­ние рекламных сообщений на получателя. Практически все подходы к этой проблеме могут быть сгруппированы в две стратегии, в равной мере распространенные в сегодняшних маркетинговых исследованиях. Во-первых, это лабораторные исследования, устанавливающие зависимости между реакциями того, кто принимает демонстрируемое сообщение визуального характера (механическое регистрирование внимания по движе­нию глаза); замеры реакции на составляющие рекламного со­общения, когда они выступают в роли переменных (цвет, шрифт, композиция и проч.); работы с группами на предмет понимания, интерпретации сообщения, с использованием се­мантического дифференциала и т.д. Все это укладывается в задачу установления некоторой связи в паре один получа­тель — одно сообщение или небольшое число получателей — небольшое количество сообщений.
Во-вторых, массовые опросы, когда вербальное поведение опрашиваемых позволяет судить об их информированности, оценках, предпочтениях, измерениях поступить определенным
образом с предметом рекламных сообщений: товарами, услугами, марками товаров — «брэндами» и т.п. Во всех этих случаях речь идет об изучении и анализе эффекта рекламных сообщений, ис­пытываемого потребителями. Обычно классификации таких эф­фектов включают небольшое их количество, т.е. имеется возмож­ность замерить этот эффект. Так, распространенная в маркетин­говых исследованиях классификация, представленная на семинаре ВЦИОМ (июнь 1995 г.) сотрудником Европейского фи­лиала института Гэллапа X. Флемингом, включает следующие эффекты: внимание; информированность (знают ли название марки, фирмы, узнают ли при предъявлении, припоминают ли); когнитивный эффект (что конкретно припоминают и как это выражают); оценочный эффект (какой брэнд предпочитают, какой выбирают из предложенных, как обосновывают, почему нравится); конативный эффект (поведенческий эффект в обста­новке эксперимента).
Во всех перечисленных случаях объектом исследования ста­новится скорее акт коммуникации, чем ее процесс. А сами отношения потребителя с набором рекламных сообщений имеют своеобразный характер: конкретное рекламное сообще­ние предстает перед опрашиваемыми как эксклюзив: люди в лабораторных условиях специально и целенаправленно знако­мятся с конкретным рекламным сообщением. Не случайно ис­следователи подчеркивают, что, распространяя выводы прове­денных опросов на более широкую совокупность, можно го­ворить лишь о вероятностях, о возможностях, о тенденциях, о направлении движения. Ведь существует определенная раз­ница между вербальным поведением в определенных условиях и поведением индивидов в реальном социальном контексте в реальном времени.

