Человек посещает искусственно созданной среду. Большие и малые кафе, рестораны, бары практически все они созданы в соответствии с определенной концепцией — это та реальность, которая формирует облик объекта общественного питания. Анализ среды в которую попадает гость позволяет по-новому взглянуть на процессы восприятия и механизмы, объясняющие все действия. Качество среды (пространство, материалы, формы, свет и пр.) оказывает влияние как на поведение, так и на оценку услуги.
На сегодняшний день развитие сферы услуг, а именно общественного питания осуществляется в ускоренном темпе. Количество концепций и идей зашкаливает, каждый день появляется все новые и новые проекты. В зависимости от темы объекта общественного питания будет зависеть все материальные свидетельства. На Тайване решили привнести туалетную тематику в объект общественного питания, посетителя повсюду окружают образы унитазов. В Южной Африке в городе Лимпопо создан ресторан Observatory Restaurant Johannesburg, в котором главный уклон сделан в сторону астрономией, все атрибуты атмосферы ресторана будет соответствовать теме звезд, телескопов. Если посмотреть на зарубежный ресторане с интересной тематикой предоставления еды в темноте, то единственным и наиболее важным материальных свидетельствах в этом заведении будет полное отсутствие света, которая наиболее полно позволит проникнуться идей.
Материальные свидетельства. Данное понятие включает физическую среду, в которой осуществляется обслуживание потребителей, а также любые материальные (осязаемые) элементы, способствующие повышению эффективности услуг и информированности потребителей. Потребитель всегда стремится определить качество услуг сервисной компании по внешним признакам, внимательно исследуя все возможные материальные сигналы. Так, например, потенциальный клиент может заглянуть в окно ресторана, чтобы оценить внешний вид официантов, дизайн и мебель в зале. Следует помнить, что атмосфера любого магазина зависит от оформления торгового помещения, причем важную роль играет цветовое решение, ведь каждый цвет имеет свое значение и особым образом влияет на настроение посетителя. Например, считается, что черный цвет символизирует силу и мощь, в то время как зеленый подразумевает мягкость. В интерьерах самолетов обычно превалируют пастельные тона, вызывающие чувство комфорта и спокойствия, а помещения дискотек наоборот оформляются яркими красками с использованием световых эффектов, что способствует возбуждению посетителей. Такие яркие цвета, как красный, желтый, красно-оранжевый и пурпурный, способствуют повышению аппетита. Они также увеличивают интерес к напиткам. Именно по этой причине многие компании, выпускающие продукты питания, выбрали эти цвета своими фирменными с целью привлечения покупателей к своему бренду.
Конструирование интерьеров кафе и ресторанов должно быть основано на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Грамотно созданный интерьер впечатлит посетителей, удовлетворит их эстетическое чувство и еще не раз вызовет желание провести время в заведении. Внутреннее оформление помещения должно соответствовать тому, чем занимается компания, стилю ее работы. Невозможно себе представить сходное оформление ресторана и медицинского учреждения. Ресторан должен быть своеобразным, единственный по своим качествам. Интерьер участвует в складывании имиджа и стиля заведения. Он создает с первых шагов внутреннее душевное состояние гостя. Дизайн помещения с первого взгляда говорит об уровне ресторана и о том, чего здесь можно ожидать. Ресторан быстрого питания значительно отличается от ресторана класса люкс, детское кафе - от пивного бара. Интерьер ресторана не редко становится причиной выбора заведения. Кому-то хочется представить себя во французском ресторане, а кому-то - в ирландском пабе. Внутреннее оформление кафе или ресторана непременно делается с учетом их особенностей: числа гостей, стиля работы, индивидуальных характеристик помещения. Все должно работать на удобство посетителей, создание условий для работы сотрудников. Интерьер ресторана не может не быть чуждым подражательности, и наоборот, должен составлять исключительную его принадлежность. Курящие и некурящие посетители не должны мешать друг другу, поэтому предусматривается разделение помещений. Внутреннее убранство ресторана на 90% влияет на количество будущих посетителей, а, следовательно, рентабельность заведения. Впечатление от интерьера, а не только уровень обслуживания или вкус блюд, влияют также на то, уютно ли тут клиентам, спокойно ли и одновременно радостно, вернуться ли сюда эти люди через время и посоветуют ли ресторан своим друзьям.
Почему же именно интерьер залов влияет на популярность ресторана? Всё объясняется довольно просто: клиенты ищут сначала место, где можно отдохнуть, а уже потом - поужинать. Если учесть огромную конкуренцию в этой сфере, то отобедать можно в любом другом месте, куда приглашают на работу замечательных поваров, но будет ли там так же красиво, шикарно и одновременно комфортно?
В отличие от кафе, интерьер ресторана должен вызывать ощущение праздника, веселья, чего-то необычного. Находясь в ресторане, клиенты всегда ощущают некую "избранность", что льстит самолюбию любого человека. На подсознательном уровне дизайн того или иного ресторана формирует у них мнение о блюдах, которые ещё не были заказаны, а также отношение к себе лично или же к тому, кто в это заведение пригласил. Согласитесь, что самое изысканное блюдо не захочется отведать, если обстановка вокруг не будет к этому располагать.
Главная тенденция ресторанного бизнеса гласит о том, что любой ресторан должен иметь свой неповторимый дизайн, стиль, облик, характер, ибо клиенты платят не только за спиртное или десерты, но и за атмосферу: музыку, освещение, возможность посидеть на шикарной мебели, которая далеко не всегда имеется у посетителя дома.
Ещё одна важная особенность дизайна ресторана состоит в том, что внимание должно быть уделено не только гостевой зоне, но и всем остальным, а это: холл и гардероб, бар и танцпол, кальянная и VIP-зал или бильярдная. Даже самый незначительный, на первый взгляд, аксессуар обязан гармонировать с остальными предметами интерьера и удачно вписываться в общую картину. Малейшая ошибка дизайнера способна повлиять на негативное отношение клиентов к заведению.
Дизайн интерьера ресторана должен в полной мере соответствовать концепции и позиционированию заведения. Также следует учесть следующие правила:
- необходимо избегать любой интерьерной недосказанности: всё в дизайне интерьера должно быть завершённым;
- периодически оформление залов претерпевает изменения и по причине новых веяний моды, и по причине изношенности той же мебели, и из желания обновить обстановку, поэтому при проектировании помещений следует учесть возможность внесения каких-либо дальнейших изменений;
- даже в самом шикарном ресторане всё должно отвечать законам грамотного построения пространства и эргономичности: ничто не должно создавать неудобств ни для клиентов, ни для персонала (от администратора до поваров).
- уют ресторана зависит от степени взаимосвязанности даже несочетаемых, на первый взгляд, зон.
Соединив дизайн и клиентов, можно сразу сделать вывод о том что если что-то в интерьере клиенту не понравилось или что-то отталкивает его, он не сможет комфортно чувствовать себя, ему захочется как можно быстрее уйти, а следовательно отказаться от предоставляемой услуги. Т.о мы отталкиваем клиентом неграмотным обращением с внешними материальными свидетельствами и неэффективно используем этот инструмент в управлении контактами.