Эффекты и эффективность

Каждый из перечисленных выше эффектов можно интерпретиро­вать более широко. Так, говоря о когнитивном эффекте1, Б.А. Грушин (Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Изд-во «Знание», 1979. С. 42.) связывает его вообще с приращением знания (имея в виду чисто информационное воздействие). Можно распростра­нить и на рекламу выводы Грушина о ценностных эффектах, о коммуникативных эффектах и т.п. Может быть, целесообразно определить эффекты, анализируемые Грушиным, как эффекты второго уровня по отношению к тем, которые используются в маркетинговых исследованиях. Это представляется тем более не­обходимым, если представить стабильный процесс взаимоотноше­ния индивида с текстом в виде выстроенных в ряд матрешек, вынутых одна из другой. Самая маленькая матрешка ассоцииру­ется с результатом, т.е. олицетворяет эффективность процесса. Для описания воздействия на остальные «матрешки» любой ин­формации, в том числе рекламной, эффекты, о которых говорит Грушин, будут наиболее адекватны.
Остановимся на такой важной стороне рекламы, как развле­кательная. Это немаловажно особенно для радио и телевидения, когда реклама активно эксплуатирует видеоряд и музыку; неко­торые аналитики утверждают, что усиление именно развлека­тельного эффекта от рекламы позволяет снижать ее неприятие потребителями более широкой информации.
Интересно определить также место, роль, влияние рекламы в экономике, политике и т.д.
При оценке влияния рекламы в экономике выделяют как позитивные моменты, так и негативные. В качестве позитивных обычно отмечают, что реклама обостряет конкуренцию, а зна­чит, ограничивает монополию; обострение конкуренции способ­ствует повышению качества продукции; конкуренция выступает как стимул экономического роста; поскольку увеличение обора­чиваемости капитала при интенсификации процессов купли-про­дажи приводит к росту доходов; уменьшается вероятность кризи­са в реализации товаров; создаются дополнительные рабочие места; учитываются вкусы и запросы потребителей в части по­требительских качеств товаров и услуг и их дизайна; получая из рекламы информацию о новых продуктах, потребитель тем самым экономит свои время и деньги, И все же аналитики гово­рят, что реклама не двигатель торговли, а топливо для двигателя. Но есть и противоположные мнения: реклама усиливает мо­нополию, так как богатые могут позволить себе оплатить боль­шой объем рекламы, особенно на таком дорогом СМК, как теле­видение, и поэтому становятся еще богаче; реклама стоит дорого и, следовательно, повышается стоимость товара; реклама идет на поводу у вкусов потребителя, что отражается на свойствах това­ра. Это подтверждает следующий факт: из 1,7 млрд долл. чистой прибыли компания «Дженерал моторе» («General Motors») из­расходовала всего лишь 1,25 млн долл. на обеспечение безопас­ной езды в автомобиле (0,073% дохода), но потратили около 5 млн долл., чтобы смягчить стук закрываемой дверцы его более приятным для слуха.
Влияние рекламы в политике усиливается с развитием транснациональных рынков; например, у местного населения с помощью рекламы создается образ процветающей страны — по­ставщика рекламы, а значит, со справедливым общественным строем.
Влияние рекламы на общественные вкусы и цен­ности, безусловно, наиболее заметно. Можноговорить даже о прямом влиянии на вкусы: в свое время большинство населения Бразилии, страны кофе, перешло на быстрорастворимый кофе, что вызывало негодование патриотов. Но здесь правомерен во­прос: что при этом выбирали бразильцы — «быстрый» кофе или ускоренный ритм жизни, в которой есть место и другим ценнос­тям? Ответ явно неоднозначный. Пример такого же рода дает Япония. Японцы пережили всеобщую «макдонализацию», но ув­лечение «бигмаками» повлекло за собой всплеск заболеваний атеросклерозом, ранее в такой степени японцам не свойствен­ные. При этом, как утверждают исследователи, изменить привы­чки человека в еде очень сложно, так как национальная кухня формирует самые глубинные привычки человека.
Влияние рекламы на образ и стиль жизни сегодня воспринимается как данность, поскольку реклама отражает со­временный образ жизни и в то же время формирует его. Когда в ходе опроса общественного мнения (1986) у французов спросили, что наилучшим образом отражает современный образ, стиль жизни: реклама, телевидение, пресса, кино, музыка, радио,
театр, то реклама вышла на первое место — в качестве такого средства ее назвали 76% опрошенных (на последнем месте в этом ряду оказался театр — 7%).
Социопсихологическое влияние рекламы сказывается в адап­тации новых поколений. Американские психологи приво­дят следующие данные: по статистике, к 20 годам американец просматривает уже около 1 млн телероликов рекламы, и это позволяет им сделать такие выводы: реклама учит молодых, что все проблемы в обществе решаемы; что все они решаются бы­стро; что все проблемы решаются быстро с помощью определен­ных технологий1, т.е. реклама дает заряд социального оптимизма в ходе естественной социализации молодого поколения.

Употребление понятий «эффективность» и «эффект» разны­ми исследовательскими школами


Эти частные понятия входят в широкую коммуникативную мо­дель. В свое время, когда наши теоретики и практики журналис­тики сводили функции СМК в обществе к функциям «пропаган­диста, агитатора и организатора», а принимающий информацию индивид рассматривался как поковка в руках опытного кузнеца, наиболее часто употребляемыми понятиями были «эффектив­ность» и «действенность». Казалось, достаточно учесть усилия этого кузнеца, чтобы добиться желаемой результативности. В 1970 г. проект «Общественное мнение» просто взорвал эту ситуацию, предоставив данные о нестыковках двух информаци­онных потоков: исходящего от государственных институтов и собственной информационной деятельности масс — по опериро­ванию этой информацией, генерированию своей собственной и т.д.
Когда субъект является скорее «выбирающим», чем «прини­мающим», процесс взаимодействия с ним наличествующей в об­ществе информации осознается как многофакторный. И эффек­тивность просто находит здесь свое место.
Итак, понятие эффекта и эффективности воздействия рекла­мы на потребителя помогают понять природу этого воздействия. Оно многофакторно, но потребительское поведение не всегда впрямую связано с самой рекламой. Значит, можно говорить о пределах достижения рекламой цели, а значит, и о пределах эффективности ее.
Но к одной эффективности свести этот процесс нельзя. Мы можем не купить рекламируемую вещь, но в результате быть информированными о ней, получить удовольствие от самого со­общения, обсуждать его в межличностной коммуникации... Эф­фекты могут быть вполне самодостаточной ценностью.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.